Программа кружка бисероплетения
рабочая программа
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Вяземская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол №1 от «30» августа 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ № 110 от «01» сентября 2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Волшебный бисер»
Направленность: художественно-эстетическая
Срок реализации: 1 год
Составил учитель: Марченко О.Е.
(Ф.И.О.)
2021-2022 уч. год
Пояснительная записка
Программа составлена на основании нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному образовательным программам»
- СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28
- Рабочая программа воспитания СОГБО «Вяземская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Работа с бисером относится к древним видам рукоделия. Зародившееся еще в Древнем Египте, бисерное искусство развивалось в течение тысячелетий, иногда временно выходя из моды, а затем возвращаясь на новом витке своего развития.
Основная задача кружка «Волшебный бисер» заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению поделок из бисера, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач руководителя кружка.
Творчество и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.
Работа с бисером привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ем.
Кружок «Волшебный бисер» призван способствовать развитию творческих способностей учащихся, помочь им найти занятие по душе.
Это очень кропотливая работа, требующая усидчивости, аккуратности, старательности и, конечно, терпения довести всё начатое до завершения, чтобы увидеть итог своего труда.
В процессе занятия ручным трудом развивается весь человек: его мышление, чувства, воля.
Прививая детям навыки рукоделия, мы стремимся сформировать творческую, гуманную, интеллектуально развитую, самостоятельную и внутренне свободную личность, способную ценить свой труд и труд других людей.
Цель настоящей программы:
Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их, развивать эстетический вкус, внимание, терпение в работе, чувство коллективизма. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям.
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выставки к различным праздникам –День Матери, Новый год, 8 Марта, День Победы.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО (подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей черчения (умение «читать» и составлять схемы), математики (подсчет стоимости используемого материала).
Содержание программы
Введение
1ч.
История бисера.
Инструменты и материалы (бисер, стеклярус, бусины, проволока, нитки, леска и пр), фурнитура, приспособления для бисероплетения.
Организация рабочего места.
Плоские изделия на проволоке,
выполненные параллельным плетением
5 ч.
Выполнение плоских изделий на проволоке.
Основные приемы: набор бисера, двусторонний пропуск бисера, петля из бисера (прием «друг за другом»), кольцо из бисера (прием «навстречу друг другу»), варианты подплетения новой проволоки, меры предосторожности. Способы завершения плетения.
Чтение и выполнение изделий по схемам.
Практическая работа.
Изготовление плоской фигурки.
Выполнение объемной миниатюры.
Изделия на проволоке,
выполненные с помощью скручивания
5 ч.
Технология выполнения изделий на проволоке с помощью скручивания. Возможности данной техники. Разнообразие изделий, выполненных с помощью скручивания.
Практическая работа.
Выполнение веточек.
Выполнение цветов.
Сборка и оформление деревца.
Самостоятельное изготовление изделий
по готовым схемам
5 ч.
Практическая работа.
Самостоятельное чтение и выполнение изделий по схемам.
Французское плетение
(низание дугами)
4 ч.
Французское плетение или низание дугами. Технология изготовления изделий. Подготовка проволоки. Плетение листьев и лепестков. Формирование цветка. Использование дополнительных материалов (нитки «мулине») для оплетения стеблей.
Практическая работа.
Выполнение лепестков.
Выполнение листьев.
Сборка цветка.
Оплетение стеблей нитками «мулине».
Объемные изделия на проволоке
4 ч.
Особенности выполнения объемных изделий на проволоке. Техника двойного плетения. Формирование фигур. Фиксация формы.
Практическая работа.
Выполнение объемной миниатюры.
Приплетение отдельных элементов.
Оформление готового изделия.
Простые цепочки
5 ч.
Выполнение изделий на нити, леске, резинке. Подготовка нити к работе. Определение длины нити, необходимой для работы. Приемы закрепления рабочей нити (с помощью бусинки, скотча и т.п.)
Бисерные цепочки "Пупырышки", "Зигзаг", "Змейка". Приплетание бисерной бахромы («листик», «коралл», «дождик»). Закрепление фурнитуры на готовом изделии. Закрепление нити по окончании работы.
Практическая работа.
Изготовление браслета или ожерелья.
Изготовление подсвечника.
Изготовление изделия.
Информационные технологии
1 ч.
Практическая работа.
Работа с книгами, журналами.
Поиск информации с помощью Интернета.
Проект
5ч.
Выполнение изделия по алгоритму проектирования плетением из бисера.
Определение проблемы и потребностей. Формулировка задачи. Развитие идей и выбор лучшей. Разработка технологии. Выполнение изделия. Самооценка изделия.
Практическая работа.
Определение проблемы и формулировка задачи. Выбор лучшей идеи.
Разработка технологии. Выполнение изделия.
Изготовление изделия. Самооценка.
Учебно- тематический план
№ | Тема | Количество часов | Форма организации деятельности учащихся | Дата | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1 | Введение. ИОТ | 1 | 1 | - | Беседа | 2.09 |
2 | Плоские изделия на проволоке, выполненные параллельным плетением | 5 | 1 | 4 | Практическая работа | 9,16,23, 30.09 7.10 |
2 | Изделия на проволоке, выполненные с помощью скручивания | 5 | 1 | 4 | Практическая работа | 14,21, 28.10 11,18.11 |
3 | Самостоятельное изготовление изделий по готовым схемам | 5 | - | 5 | Практическая работа | 25.11 2,9,16, 23.12 |
4 | Французское плетение (низание дугами) | 4 | 1 | 3 | Практическая работа | 13,20, 27.01 3.02 |
5 | Объемные изделия на проволоке | 4 | 1 | 3 | Практическая работа | 10,18, 25.02 3.03 |
6 | Простые цепочки | 5 | 1 | 4 | Практическая работа | 10,18.03 7,14, 21.04 |
7 | Информационные технологии | 1 | - | 1 | Практическая работа | 28.04 |
8 | Проект | 4 | 1 | 3 | Выполнение проекта | 5,12, 19,26.05 |
Всего | 34 | 7 | 27 |
Ожидаемые результаты
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
По окончании 1 года обучения обучающиеся знают:
- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка, алебастр);
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки);
- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.
По окончании 1 года обучения обучащиеся умеют:
- организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
- под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку.
Учебно- методическое обеспечение
Занятия кружка проводятся на базе кабинета математики.
Кабинет может размещаться на любом этаже школьного здания, кроме полуподвальных и подвальных помещений.
Рабочие места необходимо укомплектовать соответствующим оборудованием и инструментами. В гигиенических целях в кабинете и мастерской должны быть умывальник и полотенце (бумажное или электрическое). Температуру в мастерских в холодное время года нужно поддерживать не ниже 18 °С при относительной влажности 40-60 %.
Большое внимание при работе в мастерских должно быть обращено на соблюдение правил санитарии и гигиены, электро- и пожарной безопасности, безопасных приёмов труда учащихся при выполнении технологических операций. Для этого мастерские оборудуются соответствующими приспособлениями и оснащаются наглядной информацией.
- книги и журналы по бисероплетению,
- инструкционные карты,
- проволока,
- бисер, рубка, стеклярус, бусины
- одноразовые бумажные тарелки,
- кусачки/ножницы.
- Бисер /Авт.-сост. Г. Дюмина. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
- Данкевич Е.В. Бижутерия из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.
- Данкевич Е.В. Цветы из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2007.
- Данкевич Е.В. Украшения из бисера. –М.: Астрель; СПб.: Сова, 2008.
- Игрушечки из бисера. (Составитель Ю. Лындина) «Культура и традиции», 2006г.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горкова и др. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Ткаченко Т.Б. Подарки из бисера. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Фигурки из бисера. (Составитель Ю. Лындина). «Культура и традиции», 2007.
- Ингрид Морас. Забавные животные из бисера. - Мир книги, 2011.
- Мари-Клод Бюрель. Цветы из бисера. -«Контэнт», 2011
- Журналы «Чудесные мгновения. Бисер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Бисероплетение"
Программа "Бисероплетение", разработчиком которой я являюсь. Методические разработки занятий кружка. Доклад "Занятость в дополнительном образовании как профилактика самовольных уходов несов...
Программа кружка " Бисероплетение"
Программа кружка «Бисероплетение» охватывает различные направления работы с бисером — плетение иглой на нити, плетение объемных изделий, цветов, игрушек на тонкой обмоточной проволке.Програма обучения...
Программа кружка "Бисероплетение"
Программа кружка "Бисероплетение".Срок реализации – 2 года....
Рабочая программа кружка бисероплетения «Волшебная бусинка»
Рабочая программа кружка бисероплетения «Волшебная бусинка» используется в работе с воспитанниками школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. Актуальность программы обоснована активи...
Программа кружка "Бисероплетение"
Программа кружка разработана на 3 года....
Рабочая программа кружка "Бисероплетения"
Бисероплетение очень интересно для детей, т.к. позволяет проявить ребенку творческое начало и фантазию. Для реализации своих идей человек выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью крас...
Анализ реализации программы кружка "Бисероплетения"
Анализ реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности«Бисероплетение»...