Проек системы мероприятий по формированию гражданской идентичности
проект (5 класс)
Достижение гражданской идентичности-важная задача развития личности. В связи с этим необходимо использовать в учебной и воспитательной деятельности формы и методы работы, которые формируют гражданскую идентичность. Приведены ряд мероприятий для 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sistemy_meropriyatiy_po_formirovaniyu_grazhdanskoy_identichnosti.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект системы мероприятий по формированию гражданской идентичности
Подготовила учитель истории: Горелкина Светлана Викторовна
Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций. Новая социальная ситуация развития подростков приводит к значительным трудностям в формировании гражданской позиции, поэтому актуален переход к новой стратегии воспитания – формированию гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления государственности.
Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. В связи с этим личность имеет право свободного выбора и самоопределения в условиях уважения прав других на свой выбор. Достижение гражданской идентичности – важная задача развития личности.
Цель : воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе, руководствующегося в своей жизнедеятельности нравственными принципами.
Задачи:
- Развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- создание условий, способствующих свободному самостоятельному мышлению обучающихся;
- использование в учебной и воспитательной деятельности форм и методов работы, формирующих гражданскую идентичность;
- развитие умения осмысления информации из разных источников;
- формирование восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа; ответственность за принятые решения, действия и их последствия .
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование
следующих структурных компонентов:
- познавательный – знания о власти, правовой основе
организации общества, государственной символике, общественно-
политических событиях, о выборах, политических лидерах, партиях и их программах, ориентация в их функциях и целях;
- эмоционально - оценочный – рефлексивность знаний и представлений, наличие собственного отношения к общественно-
политическим событиям, способность четко выражать и аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) – уважение прав
других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, умение определять влияние общественной жизни на свою собственную, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни; принятие и уважение правовых основ государства и общества;
- поведенческий – участие в общественной жизни образовательного учреждения; желание и готовность участвовать в общественно-политической жизни страны; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям; ответственность за принятые решения, действия и их последствия.
Направления реализации воспитательных задач:
духовно-нравственное воспитание обучающихся– формирование как приоритетных ценностей гражданственности, приоритета общественно-государственных интересов над личными; лояльности к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизма, преданности своему Отечеству; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности, нетерпимости к нарушениям норм морали и права.
Историческое воспитание– изучение истории Отечества в его неповторимой судьбе, формирование чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого и осознание исторической ответственности за события в обществе и государстве. Условиями развития патриотической позиции личности выступает изучение истории Отечества, ее героического прошлого, места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей традиций и культуры наших народов.
политико-правовое воспитание – предполагает осведомленность и ориентацию обучающихся в политических событиях в обществе и государстве, понимание гражданской и военной политики в контексте основных положений концепции безопасности страны и ее военной доктрины; роли и значения Вооруженных сил в обеспечении безопасности и обороноспособности страны; ориентацию и понимание правовых основ выполнения воинского долга.
патриотическое воспитание – направлено на организацию усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, культурно-исторических ценностей нашего общества и государства, формирование национального самосознания; развитие чувства любви к Отечеству и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, готовность к достойному служению обществу и государству.
Профессионально - деятельностное воспитание – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, готовность к профессиональному саморазвитию и самореализации; способность планировать и реализовывать профессиональные планы.
Для повышения качества учебно-воспитательного процесса используются образовательные технологии:
технология развития критического мышления;
проектные;
интерактивные;
игровые;
информационные и проблемные технологии;
воспитательные технологии;
конкурсы;
участие в социальных проектах;
популяризации здорового образа жизни;
благотворительные акции и марафоны;
самоуправление.
Система мероприятий по формированию гражданской идентичности:
5 класс
- Мы граждане России
- Кто и как управляет страной.
- Государственная символика.
- Города – соседи.
- Обычаи и традиции моей страны
- Праздники моей страны.
- «Наша Родина – Россия»
- Стихи о Родине
- Пословицы о Родине
- Российские праздники
- Стихи о войне и мире
- Песни о Родине
- Проектно – исследовательская деятельность:
- Символы России
- История моего имени.
- Традиции моей семьи и др.
- «Как жили наши предки»
- «Их имена носят улицы нашего города»
- «Путешествие в прошлое»
- «Где мои корни?»
- «Мы правнуки Великой победы»
- «Дорога к храму» и др
- «Я – человек, гражданин, россиянин»
- «Дом, в котором мы живем» (классный час)
- «Ими славен наш город» (презентация)
- «Где родился, там и пригодился» (дискуссия)
- «Русские национальные игры» (презентация)
- Экскурсия по улицам родного города
- «Мои семейные реликвии»
- «Я люблю тебя Россия!» (КВН)
- «О чем рассказал орден?» (встреча с ветеранами)
- «Никто не забыт, ничто не забыто!» и др.
Формирование гражданской идентичности учащихся в школе является очень сложным процессом. Существует большое разнообразие технологий и организационных форм воспитания гражданина современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования
Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...
Познавательная деятельность как основа формирования гражданской идентичности
Одна из 7 задач стратегии социокультурной модернизации образования связана с целенаправленным формированием гражданской идентичности как предпосылки становления гражданского общества и солидарности в ...
Формирование гражданской идентичности обучающихся средствами поисковой деятельности
участие в поисковой деятельности стимулирует и активизирует формирование гражданской идентичности обучающихся, а также носит практический результат реального характера....
Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в системе ФГОС
В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской иде...
Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в системе ФГОС
В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской иде...
«Формирование гражданской идентичности в системе уроков литературного чтения»
Презентация для курсов повышения квалификации...
В Северо-Кавказском федеральном округе прошли образовательно-просветительские мероприятия по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия
В Северо-Кавказском федеральном округе на площадке ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» прошла серия образовательно-просветительских мероприятий по вопросам формирования...