«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ!» (СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА)
статья
В статье описана система дополнительго образования в условиях коррекционной школы-интерната.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tazhin_ibragimova_kulakova_lyubyh.docx | 246.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ!» (СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА)
Ж.У. Тажин, Е.В. Ибрагимова, И.В. Любых, Е.А. Кулакова,
КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, г.Петропавловск
Приоритетные направления Государственной Программы развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 гг. ставят проблему формирования успешной личности молодых людей с особыми образовательными потребностями.
Президент Н.А.Назарбаев определил парадигму современного образования, в том числе и - специального: «…воспитание не социальных аутсайдеров и потребителей, а конкурентноспособных граждан, способных жить и работать на благо общества, переход от иллюзорной концепции потребительского общества к обществу всеобщего труда». [1, 2]
С учётом этого разработан инновационный проект системы дополнительного образования в условиях коррекционной школы-интерната «Мы разные, но мы вместе!», главной целью которого яыляется включение детей с нарушениями слуха в общество через систему дополнительного образования.
В условиях дополнительного образования процесс вхождения детей с нарушениями слуха в социум, формирование их гражданской активности будет успешным при соблюдении следующих требований: включения и расширения системы дополнительного образования; установлении социального партнерства со специальным учреждением образования; активном взаимодействии с социумом детей с особыми образовательными потребностями.
Новизна нашей работы в следующем: включение системы дополнительного образования в структуру специального образовательного учреждения и использование дополнительного образования как средства социализации детей с особыми образовательными потребностями; выход их за пределы школы-интерната на республиканский и международный уровень с помощью установления социального партнерства.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработана, обоснована и апробирована система включения детей с нарушениями слуха в социум в условиях образовательного специального учреждения. Материалы могут быть использованы специалистами организаций дополнительного образования, общеобразовательных инклюзивных учреждений и специальных школ.
Внимание специального образования направлено на обновление содержания и технологии обучения и воспитания, делающего акцент на развитие функциональной грамотности, жизненной компетенции и творческих способностей, социальной адаптации и включения в социум детей с особыми образовательными потребностями[3].
Неслышащие, слабослышащие дети и здоровые школьники в условиях частичной и временной инклюзии имеют возможность совместно заниматься творчеством, спортивной и познавательной деятельностью. В результате чего у учащихся не только развивается творческий потенциал и формируется профессиональное определение. Проект «Мы разные, но мы вместе!», объединяющий творческие, спортивные и познавательные программы, вырабатывает у детей с ограниченными возможностями навыки социального поведения, создает условия включения в социум.
Рис. 1. Этапы реализации проекта «Мы разные, но мы вместе!»
Таблица 1. Расширение системы дополнительного образования в соответствии с практической реализацией Проекта
Система дополнитель-ного образования | Реализуемые программы | Достижения |
Творчество и искусство | Хореография (народные, бальные, современные танцы) | Лауреаты I степени в IV Международном фестивале-конкурсе «Солнечный танец» (г.Несебр, Болгария), Гран-при на фестивале казахстанской культуры «Танысу» (г.Сан-Марино, Италия), ансамбль бального танца «Sensetivе»; Лауреаты 1 степени в Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Workshop» «Роза ветров» г.Москва РФ, ансамбль современного и народного танца «Пульс» |
Музыка и ритмика (жестовое пение) | Гран-при, Диплом 1 степени в I областном конкурсе «Демеу» | |
Декоративно-прикладное искусство и творчество (макраме, мягкая игрушка, вязание, бумагопластика, плетение из виноградной лозы, плетение из газет, гончарное дело, белая скульптура) | 3 место в областном конкурсе-практикуме по дизайну; Диплом за участие в областном фестивале казахской культуры «Таншолпан» | |
Художествен-ное творчество | Конкурс рисунков ЮНЕСКО «Мир, который я вижу – жизнь, в которой я творю!» в г. Астана | |
Спорт | Народные игры (бестас асық, тоғыз қумалақ, лапта) | участие в соревнованиях социального проекта «Содружество. Достастық. Сommonwealth.» |
Спортивная акробатика | 2 место в Чемпионате мира, Дания. | |
Футбол | 1 место в Чемпионате РК по мини-футболу, г.Семей | |
Легкая атлетика, шорт-трек | 2 место в Чемпионате РК по легкой атлетике, г.Караганды | |
Настольный теннис | 3 и 2 место в Чемпионате РК по настольному теннису, г. Талды-Курган | |
Греко-римская борьба | 1,2,3 места в областных соревнованиях | |
Профессионально техническая деятельность | Кружковая работа «Компьютер-ный практикум» | Разработка и техническое обеспечение школьного сайта deaf.kz; разработка и проведение 1 Международной дистанционной интернет-олимпиады среди детей с нарушениями слуха «Есназар: Взор разума – 2015» |
Занятия в кружке «Робототехника» НИШ г.Петропавловск | Дипломы победителей в конкурсе «Робототехника», активное участие шахматном турнире между учащимися НИШ химико-биологического направления и учащимися с нарушениями слуха | |
Кружковая работа «Шебер қол» | 1,2,3 места в областном конкурсе профессионального мастерства среди здоровых участников и с особыми образовательными потребностями | |
Кружковая работа «Растениевод-ство и экологический дизайн» |
В рамках долгосрочного проекта социальными партнерами выступили Северо-Казахстанский государственный университет, областной Северо-Казахстанский филиал республиканского общественного объединения «Казахское общество глухих», Северо-Казахстанский филиал Асамблеи народа Казахстана, Филиал НЦПК «Өрлеу» по Северо-Казахстанской области, Продюсерский центр, Театр глухих «Дартс» г.Астана, спортивный клуб для людей с ограниченными возможностями «Үмит», областной центр творчества детства и юношества, учебно-производственное предприятие «Мастер-центр», Строительно-экономический колледж, Художественный лицей, Станция юннатов, творческое объединение «Союз-Автор», НИШ химико-биологического направления г.Петропавловска.
Показателями функциональных социальных компетенций и общественной активности учащихся являются:
Данные показатели способствуют деятельному приспособлению школьников с особыми образовательными потребностями к жизни, приобретению уверенности в собственных возможностях, активному взаимодействию с социумом.
Профессиональное самоопределение, успех молодых людей с нарушениями слуха в самостоятельной жизни после окончания школы и является завершающим этапом,
Результаты инновационного проекта «Мы разные, но мы вместе!».
- Выход на международный уровень, успешное представление Республики Казахстан на творческих и спортивных площадках в России, Киргизии, Турции, Южной Корее, Малайзии, Таиланде, Болгарии, Германии, Литве, Дании.
- Инициатива в разработке и проведении 1 Международной дистанционной предметной интернет-олимпиады среди детей с нарушениями слуха «Ес назар: Взор разума – 2015», объединившей 6 областей РК и участников Российской Федерации и Республики Беларусь;
- Успешное трудоустройство выпускников.
Таблица 2. Анализ трудоустройства выпускников
Сроки проекта | Компьютер-ные техноло-гии, % | Творчество,% | Швейное дело, % | Строительные технологии,% | Парикма-херское дело, % |
2000- 2016 | 15 | 10 | 14 | 23 | 11 |
Участники проекта «Мы разные, но мы вместе!» выбирают профессии и успешно трудоустраиваются в соответствии с профилями дополнительного образования.
В процессе реализации Проекта было выявлено, что дети с нарушениями слуха способны участвовать и достигать высших результатов в городских, областных, республиканских и международных конкурсах детского творчества, спортивных и профессионально-технических соревнованиях не только среди сверстников с особыми образовательным и потребностями, но и со здоровыми детьми.
Итог проекта «Мы разные, но мы вместе!» - включение детей с нарушениями слуха в социум, формирование навыков их социального поведения, активное участие в жизни государства!
Список литературы:
1.Назарбаев Н.А. «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» от 10 июля 2012 г.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 годы.
3.Национальный план действий на 2012-2016гг. по развитию функциональной грамотности школьников от 25 июня 2012г.
4. Айдарбекова А.А.Профессиональное образование граждан с особенностями психофозического развития в Казахстане и за рубежом , «Специальное образование в Казахстане» научно-практический журнал, САТР. – 2013. - №3(44)с.2-6
5. Особенности коммуникации в процессе интегрированного обучения дошкольников с нормальной и нарушенной речью/З.Мовкебаева//
Ұлт та Ғылымы.-2003.-№3 – с.71-75
6.Андреева Л.В. Сурдопедагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/Под науч. ред. Н.М.Назаровой, Т.Г.Богдановой. – М.: «Академия», 2005г. – с–376
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Создание коррекционно-развивающей среды – основа социализации школьников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната"
Опыт работы по преподаванию социально-бытовой ориентировки в коррекционной школе-интерате I вида....
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната
Применение проектной деятельности на уроках математики в условиях коррекционной школы-интерната...
Доклад "Система работы по развитию творческих способностей обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы-интерната"
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчестваБ.П. Никитин, педагог-новатор...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА II ВИДА.
Современные требования к работе учителя - дефектолога предполагают использование новых форм работы, новых подходов к обучению и развитию детей с недостатками слуха. Постоянно возникает поиск нестандар...
Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.
Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...
Игровые педагогические технологии - одно из эффективных средств формирования детского коллектива в условиях коррекционной школы-интерната.
Коллектив - это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи...
Работа по профориентации как форма социальной реабилитации воспитанников с ОВЗ в условиях коррекционной школы-интерната
Аннотация: в статье освещен опыт работы по профориентации с группой воспитанников с ОВЗ (глухие) в коррекционной школе-интернате.Ключевые слова: профориентационная работа, воспитанники с нарушением сл...