Рабочая программа по внеурочной деятельности по «Подвижным играм» (ФГОС)
рабочая программа по теме

Сушилин Николай Викторович

Рабочая программа

по внеурочной деятельности по

«Подвижным играм»

5  класс

Срок реализации – 2014 – 2015 учебный год

 

 

Разработана на основе Примерной государственной программы

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»

(В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011)

и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 классы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 511

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Рассмотрено»

на заседании

МО учителей _______________________

_______________________

Руководитель МО

Протокол № ___

от «___»_августа_201_г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя

по УВР ГБОУ СОШ № 511

Осипенко Е.А.

«__»___августа____201г.

«Утверждаю»

Руководитель ГБОУ СОШ №511

Короваева Л.Е._____________

Приказ № ___

от «__»___________201___г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности по

«Подвижным играм»

5  класс

Срок реализации – 2014 – 2015 учебный год

Разработана на основе Примерной государственной программы

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»

(В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011)

и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 классы)

Учитель: Сушилин Н. В.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________

от «     »    августа 2014 г.

  1. Пояснительная записка

1.1  Направление программы внеурочной деятельности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов по подвижным играм составлена  на основе примерной программы внеурочной деятельности в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» (В.А.Горский- М.:Просвещение 2010), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2009, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации). Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения; инструктивно-методического  письма «О преподавании физической культуры в 2013-2014 учебном году». 

Рабочая программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.

Программа «Подвижные игры» способствует укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, сохранению здоровья, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.

    Предполагается, что содержание программы должно разрабатываться с учетом национально-культурных традиций, состояния экологии, климато -географических условий, демографических тенденций, социально-экономических условий и других особенностей, которые, как известно, существенно воздействуют на физическую культуру обучающихся. Программа рассчитана на два года обучения.

Программа рассчитана на 34 учебные недели (на 102 часа в год), из расчёта три часа в неделю. Возраст обучающихся  10-11 лет.

1.2  Отличительные особенности программы внеурочной деятельности.

Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является  систематическое и последовательное обучение. В настоящей программе региональный аспект реализован посредством внедрения в региональный компонент народных и подвижных игр, возникших и практикуемых в фольклорном опыте населения, проживающего на территории северо-запада России. Таким образом, региональный компонент программы нацелен на гармоничное физическое развитие с соответствии с окружающей климато -географической и социально-культурной средой, что должно способствовать повышению эффективности занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях и формированию личности обучающихся в соответствии со сложившимися культурно-историческими традициями региона.

               В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование,  прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
      В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
      Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
      Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.
      Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

1.3  Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

         Новизна данной программы заключается в  сохранении народных традиций при использовании несложного инвентаря и оборудования,  воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.

        Актуальность.  Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.  

Подвижные игры, как продолжение и развитие народных традиций, являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания  школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств. 

         Педагогическая целесообразность. Создание необходимых условий, содействующих  формированию потребности   в здоровом образе  жизни через внедрение технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности.

1.4  Цели и задачи программы внеурочной деятельности.

         Цель программы:  создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных  игр через включение их в совместную деятельность.

         Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием  подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • развивать умения ориентироваться в пространстве;        
  • обучение  жизненно важным  двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

1.5  Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Данная рабочая программа  направлена на достижение обучающимися личностных,  метапредметных  и  предметных результатов по физической культуре.

Личностными результатами:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

 Метапредметными результатами:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • объяснять прикладное значение приобретаемых умений и навыков;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  • оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

 Предметными результатами :

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  •  подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  •  находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  •  выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  •  выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  •  применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

1.6  Основные требования к уровню подготовленности обучающихся по подвижным и народным играм за учебный год.

Учащиеся должны:

 иметь представления:

  • о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
  • о способах изменения направления и скорости передвижения;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  • о правилах составления комплексов ОРУ;
  • о правилах поведения на занятиях внеурочной деятельности;
  • о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.

Уметь:

  • выполнять комплексы ОРУ;
  • выполнять упражнения и технические действия из подвижных и народных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
  • играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных и народных игр.

Ожидаемый результат:

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе.
  • Формирование у детей  уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры  самостоятельно.

Демонстрировать физические умения и навыки:

Физические

способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с

9,2

10,2

Силовые

Лазанье по канату на расстояние 6 м, с

12

Прыжок в длину с места, см

180

165

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

18

К выносливости

Кроссовый бег 1,5 км

8 мин 50 с

10 мин 20 с

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, с  

10,0

14,0

Бросок   малого   мяча   в стандартную мишень, м

12,0

10,0

1.6  Формы подведения итогов реализации рабочей программы

Итогом реализации рабочей программы  «Подвижные игры» планируется  участие в школьных, городских праздниках и соревнованиях.

  1. Содержание курса

2.1  Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

        Программный материал по данному разделу рекомендуется осваивать в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в ходе уроков или самостоятельно.

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. История видов спорта, История подвижных и народных игр. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

        Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий  в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических особенностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры,  подвижных и народных игр.

Самостоятельное выполнение заданий учителя.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже О °С).

Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья обучающихся.

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

2.2  Подвижные игры

  1. с элементами легкой атлетики;
  2. с элементами футбола;
  3. с элементами волейбола;
  4. с элементами баскетбола;
  5. с элементами гандбола;
  6. с элементами гимнастики;
  7. с элементами народных игр;
  8. зимние подвижные игры;

  1. Тематический план.

Тема

Кол-во часов

1.

Основы знаний о подвижных  и народных играх

В процессе занятий

2.

Подвижные игры

94

2.1

с  элементами легкой атлетики

14

2.2

с элементами футбола

10

2.3

с элементами волейбола

10

2.4

с элементами гимнастики

10

2.5

с элементами баскетбола

10

2.6

зимние подвижные игры

10

2.7

с элементами гандбола

10

2.8

с элементами народных игр

20

ВСЕГО:

102

  1. Поурочное планирование внеурочной деятельности

№ урока

К-во часов

Дата

Содержание

1

5

Игры на закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных  способностей, способности к ориентированию в пространстве.

2

4

Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве

3

4

Игры на закрепление и совершенствование на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей.

4

4

Игры на закрепление и совершенствование длительного бега. Развитие скоростной выносливости

5

4

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве

6

4

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

7

4

Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве

8

4

На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

9

1

Освоение техники приёма и передачи  мяча. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

10

1

Совершенствование техники приёма и передачи  мяча. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

11

1

Освоение техники нижней прямой подачи. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

12

1

Совершенствование техники нижней прямой подачи. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве

13

4

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия.

14

4

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами лазания и перелазания. Игры на развитие силовых способностей.

15

4

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с акробатическими элементами.

16

1

Совершенствование передачи и ловли мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.

17

2

Совершенствование ведение мяча с изменением и без изменения направления. Развитие скоростных способностей.

18

2

Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей.

19

2

Совершенствование бросков  мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.

20

4

Игры на комплексное развитие скоростных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

21

4

Игры  на закрепление и совершенствование на дальность, точность попадания по движуешееся цели.

22

4

Игры на комплексное развитие скоростных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

23

4

Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

24

4

Игры на комплексное развитие силовых способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями.

25

1

Совершенствование передачи и ловли мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.

26

2

Совершенствование бросков  мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.

27

1

Совершенствование бросков  мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве.

28

2

Овладение элементарными  умениями в беге. Развитие силовых способностей.

29

2

Овладение элементарными  умениями в беге. Развитие скоростных  способностей.

30

2

Совершенствование  передачи и ловли мяча, осаливания. Развитие скоростных, координационных качеств.

31

2

Совершенствование  передачи и ловли мяча, осаливания. Развитие скоростных, координационных качеств.

32

2

Совершенствование техники верхнего прямого удара. Метание мяча на дальность. Развитие выносливости.

33

1

Совершенствование техники верхнего прямого удара. Метание мяча на дальность. Развитие выносливости.

34

2

Совершенствование тактических действий в защите. Развитие двигательных способностей.

35

2

Совершенствование тактических действий в нападении. Развитие двигательных способностей.

  1. Библиографический  список литературы
  1. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 229 с.
  2. 500 игр и эстафет. – Изд. 2-е – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 304 с.: ил. – (Спорт в рисунках)
  3. Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 276 с.
  4. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5-9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
  5. Красников А.А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с. (Наука – спорту)
  6. Физическая культура. Учебник для учащихся 5-6 -х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура». - М.: СпортАкадемПресс, 2003. -
  7. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. заведений /Ю.Д.Савин и др., Под ред. Ю.Д.Железнякова, Ю.М. Портнова.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 400 с.
  8. Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие /Сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.- 526, (2) с.- (Настольная книга)  
  9. Настольная книга учителя физической культуры /Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никадрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 496 с., ил.
  10.  Физическая культура 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. -  М.: Просвещение, 2011.-156с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО "Дорожная академия"

Программа по внеурочной деятельности направлена на профилактику детского дорожно- транспортного травматизма....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"

Программа  курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для  школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"

Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....

рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Подвижные игры» 3 класс

Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы...

Программа по внеурочной деятельности по подвижным играм для 6х классов

Программа расчитана на 34 занятия для обучающихся 6 классов, по 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий 45 минут....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Карельская народная игра «Кююккя»»

Материал предназначен для проведения внеклассной работы с учащимися 5-х классов посредством карельской народной игры «Кююккя»....