«Формирование гражданской идентичности в системе уроков литературного чтения»
презентация к уроку

Миронова Алиса Анатольевна

Презентация для курсов повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grazhdanskoy_identichnosti.pptx243.94 КБ
Файл shoronova_t.v.docx41.26 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование гражданской идентичности в системе уроков литературного чтения »

Слайд 2

Приоритетные направления современного российского образов ания Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ Основная цель современного российского образования – « воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Формирование гражданской идентичности учащихся Актуальность

Слайд 3

Антропологическая школа Анализ литературных источников Историческая школа Социально-антропологическая школа Этнометодологическая школа Современные школы и отдельные ученые

Слайд 4

Цель: изучение особенностей работы школы по формированию гражданской идентичности младшего школьника. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретическое значение понятия «гражданская идентичность». Рассмотреть формирование гражданских и патриотических качеств младших школьников как основы гражданской идентичности на уроках литературного чтения. Задачи

Слайд 5

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: Тождественность личности статусу гражданина, как оценку своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства (М. А. Юшин) Структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровнях личности . (Р. Ю. Шикова ) Свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную , общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином (Д. В. Григорьев) Осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе. (А. Г. Асмолов ) Определение гражданской идентичности

Слайд 6

Гражданская идентичность в педагогике Осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, которое имеет для индивида значимый смысл, основанное на качестве (признаке) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта Тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, принимать активное участие в жизни государства, пользоваться правами.

Слайд 7

ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. СОЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ШИРОКИЙ СМЫСЛ: передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. ШИРОКИЙ СМЫСЛ: это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива , воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс . УЗКИЙ СМЫСЛ: направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей , политической ориентации, подготовки к жизни. УЗКИЙ СМЫСЛ: процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Слайд 8

Ценностно-смысловое и духовно нравственное воспитание Историческое воспитание Политико-правовое воспитание Основные задачи воспитания гражданской идентичности Экологическое воспитание Трудовое воспитание Патриотическое воспитание

Слайд 9

Структурные компоненты гражданской идентичности Когнитивный - знание о принадлежности к данной социальной общности Ценностно-смысловой - негативное или позитивное отношение к принадлежности Эмоциональный - непринятие или принятие своей принадлежности Деятельностный - реализация гражданской позиции в деятельности и общении, гражданская активность, участие в социальной деятельности, которая имеет общественную значимость.

Слайд 10

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе: формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан своей Родины; духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей; формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности; воспитание патриотизма; воспитание толерантного сознания. Роль гражданской идентичности в системе требований к образовательной системе

Слайд 11

Л юбой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества следствие формирование гражданской идентичности учащихся в современной системе образования носит первостепенный характер Предпосылки формирования гражданской идентичности учащихся

Слайд 12

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё ф ормируется через х удожественную литературу и рассказы о сильных, мужественных людях, их поступках, свидетельствующих о любви к Родине и народу. Формирование патриотизма на уроках литературного чтения Уроки литературного чтения содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и формируют осознанное патриотическое чувство.

Слайд 13

Средства формирования гражданской идентичности учащихся на уроках чтения Народная педагогика ф ормирует основные нравственные ценности по принципу «из поколения в поколение» Сказки Пословицы и поговорки Песни Традиции русского народа

Слайд 14

Сказки, как средство формирования гражданской идентичности учащихся Народные сказки — уникальный материал, позволяющий формировать главнейшие морально-нравственные нормы будущего гражданина в ыражать характер человека, они всегда поучительные, развивающие, познавательные и добрые внушать уверенность в торжестве правды, победе добра над злом ф ормировать идеал юноши и девушки, который в будущем может определить личность человека

Слайд 15

Поговорки и пословицы, как средство формирования гражданской идентичности учащихся Нравственные качества «Береги платье снову , а честь смолоду» Любовь к родной природе, к родному краю «Человек без родины, что соловей без песни » Уважение к людям и добрососедство «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не буду » Готовность к защите Родины «Родина мать, умей за неё постоять» Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствуют быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа.

Слайд 16

Выводы Гражданская идентичность - это индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта. Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, эмоциональный, деятельностный . Основными задачами воспитания гражданской идентичности являются: духовно-нравственное, ценностно-смысловое воспитание, историческое, политико-правовое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание. Основным средством формирования гражданской идентичности младших школьников на уроках литературного чтения является народная педагогика, которая формирует основные нравственные ценности по принципу «из поколения в поколение» средствами сказок, пословиц и поговорок, песен.

Слайд 17

Список литературы Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. – 63 с. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, под ред. Данилюка А.Я., Кондакова А.М., Тишкова В.А. – М.: Изд-во «Просвещение», 2009 Асмолов А.Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2 ч. - М.: Знание, 2011 Беляева, Е.В. Психолого-педагогические функции сказки / Е.В. Беляева // Развитие личности в образовательном процессе: Сборник научных статей. — Курск: Изд-во Курского гос . ун-та, 2013. Давыдов, В.В.Психическое развитие младших школьников. — М.: ПЕР СЭ, 2008. Кожанов, И.В. Гражданская и этническая идентичности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости / И.В. Кожанов // Современные проблемы науки и образования. – 2013

Слайд 18

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

Зачетная работа по курсу

«Современные технологии воспитания младших школьников»

Тема: «Формирование гражданской идентичности в системе уроков литературного чтения»

Выполнил слушатель:

Шоронова Татьяна Викторовна

____________________________________________

                                                                                                                                                  (подпись)

Нижний Новгород

2017 г.

Содержание

Введение

3

  1. Гражданская идентичность: суть, определение, компоненты

5

  1. Формирование гражданской идентичности на уроках литературного чтения

11

Заключение

16

Список литературы

20

Введение

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования основной целью современного российского образования является «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России». Основными направлениями ФГОС начального общего образования являются: формирование гражданской идентичности обучающихся; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации; духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья. Данные направления нашли отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, согласно которой,  образованию отводиться ключевая роль в духовно нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Таким образом, через курсы школьных предметов необходимо формировать у учащихся основные личностные качества, в том числе и гражданскую идентичность учащихся.

Большая работа по исследованию феномена идентичности была проделана в рамках антропологической школы (Ф. Арьес, Р. Бенедикт, Р. Босс, А. Кардинер, К. Леви-Стросс) и связанных с ней исторических (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, А. Тойнби, О. Шпенглер), социально-антропологических и этнометодологических школ (И. Хейзинга, Г. Гарфинкель, X. Сакс). Повышенное внимание теории идентичности было уделено в рамках зарубежной и отечественной социальной феноменологии (Э. Гуссерль, А. Щюц, М. Шелер, Н. Луман, П. Бергер). Еще одна группа источников по проблеме идентичности представлена современными работами по социальной философии и методологии общественных наук, речь идет, в первую очередь, о трудах X. Абельса, Д. Беккера, П. Бурдье, Р. Бхаскара, О.В. Артемьевой, О.Г. Дробницкого, М.Д. Мартыновой, A. B. Прокофьева, A. B. Разина, А.П. Скрипника, Э.Ю. Соловьева и других.

Проблемы становления гражданственности, гражданских качеств личности в различных аспектах рассматриваются в работах Е.В. Бондаревской, H. A. Борытко, О.И. Донецкой, A. A. Козлова, И.В. Суколенова и др.

Цель: изучение особенностей работы школы по формированию гражданской идентичности младшего школьника.

Задачи:

  • На основе анализа психолого-педагогической литературы определить теоретическое значение понятия «гражданская идентичность».
  • Рассмотреть формирование гражданских и патриотических качеств младших школьников как основы гражданской идентичности на уроках литературного чтения.

  1. Гражданская идентичность: суть, определение, компоненты

Понятие гражданской идентичности для отечественной научной традиции является относительно новым. Ряд исследователей (Н. Л. Иванова) рассматривает гражданскую идентичность наряду с этнической. По мнению Н.Л.Ивановой, гражданская идентичность является ещё не устоявшимся и более сложным понятием в психологии, так как соотносится с понятием нации являющейся одним из самых неоднозначных и спорных понятий современной науки.

М. А. Юшин представляет её как тождественность личности статусу гражданина, как оценку своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства.

Р. Ю. Шиковой гражданская идентичность рассматривается как структурный компонент социальной идентичности и определяется как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на эмоциональном и когнитивном уровнях личности.

По мнению Д. В. Григорьева, гражданская идентичность – это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином.

Известный российский ученый и психолог А. Г. Асмолов понятие «гражданская идентичность» рассматривает как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определённого государства на общекультурной основе». При этом А. Г. Асмолов отмечает, что гражданская идентичность в отличие от понятия гражданство имеет личностный смысл. Исследователь А. Г. Санина считает, что гражданская идентичность является фактором консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень её укоренённости в действии и сознании граждан – залог единства общества, духовной, политической консолидации.

Гражданская идентичность в педагогической науке чаще всего понимается как:

  • осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, которое имеет для индивида значимый смысл, основанное на качестве (признаке) гражданской общности, характеризующем его как коллективного субъекта;
  • тождественность личности статусу гражданина, личная оценка своего гражданского состояния, способность и готовность выполнять сопряжённые с наличием гражданства обязанности, принимать активное участие в жизни государства, пользоваться правами.

Таким образом, при анализе работ, которые посвящены проблеме формирования понятия гражданской идентичности, можно сделать вывод, что отсутствует единая точка зрения относительно понимания данного явления и данное понятие трактуется исследователями неоднозначно, анализируются  в соответствии с кругом научных интересов исследователей различные аспекты изучения гражданской идентичности. В своей работе за основу мы возьмем определение гражданской идентичности, данное А. Г. Асмоловым.

Процесс формирования гражданской идентичности тесно взаимосвязан с процессом воспитания личности.  

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом
понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных
институтов с целью формирования у него определенных знаний,
взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической
ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие
коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования
у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный
процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса.

Основными задачами воспитания гражданской идентичности учащихся являются:

  • ценностно-смысловое, духовно-нравственное воспитание учащихся - формирование приоритетных ценностей нравственности и гуманизма, чувства собственного достоинства, ответственности, социальной активности, стремления следовать в своем поведении нормам морали, нетерпимость к их нарушению.
  • историческое воспитание-знание основных событий истории Отечества и ее героического прошлого, представление о месте России в мировой истории, знание основных событий истории народов России, формирование чувства гордости, исторической памяти и сопричастности событиям героического прошлого, знание основных событий истории области, республики, края, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, формирование чувства гордости за свой город (село), семью, род.
  • политико-правовое воспитание направлено на формирование представлений учащихся о государственно-политическом устройстве России, государственной символике, основных обязанностях и правах гражданина и учащегося, информирование об основных общественно-политических событиях в мире и в стране, правовая компетентность.
  • патриотическое воспитание, которое направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных святынь и символов, готовность к участию в общественных мероприятиях, знание государственных праздников и участие в них. Базовым идентифицирующим механизмом является патриотизм как чувство приверженности гражданской общности, признание ее значимой ценностью.
  • трудовое (профессионально-ориентированное) воспитание включает формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека, ознакомление с миром профессий, их содержанием и социальной значимостью, формирование ответственного и добросовестного отношения к труду, уважение труда людей и бережное отношение к предметам духовной и материальной культуры, созданным трудом человека.
  • экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания учащихся с формированием гражданской идентичности личности определена во-первых, тем, что именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа Отечества и любви к нему. Во-вторых, взаимодействие ребенка с природой выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния. Задачи экологического воспитания могут быть определены как формирование высокой ценности жизни, потребности учащихся улучшать и сохранять окружающую природную среду, обучение экологически сообразному поведению.

В ФГОС НОО программа воспитания и духовно-нравственного развития учащихся на ступени начального общего образования должна предусматривать:

  • приобщение учащихся к культурным ценностям своей социокультурной или этнической группы, общечеловеческим ценностям, базовым национальным ценностям российского общества в контексте формирования у них гражданской идентичности;
  • создание системы воспитательных мероприятий, которые позволяют учащемуся на практике использовать и осваивать полученные знания;
  • формирование целостной образовательной среды, которая включает внешкольную, внеурочную и  урочную деятельность, учитывающую региональную, этническую и историко-культурную специфику;
  • формирование активной деятельностной позиции у учащихся.

В рамках образовательно-воспитательного процесса начального общего образования в соответствии с моделью структуры гражданской идентичности  необходимо обеспечить формирование следующих структурных компонентов:

  • когнитивного - знание о принадлежности к данной социальной общности;
  • ценностно-смыслового - негативное или позитивное отношение к принадлежности;
  • эмоционального - непринятие или принятие своей принадлежности;
  • деятельностного - реализация гражданской позиции в деятельности и общении, гражданская активность, участие в социальной деятельности, которая имеет общественную значимость.

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:

  • формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан своей Родины;
  • духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей;
  • формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;
  • воспитание патриотизма;
  • воспитание толерантного сознания.

Таким образом, под гражданской идентичностью понимается осознание личностью на общекультурной основе своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства. Структура гражданской идентичности включает в себя деятельностный, эмоциональный, ценностно-смысловой и когнитивный компонент. Требования в плане сформированности российской гражданской идентичности, предъявляемые к выпускникам начальной школы, имеющиеся во ФГОС НОО связаны с воспитательными задачами, такими как ценностно-смысловое, духовно-нравственное воспитание, политико-правовое, историческое, экологическое, патриотическое и трудовое воспитание.

  1. Формирование гражданской идентичности на уроках литературного чтения

Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

В начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и личностей других людей. В этот период воспитываются уважение к людям, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Стоит отметить, что учителю в формировании гражданской идентичности отводится особая роль.  Личный пример учителя в отношении к гражданскому, трудовому, интернациональному долгу является одним из основных методов воспитания гражданской идентичности. Этот пример нередко воспринимается младшими школьниками как единственно верный и переносится ими в свои игры, влияет на формирование их взглядов и понятий, отражается на выполнении их обязанностей в обществе.

Гражданская идентичность тесно связана с таким понятиям, как «патриотизм» - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. По мнению В.И.Ленина любовь к Родине одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

Любовь к Отечеству проявляется в поступках и в деятельности каждого индивида. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Педагогу при воспитании патриотизма необходимо учитывать специфики сознания той социальной группы, к которой относятся его ученики, ее культуры, развития и т.д.

С учетом этих обстоятельств определяются объем и содержание бесед и информации о родной стране, крае, о замечательных людях, умножавших славу своей Родины в мирное и военное время.

При формировании патриотизма педагогу следует опираться на художественную литературу, рассказывая о сильных, мужественных людях, их поступках, свидетельствующих о любви к Родине и народу.

В начальной школе политическое просвещение разнообразно: чтение рассказов о жизни детей в нашей стране и за рубежом, разучивание песен и стихов о мире, о дружбе народов всех стран, о сильных и мужественных людях и т.п.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у школьников представление о том, чем славен край родной. Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание учитель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места.

Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое  не может, не отразиться на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

В настоящее время первостепенное значение имеет формирование гражданской позиции, воспитание толерантности. Ведь любой человек живет в социуме, является частью своего коллектива, общественной группы, мирового сообщества.

Уроки литературного чтения содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны. Они позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и, в конечном итоге, формируют осознанное патриотическое чувство.

        Формирование гражданской идентичности в наше время нельзя рассматривать без связи с народной педагогикой. Оно заложено в песнях, стихах, пословицах, поговорках, в традициях русского народа. Все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: взаимопомощь, трудолюбие, патриотизм, мужество, верность, доброту. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, родине. Эти истины на протяжении многих веков выработаны, отшлифованы, проверены в практике личной жизни людьми. На уроках чтения педагогу следует использовать разнообразный материал для формирования гражданской идентичности.

         Большое воспитательное значение в младшем возрасте имеют сказки, формирующие главнейшие нравственные нормы будущего гражданина: защита слабых, уважение к старшим, и т. д. Сказки выражали характер человека, они всегда поучительные, развивающие, познавательные и добрые.

Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки — уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает победить зло;
  • добрые и миролюбивые побеждают;
  • зло наказуемо.

          Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

         В процессе воспитания гражданской идентичности поговорки и пословицы формируют:

  • нравственные качества: «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит»;
  • любовь к родной природе; любовь к родному краю: «Человек без родины, что соловей без песни»;
  • уважение к людям и добрососедство: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не буду»;
  • готовность к защите Родины: «Родина мать, умей за неё постоять».

Конкретность, образность, ритмичность и краткость пословиц способствуют быстрому запоминанию их детьми и хранению в памяти народа.

Таким образом, хотелось бы отметить, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Заключение

На основе анализа психолого-педагогической литературы, определив теоретическое значение понятия «гражданская идентичность», мы пришли к выводу, что гражданская идентичность - это индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства, позволяющее гражданской общности действовать в качестве коллективного субъекта.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностно-смысловой (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности), эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности), деятельностный (предполагающий реализацию гражданской позиции в общении и деятельности, а также гражданскую активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость).

Соответственно выделенной структуре гражданской идентичности, можно определить общие рекомендации к результатам формирования гражданской идентичности:

В рамках когнитивного компонента:

  • создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
  • формирование образа социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
  • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений, сформированность правового сознания;
  • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
  • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, понимание конвенционального характера морали;
  • экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

Рекомендации к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают:

  • чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
  • уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
  • уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
  • сформированность моральной самооценки и моральных чувств - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности:

  • участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодежных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера);
  • выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
  • участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий - театров, музеев, библиотек);
  • умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

Основными задачами воспитания гражданской идентичности являются: духовно-нравственное, ценностно-смысловое воспитание, историческое, политико-правовое, патриотическое, трудовое и экологическое воспитание.

Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Поэтому каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.

Рассмотрев формирование гражданских и патриотических качеств младших школьников как основы гражданской идентичности на уроках литературного чтения, мы пришли к выводам, что для того чтобы образовательное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся.

Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданности ей, в осознанном желании и готовности стать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этой работе является правильный подбор дидактического материала.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. – 63 с.
  2. Федеральный закон  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, под ред. Данилюка А.Я., Кондакова А.М., Тишкова В.А. – М.: Изд-во «Просвещение», 2009
  5. Асмолов А.Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2 ч. - М.: Знание, 2011
  6. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. – М.: ФИРО, 2012.
  7. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа А.Г. Асмолов // Толерантность в общественном сознании России. – М.: Мысль, 2008
  8. Беляева, Е.В. Психолого-педагогические функции сказки / Е.В. Беляева // Развитие личности в образовательном процессе: Сборник научных статей. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2013.
  9. Беляева, Е.В. Сказка как инструмент «художественного краеведения» и национальной культуры / Е.В. Беляева // Ученые записки. Серия: психолого-педагогические науки. — Курск: Изд-во Регионального открытого социального института, 2013
  10. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Академия», 2013.
  11. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: «Смысл»; «Эксмо», 2005.
  12. Давыдов, В.В.Психическое развитие младших школьников. — М.: ПЕР СЭ, 2008.
  13. Кожанов, И.В. Гражданская и этническая идентичности: проблема взаимосвязи и взаимозависимости / И.В. Кожанов // Современные проблемы науки и образования. – 2013
  14. Слободчиков, В.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. — М.: Знание, 2005.
  15. Шустова, Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. — 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности на уроках истории

Данный файл содержит краткое сообщение о формировании гражданской идентичности на уроках истории....

Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в системе ФГОС

    В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской иде...

Формирование гражданской идентичности во внеурочной деятельности в системе ФГОС

    В соответствии с ФГОС сегодня личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской иде...

Проек системы мероприятий по формированию гражданской идентичности

Достижение гражданской идентичности-важная задача развития личности. В связи с этим необходимо использовать в учебной и воспитательной деятельности формы и методы работы, которые формируют гражданскую...

Формирование гражданской идентичности обучающихся на уроках истории 5-11 классах

В статье характеризуются формы и методы формирования гражданской  идентичности  у  обучающихся 5-11классов на  уроках истории...

Самоопределение и формирование гражданской идентичности личности на уроках и во внеурочной деятельности

Всем известно, что духовно- нравственное воспитание личности является ключевым, основываясь на общечеловеческих ценностях и занимая особое место в современном обществе.Именно в семье начинается духовн...

Формирование гражданской идентичности учащихся на уроках биологии

В данной статье представлен опыт работы по формированию гражданской идентичности на уроках биологии....