Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа спортивной направленности - Волейбол
рабочая программа по физкультуре (9 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»
СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Согласовано: Зам.директора ___________Эрик С.Ф. | «Утверждаю» Директора МБОУ РЦДОД «Спектр» ___________Н.П.Сорокина Приказ от ___ сентября 2015г. №___ Принята педагогическим советом, протокол заседания от __. ___. 2015г. № 1
|
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
спортивной направленности
(физкультурно-спортивная)
«ВОЛЕЙБОЛ»
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год обучения (72 часа)
Составитель Кузнецова
Людмила Васильевна,
педагог дополнительного
образования
Новоаганск, 2015
Программа кружка спортивных игр «Волейбол» адресована: детям – подросткам, 13-15 лет, обучающимся в МБОУ «Новоаганская ОСШ№2», проживающих в гп. Новоаганск, Нижневартовского района, ХМАО-Югра.
Количество обучаемых в кружке — 15 человек.
Цель занятий:
- формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ;
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
- обучение учащихся жизненно - важным двигательным навыкам и умениям;
- формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на соревнованиях.
Задача занятий:
- выявить природные данные обучающегося, для быстрого роста мастерства;
- овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
- участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;
- развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы;
- воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;
- учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе, а иногда и боязнь.
Место проведения занятий:
Занятия кружка спортивных игр «Волейбол» проводятся в спортивном зале МБОУ «Новоаганская ОСШ №2».
Условия реализации программы кружка спортивных игр «волейбол»:
Материально-технические условия:
- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.
Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации;
- программы деятельности спортивной секции;
- тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».
Ожидаемые результаты работы:
1.Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол;
3.Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях;
4.Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт молодёжь от правонарушений и положительно повлияет на обстановку в гп. Новоаганск;
5.Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Волейбол – спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера.
Каждая команда состоит из 6 игроков, которые действуют в своих зонах. Игроков, находящихся у сетки (зоны 2,3,4) называют игроками передней линии, остальных – игроками задней линии. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуации, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игры деятельности приучают занимающихся:
- подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
- действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
- постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Программа кружка «Волейбол» предусматривает проведение занятий в форме лекции, практических занятий и соревновательной практики.
На теоретических занятиях учащимся сообщаются основные сведения по истории развития волейбола, современному состоянию и перспективах развития игры, основам техники, тактики, основам спортивной тренировки по волейболу.
На практических занятиях учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, методикой судейства игр:
- овладение техникой основных приемов нападения и защиты;
- формирование навыков деятельности деятельности игрока совместно с партнерами на основе взаимопонимания и согласованности;
- приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
- содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств, применительно к данному виду спорта.
На методических занятиях углубляются и систематизируются полученные знания, навыки в подборе упражнений, организации групп занятий, методика их проведения. Составление учебно-методической документации и ведение судейской документации. Организация соревнований различного уровня.
Соревновательная практика проводится в целях формирования у учащихся профессиональных навыков показа, объяснения упражнений, овладение навыками обучения приемам игры, овладения навыками судейства.
Проводится контроль и проверка усвоения знаний.
Программа предусматривает изучение избранного вида спорта по следующим разделам:
- общие основы волейбола;
- основы техники и тактики волейбола;
- методика обучения технике игры;
- методика обучения основам тактики игры;
- основы физической подготовки в волейболе.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Широкое применение волейбола в системе физического воспитания объясняется несколькими причинами:
- доступностью игры для любого возраста;
- возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств и в то же время использования его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи;
- простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового состязания.
Эти способности способствуют воспитанию у учащихся:
- чувства коллективизма;
- настойчивости, решительности, целеустремленности;
- внимания и быстроты мышления;
- способности управлять своими эмоциями;
- совершенствованию основных физически качеств.
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.
В ходе изучения данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приемах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.
Цель программы:
- снабдить учащихся знаниями о технике и тактике игры в волейбол;
- содействовать укреплению здоровья учащихся 12-13 лет;
- воспитывать моральные и волевые качества занимающихся;
- содействовать развитию товарищества и взаимопомощи.
Задачи:
- Оздоровительные:
- выработать устойчивость организма к неблагоприятным условиям среды;
- способствовать укреплению здоровья;
- содействие гармоничному физическому развитию;
- развитие двигательных способностей;
- всесторонне воспитание двигательных качеств;
- создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта и т.д.;
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
- Образовательные:
- обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развить необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
- обучить правильному выполнению упражнений.
- Воспитательные:
- выполнение сознательных двигательных действий;
- любовь к спорту;
- чувство ответственности за себя, а также волю, смелость, активность
- воспитанию нравственных и волевых качеств;
- привлечение учащихся к спорту;
- устранение вредных привычек.
Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.
Количество лет обучения: 1 год
Общее количество часов: 72 ч.
Количество занятий в неделю: 2
Программа рассчитана на детей в возрасте: 13-15 лет
Календарно-тематическое планирование занятий кружка
«Волейбол»
№ | Наименование раздела | Количество часов | |
Теоретических | Практических | ||
1 | Техника безопасности | 1 | - |
2 | Физическая культура и спорт в России. Сведения о строении и функциях организма занимающихся | 1 | - |
3 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом | 1 | - |
4 | Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма | 1 | - |
5 | Основы методики обучения в волейболе | 1 | - |
6 | Правила соревнований, их организация и проведение | 2 | - |
7 | Общая и специальная физическая подготовка | 1 | 15 |
8 | Основы техники и тактики игры | 1 | 27 |
9 | Контрольные игры и соревнования | 1 | 12 |
10 | Контрольные испытания | - | 5 |
11 | Посещения соревнований | - | 3 |
Итого: | 10 | 62 |
Программа
Теоретические занятия – 10 (часов)
Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.
Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Практические занятия – 62 (часа)
Общая физическая подготовка.
-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;
-совершенствование навыков естественных видов движений;
-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
Строевые упражнения.
Гимнастические упражнения.
-Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
-Упражнения для туловища и шеи.
-Упражнения для мышц ног и таза.
Акробатические упражнения.
Легкоатлетические упражнения.
- Бег.
- Прыжки.
- Метания.
Спортивные игры.
Подвижные игры:
Ходьба на лыжах и катание на коньках.
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий
Подвижные игры:
Упражнения для развития прыгучести.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки: - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками: - передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча: - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары: -
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
Действия с мячом. Приём мяча:
Блокирование
Практические занятия по тактике нападения.
Индивидуальные действия.
Групповые действия.
Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны 6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Физическое развитие и физическая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | девочки | мальчики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) | 5,0 11,9 150 35 5,0 7,5 | 4,9 11,2 170 45 6,0 9,5 |
Техническая подготовленность
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Количественный показатель |
1 | 2 | 3 |
1. 2. 3. 4. 5. | Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4 Подача верхняя прямая в пределы площади Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3 Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых амортизаторах | 4 3 3 8 3 |
Посещения соревнований. Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.
План - график
прохождения учебного материала по волейболу
№ п/п | Содержание материала | Номер и дата занятия | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | ||||
Теория: | ||||||||||||||||||||
1. | Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. | х | х | Х | х | х | х | х | ||||||||||||
2. | Техника безопасности на занятиях секции волейбола | х | х | Х | х | Х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||
Практика | ||||||||||||||||||||
2. | Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. | х | х | Х | х | Х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты. | ||||||||||||||||||||
3. | Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами | х | х | Х | х | Х | х | х | Х | х | Х | |||||||||
4. | Передача мяча сверху двумя руками: а) из глубины площадки для нападающего удара; | х | х | Х | х | х | ||||||||||||||
б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; | х | Х | х | х | х | |||||||||||||||
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). | х | х | х | х | ||||||||||||||||
5. | Подача мяча:- верхняя прямая | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||
6. | Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||
7. | Приём мяча: а) снизу двумя руками; | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||
б) нижняя передача на точность; | х | Х | х | х | х | |||||||||||||||
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; | х | х | Х | х | х | |||||||||||||||
г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. | Х | х | х | х | х | |||||||||||||||
8. | Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты. | ||||||||||||||||||||
9. | Индивидуальные действия. а) выбор места при приёме нижней и верхней подач | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||
б) определение времени для отталкивания при блокировании | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |||||||
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) | х | Х | х | х | х | |||||||||||||||
10. | Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. | |||||||||||||||||||
11. | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | |||||||||||||||||||
12. | Контрольные испытания | х | Х | |||||||||||||||||
13. | Подвижные, учебные и контрольные игры. | х | Х | х | х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||
14. | Практика судейства | х | х | х | х | х | х | х |
План - график
прохождения учебного материала по волейболу
№ п/п | Содержание материала | Номер и дата занятия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | ||||||||||||||||||||||
Теория: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. | х | х | Х | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Техника безопасности на занятиях секции волейбола | х | х | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||
Практика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. | х | х | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами | х | х | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | |||||||||||||||||||||||||||
4. | Передача мяча сверху двумя руками: а) из глубины площадки для нападающего удара; | х | х | Х | х | х | ||||||||||||||||||||||||||||||||
б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; | х | Х | х | х | х | |||||||||||||||||||||||||||||||||
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Подача мяча:- верхняя прямая | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||||
6. | Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||||||
7. | Приём мяча: а) снизу двумя руками; | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||||
б) нижняя передача на точность; | х | Х | х | х | х | |||||||||||||||||||||||||||||||||
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; | х | х | Х | х | х | |||||||||||||||||||||||||||||||||
г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. | Х | х | х | х | х | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||||||
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Индивидуальные действия. а) выбор места при приёме нижней и верхней подач | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||||
б) определение времени для отталкивания при блокировании | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |||||||||||||||||||||||||
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) | х | Х | х | х | х | |||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Контрольные испытания | х | Х | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Подвижные, учебные и контрольные игры. | х | Х | х | х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||||||||||||||||||||
14. | Практика судейства | х | х | х | х | х | х | х |
План - график
прохождения учебного материала по волейболу
№ п/п | Содержание материала | Номер и дата занятия | |||||||||||||||||
35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | |||
Теория: | |||||||||||||||||||
1. | Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. | х | х | Х | х | х | х | х | |||||||||||
2. | Техника безопасности на занятиях секции волейбола | х | х | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |
Практика | |||||||||||||||||||
2. | Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. | х | х | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты. | |||||||||||||||||||
3. | Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами | х | х | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | ||||||||
4. | Передача мяча сверху двумя руками: а) из глубины площадки для нападающего удара; | х | х | Х | х | х | |||||||||||||
б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; | х | Х | х | х | х | ||||||||||||||
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). | х | х | х | х | |||||||||||||||
5. | Подача мяча:- верхняя прямая | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |||
6. | Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |||||
7. | Приём мяча: а) снизу двумя руками; | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |||
б) нижняя передача на точность; | х | Х | х | х | х | ||||||||||||||
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; | х | х | Х | х | х | ||||||||||||||
г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. | Х | х | х | х | х | ||||||||||||||
8. | Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |||||
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты. | |||||||||||||||||||
9. | Индивидуальные действия. а) выбор места при приёме нижней и верхней подач | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |||
б) определение времени для отталкивания при блокировании | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) | х | Х | х | х | х | ||||||||||||||
10. | Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. | ||||||||||||||||||
11. | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | ||||||||||||||||||
12. | Контрольные испытания | х | Х | ||||||||||||||||
13. | Подвижные, учебные и контрольные игры. | х | Х | х | х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |||||
14. | Практика судейства | х | х | х | х | х | х | х |
План - график
прохождения учебного материала по волейболу
№ п/п | Содержание материала | Номер и дата занятия | ||||||||||||||||||
52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | ||||
Теория: | ||||||||||||||||||||
1. | Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. | х | х | Х | х | х | х | х | ||||||||||||
2. | Техника безопасности на занятиях секции волейбола | х | х | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||
Практика | ||||||||||||||||||||
2. | Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. | х | х | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты. | ||||||||||||||||||||
3. | Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами | х | х | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | |||||||||
4. | Передача мяча сверху двумя руками: а) из глубины площадки для нападающего удара; | х | х | Х | х | х | ||||||||||||||
б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; | х | Х | х | х | х | |||||||||||||||
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). | х | х | х | х | ||||||||||||||||
5. | Подача мяча:- верхняя прямая | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||
6. | Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||
7. | Приём мяча: а) снизу двумя руками; | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||
б) нижняя передача на точность; | х | Х | х | х | х | |||||||||||||||
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; | х | х | Х | х | х | |||||||||||||||
г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. | Х | х | х | х | х | |||||||||||||||
8. | Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты. | ||||||||||||||||||||
9. | Индивидуальные действия. а) выбор места при приёме нижней и верхней подач | Х | х | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||
б) определение времени для отталкивания при блокировании | х | х | х | Х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | |||||||
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) | х | Х | х | х | х | |||||||||||||||
10. | Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. | |||||||||||||||||||
11. | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | |||||||||||||||||||
12. | Контрольные испытания | х | Х | |||||||||||||||||
13. | Подвижные, учебные и контрольные игры. | х | Х | х | х | х | Х | х | х | х | х | х | х | х | ||||||
14. | Практика судейства | х | х | х | х | х | х | х |
План - график
прохождения учебного материала по волейболу
№ п/п | Содержание материала | ||||
69 | 70 | 71 | 72 | ||
Теория: | |||||
1. | Теоретические сведения в соответствии с программой. Правила и судейство игр по волейболу. | х | х | х | х |
2. | Техника безопасности на занятиях секции волейбола | х | х | х | х |
Практика | |||||
2. | Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных двигательных качеств. | х | х | х | х |
Подводящие и специальные упражнения по технике нападения и защиты. | |||||
3. | Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений и стоек с техническими приёмами | х | х | х | х |
4. | Передача мяча сверху двумя руками: а) из глубины площадки для нападающего удара; | х | |||
б) передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению; | |||||
в) передача сверху двумя руками в прыжке (вперёд-вверх). | |||||
5. | Подача мяча:- верхняя прямая | х | х | ||
6. | Нападающие удары. Нападающий удар из зон 4,3,2 с высоких и средних передач. | ||||
7. | Приём мяча: а) снизу двумя руками; | х | х | ||
б) нижняя передача на точность; | |||||
в) приём мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3,2; | х | ||||
г) приём мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину. | х | ||||
8. | Блокирование. Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4,3,2. | ||||
Подводящие и специальные упражнения по тактике нападения и защиты. | |||||
9. | Индивидуальные действия. а) выбор места при приёме нижней и верхней подач | х | х | ||
б) определение времени для отталкивания при блокировании | |||||
в) выбор приёма мяча посланного через сетку (сверху, снизу, с падением) | |||||
10. | Групповые действие. Взаимодействие игроков внутри линии и между ними при приёме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов. | ||||
11. | Командные действия. Расположение игроков при приёме подачи (игрок зоны 4 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приёма игрок зоны 4 идёт на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остаётся в зоне 4 и играет в нападении). Система игры: «углом вперёд» с применением групповых действий. | ||||
12. | Контрольные испытания | ||||
13. | Подвижные, учебные и контрольные игры. | х | х | ||
14. | Практика судейства |
Материально-техническое обеспечение
Спортивный зал;
Волейбольные мячи – 20 шт.;
Скакалки – 15 шт.;
Стойки с волейбольной сеткой.
Список используемой литературы
Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов Юный волейболист, М – «Физкультура и спорт» 1979 г.
А.Г. Фурманов Волейбол в школе, Киев – 1987 г.
Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский, Волейбол в школе, М – «Просвещение» 1989г.
Г.П. Богданов Уроки физической культуры IV-VI классов: пособие для учителей. – Москва «Просвещение», 1984г.
Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2001г.
Л.П. Матвеев. Теория и методика физической ккультуры: учебник для институтов физ. Культуры – Москва, «Физкультура и спорт», 1991г.
А.В. Беляев. Волейбол на уроке физической культуры, М – «Физкультура и спорт», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ТАНЕЦ»
Основные средства хореографического воспитания – физические упражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «ЮЛА»
Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Детский фитнес». Cоставитель: Боровикова Евгения Александровна - педагог дополнительного образования В...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол»
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность. Игра в волейбол – это народная игра, т.е. в него играют все. Волейбол счастливо ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «БАСКЕТБОЛ»
Обоснование необходимости программы: необходимо учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и защите. Поэтому ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности «ОФП»
Программа рассчитана на школьников 7-11лет. Она носит физкультурно-спортивную направленность и предусматривает проведение теоретических и практических учебно-тренировочных занятий, выполнение кон...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Общая физическая подготовка»
Внеурочная деятельность по физической культуре...