Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя малая родина" для 5 классов (ФГОС)
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В. «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года» (Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001).
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_moya_malaya_rodina.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД РОСТОВ-НА-ДОНУ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ГОРОДА РОСТВА-НА-ДОНУ
«ШКОЛА № 106»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Школа № 106»
Приказ от «_____»__________г.
Дулогло О.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Моя малая родина»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
основное_общее_образование_5_класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Срок реализации программы: 1 год
Возраст: 10-12 лет
Учитель Корчагина_Юлия_Павловна
Количество часов: 34
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Моя малая родина», имеющая общеинтеллектуальную направленность, составлена на основе авторской программы Нарежного А.И. и Самариной Н.В. «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года» (Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001).
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории донского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, хутора; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре донского казачества может рассматриваться как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Цель данной программы - формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
- ознакомление с основными историческими вехами казачества, приобщение учащихся к казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Волгоградской области;
- привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Рабочая программа рассчитана на 34 часов, по 1 часу в неделю с учащимися одного класса. Из них: 3 проверочные работы, 1 экскурсия, 4 часов проектной и исследовательской деятельности.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение года обучения выделяется семь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «История освоения и заселения Дона», «Традиционная культура донских казаков», «История и традиции казачьей семьи», «Труд и быт казаков Дона», «Православие и казачество», «Казак – защитник Отечества», «Особенности речи и языка донского казачества».
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, исследование истории своего рода.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер.
Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
Практические работы, ориентированные на закрепление полученных на уроках знаний у учащихся проводятся по завершению изучения каждого тематического блока.
Планируемые результаты.
По итогам посещения детьми факультатива предполагаются следующие результаты.
Результаты первого уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к культуре донского казачества и творческой деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам казачества, особенностям проведения обрядовых праздников казаков.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Результаты второго уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-рассказывать о своём казачьем роде;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Результаты третьего уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
-навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;
-заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
-выполнять исследовательский проект на тему « Моя родословная».
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- развивать художественный вкус и критическое мышление.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- формировать собственное мнение и позицию.
Содержание программы.
Вводное занятие. (1 час)
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметом «Основы православной культуры. Географическое положение территории области Войска Донского и его границы.
Раздел 1. История освоения и заселения Дона. (8 часов)
Донские степи в древности. Греческие колонии на территории Дона. Танаис – место переплетения времен. Великое переселение народов и его роль в развитии региона. Дон в XI-XV веках. Появление казачьих городков на Дону. Образование Войска Донского.
Раздел 2. Традиционная культура донских казаков. (6 часов) Обычаи и обряды донских казаков. Народные праздники и казачья культура. Казачья литература и казачьи песни. Истоки народной демократии донского казачества. Казачьи вольности и войсковое управление. Станичное и хуторское управление. Законодательная, исполнительная и судебная власть на Дону.
Раздел 3. История и традиции казачьей семьи. (5 часов)
Понятие «казачья семья». Распределение обязанностей в семье. Нравственные ценности и семейные традиции казаков. Особенности семейного воспитания детей. Свадебный обряд. Моя родословная.
Раздел 4. Труд и быт казаков на Дону. (6 часов)
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища. Домашняя утварь. Одежда. Донская кухня. Конь - верный друг казака.
Раздел 5. Православие и казачество. (5 часов)
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Православие в жизни донского казачества. Православное воспитание казачьей молодежи. Церкви, храмы и монастыри на территории Области Войска Донского. Старочеркасск и Новочеркасск – столицы донского казачества. Особенности архитектуры храмов. Часовни на памятных местах. Переходящие и непереходящие церковные праздники донских казаков. Престольные праздники станиц и хуторов. Дни поминовения святых. Военные и бытовые молитвы. Повседневные молитвы. Молитвы казаков, посвящаемые своим святым покровителям.
Раздел 6. Казак — защитник Отечества. (3 часов)
Кто может считаться казаком. Донское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Казачий устав. Нравственные качества - основа патриотизма казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Военные действия на территории Дона. Донские казаки в сражениях и битвах Великой Отечественной войны. Казаки – Герои Советского Союза. Трудовой фронт на Дону и его помощь фронту военному.
Учебно-тематический план
п/п | Наименование раздела | Всего часов | В том числе на: | |||
Теоретические / изучение и закрепление темы | Экскурсии | Самостоятельные работы (проекты и исследования) | Проверочные работы | |||
1 | Введение. | 1 | 1 | - | - | - |
2 | История освоения и заселения Дона | 8 | 6 | 1 | 1 | |
3 | Традиционная культура донских казаков | 6 | 5 | 1 | ||
4 | История и традиции казачьей семьи. | 5 | 3 | 1 | 1 | |
5 | Труд и быт казаков на Дону | 6 | 5 | 1 | ||
6 | Православие и казачество | 5 | 4 | 1 | ||
7 | Казак – защитник Отечества | 3 | 2 | 1 | ||
Итого: | 34 | 26 | 1 | 4 | 3 |
График проверочных работ, экскурсий, проектной и исследовательской деятельности
Четверть | Дата | Тема работы | Форма (проверочная работа, экскурсия, проект, исследование) |
I | 25.09. | «Танаис – место переплетения времен» | Экскурсия |
II | 13.11 | История освоения и заселения Дона | Проверочная работа |
25.12 | Традиционная культура донских казаков | Проверочная работа | |
III | 5.02 | Моя родословная | Исследовательская работа |
12.02 | История и традиции казачьей семьи | Проверочная работа | |
IV | 2.04 | Казачий быт | Представление проектов |
7.05 | История донских храмов | Представление проектов | |
28.05 | Герои в моей семье | Исследовательская работа |
Календарно-тематический план
§ п/п | Наимено-вание разделов и тем | Кол-во часов | Дата планируемая | Дата фактическая | Основные виды учебной деятельности | Д/з | Примечание (формы, виды контроля) | |
5а,б | 5в,г | |||||||
1 | Вводное занятие. | 1 | 4.09. | 4.09. | ||||
Раздел I. История освоения и заселения Дона | 8 | УУД: Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. | ||||||
2 | Донские степи в древности | 1 | 11.09 | 11.09 | Конспект | |||
3 | Греческие колонии на территории Дона | 1 | 18.09 | 18.09 | Конспект | |||
4 | Танаис. Экскурсия | 1 | 25.09 | 25.09 | Отчет | Экскурсия | ||
5 | Великое переселение народов и его роль в развитии региона | 1 | 2.10 | 2.10 | Конспект | |||
6 | Дон в XI-XV веках | 1 | 9.10 | 9.10 | ||||
7 | Появление казачьих городков на Дону | 1 | 16.10 | 16.10 | Конспект | |||
8 | Образование Войска Донского | 1 | 23.10 | 23.10 | Конспект | |||
9 | Проверочная работа | 1 | 13.11 | 13.11 | Самостоятельное выполнение заданий, направленных на проверку уровня усвоенных знаний в рамках раздела. Анализ проделанной работы на предыдущих уроках. | _ | Проверочная работа | |
Раздел II. Традиционная культура донских казаков | 8 | Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Самостоятельное изготовление предметов быта, оружия, орудий труда людей предшествующих эпох. Логические— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Выбор оснований и критериев для сравнения; классификации предметов по эпохам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей между событиями, событиями и материальными памятниками; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование Постановка и решение проблемы Коммуникативные (организации и осуществления совместной деятельностив группах), налаживания межличностных отношений и др. . Коммуникация как общение (интеракция). Коммуникация как кооперация, постановка вопросов. Построение речевых высказываний. Сотрудничество. Лидерство и согласование действий в группе. Регулятивные Целеполагание Волевая саморегуляция. Личностные Нравственно-этическая ориентация включает: — формирование единого, целостного образа мира. | ||||||
10 | Обычаи и обряды донских казаков. | 1 | 20.11 | 20.11 | Конспект | |||
11 | Народные праздники и казачья культура. | 1 | 27.11 | 27.11 | Конспект | |||
12 | Казачья литература и живопись. | 1 | 4.12 | 4.12 | Конспект | |||
13 | Истоки народной демократии донского казачества. | 1 | 11.12 | 11.12 | Конспект | |||
14 | Казачьи вольности и войсковое управление. Станичное и хуторское управление | 1 | 18.12 | 18.12 | Конспект | |||
15 | Проверочная работа | 1 | 25.12 | 25.12 | Самостоятельное выполнение заданий, направленных на проверку уровня усвоенных знаний в рамках раздела. Анализ проделанной работы на предыдущих уроках. | _ | Проверочная работа | |
Раздел III. История и традиции казачьей семьи. | 7 | |||||||
16 | Понятие «казачья семья». Семейные ценности и традиции | 1 | 15.01 | 15.01 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
17 | Особенности семейного воспитания детей. | 1 | 22.01 | 22.01 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
18 | Свадебный обряд. | 1 | 29.01 | 29.01 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект и исследование своей родословной | ||
19 | Исследовательская работа «Моя родословная». | 1 | 5.02 | 5.02 | Представление исследовательских работ; анализ работы одноклассников; обмен мнениями. | Повторение изученного | Исследовательская работа | |
20 | Проверочная работа | 1 | 12.02 | 12.02 | Самостоятельное выполнение заданий, направленных на проверку уровня усвоенных знаний в рамках раздела. Анализ проделанной работы на предыдущих уроках. | _ | Проверочная работа | |
Раздел IV. Труд и быт казаков на Дону | 10 | |||||||
21 | Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. | 1 | 19.02 | 19.02 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
22 | Обустройство жилища. Домашняя утварь | 1 | 26.02 | 26.02 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
23 | Одежда. | 1 | 5.03 | 5.03 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
24 | Донская кухня. | 1 | 12.03 | 12.03 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
25 | Конь - верный друг казака. | 1 | 19.03 | 19.03 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект и подготовка проекта на выбранную тему | ||
26 | Представление проектов | 1 | 2.04 | 2.04 | Представление проектных работ; анализ работ одноклассников; обмен мнениями. | Повторение изученного | Проектная деятельность | |
Раздел V. Православие и казачество | 11 | |||||||
27 | Православная вера – основа казачьей семьи | 1 | 9.04 | 9.04 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
28 | Православное воспитание казачьей молодежи | 1 | 16.04 | 16.04 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
29 | Церкви, храмы и монастыри на территории Области Войска Донского | 1 | 23.04 | 23.04 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
30 | Престольные праздники станиц и хуторов. Казачьи молитвы | 1 | 30.04 | 30.04 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
31 | Представление проектов | 1 | 7.05 | 7.05 | Представление проектной работы; анализ работ одноклассников; обмен мнениями. | _ | Проектная деятельность | |
Раздел VI. Казак – защитник Отечества | 16 | |||||||
32 | Кто может считаться казаком. Казачья честь | 1 | 14.05 | 14.05 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
33 | Военные действия на территории Дона | 1 | 21.05 | 21.05 | Слушание объяснений учителя; наблюдение за демонстрациями учителя; фиксирование результатов наблюдения. | Конспект | ||
34 | Исследовательская работа: «Герои в моей семье» | 1 | 28.05 | 28.05 | Представление исследовательских работ; анализ работ одноклассников; обмен мнениями. | _ | Исследовательская работа |
Учебно-методические средства обучения
№ п.п. | Средства | Перечень средств |
1 | учебно-лабораторное оборудование и приборы | |
2 | технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Интерактивная доска, видео- и аудио- учебные пособия |
3 | цифровые образовательные ресурсы | http://historic.ru/, http://www.istmira.com/, http://www.hist.msu.ru/ER/index.html, http://www.gumer.info/ |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года | Нарежный А.И., Самарина Н.В. | Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2001 |
2 | Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории | Сухарев Ю. | Чапаевск, 2001 |
3 | История казачества (справочник казака) | Шумов В.В. | Ростов-на-Дону: «КСС», 2012 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ «Школа № 106» от ___________ 20__ года № 1 ___________ _________ подпись руководителя МС Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года |
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по «Подвижным играм» (ФГОС)
Рабочая программапо внеурочной деятельности по«Подвижным играм»5 классСрок реализации – 2014 – 2015 учебный год Разработана на основе Примерной государственной программы«Комплексная п...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО "Дорожная академия"
Программа по внеурочной деятельности направлена на профилактику детского дорожно- транспортного травматизма....
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"
Программа курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"
Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Акварелька" 5 класс в соответствии с ФГОС
Актуальность курса внеурочной деятельности "Акварелька" обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни, ведь изобразительное искусство – удивительн...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе по ФГОС Магия творчества»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе по ФГОС Магия творчества»...