"Формирование навыков сценической речи"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие: «Формирование навыков сценической речи».
Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.
Задачи:
- Формировать способность к импровизации.
- Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
- Воспитывать навыки коллективной работы.
- Развивать возможности собственного голоса.
- Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и взаимодействовать с партнерами.
- воспитать свое слуховое внимание
- сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь
- воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир родной речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письма
- развитие связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной деятельности учащихся
Приемы
Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
индивидуальные, коллективные.
Тип занятия: комбинированный.
Технологии: элементы игровой технологии, ситуационные элементы.
Методы и приёмы: упражнения, творческие задания.
Оборудование: салфетки, карточки с заданиями, мяч, театральный зал, ноутбук.
Ход занятия
Организационный момент:
-Добрый день, дорогие мои юные актеры! Сегодня нам предстоит узнать очень много нового и интересного! Но для начала давайте встанем в полукруг и поздороваемся друг с другом глазками.
Создание психологического настроя на занятие, введение в тему:
(Ребята встают в полукруг и здороваются глазами).
-Давайте поговорим, о том, как человек на сцене, да и в жизни может выразить свои чувства, мысли, эмоции? Правильно ! Голос – это инструмент, с помощью которого мы можем добиваться своих целей. И прежде чем разбудить свое вдохновение, давайте разбудим свое тело.
Практическая часть занятия. Разминка:
-РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.
Постукивание. Постукивание проводится открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, со звуком «з – з – з».
-ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ
Вибрационный массаж проводится также, открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.
-Отлично! Перейдем к занимательной артикуляции, ведь чего только мы с вами сейчас не увидим и услышим!
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
(Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце)
Упражнение «Назойливый комар»
-Давайте представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.
Упражнение «Хомячок»
-Задача жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Следующий уровень: ребята разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
Упражнения для губ:
-Улыбка – хоботок
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.
- Кисточка
Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно, представляя, что рисуем круг кистью.
- Лошадь
Чтобы снять напряжение , детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадь.
- Шторки
Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА
(Упражнения выполняются 5-6 раз)
-Уколы в щеки
Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
-Змея
Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.
-Лягушка
Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка, до правого и левого уха.
-Коктейль
Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.
- Варенье
Представляем что у нас на губах варенье , и нам нужно слизать это варенье.
Упражнения для челюсти:
- «Кашалот»
Отбрасываем резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
-«Я»
Активно опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, произносим -«Я»
Задача произносить нарочито горделиво, и вызывающе.
-«Горячая картошка»
Кладем в рот воображаемую горячую картофелину и пытаемся ее остудить на дыхании, как у маленьких собачек.
-Теперь мы вполне готовы звучать ,и делать это мы будем тоже не так как в повседневной жизни, а несколько преувеличенно, так как сцена этого от нас требует.
Упражнения на посыл
-«Ау-ау»
Ученики делятся на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.
-«Мой милый друг»
Упражнение проводится в парах. Двое расходятся в противоположные концы зала и посылают клич:
«Мой милый друг,
моя Мария,
вдали мерцающий маяк!»
Упражнения с «Чистоговорками»
( Чистоговорки- это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в работе с ними обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания.)
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
• У ужа ужата, у ежа – ежата.
• Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колокол не по-колоколовски.
• Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру на Фрола Лавру навру
Формирование целостного представления о теме.
Упражнение «Бадминтон»
Упражнение на посыл звука и отработку отдельных звуков. Упражнение выполняется на материале стихотворного отрывка: «Дама сдавала в багаж - диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.
Упражнение выполняется в парах. Дети получают ракетки для игры в бадминтон и начинают «бросать» друг в друга слова из отрывка.
Заключительная часть. Подведение итогов.
- Садитесь пожалуйста в полукруг, и поделитесь своими открытиями и вопросами, что вызывает затруднение, и что получается отлично?(Беседа)
Конечно, и у самых одаренных актеров не все сразу получалось, но в этом и состоит труд актера – бесконечно совершенствовать свой ИНСТРУМЕНТ… Речь, дыхание, тело , душу- и многое другое. Самое главное никогда не останавливаться и день за днем оттачивать свои проблемные места, и нет ничего невозможного! До свидания!
Используемая литература:
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: Питер, 1997.- 176 с.
- Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. М.: Просвещение, 1967.
- Сценическая речь. Учебник. /Предисловие и научное редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М.: ГИТИС, 1995.
- Театр: практические занятия в детском театральном коллективе // Я вхожу в мир искусства. – 2001. - №6(46) – 144с.
- Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков письменной речи у учащихся С(К)ОУ VIII вида
Материал позволяет оценить степень овладения элементарными навыками письменной речи школьников с ограниченными возможностями здоровья....
Дипломная работа МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель исследования: выявить возможности использования метода проектов в формировании навыков монологической речи у младших школьников на уроках русского языка...
Диалоги разного типа для формирования навыка диалогической речи, 8 - 9 класс.
Учебный материал содержит примеры диалогов разного типа....
Системы упражнений англоязычных методистов, направленные на формирование навыков письменной речи.
В аттестационных требованиях к овладению иностранными языками учащимися к концу базового курса обучения говорится, что они должны владеть элементарной коммуникативной компетенцией в области письма – ...
Методическая работа "Формирование навыков письменной речи на среднем этапе обучения английскому языку"
Данное методическое пособие дает краткий теоретический обзор наработок по теме. Содержит практическую часть, написание писем личного характера, эссе, критерии оценивания раздела "Письмо".В насто...
Научно – методические принципы формирования навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами
Важным аспектом решения задачи модернизации российского образования является введение государственного стандарта регионального компонента. Требования времени и задачи модерниз...
«Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средства формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения».
статья о применении аутентичных материалов и разработка урока...