«Жилище человека. Особенности жизнедеятельности»
методическая разработка (5 класс)
«Жилище человека. Особенности жизнедеятельности»
Цель: познакомить учащихся с жилищами, которые существовали у разных народов в разные исторические периоды, какие условия жизни в этих жилищах, какие плюсы и минусы.
Задачи:
Обучающая: рассмотреть, какие жилища существовали и существуют в наше время.
Воспитывающая: формировать интерес к познанию нового.
Развивающая: формировать умения, развивать память, мышление, воображение, речь.
Оборудование: презентация, наглядные пособия цветные карандаши, листы, пословицы
Оформление: на доске расположены изображения элементов одежды жителей края
Форма проведения: практическая работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhilishche_cheloveka.docx | 124.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Шкуринской
«Жилище человека. Особенности жизнедеятельности»
Подготовила:
Гайдарова Л.А.
«Жилище человека. Особенности жизнедеятельности»
Цель: познакомить учащихся с жилищами, которые существовали у разных народов в разные исторические периоды, какие условия жизни в этих жилищах, какие плюсы и минусы.
Задачи:
Обучающая: рассмотреть, какие жилища существовали и существуют в наше время.
Воспитывающая: формировать интерес к познанию нового.
Развивающая: формировать умения, развивать память, мышление, воображение, речь.
Оборудование: презентация, наглядные пособия цветные карандаши, листы, пословицы
Оформление: на доске расположены изображения элементов одежды жителей края
Форма проведения: практическая работа
Ход мероприятия:
1.Организационный момент:
Усадить детей, настроить их на работу в классе.
2.Сообщение темы:
-Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем наше занятие, угадайте загадку.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый...(Дом)
-Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
-Воспитатель: Верно! Сегодняшнее занятие мы посвятим теме «Жилище человека. Особенности жизнедеятельности». Мы все живём в домах, а не под открытым небом. Когда вы учитесь, вы живёте в школе – большом здании, а, когда вы уезжаете на каникулы, то каждый живёт в своём доме. Кто-то в деревянном, кто-то в кирпичном, может кто-то в многоэтажном. Вот сегодня мы и посмотрим, как со временем менялись жилища людей, где жили древние люди, наши предки на Руси и наши современники.
3. Изложение нового материала:
Показ СЛАЙДОВ 2 – 7.
-Воспитатель: У большинства народов мира сложились свои определенные традиции создания жилища. Есть они и у русского народа. С 10 века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, - то есть срубленный дом. Россия – страна лесная, а поэтому дерево служило основным строительным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту и избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово деревня.
-Воспитатель: Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Избы в селах раньше не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
-Воспитатель: Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость. Со стороны посмотреть, кажется, что бревна одно сквозь другое пропущены. Получается это так: в бревне делают вырубку, круглую, как чашка, в нее кладут другое бревно, отступая от края. Остаток нужен, чтобы углы не так сильно промерзали зимой и не загнивали от влаги. В конструкции избы все не случайно, все со смыслом.
-Воспитатель: Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец. Венец на венец – и вырастает сруб.
-Воспитатель: Основным инструментом служил топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны. Все прочно и надежно.
Показ СЛАЙДОВ 8-11.
-Воспитатель: У кочевых народов Крайнего Севера (чукчей, эвенков, коряков и др) существует своеобразное переносное жилище – яранга. Яранга имеет цилиндрическую форму и коническую крышу. Основание яранги составляют вертикальные жерди, поставленные по кругу, к которому привязаны наклонные жерди, образующие остов крыши. Яранги покрываются в несколько слоев старыми оленьими шкурами. Внутри помещения укрепляют полог из шкур, образующих с воеобразную комнату, отапливаемую лампой-жирником. Пол яранги также устлан шкурами животных
-Воспитатель: В современных ярангах оленеводов имеется несколько жилых помещений, кухня, прихожая, центральная комната с открытым очагом посередине. В яранге два выхода: один летний – на уровне земли, а другой – зимний, расположенный выше, на случай снежных заносов.
Показ СЛАЙДОВ 12-16.
-Воспитатель: Природно-климатические условия степей Средней Азии и Монголии продиктовали их обитателям особый тип жилища – юрты – легкие удобные дома без внутренних перегородок. Вместе с жителями, пасущими стада, юрты без особых усилий перемещаются от одного пастбища к другому. В ней кочевники находят защиту от летнего зноя, суховеев, дождей и зимних морозов.
-Воспитатель: За несколько столетий существования юрта почти не претерпела изменений в конструкциях и форме, более того она сохранила древние символы и традиции. Круглое основание юрты делится на 12 частей, каждой из которых соответствует определенный знак восточного зодиака. Она всегда ставилась на открытых солнечных полянах. Луч солнца, проникающих сквозь круглое отверстие в кровле, позволял довольно точно определять время суток.
-Воспитатель: Размеры юрты соответствуют росту человека, а внутренняя планировка учитывает вкусы и интересы ее обитателей. Юрта легко разбирается в пределах часа и транспортируется на вьючных животных. Общий вес юрты составляет 300-400 кг, что соответствует «грузоподъемности» верблюда.
Снаружи юрта окутывается войлоком, в любую погоду войлок играет роль терморегулятора и позволяет сохранять внутри жилища постоянный тепловой режим. Яркий орнамент юрты символичен и отражает традиционные верования ее обитателей.
4. Физминутка «А теперь на месте шаг»
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два!
(Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Показ СЛАЙДОВ 17-21.
-Воспитатель: Жилища народов Африки поражают неожиданными, порой фантастическими решениями и формами. Некоторые африканские народы живут в круглых, как шар, массивных глиняных домах с единственным входом и виде удлиненного овала, без окон. Вход на ночь в них закрывают циновкой. Другие хижины по форме напоминают цилиндры. Вход в них выглядит как замочная скважина: узкая внизу и широкая в верхней части. Такие хижины возводят без дерева, ее основной строительный материал – глина, перемешанная с рубленой соломой.
-Воспитатель: В Африке есть хижины, стоящие посреди воды, крытые папирусом, на сваях, намертво вбитых в дно. В паводок люди коротают время либо на широких платформах хижин, либо в лодках – пирогах. Лодки подплывают прямо к двери такого дома. Переступив его порог, можно удивить воду сквозь просветы в полу. Но пол достаточно прочный, он выстелен не досками, а листьями пальмы и бамбуковыми жердями. Сваи подгнивают через каждые 8-10 лет, и тогда жителям приходится справлять новоселье. Но люди продолжают жить в подобных домах, привычка приобретенная веками, заставляет их поступать вопреки логике удобства.
Игра «Что нам стоит дом построить?»
-Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Что нам стоит дом построить?».
-Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю дружно всем классном построить один большой красивый дом! Первый человек рисует квадрат дома, второй крышу, третий трубу и дальше по очереди двери, окна и др.
(воспитатель раздает каждому ученику карандаши и один лист на весь класс)
-Воспитатель: Какие вы дружные! Молодцы!
«Отгадай загадки»
-Воспитатель: Ребята, я вам буду задавать загадки, которые будут связаны с предметами, которые есть в нашем современном доме, ваша задача как можно быстрее их отгадать!
- Ходит, а в избу не входит. ( дверь)
- Один коптится, а другой топчется. ( пол, потолок)
- Зимой нет теплей, летом холодней. ( печь)
- Загляните под окно, там растянута гармошка, но гармошка не играет, нам квартиру согревает. ( батарея)
- Лыжи деревянные, а поля стеклянные. ( окно)
- Плещет тёплая волна в берега из чугуна, отгадайте, вспомните, что за море в комнате. ( ванна)
- Чёрненькая собачка свернувшись лежит, ни лает, ни кусает, а в дом не пускает. ( Замок)
- Я увидел свой портрет, отошёл - портрета нет. ( Зеркало)
- Полюбуйся, посмотри – полюс северный внутри, там сверкает снег и лёд, там сама зима живёт. ( Холодильник)
10.Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём, мы бьём исправно каждый час, но вы, друзья, не бейте нас. ( Часы)
11.Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. ( Стол)
12.Днём спит на ней подушка. А по ночам Андрюшка. ( Кровать)
13.Чудо-ящик – в нём окно, в том окошечке – кино. ( Телевизор)
-Воспитатель: Молодцы!
Игра «Собери пословицы»
-Воспитатель: Ребята, на доске висят половинки пословиц, ваша задача собрать из двух половинок правильно пословицы и поговорки.
- В гостях хорошо, а дома лучше.
- Дом вести, не лапти плести.
- Домом жить – обо всём тужить.
- Не дом хозяина красит, а хозяин дом.
- Всякий дом хозяином держится.
- Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.
- Каков Тёма, таково у него и дома.
- В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.
- Дома и стены помогают.
10.Свой дом – не чужой, из него не уйдёшь.
Обсуждение смысла некоторых пословиц и поговорок ( Как понимают дети).
-Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие дома будут в будущем? ( Слайд 22-27)
-Воспитатель: Давайте с вами немного пофантазируем! Расскажите мне в каком необычном доме вы бы хотели жить в будущем?
5.Итог
-Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили?
-Воспитатель: Какие дома были у разных народов? В чем их особенности?
-Воспитатель: Мы сегодня поговорили о жилье человека и узнали много нового и интересного. Человеку необходим дом, крыша над головой, тепло, уют, но, на мой взгляд самое главное, чтобы в доме, семье, которая живёт в этом доме, сложились дружные, доброжелательные отношения, была любовь, взаимопонимание, забота о ближнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека"
Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека" Класс: 8 Тема урока: Дом – жилище человека Тип урока: Урок изучения нового материала Вид урока: смешанный (практическая работа, груп...
Урок МХК "Дом - жилище человека"
Конспект и презентация урока по МХК в 9 классе. Тема урока "Дом - жилище человека"....
Урок ОБЖ 5 класс "Жилище человека, особенности жизнеобеспеченеия жилища"
Урок позволяет изучить опасные места в квартире (доме) и выстраивать варианты действий в той или иной ситуации. ...
«Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»
Конспект внеурочного занятия в 5 классе с использованием технологии применения логических опорных сигналов (ЛОС) на тему: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»...
Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища»
Данный урок рассчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развива...
Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».
Вашему вниманию предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...