«Жилище человека. Особенности жизнедеятельности»
методическая разработка (5 класс)

Гайдарова Людмила Александровна

«Жилище человека. Особенности жизнедеятельности»

 

Цель: познакомить учащихся с жилищами, которые существовали у разных народов в разные исторические периоды, какие условия жизни в этих жилищах, какие плюсы и минусы.

Задачи:

Обучающая: рассмотреть, какие жилища существовали и существуют в наше время.

Воспитывающая: формировать интерес к познанию нового.

Развивающая: формировать умения, развивать память, мышление, воображение, речь.

Оборудование: презентация, наглядные пособия цветные карандаши, листы, пословицы

Оформление: на доске расположены изображения элементов одежды жителей края

Форма проведения: практическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhilishche_cheloveka.docx124.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Шкуринской

«Жилище человека. Особенности жизнедеятельности»

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1080/d-1079288/1079288_html_m3cfbfe7e.jpg

  Подготовила:

                                                                                                     Гайдарова Л.А.

«Жилище человека. Особенности жизнедеятельности»

Цель: познакомить учащихся с жилищами, которые существовали у разных народов в разные исторические периоды, какие условия жизни в этих жилищах, какие плюсы и минусы.

Задачи: 

Обучающая: рассмотреть, какие жилища существовали и существуют в наше время.

Воспитывающая: формировать интерес к познанию нового.

Развивающая: формировать умения, развивать память, мышление, воображение, речь.

Оборудование: презентация, наглядные пособия цветные карандаши, листы, пословицы 

Оформление: на доске расположены изображения элементов одежды жителей края

Форма проведения: практическая работа

Ход мероприятия:

1.Организационный момент:

Усадить детей, настроить их на работу в классе.

2.Сообщение темы:

-Воспитатель: Ребята, прежде чем мы начнем наше занятие, угадайте загадку.

В нём живёт моя родня, 
Мне без неё не жить ни дня. 
В него стремлюсь всегда и всюду, 
К нему дорогу не забуду. 
Я без него дышу с трудом, 
Мой кров, родимый, тёплый...(Дом)

-Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

-Воспитатель: Верно! Сегодняшнее занятие  мы посвятим теме «Жилище человека. Особенности жизнедеятельности». Мы все живём  в домах, а не под открытым небом. Когда вы учитесь, вы живёте в школе – большом здании, а, когда вы уезжаете на каникулы, то каждый живёт в своём доме. Кто-то в деревянном, кто-то в кирпичном, может кто-то в многоэтажном.  Вот сегодня мы и посмотрим, как со временем менялись жилища людей, где жили древние люди, наши предки на Руси и наши современники.

3. Изложение нового материала:

Показ СЛАЙДОВ  2 – 7.

-Воспитатель: У большинства народов мира сложились свои определенные традиции создания жилища. Есть они и у русского народа. С 10 века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, - то есть срубленный дом.  Россия – страна лесная, а поэтому дерево служило основным строительным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту и избы рубили тоже из дерева. Отсюда и слово деревня.

-Воспитатель: Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а, как говорили, «на радостном месте», чтобы хозяину было удобно и соседу не мешать. Избы в селах раньше не красили и ничем не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

-Воспитатель: Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство.  Веками накапливался опыт, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная строительная мудрость. Со стороны посмотреть, кажется, что бревна одно сквозь другое пропущены. Получается это так: в бревне делают вырубку, круглую, как чашка, в нее кладут другое бревно, отступая от края. Остаток нужен, чтобы углы не так сильно промерзали зимой и не загнивали от влаги. В конструкции избы все не случайно, все со смыслом.

-Воспитатель: Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет венец. Венец на венец – и вырастает сруб.

-Воспитатель: Основным инструментом служил топор, которым работали  с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны. Все прочно и надежно.

Показ  СЛАЙДОВ  8-11.

-Воспитатель: У кочевых народов Крайнего Севера (чукчей, эвенков, коряков и др) существует своеобразное переносное жилище – яранга. Яранга имеет цилиндрическую форму и коническую крышу. Основание яранги составляют вертикальные жерди, поставленные по кругу, к которому привязаны наклонные жерди, образующие остов крыши. Яранги покрываются в несколько слоев старыми оленьими шкурами.  Внутри помещения укрепляют полог из шкур, образующих с воеобразную комнату, отапливаемую лампой-жирником. Пол яранги также устлан шкурами животных

-Воспитатель: В современных ярангах оленеводов имеется несколько жилых помещений, кухня, прихожая, центральная комната с открытым очагом посередине. В яранге два выхода: один летний – на уровне земли, а другой – зимний, расположенный выше, на случай снежных заносов.

Показ СЛАЙДОВ 12-16.

-Воспитатель: Природно-климатические условия степей Средней Азии и Монголии продиктовали их обитателям особый тип жилища – юрты – легкие удобные дома без внутренних перегородок. Вместе с жителями, пасущими стада, юрты без особых усилий перемещаются от одного пастбища к другому. В ней кочевники находят защиту от летнего зноя, суховеев, дождей и зимних морозов.

-Воспитатель: За несколько столетий существования юрта почти не претерпела изменений в конструкциях и форме, более того она сохранила древние символы и традиции. Круглое основание юрты делится на 12 частей, каждой из которых соответствует определенный знак восточного  зодиака.  Она всегда ставилась на открытых солнечных полянах.  Луч солнца, проникающих сквозь круглое отверстие в кровле, позволял довольно точно определять время суток.

-Воспитатель: Размеры юрты соответствуют росту человека, а внутренняя планировка учитывает вкусы и интересы ее обитателей. Юрта легко разбирается в пределах часа и транспортируется на вьючных животных. Общий вес юрты составляет 300-400 кг, что соответствует «грузоподъемности» верблюда.

Снаружи юрта окутывается войлоком, в любую погоду войлок играет роль терморегулятора и позволяет сохранять внутри жилища постоянный тепловой режим. Яркий орнамент юрты символичен и отражает традиционные верования ее обитателей.

4. Физминутка «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте.) 

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.) 

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.) 

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!(Прыжки на месте.) 

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.) 

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.) 

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.) 

Показ СЛАЙДОВ 17-21.

-Воспитатель: Жилища народов Африки поражают неожиданными, порой фантастическими решениями и формами. Некоторые африканские народы живут в круглых, как шар, массивных глиняных домах с единственным входом и виде удлиненного овала, без окон. Вход на ночь в них закрывают циновкой.  Другие хижины по форме напоминают цилиндры. Вход в них выглядит как замочная скважина: узкая внизу и широкая в верхней части. Такие хижины возводят без дерева, ее основной строительный материал – глина, перемешанная с рубленой соломой.

-Воспитатель: В Африке есть хижины, стоящие посреди воды, крытые папирусом, на сваях, намертво вбитых в дно. В паводок люди коротают время либо на широких платформах хижин, либо в лодках – пирогах. Лодки подплывают прямо к двери такого дома.  Переступив его порог, можно удивить воду сквозь просветы в полу. Но пол достаточно прочный, он выстелен не досками, а листьями пальмы и бамбуковыми жердями. Сваи подгнивают через каждые 8-10 лет, и тогда жителям приходится справлять новоселье.  Но люди продолжают жить в подобных домах, привычка приобретенная веками, заставляет их поступать вопреки логике удобства.

Игра «Что нам стоит дом построить?»

-Воспитатель: А теперь мы поиграем в игру «Что нам стоит дом построить?».  

-Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю дружно всем классном построить один большой красивый дом! Первый человек рисует квадрат дома, второй  крышу, третий трубу и дальше по очереди двери, окна и др.

 (воспитатель раздает каждому ученику карандаши и один лист на весь класс)

-Воспитатель: Какие вы дружные! Молодцы!

  «Отгадай загадки»

-Воспитатель: Ребята, я вам буду задавать загадки, которые будут связаны с предметами, которые есть в нашем современном доме, ваша задача как можно быстрее их отгадать!

  1. Ходит, а в избу не входит. ( дверь)
  2. Один  коптится, а другой топчется. ( пол, потолок)
  3. Зимой нет теплей, летом холодней. ( печь)
  4. Загляните под окно, там растянута гармошка, но гармошка не играет, нам квартиру согревает. ( батарея)
  5. Лыжи деревянные, а поля стеклянные. ( окно)
  6. Плещет тёплая волна в берега из чугуна, отгадайте, вспомните, что за море в комнате. ( ванна)
  7. Чёрненькая собачка свернувшись лежит, ни лает, ни кусает, а в дом не пускает. ( Замок)
  8. Я увидел свой портрет, отошёл -  портрета нет. ( Зеркало)
  9. Полюбуйся, посмотри – полюс северный внутри, там сверкает снег и лёд, там сама зима живёт. ( Холодильник)

     10.Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём, мы бьём исправно каждый час, но вы, друзья, не бейте нас.  ( Часы)

     11.Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. ( Стол)

     12.Днём спит на ней подушка. А по ночам Андрюшка. ( Кровать)

      13.Чудо-ящик – в нём окно, в том окошечке – кино. ( Телевизор)

-Воспитатель: Молодцы!

Игра «Собери пословицы»

-Воспитатель: Ребята, на доске висят половинки пословиц, ваша задача собрать из двух половинок правильно пословицы и поговорки.

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.
  2. Дом вести, не лапти плести.
  3. Домом жить – обо всём тужить.
  4. Не дом хозяина красит,  а  хозяин дом.
  5. Всякий дом хозяином держится.
  6. Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.
  7.  Каков Тёма, таково у него и дома.
  8. В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.
  9. Дома и стены помогают.

     10.Свой дом – не чужой, из него не уйдёшь.

Обсуждение смысла некоторых пословиц и поговорок ( Как понимают дети).

-Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какие дома будут в будущем? ( Слайд 22-27)

-Воспитатель: Давайте с вами немного пофантазируем! Расскажите мне в каком необычном доме вы бы хотели жить в будущем?

     5.Итог

-Воспитатель: Ребята, о чем мы говорили?

-Воспитатель: Какие дома были у разных народов? В чем их особенности?

-Воспитатель:  Мы сегодня поговорили о жилье человека и узнали много нового и интересного. Человеку необходим дом, крыша над головой, тепло, уют, но,  на мой взгляд самое главное, чтобы в доме, семье, которая живёт в этом доме, сложились дружные, доброжелательные отношения, была любовь, взаимопонимание, забота о ближнем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека"

Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека" Класс: 8 Тема урока: Дом – жилище человека Тип урока: Урок  изучения нового материала Вид урока: смешанный (практическая работа, груп...

Урок МХК "Дом - жилище человека"

Конспект  и презентация урока по МХК в 9 классе. Тема урока "Дом - жилище человека"....

Урок ОБЖ 5 класс "Жилище человека, особенности жизнеобеспеченеия жилища"

Урок позволяет изучить опасные места в квартире (доме) и выстраивать варианты действий в той или иной ситуации. ...

«Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»

Конспект внеурочного занятия в 5 классе с использованием технологии применения логических опорных сигналов (ЛОС) на тему: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»...

Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища»

Данный урок рассчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развива...

Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».

Вашему вниманию  предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...