Рабочая программа по внеурочной деятельности по «Подвижным играм» (ФГОС)
рабочая программа по теме
Рабочая программа
по внеурочной деятельности по
«Подвижным играм»
5 класс
Срок реализации – 2014 – 2015 учебный год
Разработана на основе Примерной государственной программы
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
(В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011)
и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по внеурочной деятельности | 39.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 511
Пушкинского района Санкт-Петербурга
«Рассмотрено» на заседании МО учителей _______________________ _______________________ Руководитель МО Протокол № ___ от «___»_августа_201_г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ГБОУ СОШ № 511 Осипенко Е.А. «__»___августа____201г. | «Утверждаю» Руководитель ГБОУ СОШ №511 Короваева Л.Е._____________ Приказ № ___ от «__»___________201___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по
«Подвижным играм»
5 класс
Срок реализации – 2014 – 2015 учебный год
Разработана на основе Примерной государственной программы
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»
(В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011)
и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 классы)
Учитель: Сушилин Н. В.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________
от « » августа 2014 г.
- Пояснительная записка
1.1 Направление программы внеурочной деятельности.
Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 5 классов по подвижным играм составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» (В.А.Горский- М.:Просвещение 2010), на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2009, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации). Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования второго поколения; инструктивно-методического письма «О преподавании физической культуры в 2013-2014 учебном году».
Рабочая программа предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.
Программа «Подвижные игры» способствует укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, сохранению здоровья, снятию психологического напряжения после умственной работы на уроках.
Предполагается, что содержание программы должно разрабатываться с учетом национально-культурных традиций, состояния экологии, климато -географических условий, демографических тенденций, социально-экономических условий и других особенностей, которые, как известно, существенно воздействуют на физическую культуру обучающихся. Программа рассчитана на два года обучения.
Программа рассчитана на 34 учебные недели (на 102 часа в год), из расчёта три часа в неделю. Возраст обучающихся 10-11 лет.
1.2 Отличительные особенности программы внеурочной деятельности.
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих дополнительных образовательных программ является систематическое и последовательное обучение. В настоящей программе региональный аспект реализован посредством внедрения в региональный компонент народных и подвижных игр, возникших и практикуемых в фольклорном опыте населения, проживающего на территории северо-запада России. Таким образом, региональный компонент программы нацелен на гармоничное физическое развитие с соответствии с окружающей климато -географической и социально-культурной средой, что должно способствовать повышению эффективности занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях и формированию личности обучающихся в соответствии со сложившимися культурно-историческими традициями региона.
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др.
Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений; строгое соблюдение дидактических принципов.
Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.
1.3 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Новизна данной программы заключается в сохранении народных традиций при использовании несложного инвентаря и оборудования, воспитание характера, воли, интереса к народному творчеству у молодежи.
Актуальность. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Подвижные игры, как продолжение и развитие народных традиций, являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Педагогическая целесообразность. Создание необходимых условий, содействующих формированию потребности в здоровом образе жизни через внедрение технологии личностно-ориентированного обучения во внеурочной деятельности.
1.4 Цели и задачи программы внеурочной деятельности.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям применению их в различных по сложности условиях;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
1.5 Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Данная рабочая программа направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностными результатами:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- объяснять прикладное значение приобретаемых умений и навыков;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами :
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
- подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
1.6 Основные требования к уровню подготовленности обучающихся по подвижным и народным играм за учебный год.
Учащиеся должны:
иметь представления:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
- о способах изменения направления и скорости передвижения;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о правилах составления комплексов ОРУ;
- о правилах поведения на занятиях внеурочной деятельности;
- о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
- выполнять комплексы ОРУ;
- выполнять упражнения и технические действия из подвижных и народных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи на расстояние до 5м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных и народных игр.
Ожидаемый результат:
- Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
- Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
- Развитие умений работать в коллективе.
- Формирование у детей уверенности в своих силах.
- Умение применять игры самостоятельно.
Демонстрировать физические умения и навыки:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Лазанье по канату на расстояние 6 м, с | 12 | — |
Прыжок в длину с места, см | 180 | 165 | |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | — | 18 | |
К выносливости | Кроссовый бег 1,5 км | 8 мин 50 с | 10 мин 20 с |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с | 10,0 | 14,0 |
Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 12,0 | 10,0 |
1.6 Формы подведения итогов реализации рабочей программы
Итогом реализации рабочей программы «Подвижные игры» планируется участие в школьных, городских праздниках и соревнованиях.
- Содержание курса
2.1 Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
Программный материал по данному разделу рекомендуется осваивать в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств в ходе уроков или самостоятельно.
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. История видов спорта, История подвижных и народных игр. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических особенностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, подвижных и народных игр.
Самостоятельное выполнение заданий учителя.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже О °С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья обучающихся.
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
2.2 Подвижные игры
- с элементами легкой атлетики;
- с элементами футбола;
- с элементами волейбола;
- с элементами баскетбола;
- с элементами гандбола;
- с элементами гимнастики;
- с элементами народных игр;
- зимние подвижные игры;
- Тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. | Основы знаний о подвижных и народных играх | В процессе занятий |
2. | Подвижные игры | 94 |
2.1 | с элементами легкой атлетики | 14 |
2.2 | с элементами футбола | 10 |
2.3 | с элементами волейбола | 10 |
2.4 | с элементами гимнастики | 10 |
2.5 | с элементами баскетбола | 10 |
2.6 | зимние подвижные игры | 10 |
2.7 | с элементами гандбола | 10 |
2.8 | с элементами народных игр | 20 |
ВСЕГО: | 102 |
- Поурочное планирование внеурочной деятельности
№ урока | К-во часов | Дата | Содержание |
1 | 5 | Игры на закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве. | |
2 | 4 | Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве | |
3 | 4 | Игры на закрепление и совершенствование на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей. | |
4 | 4 | Игры на закрепление и совершенствование длительного бега. Развитие скоростной выносливости | |
5 | 4 | Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
6 | 4 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | |
7 | 4 | Игры на закрепление и совершенствование передачи, ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
8 | 4 | На комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | |
9 | 1 | Освоение техники приёма и передачи мяча. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | |
10 | 1 | Совершенствование техники приёма и передачи мяча. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | |
11 | 1 | Освоение техники нижней прямой подачи. Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | |
12 | 1 | Совершенствование техники нижней прямой подачи. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве | |
13 | 4 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами равновесия. | |
14 | 4 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с элементами лазания и перелазания. Игры на развитие силовых способностей. | |
15 | 4 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей с акробатическими элементами. | |
16 | 1 | Совершенствование передачи и ловли мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. | |
17 | 2 | Совершенствование ведение мяча с изменением и без изменения направления. Развитие скоростных способностей. | |
18 | 2 | Совершенствование техники владения мячом. Развитие координационных способностей. | |
19 | 2 | Совершенствование бросков мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. | |
20 | 4 | Игры на комплексное развитие скоростных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | |
21 | 4 | Игры на закрепление и совершенствование на дальность, точность попадания по движуешееся цели. | |
22 | 4 | Игры на комплексное развитие скоростных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | |
23 | 4 | Игры на комплексное развитие координационных и кондиционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | |
24 | 4 | Игры на комплексное развитие силовых способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. | |
25 | 1 | Совершенствование передачи и ловли мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. | |
26 | 2 | Совершенствование бросков мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. | |
27 | 1 | Совершенствование бросков мяча. Развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве. | |
28 | 2 | Овладение элементарными умениями в беге. Развитие силовых способностей. | |
29 | 2 | Овладение элементарными умениями в беге. Развитие скоростных способностей. | |
30 | 2 | Совершенствование передачи и ловли мяча, осаливания. Развитие скоростных, координационных качеств. | |
31 | 2 | Совершенствование передачи и ловли мяча, осаливания. Развитие скоростных, координационных качеств. | |
32 | 2 | Совершенствование техники верхнего прямого удара. Метание мяча на дальность. Развитие выносливости. | |
33 | 1 | Совершенствование техники верхнего прямого удара. Метание мяча на дальность. Развитие выносливости. | |
34 | 2 | Совершенствование тактических действий в защите. Развитие двигательных способностей. | |
35 | 2 | Совершенствование тактических действий в нападении. Развитие двигательных способностей. |
- Библиографический список литературы
- Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2002. – 229 с.
- 500 игр и эстафет. – Изд. 2-е – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 304 с.: ил. – (Спорт в рисунках)
- Спортивные игры на уроках физкультуры/ Под общей редакцией О. Листова. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 276 с.
- Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Конспекты уроков для учителя физкультуры: 5-9 кл.: Урок физкультуры: Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 144 с.
- Красников А.А. Проблемы общей теории спортивных соревнований. – М.: СпортАкадемПресс, 2003. – 324 с. (Наука – спорту)
- Физическая культура. Учебник для учащихся 5-6 -х классов образовательных учреждений с углубленным изучением предмета «физическая культура». - М.: СпортАкадемПресс, 2003. -
- Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. заведений /Ю.Д.Савин и др., Под ред. Ю.Д.Железнякова, Ю.М. Портнова.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 400 с.
- Настольная книга учителя физкультуры: Справ.-метод. пособие /Сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.- 526, (2) с.- (Настольная книга)
- Настольная книга учителя физической культуры /Авт.-сост. Г.И.Погадаев; Предисл. В.В.Кузина, Н.Д.Никадрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 496 с., ил.
- Физическая культура 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. - М.: Просвещение, 2011.-156с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО "Дорожная академия"
Программа по внеурочной деятельности направлена на профилактику детского дорожно- транспортного травматизма....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе ФГОС "В мире естествознания"
Программа курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» — интегрированный курс для школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком п...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"
Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....
рабочая программа по внеурочной деятельности кружок «Подвижные игры» 3 класс
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы...
Программа по внеурочной деятельности по подвижным играм для 6х классов
Программа расчитана на 34 занятия для обучающихся 6 классов, по 2 занятия в неделю. Продолжительность занятий 45 минут....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Карельская народная игра «Кююккя»»
Материал предназначен для проведения внеклассной работы с учащимися 5-х классов посредством карельской народной игры «Кююккя»....