Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в системе ФГОС
статья (10 класс)
В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanskoy_identichnosti_0.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в системе ФГОС
Леткеман Петр Яковлевич,
учитель технологии
В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Для начала дадим определения тех понятий, которыми мы будем оперировать . Нам нужно разобраться, что же такое патриотизм и что такое гражданское общество.
Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачи которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворение частных – индивидуальных или коллективных – интересов и потребностей. На сегодняшний день идут горячие споры по поводу того, можно ли считать российское общество гражданским или нет. Мнения расходятся.
Гражданственность в отличие от гражданства является духовно-нравственным понятием, а не политико-правовой принадлежностью. Критерий гражданственности – целостное отношение человека к социальному и природному миру, способность устанавливать баланс индивидуальных и общественных интересов.
Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями. По своему правовому положению Граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории этого государства. В частности, только гражданин принадлежат политические права и свободы. В гражданском законодательстве РФ термин Гражданин, если специально не оговорено иное, подразумевает любое физическое лицо. Гражданин – это тот, кто готов разделить ответственность за страну
Представления о гражданстве включают: образ государства, занимающего определенную территорию, ведущий тип социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями.
Становление гражданской идентичностью определяется не только фактом гражданской принадлежности, но тем отношением и переживанием, с которым связана эта принадлежность. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
Гражданская идентичность как результат самосознания общности определяет взаимосвязанность и взаимозависимость членов общности, а также ее способность проявлять различные формы совместной активности. Гражданская общность представляет собой большую группу, объединяющую население страны, которая, как правило, обладает традициями, общностью исторической судьбы, языка и культурного контекста, своеобразными эмоциональными связями, при этом важнейшее значение имеет политическая основа объединения, закрепленная в факте существования государства.
Процесс самосознания гражданской общности регулируется двумя тенденциями. Первая – дифференциация и обособление гражданской общности, как однородного сообщества, от «других», не входящих в нее, проведения определенных границ. Вторая – интеграция, основанная на внутригрупповой общности по значимым признакам, таким как сходство в образе жизни, традициях, ценностях и мировоззрении, подкрепляемое совместным историческим прошлым, настоящим и предполагаемым будущим.
Среди факторов становления и поддержания коллективной субъективности гражданской общности наиболее значимы: 1) общее историческое прошлое (общая судьба), воспроизводящееся в мифах, легендах и символах; 2) самоназвание гражданской общности; 3) общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей; 4) общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства; 5) переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными политическими действиями.
Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности. Выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства.
Средством обеспечения интеграции и переживания чувства принадлежности является система символов. Наличие «своей» символики обеспечивает универсальные средства коммуникации внутри данной общности, становясь идентифицирующим фактором. Символ является материализованным носителем идеи (словесным, событийным или предметным), в данном случае идеи единства, целостности, отражает значимые для общности ценности и образы, обеспечивает мотивацию сотрудничества. Символическое пространство гражданской общности складывается из официальной государственной символики, фигур исторических (национальных) героев, наиболее значимых исторических и современных знаменательных для страны событий, фиксирующих этапы развития общности, а также бытовых или природных символов, отражающих особенности жизнедеятельности общности. Образ Родины, в котором концентрируется и обобщается все, что связано с жизнью гражданской общности является центральным символом гражданской идентичности, включающим в себя как объективные характеристики жизнедеятельности общности, такие, как территория, экономическое, политическое и социальное устройство, народ, проживающий на данной территории со своей культурой и языком, так и субъективное отношение к ним. Образ Родины не всегда включает в себя все выделенные компоненты, он, скорее, отражает наиболее значимые из них, позволяя фиксировать смыслы, интегрирующие общность, степень их значимости в общем символическом и семантическом пространстве.
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:
- когнитивный (познавательный) – знания о власти, правовой основе организации общества, государственной символике, общественно-политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально-оценочный (коннотативный) – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Неотъемлемой составляющей когнитивного компонента является правовое сознание. Важной составляющей правосознания российских граждан являются социальные представления о справедливости, связанные, как правило, с коллективистическими ценностями, такими как следование общезначимым нормам, сохранение позитивных отношений, избегание межличностных конфликтов. Актуальность формирования правого сознания личности как компонента гражданской идентичности связана с тем, что отличительными чертами российского правосознания выступают потеря авторитета, недоверие к государству и правовым институтам, отсутствие веры в их эффективность, негативное восприятие закона, понимаемого как средство защиты государства, выполняющее карательную функцию, склонность к абстрактному принятию правовых принципов с неумением использовать их на практике.
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Внеурочные коллективные творческие дела (далее КТД)
• встречи с интересными людьми;
Показ слайдов.
• литературно-музыкальные композиции;
Показ слайдов.
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
Показ слайдов.
• экскурсии (внеурочная);
Показ слайдов.
• поездки, походы по историческим и памятным местам
Показ слайдов.
• творческие конкурсы; соревнования;
Показ слайдов.
• выставки декоративно-прикладного искусства;
Показ слайдов.
• показательные выступления;
Показ слайдов.
• праздники;
Показ слайдов.
• викторины, интеллектуально-познавательные игры;
Показ слайдов.
• трудовые дела;
Показ слайдов.
• тренинги;
Показ слайдов.
• наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;
Показ слайдов.
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Показ слайдов.
• заочные путешествия;
Показ слайдов.
• акции благотворительности, милосердия;
Показ слайдов.
• творческие проекты, презентации;
Показ слайдов.
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
Показ слайдов.
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Показ слайдов.
Таким образом, формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности происходит в системе ФГОС через приобщение школьника к духовному наследию страны. Когда усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества становятся личными убеждениями школьника. И, ощущая свой потенциал возможностей, выпускник школы мог стать активным участником по преобразованию различных аспектов жизнедеятельности страны и внес посильный вклад в процветание Отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»
Внеурочная деятельность в системе ФГОС: как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....
Формирование гражданской идентичности на уроках истории и внеурочное время
Разработка Федеральных образовательных стандартов предполагает внедрение программы формирования гражданской идентичности в образовательную школу,которая позволит обеспечить реализ...
Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в системе ФГОС
В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской иде...
Формирование гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС
Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках литературного творчества и во внеурочной деятельности....
«Формирование гражданской идентичности в системе уроков литературного чтения»
Презентация для курсов повышения квалификации...
Проек системы мероприятий по формированию гражданской идентичности
Достижение гражданской идентичности-важная задача развития личности. В связи с этим необходимо использовать в учебной и воспитательной деятельности формы и методы работы, которые формируют гражданскую...
Самоопределение и формирование гражданской идентичности личности на уроках и во внеурочной деятельности
Всем известно, что духовно- нравственное воспитание личности является ключевым, основываясь на общечеловеческих ценностях и занимая особое место в современном обществе.Именно в семье начинается духовн...