Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ЮЛА»
рабочая программа

Боровикова Евгения Александровна

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Детский фитнес».

  Cоставитель: Боровикова Евгения Александровна - педагог дополнительного образования

  Возраст учащихся: 7-16 лет

  Срок реализации: 4 года

            Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Детский фитнес» имеет физкультурно-спортивную направленность и предполагает освоение материала на стартовом  и базовом уровнях.

Цель программы: воспитание и подготовка всесторонне развитого  молодого поколения через пропаганду здорового образа жизни

Задачи программы

Обучающие:

  • расширить представление о здоровом образе жизни;
  • обучить выполнению базовых упражнений;

Воспитательные:

  • содействовать формированию интереса и привычки к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям;
  • способствовать развитию коммуникативных качеств личности;
  • воспитывать дисциплинированность, целеустремленность и настойчивость.

Развивающие:

  • содействовать формированию навыков составления программ тренировок для различных групп мышц;
  • содействовать укреплению опорно-двигательного аппарата и гармоничному развитию мышечной системы;
  • развивать двигательные способности (силу, координацию движений, выносливость, гибкость).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yula_2019.docx66.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управления образования администрации

Таштагольского муниципального района»

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

Центр развития детей и юношества «Сибиряк»»

Принята на заседании

Методического (педагогического)

Совета от «01» февраля2019г.

Протокол №1

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ЦРТДЮ «Сибиряк»

                                   Глумова Н.Г

Приказ № 1\1-а «02» февраля 2019г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

спортивной направленности

«ЮЛА»

Возраст обучающихся: 7-16 лет

Срок реализации: 4 года

Автор-составитель:

Боровикова Евгения Александровна,

педагог дополнительного образования

пгт. Каз, 2019


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «ЮЛА» имеет физкультурно-спортивную направленность. Она предназначена для обеспечения базового уровня подготовки обучающихся.

Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих организацию дополнительного образования:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября  2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерство образования и науки России № 09-3242 от 18.11.2015 г.;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2014 N 09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»)

Актуальность программы разработки программы обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей  школьного возраста при создании здоровьесберегающей среды на занятиях.

 В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в учреждениях дополнительного образования.

Современная система оздоровительных тренировок  «Фитнес» (fitness)  известна во всем мире  как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность фитнеса заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их.

Применение методик фитнеса и аэробики гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.

 Аэробика– это система специально подобранных физических упражнений, которая при ритмично не прерывной нагрузке задействует основные группы мышц  тела.

Отличительные особенности данной спортивно-образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.  

Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе  интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы  в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре.

Срок реализации программы 4года.

Максимальный численный состав группы определяется полезной площадью спортивного сооружения, общепринятыми санитарно-гигиеническими нормами и требованиями техники безопасности, однако не может превышать двукратного минимального количества обучающихся.

 Допускаются зачисление в группы и более младших по возрасту детей при индивидуальном разрешении органов здравоохранения. Превышение рекомендуемой недельной учебно-тренировочной нагрузки не допускается.

Запись в спортивное объединение по фитнес - аэробике проводится по желанию детей, предоставлению медицинской справки и заявления от родителей. Состав группы зависит от степени подготовленности детей и их возраста.  

 Распределение учебного времени по темам является примерным и может корректироваться педагогом в зависимости от уровня подготовленности обучающихся.

При выполнении нормативов по общефизической подготовке необходимо оценивать технику выполнения упражнений.

Занятия должны проводиться в помещении с соблюдением всех правил технической безопасности и гигиенических норм.

Объём программы и интенсивность занятий

1-й и 2-й год обучения: 4 часа в неделю / 144 часа в год (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа);

3-й и 4-й год обучения: 6 часов в неделю /216 часов в год (занятия проводятся 2-3  раза в неделю по 3-2 часа);     

Формы обучения

Основной формой организации деятельности является групповое занятие. Для того чтобы избежать монотонности учебно-воспитательного процесса и для достижения оптимального результата на занятиях используются различные виды работы с обучающимися:

  • Фронтальная
  • Работа в парах, тройках, малых группах
  • Индивидуальная
  • Круговая тренировка по станциям
  • Эстафеты
  • Подвижные игры

  Виды занятий по программе предусматривают

  • лекции;
  • практические занятия;
  • викторины;
  • самостоятельная работа;
  • тематические беседы;
  • игровая деятельность;
  • индивидуальные занятия;
  • выступления;

Оздоровительные моменты на занятиях:

  • подвижные игры;
  • минутки релаксации;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз

Цель программы: воспитание и подготовка всесторонне развитого  молодого поколения через пропаганду здорового образа жизни

Задачи программы первого года обучения:

Обучающие:

  • расширить представление о здоровом образе жизни.

Воспитательные:

  • содействовать формированию интереса и привычки к регулярным физкультурно-оздоровительным занятиям.

Развивающие:

  • содействовать формированию навыков составления программ тренировок для различных групп мышц.

Задачи программы второго года обучения:

Обучающие:

  • обучить выполнению базовых упражнений.

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность, целеустремленность и настойчивость.

Развивающие:

  • развивать двигательные способности (силу, координацию движений, выносливость, гибкость).

Задачи программы третьего года обучения:

Обучающие:

  • формирование у учащихся представления о ценности здоровья и здорового образа жизни, потребности в укреплении своего здоровья, понимания его как единства физического, психического и нравственного здоровья.

Воспитательные:

  • воспитание волевых и нравственных качеств.

Развивающие:

  • развитие двигательных способностей (мышечная сила, выносливость, быстрота). Психических (ощущения, внимание, восприятие, двигательная память) способностей.

Задачи программы четвертого года обучения:

Обучающие:

  • познакомить с элементами степ-аэробики, танцевальной аэробики, фитнеса;
  • научить вести физический самоконтроль.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру здорового образа жизни, силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца.
  • воспитывать культуру поведения и общения на занятиях

Развивающие:

  • развивать навык правильного выполнения упражнений в такт музыке;
  • развивать координацию движения, гибкость, амплитуду движений.

Личностные результаты:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;  
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование  умения прийти на помощь другу;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  • воспитывать нравственные ориентиры.

Метапредметные результаты:

Регулятывные УУД:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее;
  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Познавательные УУД:

  • ориентировка  в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение оценивать результат деятельности;
  • умение работать по заданному алгоритму.

Коммуникативные УУД:

  • умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми;
  • умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе;
  • умение вести монолог, отвечать на вопросы;
  • владение невербальными средствами общения.

Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Организационное

занятие

2

2

-

собеседование, тест

2

Аэробика

22

4

18

диагностические задания

3

Комбинации

14

4

10

смотр знаний, тестирование

4

Стретчинг

22

4

18

беседа, конкурс, самоанализ

5

Силовая подготовка

22

6

16

Наблюдение, игра, соревнование, тест

6

ОФП

34

6

28

Эстафета, беседа, наблюдение, диагностические задания,

7

Упражнения на осанку

24

6

18

Диагностические задания.

8

Итоговое занятие

4

4

турнир

Итого:

144

32

112

Содержание программы первого года обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

  • Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях фитнесом;
  • Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;

2.Теоретические сведения (32 ч)

Теория:

  • Зарождение фитнеса. Аэробика – разновидности, цели, задачи;
  • Стретчинг – возникновение, цели, задачи;
  • Краткие сведения о строении скелетной, мышечной системы;
  • Гигиенические знания, режим, питание, гигиена при занятиях фитнесом. Вредные привычки;
  • Врачебный контроль. Самоконтроль. Предупреждение травм. Массаж, самомассаж.

3. Аэробика.(18)

 Простые маршевые шаги: бейсик, марш, вистеп, мамбо, пивот, боксстеп, степкрос, кикболчеинч.

Приставные шаги: стептач, ниап, кел, кик, лифтсайд, пони, скуп, орен, тузтач, хилтач, ланч.

Простые маршевые с добавлением ча– ча-ча: марш ча -ча-ча, бейсик ча-ча-а, вистеп ча-ча-ча, мамбо ча-ча-ча, боксстеп ча-ча-ча, степкрос ча-ча-а, кикболчеинч ча-ча-ча.

Простые маршевые с добавлением лифт: марш лифт, бейсик лифт, вистеп лифт, мамболифт, бокс степ лифт, степкрос лифт.

Приставные альтернативные: грейтвайн, даблстептач, шоссебэк, шоссефронт.

Приставные удвоенные: репит-стептач2, ниап2, кел2, лифтсайд2, кик2, скуп», тузтач2, хилтач2, кик2.

4. Комбинации.(10)

Разучивание различных танцевальных комбинация на основе усвоенных шагов аэробики. Создание своих танцевальных комбинаций.

5. Стретчинг.(18)

        Упражнения для развития гибкости - используются в конце занятия аэробикой 5-7 минут, пре стретчинг используется перед основной частью занятия 1–2 минуты для улучшения гибкости.

6. Силовая подготовка.(16)

        Выполнение шагов аэробики с утяжелением.

Подвижные игры: «Кто сильнее», « Кто сделает больше передач», «Соревнование тачек».

7. Общефизическая подготовка(28)

  • Подвижные игры;
  • ОРУ;
  • Бег;
  • Прыжки;
  • Метания.

8. Упражнения для формирования правильной осанки(16)

        Это упражнения для развития силы и гибкости мышц спины, плеч, живота (упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической палкой, использование спец. оборудования - мешочки).

Учебно-тематический план второго года обучения

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Организационное

занятие

2

2

-

собеседование, тест

2

Аэробика

22

4

18

диагностические задания

3

Комбинации

14

4

10

смотр знаний, тестирование

4

Стретчинг

22

4

18

беседа, конкурс, самоанализ

5

Силовая подготовка

22

6

16

Наблюдение, игра, соревнование, тест

6

ОФП

34

6

28

Эстафета, беседа, наблюдение, диагностические задания,

7

Упражнения на осанку

24

6

18

Диагностические задания,

8

Итоговое занятие

4

4

турнир

Итого:

144

32

112

Содержание программы 2 года обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

  • Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях фитнесом;
  • Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;

2.Теоретические сведения (32 ч)

Теория:

  • Зарождение фитнеса. Аэробика – разновидности, цели, задачи;
  • Стретчинг – возникновение, цели, задачи;
  • Краткие сведения о строении скелетной, мышечной системы;
  • Гигиенические знания, режим, питание, гигиена при занятиях фитнесом. Вредные привычки;
  • Врачебный контроль. Самоконтроль. Предупреждение травм. Массаж, самомассаж.

3. Аэробика.(18)

 Простые маршевые шаги: бейсик, марш, вистеп, мамбо, пивот, боксстеп, степкрос, кикболчеинч.

Приставные шаги: стептач, ниап, кел, кик, лифтсайд, пони, скуп, орен, тузтач, хилтач, ланч.

Простые маршевые с добавлением ча– ча-ча: марш ча -ча-ча, бейсик ча-ча-а, вистеп ча-ча-ча, мамбо ча-ча-ча, боксстеп ча-ча-ча, степкрос ча-ча-а, кикболчеинч ча-ча-ча.

Простые маршевые с добавлением лифт: марш лифт, бейсик лифт, вистеп лифт, мамболифт, бокс степ лифт, степкрос лифт.

Приставные альтернативные: грейтвайн, даблстептач, шоссебэк, шоссефронт.

Приставные удвоенные: репит-стептач2, ниап2, кел2, лифтсайд2, кик2, скуп», тузтач2, хилтач2, кик2.

4. Комбинации.(10)

Разучивание различных танцевальных комбинация на основе усвоенных шагов аэробики. Создание своих танцевальных комбинаций.

5. Стретчинг.(18)

        Упражнения для развития гибкости - используются в конце занятия аэробикой 5-7 минут, пре стретчинг используется перед основной частью занятия 1–2 минуты для улучшения гибкости.

6. Силовая подготовка.(16)

        Выполнение шагов аэробики с утяжелением.

Подвижные игры: «Кто сильнее», « Кто сделает больше передач», «Соревнование тачек».

7. Общефизическая подготовка:(28)

  • Подвижные игры;
  • ОРУ;
  • Бег;
  • Прыжки;
  • Метания.

8. Упражнения для формирования правильной осанки(18)

        Это упражнения для развития силы и гибкости мышц спины, плеч, живота (упражнения у гимнастической стенки, с гимнастической палкой, использование спец. оборудования - мешочки).

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие, ПП и ТБ

2

2

-

Собеседование, тестирование

2

Общая физическая подготовка.

28

8

20

Тестирование

3

Специальная физическая подготовка.

14

4

10

Диагностические задания, смотр знаний, умений

4

Фитнес-гимнастика

36

6

30

Тест, конкурс, диагностические задания, игра-испытание

5

Классическая аэробика.

36

6

30

Смотр знаний, кроссворд, игра-испытание, наблюдение

6

Степ аэробика

34

6

28

Турнир, игра, наблюдение, взаимозачёт, тестирование

7

Дыхательные упражнения.

24

6

18

Диагностические задания

8

Подвижные игры

30

2

28

Смотр знаний, игра -испытание, самоанализ, зачёт

9

Контрольные испытания и тесты

12

4

8

Турнир

Итого:

216

44

172

        

Содержание программы третьего года обучения

Вводное занятие (правила техники безопасности) (2 ч.)

  • Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
  •  Беседа «Здоровье школьника».

 Общая физическая подготовка (28 ч.)

  • Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнениявбеге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием  бедра;   с  захлёстом  голени;   боком  приставным  и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
  • Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях (и. п.) с партнёром.
  • Упражнения для ног. На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с партнёром.
  • Упражнения для туловища. На месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с партнёром.
  • Комплексы   общеразвивающих упражнений  (ОРУ). На месте в различных и. п.; с чередованием и. п.; у опоры; в движении; с партнёром. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников , умение самостоятельно показать упражнения.

Специальная физическая подготовка (14 ч.)

  • Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. Упражнения в различных и. п.; у стены с закрытыми глазами; с предметами.
  • Укрепление мышечного корсета. Упражнения на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками,); с предметами художественной гимнастики (скакалками, , обручами); с партнёром.
  • Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
  • Упражнения на равновесие. На месте в различных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
  • Упражнения на гибкость. Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа) с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
  • Упражнения на расслабление. Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя) с партнёром.

Фитнес-гимнастика (36 ч.)

 Правила  техники  безопасности  на  занятиях  гимнастикой  и  акробатикой. Понятия  гимнастика, акробатика.

Практика:

  • комплексы  упражнений  направленные  на  формирование  правильной  осанки, профилактику  плоскостопия (без  предметов,  с  гимнастической  палкой,  с  мячом,  со  скакалкой, упражнения  для  мышц  брюшного  пресса, спины  в  положении  лежа  на  коврике);
  • различные  виды  ходьбы  и  передвижений (ходьба  на  носках, на  пятках,  на  внутреннем  и  внешнем  сводах  стопы);
  • разновидности  бега (бег  на  носках, с  захлестыванием  голени, высоко  поднимая  колени, выбрасывая  прямые  ноги  вперед  т. д.);
  • прыжки (на  двух  ногах, на  одной  ноге; одну  выставить  вперед, другую  назад; прыжки, сгибая  ноги «лягушка», в  упоре  присев  «мячики», из  упора  присев – выпрыгивание  вверх, с  поворотом  на  90°, 180°  и  т. д.);
  • наклоны;
  • выпады;
  • выполнение  акробатических  элементов (перекаты  в  группировке, кувырки  боком, через  плечо, вперед, назад; стойка  на  лопатках, мост).

Классическая  аэробика (36 ч.) 

Общие  правила техники  безопасности  на  занятиях  фитнесом  и  в  спортивном  зале. Что  такое  фитнес. Ориентация  в  пространстве. Основные   шаги  базовой  аэробики. Партерная  гимнастика. Восстановление.

Практика:  

  • Ориентационные упражнения: вправо-влево, вперёд-назад, вниз- вверх, в круг , из круга, по кругу.
  • Основные  шаги  базовой  аэробики:
  • марш (обычная  ходьба);
  • стрэдл (ходьба  ноги  врозь – ноги  вместе);
  • ви-степ (шаг  ноги  врозь – ноги  вместе);
  • джампинг-джек (прыжки  ноги  врозь – ноги  вместе);
  • степ-тач (приставной  шаг);
  • мамбо (шаги  на  месте  с  переступанием);
  • грэйп  вайн (скрестный  шаг  в  сторону);
  • кросс-степ (скрестный  шаг  на  месте.

«Танцевальная аэробика» (34 ч.)

  • Шаги вперед, назад — шаг правой (левой) вперед, левая (правая) приставляется к правой (левой), но стопы остаются на расстоянии.
  • Шаги в сторону - шаг правой (левой) в сторону, левая (правая) приставляется с переносом тяжести тела на нее, возможно многократное выполнение в одну сторону, с изменением направления, с выполнением полуприседа, с подпружиниванием коленями внутрь - наружу.
  • Шаги из стороны в сторону - первые два шага в сторону выполняются быстро и коротко (1-2), третий - длиннее, на счет «2», левая при этом не приставляется, и движение начинается в другую сторону.
  • Скачки вперед-назад - выполняется на шагах и подскоках: правой вперед, вернуться на левую ногу назад, приставить правую к левой, аналогично с другой ноги.
  • «Качалочка» - выполняется по диагонали, скачок на правой (левой) ноге, скачок на левой (правой), с продвижением назад скачок на правую (левую), левая (правая) впереди на пятке, перенести тяжесть тела на левую (правую), повторить сначала.
  • «Твист» - в стойке ноги врозь колени внутрь с одновременным подъемом на полупальцы и поворотом стоп в невыворотное положение, затем колени слегка наружу, опуститься на всю стопу.
  • «Off-beat-step» - движение аналогично «knee up» классической аэробики, то есть поднимание согнутой ноги вперед, но не забывать о пружинных движениях ногами, на счет «1» нога сгибается, на счет «2» - выполняется шаг.
  • «Тач» в сторону - шаг правой в сторону (в стойку ноги врозь), приставить правую к левой, то же с другой ноги (в другую сторону).
  • «Тач» в сторону с поворотом направо-налево — упражнение аналогично предыдущему, но шаг выполняется с одновременным поворотом тела в сторону: шаг правой вперед, поворот налево, затем вернуться в исходное положение, то же с левой ноги и поворот направо.
  •  «Тач» вперед - назад со сменной ноги - выставление правой вперед на носок (или пятку), приставить правую к левой, перенося тяжесть тела на нее, выставить левую назад на носок.
  • Скрестное выполнение ноги на пятку - выполнение ноги на пятку в диагональном направлении через небольшое сгибание ноги и пружинное движение на опорной.
  • Скользящие шаги - выполняются на месте с продвижением вперед, назад, с поворотом.

 «Дыхательные упражнения» (24 ч.)

Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание — акт единения с природой. Дыхательные упражнения стоя, сидя, в передвижении.

Подвижные игры (30 ч.)

Подвижные игры для развития скоростно-силовых качеств. Подвижные игры для совершенствования быстроты. Подвижные игры для развития силы. Подвижные игры для развития выносливости.

Контрольные испытания и тесты(12 ч.)

Контрольные испытания: соревнования по  теоретическим знаниям и физической подготовке, мониторинг физической подготовки тесты в сентябре и в мае. 

Учебно-тематический план четвертого года обучения

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие, ПП и ТБ

3

3

-

Собеседование, тестирование

2

Общая физическая подготовка.

36

6

30

Тестирование

3

Специальная физическая подготовка.

12

3

9

Диагностические задания, смотр знаний, умений

4

Фитнес-гимнастика

36

6

30

Тест, конкурс, диагностические задания, игра-испытание

5

Классическая аэробика.

36

6

30

Смотр знаний, кроссворд, игра-испытание, наблюдение

6

Степ аэробика

36

6

30

Турнир, игра, наблюдение, взаимозачёт, тестирование

7

Дыхательные упражнения.

24

6

18

Диагностические задания

8

Подвижные игры

18

3

15

Смотр знаний, игра -испытание, самоанализ, зачёт

9

Контрольные испытания и тесты

15

3

12

Турнир

Итого:

216

42

174

        

Содержание программы 4 года обучения

Вводное занятие (правила техники безопасности) (3 ч.)

  • Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.
  •  Беседа «Здоровье школьника».

 Общая физическая подготовка (36 ч.)

  • Упражнения в ходьбе и беге. Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнениявбеге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием  бедра;   с  захлёстом  голени;   боком  приставным  и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.
  • Упражнения для плечевого пояса и рук. На месте в различных исходных положениях (и. п.) с партнёром.
  • Упражнения для ног. На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с партнёром.
  • Упражнения для туловища. На месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с партнёром.
  • Комплексы   общеразвивающих упражнений  (ОРУ). На месте в различных и. п.; с чередованием и. п.; у опоры; в движении; с партнёром. Формирование эстетического вкуса и проявление творческих способностей школьников , умение самостоятельно показать упражнения.

Специальная физическая подготовка (12 ч.)

  • Формирование навыка правильной осанки. Осанка и имидж. Упражнения в различных и. п.; у стены с закрытыми глазами; с предметами.
  • Укрепление мышечного корсета. Упражнения на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками,); с предметами художественной гимнастики (скакалками, , обручами); с партнёром.
  • Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голени. Упражнения у опоры; в движении; с предметами художественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).
  • Упражнения на равновесие. На месте в различных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия физического и психического.
  • Упражнения на гибкость. Воспитание гибкости позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выворотности в плечевых суставах с помощью статических и динамических упражнений на растягивание: на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа) с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие психоэмоционального напряжения).
  • Упражнения на расслабление. Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя) с партнёром.

Раздел 4. Фитнес-гимнастика (36 ч.)

 Правила  техники  безопасности  на  занятиях  гимнастикой  и  акробатикой. Понятия  гимнастика, акробатика.

Практика:

  • комплексы  упражнений  направленные  на  формирование  правильной  осанки, профилактику  плоскостопия (без  предметов,  с  гимнастической  палкой,  с  мячом,  со  скакалкой, упражнения  для  мышц  брюшного  пресса, спины  в  положении  лежа  на  коврике);
  • различные  виды  ходьбы  и  передвижений (ходьба  на  носках, на  пятках,  на  внутреннем  и  внешнем  сводах  стопы);
  • разновидности  бега (бег  на  носках, с  захлестыванием  голени, высоко  поднимая  колени, выбрасывая  прямые  ноги  вперед  т. д.);
  • прыжки (на  двух  ногах, на  одной  ноге; одну  выставить  вперед, другую  назад; прыжки, сгибая  ноги «лягушка», в  упоре  присев  «мячики», из  упора  присев – выпрыгивание  вверх, с  поворотом  на  90°, 180°  и  т. д.);
  • наклоны;
  • выпады;
  • выполнение  акробатических  элементов (перекаты  в  группировке, кувырки  боком, через  плечо, вперед, назад; стойка  на  лопатках, мост).

Классическая  аэробика (36 ч.) 

Общие  правила техники  безопасности  на  занятиях  фитнесом  и  в  спортивном  зале. Что  такое  фитнес. Ориентация  в  пространстве. Основные   шаги  базовой  аэробики. Партерная  гимнастика. Восстановление.

Практика:  

  • Ориентационные упражнения: вправо-влево, вперёд-назад, вниз- вверх, в круг , из круга, по кругу.
  • Основные  шаги  базовой  аэробики:
  • марш (обычная  ходьба);
  • стрэдл (ходьба  ноги  врозь – ноги  вместе);
  • ви-степ (шаг  ноги  врозь – ноги  вместе);
  • джампинг-джек (прыжки  ноги  врозь – ноги  вместе);
  • степ-тач (приставной  шаг);
  • мамбо (шаги  на  месте  с  переступанием);
  • грэйп  вайн (скрестный  шаг  в  сторону);
  • кросс-степ (скрестный  шаг  на  месте.

«Танцевальная аэробика» (36 ч.)

  • Шаги вперед, назад — шаг правой (левой) вперед, левая (правая) приставляется к правой (левой), но стопы остаются на расстоянии.
  • Шаги в сторону - шаг правой (левой) в сторону, левая (правая) приставляется с переносом тяжести тела на нее, возможно многократное выполнение в одну сторону, с изменением направления, с выполнением полуприседа, с подпружиниванием коленями внутрь - наружу.
  • Шаги из стороны в сторону - первые два шага в сторону выполняются быстро и коротко (1-2), третий - длиннее, на счет «2», левая при этом не приставляется, и движение начинается в другую сторону.
  • Скачки вперед-назад - выполняется на шагах и подскоках: правой вперед, вернуться на левую ногу назад, приставить правую к левой, аналогично с другой ноги.
  • «Качалочка» - выполняется по диагонали, скачок на правой (левой) ноге, скачок на левой (правой), с продвижением назад скачок на правую (левую), левая (правая) впереди на пятке, перенести тяжесть тела на левую (правую), повторить сначала.
  • «Твист» - в стойке ноги врозь колени внутрь с одновременным подъемом на полупальцы и поворотом стоп в невыворотное положение, затем колени слегка наружу, опуститься на всю стопу.
  • «Off-beat-step» - движение аналогично «knee up» классической аэробики, то есть поднимание согнутой ноги вперед, но не забывать о пружинных движениях ногами, на счет «1» нога сгибается, на счет «2» - выполняется шаг.
  • «Тач» в сторону - шаг правой в сторону (в стойку ноги врозь), приставить правую к левой, то же с другой ноги (в другую сторону).
  • «Тач» в сторону с поворотом направо-налево — упражнение аналогично предыдущему, но шаг выполняется с одновременным поворотом тела в сторону: шаг правой вперед, поворот налево, затем вернуться в исходное положение, то же с левой ноги и поворот направо.
  • «Тач» вперед-назад - выставление правой ноги вперед на носок (или пятку), приставить правую к левой, перенося тяжесть тела на нее, выставить левую назад на носок.
  • «Тач» вперед - назад со сменной ноги - выставление правой вперед на носок (или пятку), приставить правую к левой, перенося тяжесть тела на нее, выставить левую назад на носок.
  • Скрестное выполнение ноги на пятку - выполнение ноги на пятку в диагональном направлении через небольшое сгибание ноги и пружинное движение на опорной.
  • Скользящие шаги - выполняются на месте с продвижением вперед, назад, с поворотом.

 «Дыхательные упражнения» (24 ч.)

Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание — акт единения с природой. Дыхательные упражнения стоя, сидя, в передвижении.

Подвижные игры (18 ч.)

Подвижные игры для развития скоростно-силовых качеств. Подвижные игры для совершенствования быстроты. Подвижные игры для развития силы. Подвижные игры для развития выносливости.

Контрольные испытания и тесты(12 ч.)

Контрольные испытания: соревнования по  теоретическим знаниям и физической подготовке, мониторинг физической подготовки тесты в сентябре и в мае.

Ожидаемые результаты первого года обучения:

 Обучающиеся будут  знать:

  • особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями.

Обучающиеся будут иметь навыки:

  • личной гигиены и закаливания организма;
  • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;

Ожидаемые результаты второго года обучения

Обучающие будут знать

  • основные термины классической аэробики.

Обучающие будут уметь:

  • составлять основные упражнения классической аэробики.

Обучающие будут иметь навыки:

  • выполнения аэробных движений.

Ожидаемые результаты третьего года обучения

Обучающиеся будут  знать:

  • особенности развития физических качеств на занятиях аэробикой;

Обучающиеся будут соблюдать правила:

  • личной гигиены и закаливания организма;
  • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
  • культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий.

Обучающиеся будут проводить:

  • контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, осанкой;
  • приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
  • приемы массажа и самомассажа;
  • судейство по оздоровительной и спортивной аэробике;

Ожидаемые результаты третьего года обучения

Обучающиеся будут  знать:

  • особенности развития физических качеств на занятиях аэробикой;
  • особенности содержания и направленности различных видов аэробики.

Обучающиеся будут соблюдать правила:

  • личной гигиены и закаливания организма;
  • организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом;
  • профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
  • культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий.

Обучающиеся будут проводить:

  • самостоятельные занятия по оздоровительной аэробике с оздоровительно-корригирующей направленностью;
  • контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, осанкой;
  • приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
  • приемы массажа и самомассажа;
  • судейство по оздоровительной и спортивной аэробике;
  • занятия аэробикой и спортивные соревнования с учащимися младших классов.

Обучающиеся будут составлять:

  • индивидуальные комплексы по фитнес-аэробике.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы необходимы:

  • зеркальный зал, магнитофон,
  • диски, ноутбук,
  • мультимедийный проектор.
  • спортивные коврики,
  • фитболы, скакалки, степ платформы,
  • утяжелители, гантели и др.

Формы  контроля обучающихся

  • предварительный контроль осуществляется педагогом в начале учебного года методом тестирования по общей физической подготовке;
  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала, физической подготовленности и состояния здоровья) осуществляется педагогом методом наблюдения;
  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие методом определения уровня и объема освоенных навыков;
  • итоговая  аттестация проводится в конце каждого учебного года, методом  тестирования по общей физической подготовке, позволяющим определить уровень освоенных навыков, а также методом устного опроса на владение теоретическими знаниями.

Обучающиеся должны выполнять все комплексы по фитнесу. Каждое полугодие сдаются тесты на гибкость, на пресс, отжимание. В конце года просматривается динамика развития учащихся.

Для оценки адаптации юных спортсменов к тренировочным нагрузкам рекомендуется процедура исследования физической работоспособности сердечно-сосудистой системы при проведении пробы Руффье. Тестирование начинается с измерения ЧСС в покое, после 5-ти минутного отдыха (Р-1), в положении сидя. Затем выполняется 20 глубоких приседаний с выпрямлением рук перед собой. Во время подъема руки опускаются  вдоль туловища. Сразу же после окончания приседаний  измеряется пульс

(Р-2) в положении стоя, а после минутного отдыха – в положении сидя (Р-3).

        Оценка скорости восстановления пульса (индекса Руффье) производится по формуле:

R= {(P1+P2+P3) – 200}:10

Качественная оценка работоспособности представлена  в таблице

Таблица

качественная оценка

индекс Руффье

Отлично

2 и менее

Хорошо

3-6

Удовлетворительно

7-10

Плохо

11-14

очень плохо

15-17

Критическое

18 и более

Виды проверки знаний и умений:

  • контрольные занятия;
  • контрольные упражнения;
  • нормативы общей физической подготовленности;
  • нормативы специальной физической подготовленности;
  • тестирования

Тест для определения скоростно-силовых качеств: прыжок вверх с места. Ребенок подпрыгивает вверх, стараясь достать предмет, находящийся выше поднятой руки (например, тренер держит флажок над головой ребенка). Результат определяется с помощью натянутой сантиметровой ленты, прикрепленной к поясу ребенка. Засчитывается лучший результат из двух попыток.

Тест для определения координационных способностей: статическое равновесие (облегченный вариант теста Ромберга). Тест выявляет и тренирует координационные возможности детей. Ребенок принимает исходное положение: носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к нитке впереди стоящей — и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Тест для определения силовой выносливости: подъем туловища из положения лежа на спине. Ребенок лежит на гимнастическом мате на спине, колени согнуты, стопы стоят на полу, руки скрещены на груди. По команде «начали» ребенок поднимает туловище на 30 от пола и вновь ложится. Тренер считает количество подъемов. Подъем туловища считается правильно выполненным, если поясница прижата к полу, подбородок не прижимается к груди, стопы не отрываются от пола (при необходимости тренер придерживает стоны ребенка на полу), на подъеме вдох, на опускании выдох, подъем туловища на 300 от пола.

Тест для определения силы: сгибание - разгибание рук в упоре, стоя на коленях. Ноги, туловище и голова сохраняют одну линию. Во время разгибания рук локти остаются слегка согнутыми, при сгибании рук грудь касается пола.

Тест на гибкость: стоя на полу наклон вперед, колени прямые, руками коснуться пола. Оценивается по 4 балльной шкале: ладони лежат на полу-4 балла, кулаки касаются пола -З балла, пальцы касаются пола-2 балла, расстояние менее З см-1 балл.

Методическое и дидактическое обеспечение программы

Методическое обеспечение образовательной программы осуществляется через накопление методического и дидактического материалов, обобщение педагогического опыта и разработки учебно - методических пособий, рекомендаций по практическому внедрению новых технологий в учебную деятельность.

Реализация программы будет более эффективной при осуществлении следующих педагогических условий:

  • учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков;
  • сочетание групповых занятий с индивидуальным подходом к ребенку; индивидуальный подход к каждому обучающемуся осуществляется с учетом его способностей, интересов и возрастных возможностей;
  • создана особая, благоприятная атмосфера на занятиях;
  • содержание занятий соответствует индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся;
  • связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ выполнения гимнастических упражнений;
  • обучение происходит в теоретической и практической формах;
  • необходимо помнить: ребенок, отстающий сегодня, может догнать и перегнать других уже в ближайшем будущем;

Методы обучения и воспитания

  • словесный;
  • наглядный;
  • демонстрация (живой показ, пример);
  • соревновательный;
  • игровой;
  • проблемный;
  • частично-поисковый;
  • репродуктивный
  • практический;
  • мотивационный
  • стимулирования познавательной и творческой активности учащихся;
  •  контроля и самоконтроля.

Основные принципы организации объединения:

  • безопасности;
  • добровольности;
  • наглядности, доступности;
  • принцип систематичности;
  • возрастного соответствия;
  • преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и формирует «зону ближайшего развития»);
  • дифференцированного подхода (учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка);
  • ориентации на успех;
  • равного права как сильных, так и слабых обучающихся на участие в любом мероприятии

Структура занятия аэробики

Часть занятия

45-минутное занятие

1

Разминка

3-5 мин.

2

Аэробная часть

20-25

мин.

3

Заминка аэробной части

2-3

мин.

4

Силовая часть

8-10

мин.

5

Растяжка (стретч) и общая заминка

2-5

мин.

Занятия  проходят  в  атмосфере  повышенной  эмоциональности  в  группе,  под музыку, благодаря чему уменьшается монотонность, свойственная продолжительному выполнению упражнений.

Занятия по аэробике – одна из форм физкультурно-оздоровительной работы, которое состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Применительно к аэробике им соответствуют:

  • подготовительная часть – разминка;
  • основная часть – аэробная часть, заминка аэробной части, силовая часть;
  • заключительная часть – растяжка-стретч, общая заминка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ТАНЕЦ»

Основные  средства хореографического  воспитания – физические  упражнения. Они  формируют  двигательные  умения и навыки, способствуют развитию двигательного  ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол»

     Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Игра в волейбол – это народная игра, т.е. в него играют все. Волейбол счастливо ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «БАСКЕТБОЛ»

Обоснование необходимости программы: необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «ОФП»

Программа рассчитана на школьников 7-11лет. Она носит физкультурно-спортивную направленность и предусматрива­ет проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение кон...