Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища»
план-конспект урока по обж (5 класс)

Будякова Ирина Владимировна

Данный урок рассчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.

Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развивающее критическое мышление. На уроке применяются следующие приемы и методы: работа с презентациями, приемы творческой деятельности, работа в группах.

 Урок мотивирует учащихся к изучению предмета, способствует повышению активности школьников на уроке и улучшает качество знаний.

Цель урока: Систематизировать знания учащихся по осо­бенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратить внимание на необходимость строгого со­блюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obzh_5kl.word_.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Борщенская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

       

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

 ОБЖ в 5 классе

Тема: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

Учитель ОБЖ: Будякова И.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема:  «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

Класс: 5

Дата проведения:22.09.2017г.

Продолжение учебного занятия:  45 минут

Тип учебного занятия: комбинированный

Цели: Систематизировать знания учащихся по особенностям жизнеобеспечения современного дома (квартиры) в городе, обратить внимание на необходимость строгого соблюдения правил эксплуатации систем жизнеобеспечения и бытовых приборов в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

Задачи урока:

  • Обучающая: Выявить источники возникновения аварийных и опасных ситуаций в жилище, ознакомить учащихся с причинами возникновения возможных опасных ситуаций в квартире.
  • Развивающая: Составить с учащимися перечень возможных аварийных и опасных ситуаций в жилище. Умение учащихся сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания.
  • Воспитывающая: Формировать чувство ответственности за безопасную жизнь в собственном доме.

 - Продолжить формирование универсальных учебных действий:

познавательных УУД: умения выбрать главное из текста учебника;

регулятивных УУД:  развитие умений целеполагания, планирования, рефлексии;

личностных УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

коммуникативных УУД: умения работать в группе, умения аргументировать свой ответ.

Предметные результаты:

1. знают о городе как месте проживания человека, об особенностях жизнеобеспечения жилища

Метапредметные результаты:

  1. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  2. выдвигать предположения и доказывать их;
  1. уметь извлекать необходимую информацию при изучении иллюстраций учебника;
  1. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

осознавать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде

Оборудование:   мультимедийный  проектор, ноутбук.

Дидактические материалы: Книга для учителя «Методические материалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности», тематическое и поурочное  планирование  к учебнику  А.Т. Смирнова «Основы  безопасности жизнедеятельности», мультимедийная презентация «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища», карточки, картинки, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-х классов общеобразовательных школ под общей редакцией  А.Т.Смирнова – М.: Просвещение, 2013, «Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя». – М.: ТЦ Сфера, 2003

Структура урока

I. Организационный этап..........................................................................2 мин.

II. Мотивация учебной деятельности........................................................3мин.

III. Актуализация опорных знаний.............................................................3 мин.

IV. Первичное усвоение новых знаний. ......................................................15мин.

V Первичная проверка понимания...............................................................5 мин.

VI. Первичное закрепление. ....................................................................... 10 мин.

VII. Подведение итогов урока..................................................................... 5мин.

VIII. Домашнее задание.................................................................................2 мин.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

учащихся

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный этап  

2. Мотивация учебной деятельности

Приветствие. Мотивация.

 (1слайд)

Обращение учителя к ученикам: Здравствуйте дети! Садитесь.

-Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте

Постарайтесь всё понять

Правила запоминать

Посмотрите всё ли готово к уроку?

Подготовка класса к работе на уроке.

Здороваются с учителем, садятся.

Слушают учителя

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: готовятся к уроку, настраиваются на учебный процесс

3. Актуализация опорных знаний  Проверка домашнего задания (5 мин)

Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке? Чтобы узнать, как вы усвоили пройденный материал,  я вам предлагаю ответить на вопросы маленького теста (щелчок мыши)

       Раздаточный материал «Тест»

Дети, поменяйтесь листами и проверьте работу товарища.

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

Мы говорили о городе и его опасностях.

Выполнение заданий. Дети слушают, берут раздаточный материал с текстом, подписывают контрольный лист и отвечают на поставленные вопросы.

Регулятивные – самостоятельно выполняют работу. Взаимоконтроль по шаблону

      Дети, посмотрите на экран.

Слайд 2

 Вот так вы должны были выполнить задание. Те, кто не допустил ни одной ошибки, могут в графе оценок поставить себе «5», две ошибки «4». Все остальные, надеюсь, смогут подготовиться к следующему уроку лучше.

Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Предыдущая тема усвоена Вами хорошо.

   А теперь послушайте стихотворение.

Слайд 3

            Вот мой дом, моя квартира,

          Здесь учусь, играю, сплю.

          Вы ответьте мне, ребята,

          В безопасности живу?

Взаимопроверка  самооценивание.

Личностные: познавательный интерес

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: 

логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Постановка учебной  цели (2 мин)

О чем сегодня пойдет речь на уроке, как вы думаете?

 Слайд:4

  Сегодня мы с вами поговорим о «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища»

. Ребята, как вы думаете, для чего   мы будем изучать  эту тему?

Слушают учителя. Отвечают на поставленные вопросы.

Задачи  урока: познакомиться  с особенностями жизнеобеспечения жилища человека; обратить внимание на опасные ситуации, возникающие при нарушении правил использования оборудования и бытовых приборов.

Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: способность к самооценке

Регулятивные:

целеполагание;

Познавательные: общеучебные;

Коммуникативные: построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения.

4.Первичное усвоение новых знаний. (15 мин)

5.Первичная проверка понимания

6.Первичное закрепление.

Одна из самых первых потребностей человека – нужда в жилище.

Как вы думаете, что такое жилище?

Слайд:5

Жилище – это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей, а также для отдыха и выполнения бытовых и трудовых процессов.

  Запишите это определение в тетрадь.

История возникновения жилища.

Жилище появилось  давно, остатки древних жилищ археологи находят в самых разных странах. Сначала человек селился в естественных жилищах.

Ребята, что служило жилищем древнему человеку?

Слайд:6

Ребята, как вы думаете, трудно было древнему человеку?  

Почему?

Сможет ли человек долго прожить в таких условиях?

Когда человеку надоела жить в пещере без уюта он начал изобретать много разных вещей которые помогали ему.

Если мы мысленно перенесемся на 100 лет назад, какое жилище мы увидим, что изменилось?   

Слайд:7  

Что изменилось? Много времени и сил требовалось человеку для создания таких  условий быта? 

Все эти вещи человек придумал себе для уюта и комфорта.

Слайд:: 8.  И если мы посмотрим на современное жильё человека, что мы с вами увидим?

.

Слайд:9

У меня для вас есть интересное задание «Обустрой своё жильё»

Давайте разделимся на две группы и посоревнуемся, кто быстрее и правильнее обустроит  свое жилище.

Ребята, посмотрите, красивые дома  у нас получились.

    Есть одна  замечательная пословица, посмотрите на экран и соберите её.

Слайд:9

 Как вы понимаете смысл пословицы.

Слайд:10

«Мой дом – моя крепость». Вы полностью согласны с пословицей?

А для закрепления знаний на практике: я предлагаю вам разделить предметы на группы.

Слайд:11

Ребята, на какие группы можно разделить предметы на картинки?

 Слайд:12

Соедините линиями  предметы и опасности, которые они могут принести.

 (Работа по карточкам)

Слайд:13

Рассмотрите иллюстрацию на экране  и обсудите в парах; почему  в комнату Серёжи страшно войти?

  Время на обдумывание 1 минута.

Слушают  учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Жилищем древнему человеку служила пещера.

Да, древнему человеку было очень трудно.  У них было ветхое жилье или пещера. Костер служил освещением, средством приготовления пищи и обогревом.

Конечно, нет.

В доме была печь, с необходимым запасом дров. Пища готовилась на огне в печи. Комнаты освещались керосиновыми лампами, а туалет был на улице.

Хранилась вода в ведрах или бочках.

Умывались из рукомойников, а воду для него и для других нужд носили из колодцев.

Жильё обеспечивается холодной и горячей водой, бытовым газом, имеет канализацию, электрифицирована.

Для удовлетворения потребностей человека в его жилье сегодня  используются различные бытовые  электрические и газовые приборы, аудио- и видеоаппаратура.

Делятся на группы по рядам и выполняют задание. После самостоятельной работы идет обсуждение поставленного задания.

Слушают  учителя.

Отвечают на поставленные вопросы.

Предметы бытовой химии и лекарства, электроприборы, газ, острые и режущие предметы.

Дети делятся на пары  и выполняют задание. После  самостоятельной работы идет обсуждение поставленного задания.

Решение ситуационных задач.

Регулятивные: контроль. оценка, коррекция

Познавательные:

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективного способа решения задач

Личностные: способность к самооценке;

Коммуникативные: построение монологической речи, аргументация собственного мнения, сотрудничество в группе, продуктивное содействие разрешению конфликтов.

Слайд:14 Задумывались ли вы раньше о том, сколько опасных ситуаций может возникнуть у нас под боком, в нашем жилище?

   Ребята, так какие  же правила безопасного поведения мы должны соблюдать.

Откройте учебник на стр.13 и найдите их.

Правильно!

Но существует Формула безопасности. И мы все пользуемся этой формулой безопасности.

Надо знать формулу безопасности, а выглядит она так:

Слайд:15

1) Предвидеть опасность.

            2) По возможности избегать её.

3) При необходимости действовать решительно и чётко.

4)Бороться до последнего, активно просить о помощи  и самому ее оказывать.

И это не общие слова. Основные положения этой формулы вывел из личного опыта известный Польский путешественник Яцек Палкевич.

Слайд:16

Если ты научишься просчитывать события на перед, предвидеть опасность, тебе будет легче избежать или выйти из них без потерь.

Работа  с учебником.

  • поддерживать постоянный порядок, помогать родителям в уборке комнат, всегда держать свои вещи в определенном месте;
  •  если нужно использовать тот или иной прибор, надо вспомнить правила его эксплуатации.

Регулятивные: контроль, коррекция знаний, оценка своих знаний;

Коммуникативная: аргументация собственного мнения, сотрудничество в паре, содействие разрешению конфликтов

Личностные: самоопределение

8. Подведение итогов урока.

Рефлексия деятельности

. Ребята, что нового узнали сегодня на уроке?

Чему научились?

 Дети, как вы думаете, достигнуты ли задачи поставленные в начале урока?

Прошу – ваши выводы? 

Слайд :17

Понравилось или не понравилось сегодня на уроке? Что  не поняли?

Ваше отношение к данной теме урока?

Каковы же оценки за этот урок?

 Покажите соответствующий смайлик.

 Слайд:18  

 Ну, а теперь время пришло дать домашнее задание.

1.Вы почитаете наш замечательный учебник, и ответить на вопросы п1.2стр10-13.

2. Творческое задание:

Составьте памятку  для себя и своих домочадцев. Уходя из дома, не

забудь…

(слайд 17) На этом наш урок окончен. Берегите себя!

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты работы.

Да, мы узнали чем обеспечено жильё человека, историю возникновения жилья, какие опасные ситуации могут возникнуть и правила безопасности, чтобы таких ситуаций не было.

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…
  • Было сложно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…

Д.З  слайд

Дети записывают домашнее задание.

Коммуникативные: умение аргументировать собственное мнение;

Познавательные: рефлексия

Личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Описание внешности человека» (открытый урок в 5 «А» классе по английскому языку)

1.Организационный момент.Good morning(3) to youGood morning dear teacherI am glad to see you/ Let\'s sing song “Hello” ex.8 p.122.Фонетическая зарядка.Let\'s play.The game is “Magic steps”.Yo...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

Урок ОБЖ 5 класс "Жилище человека, особенности жизнеобеспеченеия жилища"

Урок позволяет изучить опасные места в квартире (доме) и выстраивать варианты действий в той или иной ситуации. ...

«Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»

Конспект внеурочного занятия в 5 классе с использованием технологии применения логических опорных сигналов (ЛОС) на тему: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...

Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».

Вашему вниманию  предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...

Открытый урок обществознания в 6 классе. Повторение по теме «Человек среди людей

Открытый урок обществознания в 6  классеПовторение по теме «Человек среди людей...