Программа кружка внеурочной деятельности "Прикоснемся к истокам малой Родины"
рабочая программа

Борисова Юлия Александровна

Программа кружка внеурочной деятельности "Прикоснемся к истокам малой Родины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Борисова Юлия Александровна, учитель,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся

с ограниченными возможностями

здоровья» г. Мичуринска

Тамбовской области

Программа внеурочной деятельности кружка

«Прикоснёмся к истокам малой Родины»

I. Пояснительная записка

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий, которые позволяют реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа ориентирована на формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных исторических образов, расширение социального опыта детей с особыми образовательными потребностями. Этот материал обладает значительным воспитательным потенциалом, так как при изучении истории и природы родного края развиваются эстетические чувства, воспитывается бережное и гуманное отношение ко всему живому. Знакомство с богатой историей, природными богатствами, историческими памятниками, заслугами выдающихся земляков способствует воспитанию патриотических чувств, чувства долга перед Родиной.

Программа внеурочной деятельности кружка «Прикоснемся к истокам малой Родины» разработана на основе следующей нормативно-правовых актов:

  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от   29 декабря 2012 г. 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  3. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 года;
  4. Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. №321-3 «Об образовании в Тамбовской области»;
  5. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3 от   01.09.2014 г.

Программа предназначена для решения задач социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью, формирования у них готовности жить и трудиться в своем крае, участвовать в его развитии. 

Актуальность программы состоит в том, что она готовит детей к вхождению во взрослую жизнь, развивает уверенность в себе, чувство патриотизма, любовь, способствует формированию активной жизненной позиции, культуры общения и поведения в социуме.

Главная идея кружка «Прикоснёмся к истокам малой Родины» заключается в возможности использования знаний, полученных на занятиях внеурочной деятельности, не только на уроках, но и в повседневной жизни: знание инфраструктуры старого и нового города.

Одной из особенностей программы кружка «Прикоснёмся к истокам малой Родины» является его метапредметная связь с кружком «3-D моделирование из фанеры», эта связь реализуется путём синхронизации тем занятий: обучающиеся моделируют исторически значимые объекты города, увиденные и снятые на экскурсиях  «Прикоснёмся к истокам малой Родины», что не только формирует яркие, эмоционально окрашенные образы у обучающихся, развивает индивидуальное творчество в наиболее интересном для них направлении, но и способствует лучшему пониманию и усвоению исторического материала в целом, пониманию того великого единого целого, что мы называем Родиной, таким образом, «малый мир» их детских ощущений не выветривается из памяти, не исчезает бесследно.

Цель: создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ средством краеведческой деятельности,  формирование основ этнического самосознания обучающихся и расширение собственного культурного опыта путем развития интереса к истории  г. Мичуринска.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить обучающихся с культурными учреждениями города;

- историей возникновения и развития малой Родины;

 - формировать культуру поведения в природе;

- обогащать представления об окружающем мире;

- учить детей быть ответственными за свои поступки.  

Развивающие:

- развить у детей с ограниченными возможностями здоровья позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям;

    - создать условия для саморазвития и самореализации детей, способствующие социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательные:

- воспитать бережное отношение к истории и окружающей среде родного края;

- сформировать рациональное отношение к компонентам живой и неживой природы.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 13-15 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

Общее количество часов –34. Срок реализации – 1 год.

Принципы построения программы

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному).
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций).
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого - либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно).
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения.
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).
  • Принцип успеха. Создание ситуации успеха на занятии, которая мотивирует воспитанников на деятельность.
  • Строгое соблюдение психогигиенических требований при проведении занятий.

Планируемые личностные результаты:

  • положительное отношение к краеведению;
  • познавательный интерес к истории своей страны, прошлому своего народа;
  • познавательный интерес к малой родине;
  • уважительное отношение к окружающим людям;

Наличие системы оценки эффективности

внеурочной деятельности обучающихся

В программе представлены разнообразные виды деятельности детей, обеспечивающие полноценное усвоение краеведческих знаний и верное их применение в игровой, трудовой, познавательной, учебной, творческой деятельности.

Программа кружка внеурочной деятельности «Прикоснёмся к истокам малой Родины» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые проверочные работы, практические работы, защиту мини проектов, выставок моделей исторических объектов, самооценка, педагогический мониторинг, творческие работы, самоанализ, наблюдения и др.

Организация пространства для внеурочной деятельности

 Активизации деятельности обучающихся способствуют занятия в классной комнате, экскурсии в музеи и по  историческим местам города, встречи с интересными людьми в здании городской библиотеки.

Система взаимодействия с социальными партнерами

Реализация программы внеурочной деятельности предполагает взаимодействие с социальными партнёрами, учреждениями культуры и дополнительного образования детей:  МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма», Мичуринской Центральной городской библиотекой, МОУ ДО «Станция юных натуралистов», музеями города (совместные экскурсии, викторины, квесты, конкурсы, выставки). В процессе подобной деятельности обучающиеся приобретают определенные навыки сотрудничества, работы в коллективе, здорового соперничества, ответственности.

Используемые инновационные технологии

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, краеведо–туристические технологии, проектные технологии.

II. Содержание программы

                                       1. Столица научного садоводства

     Урок – экскурсия. История названия города.

      История мичуринского герба. Первый герб города, герб советского периода, герб Мичуринска-наукограда.

      Почему Мичуринск называется наукоградом. Указ Президента В.В.Путина о присвоении городу статуса наукограда. Что такое – наукогорад? Научные учреждения города.

      Урок – экскурсия. И. В. Мичурин - основатель научного садоводства. Биография И. В. Мичурина, его научные достижения.

Работа над созданием мини проектов на тему «И.В. Мичурин – выдающаяся историческая личность».

      Урок – экскурсия. Современное управление городом. Городской Совет, городская администрация, глава города, управления и отделы городской администрации и мест их расположения.

                                               2. Облик города

     Урок – экскурсия совместно с МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» Место расположения города. Мичуринск на карте области. Поверхность территории. Природа. Климат. Водоемы. Пограничные территории.

       Урок – экскурсия. Город начинается с вокзала. Время постройки железной дороги и вокзала. Описание вокзала и привокзальной площади. (Моделирование здания вокзала).

      Урок – экскурсия. Главная улица города. Ул. Советская – Московская, история названия. Дома – архитектурные памятники. Здания городской администрации, школы №1, школы №18. Площадь Ленина. Ильинский собор. Площадь Мичурина.

Организация фотовыставки «Главная улица города».

     Урок – экскурсия. Архитектура и история центральных улиц. Самый старый дом в городе (угол  Коммунистической и Марата). Разнообразие архитектурных стилей, застройки. (Моделирование понравившихся исторических объектов)

      Урок – экскурсия. История городских храмов.

Организации выставки рисунков и макетов «Исторические памятники города»

Современные микрорайоны города. Парки и скверы города.

Квест-игра «Город сегодня»      

3.   Где сберегается история города

       Урок – экскурсия в Городской краеведческий музей. Расположение музея, его история. Экспозиция. Важнейшие экспонаты. Порядок  работы.

       Урок – экскурсия в Дом – музей  И.В. Мичурина. Расположение дома – музея. История дома-усадьбы. Описание  комнат,  экспонатов.                

        Урок – экскурсия в Дом – музей А.М. Герасимова.  Краткая биография А.М. Герасимова. Интерьер и экспонаты дома-музея. Выставочный зал. Наиболее значимые картины   А.М.Герасимова.      

Урок – экскурсия. Литературно – музыкальный  музей Голициных. Краткие сведения о литераторах и музыкантах  Голициных.

   Урок-встреча с ветеранами ВОВ. Памятники и обелиски.

Урок-встреча с ветеранами .Мемориал мичуринцам, погибшим в Афганистане и Чечне. Памятник мичуринцам – ликвидаторам последствий чернобыльской катастрофы.

         Другие хранилища исторической памяти. Школьные музеи: музей истории школы №18, музей адмирала Демина в школе №7. Музей пожарной охраны. Городской архив.

4. Культурные традиции г. Мичуринска

        Урок-экскурсия в мастерскую художника. А.М.Герасимов – первый президент академии художеств СССР. Начало творческой деятельности А.М.Герасимова в Козлове. Вклад Герасимова русского, советского изобразительного искусства. Наиболее выдающиеся картины А.М.Герасимова.

        Мичуринский драматический театр. История создания театра. Здание театра. Артисты. Репертуар.

Посещение спектакля Мичуринского драматического театра.

        Мичуринск музыкальный. Музыкальные традиции. Музыкальный вечер в Центральной городской библиотеке г. Мичуринска.

       Урок-экскурсия. Здравоохранение. История развития городского здравоохранения. Городская больница. Железнодорожная больница. Детская больница. Городские поликлиники. Детский санаторий «Ласточка».

Подготовка мини-проектов «Мой любимый город»

Защита мини-проектов «Мой любимый город». Подведение итогов года.

III. Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Столица научного садоводства

5

2

Облик города

10

3

Где сберегается история города

8

4

Культурные традиции г. Мичуринска

11

IV. Календарно-тематический план

заня

тия

Тема занятия

Количество часов

План

Факт

Столица научного садоводства

1

     Урок – экскурсия. История названия города.

1

06.09

2

      История мичуринского герба. Первый герб города, герб советского периода, герб Мичуринска-наукограда.

1

13.09

3

Почему Мичуринск называется наукоградом. Указ Президента В.В.Путина о присвоении городу статуса наукограда. Что такое – наукогорад? Научные учреждения города.

1

20.09

4

Урок – экскурсия. И. В. Мичурин - основатель научного садоводства. Биография И. В. Мичурина, его научные достижения.

Работа над созданием мини проекты на тему «И.В. Мичурин – выдающаяся историческая личность».

1

27.09

5

      Урок – экскурсия. Современное управление городом. Городской Совет, городская администрация, глава города, управления и отделы городской администрации и мест их расположения.

1

4.10

Облик города

11.10

6

     Урок – экскурсия совместно с МБОУ ДО «Центр краеведения и туризма» Место расположения города. Мичуринск на карте области. Поверхность территории. Природа. Климат. Водоемы. Пограничные территории.

1

11.10

7

       Урок – экскурсия. Город начинается с вокзала. Время постройки железной дороги и вокзала. Описание вокзала и привокзальной площади. (Моделирование здания вокзала).

1

18.10

8

      Урок – экскурсия. Главная улица города. Ул. Советская – Московская, история названия. Дома – архитектурные памятники. Здания городской администрации, школы №1, школы №18. Площадь Ленина. Ильинский собор. Площадь Мичурина.

1

25.10

9

Организация фотовыставки «Главная улица города».

1

8.11

10

     Урок – экскурсия. Архитектура и история центральных улиц. Самый старый дом в городе (угол  Коммунистической и Марата). Разнообразие архитектурных стилей, застройки. (Моделирование понравившихся исторических объектов).

1

15.11

11

Урок – экскурсия. История городских храмов.

1

22.11

12

Организации выставки рисунков и макетов «Исторические памятники города».

1

29.11

13

Организации выставки рисунков и макетов «Исторические памятники города»

1

06.12

14

Современные микрорайоны города. Парки и скверы города.

1

13.12

15

Квест-игра «Город сегодня»      

1

20.12

Где сберегается история города

16

       Урок – экскурсия в Городской краеведческий музей. Расположение музея, его история. Экспозиция. Важнейшие экспонаты. Порядок  работы.

1

27.12

17

       Урок – экскурсия в Дом – музей  И.В. Мичурина. Расположение дома – музея. История дома-усадьбы. Описание  комнат,  экспонатов.                

1

10.01

18

        Урок – экскурсия в Дом – музей А.М. Герасимова.  Краткая биография А.М. Герасимова. Интерьер и экспонаты дома-музея. Выставочный зал. Наиболее значимые картины   А.М.Герасимова.      

1

17.01

19

Урок – экскурсия. Литературно – музыкальный  музей Голициных. Краткие сведения о литераторах и музыкантах  Голициных.

1

24.01

20

Урок-встреча с ветеранами ВОВ.

1

31.01

21

Урок-встреча с ветеранами ВОВ.

1

07.02

22

Урок-встреча с ветеранами. Мемориал мичуринцам, погибшим в Афганистане и Чечне. Памятник мичуринцам – ликвидаторам последствий чернобыльской катастрофы

1

14.02

23

         Другие хранилища исторической памяти. Школьные музеи: музей истории школы №18, музей адмирала Демина в школе №7. Музей пожарной охраны. Городской архив.

1

21.02

Культурные традиции г. Мичуринска

24

        Урок-экскурсия в мастерскую художника. А.М.Герасимов – первый президент академии художеств СССР. Начало творческой деятельности А.М.Герасимова в Козлове. Вклад Герасимова русского, советского изобразительного искусства. Наиболее выдающиеся картины А.М.Герасимова.

1

28.02

25

        Мичуринский драматический театр. История создания театра. Здание театра. Артисты. Репертуар.

1

07.03

26

Посещение спектакля Мичуринского драматического театра.

1

14.03

27

Посещение спектакля Мичуринского драматического театра.

1

21.03

28

Мичуринск музыкальный. Музыкальные традиции.

1

04.04

29

Музыкальный вечер в Центральной городской библиотеке г. Мичуринска

1

11.04

30

Музыкальный вечер в Центральной городской библиотеке г. Мичуринска

1

18.04

31

Подготовка мини-проектов «Мой любимый город».

1

25.04

32

Защита мини-проектов «Мой любимый город».

1

16.05

33

Защита мини-проектов «Мой любимый город».

1

23.05

34

Подведение итогов года

1

30.05

V. Учебно-методическое обеспечение

- ТОИПКРО. Краеведение как основа воспитания гражданина и патриота. Тамбов 2002 г.

- ТОИПКРО. Краеведение как одно из важнейших направлений образовательной и воспитательной работы с учащимися. Тамбов 2002 г.

- «Страницы истории земли Козловской». Ред. Попов Б.К., Мичуринск, 2000 г.

- П.И.Черменский. Прошлое Тамбовского края. Тамбов 2001 г.

- Рассказы по истории Тамбовского края. Учебный материал для учащихся 5-х классов. Тамбов 2002 г.

- З.А.Шинтяпина. Историческое краеведение Тамбовского края с древнейших времен до образования Тамбовской губернии. Учебно-методическое пособие. Тамбов 2006 г.

- Ю.К.Щукин, П.П.Щербинин. Занимательное краеведение. Материалы и задания для изучения истории Тамбовского края. Тамбов 2006 г.

- И пыль веков от хартии отряхнув … Хрестоматия по истории Тамбовского края.

- М.Белых. Мичуринский биографический словарь. Мичуринск 2000 г.

- В.И.Попков, Н.М.Сухоруков. Козловъ-Мичуринск. Историко-литературное краеведение. Мичуринск 2003 г.

- В.И.Попков, Н.М.Сухоруков. Козловъ-Мичуринск. Литература и культура. Мичуринск 2002 г.

- В.Кострикин, В.Коробов. Город старый, город новый. Воронеж 2007 г.

- Козловъ – Мичуринск. Выдающиеся люди нашего края. Редактор В.И.Попков. Мичуринск 2006 г.

- М.Белых. Привет из Козлова. Мичуринск 2009 г.

- А.И.Кобзев. О подвигах, о доблести, о славе мичуринцев на фронтах Великой Отечественной войны. Мичуринск 2005 г.

- Мичуринцы – Герои Советского Союза. Рекомендательный список литературы. Мичуринск 2005 г.

- Мичуринск в годы Великой Отечественной войны. Сборник статей под редакцией Л.А.Израеловича. Мичуринск 2005 г.

- Великая Отечественная война в воспоминаниях мичуринцев. Ред. М.В.Белоусов. Тамбов 2005 г.

- В.Д.Филатова. Останутся в памяти народной. Историко-краеведческие записки. Мичуринск 2008 г.

- Танковая колонна «Тамбовский колхозник». Тамбов 2002 г.

- Л.Кукин–Балтийский, Е.Морозов – Адмиралы Тамбовского края. Тамбов. 2000 г.

- В.А.Кученкова, Н.М.Сухоруков. Храмы Мичуринского благочиния Тамбовской епархии. Тамбов. 2009 г.

- А.В.Сохранский. Легенды и предания Тамбовского края. Тамбов. 2004 г.

- Т.И.Попкова. Сказы о земле Тамбовской. Тамбов. 2004 г.

- Крестьянское восстание в Тамбовской губернии (1920-1921 гг.). Библиографический указатель. Тамбов. 1994 г.

- Крестьянское восстание в Тамбовской губернии в 1919-1921 гг. «Антоновщина». Документы и материалы. Тамбов. 1994 г.

- Г.А.Молчанова, Н.В.Олонцева, Ю.К.Щукин. Старый Тамбов от А до Я. Тамбов. 2004 г.

VI.Материально-техническое обеспечение

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • Компьютерные презентации к урокам

  1. Интернет-ресурсы

Перечень электронных образовательных ресурсов:

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ 

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/ 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по географии «Моя малая родина», 9 класс

Программа элективного курса по географии «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Содержание элективного курса позволяет познакомить уча...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Моя малая родина"

Данная программа предназначена для проведения кружка в основной общеобразовательной школе, расчитана на учащихся 5-6 классов. Содержание программы включает в себя изучение истории и географии родного ...

ПРОГРАММА осенней смены краеведческой направленности «Моя малая Родина. Ковров – город воинской славы» пришкольного оздоровительного лагеря МБОУ СОШ №22.

Программа создана руководителем школьного музея для проведения профильной краеведческой смены во время осенних каникул на базе школы, реализована в 2012 году. Осенняя смена краеведческой направленност...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 1-4 класс на 2022 -2025уч.г.

Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компе...

Социально-реабилитационная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина: Нижний Новгород» Срок реализации 9 месяцев Возраст детей от 7 -17 лет

Аннотация программы "Моя малая Родина: Нижний Новгород"На основе социально-реабилитационной программы "Моя малая Родина" реализуется цикл занятий под названием "Юный патриот&q...

Социально-реабилитационная программа по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина: Нижний Новгород» Срок реализации 9 месяцев Возраст детей от 7 -17 лет

quot;Дорогие друзья! Сегодня мы открываем двери в увлекательный мир познания и любви к своему родному городу. Программа «Моя малая Родина: Нижний Новгород» представляет собой уникальную и...

Презентация. Социально-реабилитационной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина: Нижний Новгород» Срок реализации 9 месяцев Возраст детей от 7 -17 лет

Аннотация к программе "Моя малая Родина: Нижний Новгород" является коротким, но информативным обзором ключевых моментов и целей программы, ориентированным на нравственно-патриотическое воспи...