Проек системы мероприятий по формированию гражданской идентичности
проект (5 класс)

Горелкина Светлана Викторовна

Достижение гражданской идентичности-важная задача развития личности. В связи с этим необходимо использовать в учебной и воспитательной деятельности формы и методы работы, которые формируют гражданскую идентичность. Приведены ряд мероприятий для 5 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект системы мероприятий по формированию гражданской идентичности

Подготовила учитель истории: Горелкина Светлана Викторовна

        Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация развития подростков приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому актуален переход к новой стратегии воспитания – формированию гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности.

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности.

Цель : воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами.

Задачи:

  1. Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
  2. создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению обучающихся;
  3. использование в учебной и воспитательной деятельности форм и методов работы, формирующих гражданскую идентичность;
  4. развитие умения осмысления информации из разных источников;
  5. формирование восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; ответственность за принятые решения, действия и их последствия .

Формирование гражданской идентичности предполагает формирование

следующих структурных компонентов:

- познавательный – знания о власти, правовой основе

организации общества, государственной символике, общественно-

политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;

- эмоционально - оценочный  – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-

политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;

- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав

других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;

- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.

Направления реализации воспитательных задач:

духовно-нравственное воспитание обучающихся– формирование как приоритетных ценностей гражданственности,  приоритета общественно-государственных интересов над личными; лояльности к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизма, преданности своему Отечеству; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.

Историческое воспитание– изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.

политико-правовое воспитание – предполагает осведомленность и ориентацию обучающихся в политических событиях в обществе и государстве, понимание гражданской и военной политики в контексте основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины; роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны; ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга.

патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.

Профессионально - деятельностное воспитание – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность планировать и реализовывать профессиональные планы.

Для повышения качества учебно-воспитательного процесса используются образовательные технологии:

технология развития критического мышления;

проектные;

интерактивные;

игровые;

информационные и проблемные технологии;

 воспитательные технологии;

конкурсы;

участие в социальных проектах;

популяризации здорового образа жизни;

благотворительные акции и марафоны;

самоуправление.

Система мероприятий по формированию гражданской идентичности:

5 класс

  • Мы граждане России
  • Кто и как управляет страной.
  • Государственная символика.
  • Города – соседи.
  • Обычаи и традиции моей страны
  • Праздники моей страны.
  • «Наша Родина – Россия»
  • Стихи о Родине
  • Пословицы о Родине
  • Российские праздники
  • Стихи о войне и мире
  • Песни о Родине
  • Проектно – исследовательская деятельность:
  • Символы России
  • История моего имени.
  • Традиции моей семьи и др.

  • «Как жили наши предки»
  • «Их имена носят улицы нашего города»
  • «Путешествие в прошлое»
  • «Где мои корни?»
  • «Мы правнуки Великой победы»
  • «Дорога к храму» и др

  • «Я – человек, гражданин, россиянин»
  • «Дом, в котором мы живем» (классный час)
  • «Ими славен наш город» (презентация)
  • «Где родился, там и пригодился» (дискуссия)
  • «Русские национальные игры» (презентация)
  • Экскурсия по улицам родного города
  • «Мои семейные реликвии»
  • «Я люблю тебя Россия!» (КВН)
  • «О чем рассказал орден?» (встреча с ветеранами)
  • «Никто не забыт, ничто не забыто!» и др.

Формирование гражданской идентичности учащихся в школе является очень сложным процессом. Существует большое разнообразие технологий и организационных форм воспитания гражданина современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности

Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в ...

Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности

участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....

Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в системе ФГОС

    В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской иде...

Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в системе ФГОС

    В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской иде...

В Северо-Кавказском федеральном округе прошли образовательно-просветительские мероприятия по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия

В Северо-Кавказском федеральном округе на площадке ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» прошла серия образовательно-просветительских мероприятий по вопросам формирования...