Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5 классов (ФГОС)
рабочая программа (5 класс)

Корчагина Юлия Павловна

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В. «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года» (Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001).

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_moya_malaya_rodina.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГОРОДА РОСТВА-НА-ДОНУ

«ШКОЛА № 106»

«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа № 106»

Приказ от «_____»__________г.

        Дулогло О.П.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по    курсу «Моя малая родина»

(указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)

основное_общее_образование_5_класс

                     (начальное общее,    основное общее, среднее общее  образование    с указанием класса)

Срок реализации программы: 1 год

Возраст: 10-12 лет

Учитель    Корчагина_Юлия_Павловна 

Количество часов: 34

                        

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В. «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года» (Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001).

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Цель данной программы формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
  • ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области;
  • привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Рабочая программа рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю с учащимися одного класса. Из них: 3 проверочные работы, 1 экскурсия, 4 часов проектной и исследовательской деятельности.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение года обучения выделяется семь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «История освоения и заселения Дона», «Традиционная культура донских казаков», «История и традиции казачьей семьи», «Труд и быт казаков Дона», «Православие и казачество», «Казак – защитник Отечества», «Особенности речи и языка донского казачества».

Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, исследование истории своего рода.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.

Практические работы, ориентированные на закрепление полученных на уроках знаний у учащихся проводятся по завершению изучения каждого тематического блока.

Планируемые результаты.

По итогам посещения детьми факультатива предполагаются следующие результаты.

Результаты первого уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательный интерес к культуре донского казачества и творческой деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам казачества, особенностям проведения обрядовых праздников казаков.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Результаты второго уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-рассказывать о своём казачьем роде;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

Результаты третьего уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;

-заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

-выполнять исследовательский проект на тему « Моя родословная».

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- развивать художественный вкус и критическое мышление.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- формировать собственное мнение и позицию.

Содержание программы.

Вводное занятие. (1 час)

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметом «Основы православной культуры. Географическое положение территории области Войска Донского и его границы.

Раздел 1. История освоения и заселения Дона. (8 часов) 

Донские степи в древности. Греческие колонии на территории Дона. Танаис – место переплетения времен. Великое переселение народов и его роль в развитии региона. Дон в XI-XV веках. Появление казачьих городков на Дону. Образование Войска Донского.

Раздел 2. Традиционная культура донских казаков. (6 часов) Обычаи и обряды донских казаков. Народные праздники и казачья культура. Казачья литература и казачьи песни. Истоки народной демократии донского казачества. Казачьи вольности и войсковое управление. Станичное и хуторское управление. Законодательная, исполнительная и судебная власть на Дону.

Раздел 3. История и традиции казачьей семьи. (5 часов)

Понятие «казачья семья». Распределение обязанностей в семье. Нравственные ценности и семейные традиции казаков. Особенности семейного воспитания детей. Свадебный обряд. Моя родословная.

Раздел 4. Труд и быт казаков на Дону. (6 часов)

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища. Домашняя утварь. Одежда. Донская кухня. Конь - верный друг казака.

Раздел 5. Православие и казачество. (5 часов)

Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Православие в жизни донского казачества. Православное воспитание казачьей молодежи. Церкви, храмы и монастыри на территории Области Войска Донского. Старочеркасск и Новочеркасск – столицы донского казачества. Особенности архитектуры храмов. Часовни на памятных местах. Переходящие и непереходящие церковные праздники донских казаков. Престольные праздники станиц и хуторов. Дни поминовения святых. Военные и бытовые молитвы. Повседневные молитвы. Молитвы казаков, посвящаемые своим святым покровителям.

Раздел 6. Казак — защитник Отечества. (3 часов)

Кто может считаться казаком. Донское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Казачий устав. Нравственные качества - основа патриотизма казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Военные действия на территории Дона. Донские казаки в сражениях и битвах Великой Отечественной войны. Казаки – Герои Советского Союза. Трудовой фронт на Дону и его помощь фронту военному.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе на:

Теоретические / изучение и закрепление темы

Экскурсии

Самостоятельные работы (проекты и исследования)

Проверочные работы

1

Введение.

1

1

-

-

-

2

История освоения и заселения Дона

8

6

1

1

3

Традиционная культура донских казаков

6

5

1

4

История и традиции казачьей семьи.

5

3

1

1

5

Труд и быт казаков на Дону

6

5

1

6

Православие и казачество

5

4

1

7

Казак – защитник Отечества

3

2

1

Итого:

34

26

1

4

3

График проверочных работ, экскурсий, проектной и исследовательской деятельности

Четверть

Дата

Тема работы

Форма (проверочная работа, экскурсия, проект, исследование)

I

25.09.

«Танаис – место переплетения времен»

Экскурсия

II

13.11

История освоения и заселения Дона

Проверочная работа

25.12

Традиционная культура донских казаков

Проверочная работа

III

5.02

Моя родословная

Исследовательская работа

12.02

История и традиции казачьей семьи

Проверочная работа

IV

2.04

Казачий быт

Представление проектов

7.05

История донских храмов

Представление проектов

28.05

Герои в моей семье

Исследовательская работа


Календарно-тематический план

§ п/п

Наимено-вание разделов и тем

Кол-во часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Основные виды учебной деятельности

Д/з

Примечание

(формы, виды контроля)

5а,б

5в,г

1

Вводное занятие.

1

4.09.

4.09.

Раздел I. История освоения и заселения Дона

8

УУД: Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

2

Донские степи в древности

1

11.09

11.09

Конспект

3

Греческие колонии на территории Дона

1

18.09

18.09

Конспект

4

Танаис. Экскурсия

1

25.09

25.09

Отчет

Экскурсия

5

Великое переселение народов и его роль в развитии региона

1

2.10

2.10

Конспект

6

Дон в XI-XV веках

1

9.10

9.10

7

Появление казачьих городков на Дону

1

16.10

16.10

Конспект

8

Образование Войска Донского

1

23.10

23.10

Конспект

9

Проверочная работа

1

13.11

13.11

Самостоятельное выполнение заданий, направленных на проверку уровня усвоенных знаний в рамках раздела. Анализ проделанной работы на предыдущих уроках.

_

Проверочная работа

Раздел II. Традиционная культура донских казаков

8

Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Самостоятельное изготовление предметов быта, оружия, орудий труда людей предшествующих эпох. Логические— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Выбор оснований и критериев для сравнения; классификации предметов по эпохам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей между событиями, событиями и материальными памятниками; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы Коммуникативные (организации и осуществления совместной деятельностив группах), налаживания межличностных отношений и др. . Коммуникация как общение (интеракция). Коммуникация как кооперация, постановка вопросов. Построение речевых высказываний. Сотрудничество. Лидерство и согласование действий в группе. Регулятивные Целеполагание Волевая саморегуляция. Личностные Нравственно-этическая ориентация включает: — формирование единого, целостного образа мира.

10

Обычаи и обряды донских казаков.

1

20.11

20.11

Конспект

11

Народные праздники и казачья культура.

1

27.11

27.11

Конспект

12

Казачья литература и живопись.

1

4.12

4.12

Конспект

13

Истоки народной демократии донского казачества.

1

11.12

11.12

Конспект

14

Казачьи вольности и войсковое управление. Станичное и хуторское управление

1

18.12

18.12

Конспект

15

Проверочная работа

1

25.12

25.12

Самостоятельное выполнение заданий, направленных на проверку уровня усвоенных знаний в рамках раздела. Анализ проделанной работы на предыдущих уроках.

_

Проверочная работа

Раздел III. История и традиции казачьей семьи.

7

16

Понятие «казачья семья». Семейные ценности и традиции

1

15.01

15.01

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

17

Особенности семейного воспитания детей.

1

22.01

22.01

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

18

Свадебный обряд.

1

29.01

29.01

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект и исследование своей родословной

19

Исследовательская работа «Моя родословная».

1

5.02

5.02

Представление исследовательских работ; анализ работы одноклассников; обмен мнениями.

Повторение изученного

Исследовательская работа

20

Проверочная работа

1

12.02

12.02

Самостоятельное выполнение заданий, направленных на проверку уровня усвоенных знаний в рамках раздела. Анализ проделанной работы на предыдущих уроках.

_

Проверочная работа

Раздел IV. Труд и быт казаков на Дону

10

21

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи.

1

19.02

19.02

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

22

Обустройство жилища. Домашняя утварь

1

26.02

26.02

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

23

Одежда.

1

5.03

5.03

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

24

Донская кухня.

1

12.03

12.03

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

25

Конь - верный друг казака.

1

19.03

19.03

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект и подготовка проекта на выбранную тему

26

Представление проектов

1

2.04

2.04

Представление проектных работ; анализ работ одноклассников; обмен мнениями.

Повторение изученного

Проектная деятельность

Раздел V. Православие и казачество

11

27

Православная вера – основа казачьей семьи

1

9.04

9.04

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

28

Православное воспитание казачьей молодежи

1

16.04

16.04

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

29

Церкви, храмы и монастыри на территории Области Войска Донского

1

23.04

23.04

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

30

Престольные праздники станиц и хуторов. Казачьи молитвы

1

30.04

30.04

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

31

Представление проектов

1

7.05

7.05

Представление проектной работы; анализ работ одноклассников; обмен мнениями.

_

Проектная деятельность

Раздел VI. Казак – защитник Отечества

16

32

Кто может считаться казаком. Казачья честь

1

14.05

14.05

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

33

Военные действия на территории Дона

1

21.05

21.05

Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения.

Конспект

34

Исследовательская работа: «Герои в моей семье»

1

28.05

28.05

Представление исследовательских работ; анализ работ одноклассников; обмен мнениями.

_

Исследовательская работа


Учебно-методические средства обучения

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1

учебно-лабораторное оборудование и приборы

2

технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Интерактивная доска, видео- и аудио- учебные пособия

3

цифровые образовательные ресурсы

http://historic.ru/, http://www.istmira.com/, http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, http://www.gumer.info/

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года

Нарежный А.И., Самарина Н.В.

Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001

2

Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории

Сухарев Ю.

Чапаевск, 2001

3

История казачества (справочник казака)

Шумов В.В.

Ростов-на-Дону: «КСС», 2012

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета

МБОУ «Школа № 106»

от ___________ 20__  года № 1

___________          _________

     подпись руководителя МС            Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________     ______

                          подпись                             Ф.И.О.

______________ 20__  года

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по «Подвижным играм» (ФГОС)

Рабочая программапо внеурочной деятельности по«Подвижным играм»5  классСрок реализации – 2014 – 2015 учебный год  Разработана на основе Примерной государственной программы«Комплексная п...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО "Дорожная академия"

Программа по внеурочной деятельности направлена на профилактику детского дорожно- транспортного травматизма....

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"

Программа  курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для  школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"

Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС

Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе по ФГОС Магия творчества»

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе по ФГОС Магия творчества»...