Проект " Да здравствует театр!"
проект (10 класс)

Максимова Ольга Владимировна

Данный проект может стать хорошим подспорьем тем, кто увлечен театральной деятельностью в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_da_zdravstvuet_teatr.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс программ и проектов

по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию

детей и молодежи в 2016 году

НОМИНАЦИЯ

«Проекты и программы, способствующие духовно-нравственному становлению и развитию детей и молодежи»

 ПРОЕКТ

Руководитель проекта:

МАКСИМОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА,

учитель русского языка и литературы

СОШ №3

г. БЕЛОЯРСКИЙ

2016

Информационная карта программы (проекта)

по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию

детей и молодежи

1.Полное название программы (проекта)

«ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТЕАТР!»

2.Автор программы (проекта)

Максимова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы

3.Руководитель программы (проекта)

Максимова Ольга Владимировна

4.Территория

Тюменская область, ХМАО-Югра,  г. Белоярский

5.Юридический адрес учреждения (автора)

628162 Тюменская область, ХМАО – Югра,

г. Белоярский, 3-й мкрн, дом 36

6.Телефон

 8 (34670) 21690

7.Цель программы (проекта)

Воспитание нравственной культуры  личности через повышение интереса к изучению произведений классической литературы как важнейшему источнику духовности.

8.Срок реализации

май – октябрь (6 месяцев)

9.Место проведения

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная средняя  школа №3 г. Белоярский»

10. Аннотация к программе (проекту)*

     Как приобщить детей к литературе и творчеству,? Как сделать школьную жизнь духовно насыщенной? Подготовка литературного вечера направлена на приобщение детей к театральному искусству и литературе, что является актуальным в современном мире. Продвигаясь от простого к сложному (от создания сценария до постановки спектакля на сцене), ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, реализовывая данный проект, дети учатся коллективной работе (будут созданы группы актеров, хореографов, музыкальных редакторов, художников-декораторов, костюмеров). Работа с партнером,  общение со зрителем, работа над характерами персонажа, мотивами их действий, творческое преломление данного текста формирует критическое оценивание как литературного произведения в целом, так и отдельных литературных героев, приобретается социальный опыт. В реализации программы принимали участие 25 учащихся 9-11 классов на добровольной основе.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ, ОБОСНОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ, АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

                   Кризис духовности, поразивший все его слои общества, остро ставит вопрос о сохранении и развитии традиционных для России ценностей, воспитании детей гармонически развитыми, понимающими и принимающими глубинные нравственные устои нашей страны, ее блестящее культурное прошлое. Это исходный побудительный мотив реализации в школе проекта «Да здравствует театр!». Общеобразовательное учреждение, по убеждению автора, должно противостоять негативным установкам (антиценностям) и росту их привлекательности. В этом плане продуктивной формой воспитательной работы является школьный театр.

        Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?

        Таким средством является реализация в школе проекта «Да здравствует театр!». Постановка сценок по конкретным литературным произведениям, проведение школьных литературных вечеров – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе, что является актуальным в современном мире.

        Духовно-нравственное воспитание, очень важное во все времена, как известно, начинается с соприкосновения с лучшими образцами искусства. Произведения классической литературы, с которыми учащиеся знакомятся на уроках литературы, дают богатый материал для размышлений. Как известно, почти 70% учащихся по разным причинам не читают эти произведения. В ходе проведенного анкетирования были установлены следующие причины:

  • не всегда понятным является язык произведений,
  •  в драматических произведениях сложно представить происходящие события без портретных характеристик героев,
  • события прошлых веков воспринимаются как что-то очень далёкое и нереальное.

                60% опрошенных учащихся никогда не были в театре. 20% были на единичных постановках в нашем городе, 20%  учащихся посетили спектакли во время летнего отдыха с родителями.

        Ликвидировать пробелы в знакомстве с театральным искусством поможет реализация данного проекта. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь по данной программе, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

        Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Происходит социализация личности.

                 Постановка спектакля по произведениям классической литературы  в стенах школы поможет учащимся не только воссоздать зрительный ряд, но самим «прожить» разные жизненные ситуации. Такая форма организации работы над произведением позволяет учитывать  также индивидуальные особенности учащихся, их интересы и каждому найти дело по душе, так как в работе над проектом понадобятся не только актёры, но и сценаристы, художники-оформители, костюмеры, гримёры, музыканты и танцоры.

        Для реализации проекта была поведена акция среди учащихся и учителей школы «Использованным вещам – вторую жизнь», в результате которой были собраны вечерние и свадебные платья, обновленные для выступления.

        Многие учащиеся занимаются в танцевальной студии, поэтому в реализации проекта обошлись собственными силами. В работе над проектом могут принять участие как старшеклассники, имеющие опыт участия в школьных постановках, так и  ребята, впервые выступающие на школьных театральных подмостках. Предоставляется возможность общения и обмена опытом в разных возрастных группах. Учитывая, что репетиции будут проходить во внеурочное время, будет организована работа над спектаклем в малых группах. Постановка будет состоять из нескольких небольших по объёму инсценировок. В этом случае понадобится небольшое количество общих репетиций.

              Целевая аудитория проекта – участники театрального кружка «Маскарад» (учащиеся 9-11 классов), 30 человек в возрасте 15-18 лет. Девушки активно занимаются дополнительным образованием: девочки посещают школу искусств, художественное и музыкальное отделение,   хореографические студии и кружки. Юноши увлекаются спортом. Ребята часто собираются вместе после уроков в неформальной обстановке. Совместная работа над творческим проектом способствует развитию межличностных отношений в коллективе и формированию активной жизненной позиции его участников, расширяет кругозор и даёт опыт публичного выступления. Проект охватывает учебные темы курса литературы, риторики «Инсценировка». Таким образом,  идет формирование следующих компетенций:

  • личностных (знания, умения и навыки самосовершенствования);
  • коммуникативных (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);
  • информационных (поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации);
  • ценностно-смысловых (воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);
  • социально-трудовых (профориентация, активная гражданская и социальная деятельность);
  • учебно-познавательных (логика, критическое и креативное мышление, планирование);
  • общекультурных (осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре).

        Реализация творческого проекта основана на общих интересах и увлечениях. Каждый обучающийся может свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповую и индивидуальную работу.

        Проект имеет связь с базовыми учебными предметами: русским языком, литературой,  МХК, ИЗО, информатикой.

      Помимо воспитания патриотизма, происходит формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению, у детей развивается самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности. Развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, формируются умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Все вместе взятое способствует формированию установки на безопасный и здоровый образ жизни.

На изучение тем по произведениям  литературы даётся ограниченное количество часов.  Учитель литературы и риторики, организуя работу над проектом через интеграцию учебной и внеклассной деятельности, заинтересован в повышении мотивации учащихся к изучению предмета и практической отработке навыков анализа произведения.

Родители принимают активное участие в  жизни класса и школы, легко идут на контакт, участвуют в организации  внеклассных мероприятий. Среди родителей   есть музыкальный работник, работник Дома культуры. Они с удовольствием оказывают свою профессиональную помощь в организации досуга школьников. Посетив спектакль, родители смогут увидеть достижения ребят.

Таким образом, спектакль  становится важным мероприятием, имеющим важное значение в духовно-нравственном воспитании.

        Постановка школьного спектакля  и выступление на сцене даёт учащимся опыт презентации своих достижений. В этом случае каждый чувствует ответственность за себя и за работу в группе, потому что успех во многом зависит от результата коллективной деятельности.

        На территории, где отсутствует театр, постановка спектакля может заинтересовать не только школьников других классов, но и  взрослых, может стать важным событием в культурной жизни маленького города.  Созданный на основе спектакля фильм может быть использован  на  уроках литературы, риторики, классных часах  и во внеклассных мероприятиях. Учитывая, что для постановки выбираются произведения классической литературы, раскрывающие одну или несколько общечеловеческих проблем, спектакль играет важную роль в духовно-нравственном воспитании молодого поколения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЦЕЛЬ:

постановка  участниками  театральной студии «Маскарад» спектакля «И снова бала звук прелестный…» по произведениям русских классических произведений.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомиться с текстами произведений А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева и отобрать материал для инсценировок.
  • Просмотреть различные экранные и театральные постановки по данным произведениям.
  • Написать сценарий  спектакля и распределить роли.
  • Изучить информацию об особенностях  интерьера дворянской залы 18-19 веков для создания декораций спектакля.
  • Подобрать костюмы, соответствующие 18-19 векам.
  • Подобрать музыкальное и хореографическое сопровождение спектакля.
  • Провести репетиции спектакля.
  • Подготовить презентацию для спектакля.
  • Выпустить афишу, программки-буклеты и пригласительные билеты.
  • Записать спектакль на видео.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ, МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Место реализации проекта: СОШ №3,  г. Белоярский, актовый зал  

Общий срок реализации проекта:     май-октябрь

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

Отбор материала и написание сценария  спектакля

Май--август

Лысок Анна, ученица 10 класса, руководитель группы «Сценаристы»

Приготовление костюмов

сентябрь

Члены театральной студии «Маскарад» под руководством Шарлыгиной И. В., учителя технологии

Постановка танцев

сентябрь

Майборода Яна, 11б класс, посещает хореографическую студию

Распределение ролей и их обсуждение

сентябрь

Максимова О.В. учитель риторики  и литературы

Репетиции спектакля

Сентябрь-октябрь

Максимова О.В. учитель риторики  и литературы

Изготовление декораций, афиши, пригласительных билетов и программок

Сентябрь-октябрь

Елфимова Валерия, Кидирниязова Карима, 9а класс, посещают художественную школу

Музыкальное сопровождение

Сентябрь-октябрь

Ананина Татьяна, 9а класс, посещает школу искусств

Генеральная репетиция спектакля

октябрь

Максимова О.В. учитель риторики  и литературы

Премьера спектакля и видеозапись.

15 октября

Максимова О.В. учитель риторики  и литературы

Поздеева Алина, 9а класс

Организация

Выступления в ДДЮТе

23 октября

Максимова О.В. учитель риторики  и литературы

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Предварительные условия

Желание участвовать в творческой деятельности, заинтересованность в её результате.

Беседа, анкетирование.

Деятельность

Формирование групп:

  • «Актёры»,
  • «Костюмеры-модельеры»,
  • «Художники-декораторы»,
  • «Сценаристы»,
  • «Музыкальные оформители»,
  • «Хореографы».

       Сценаристы отбирали материал и составляли сценарий.

       Ребята сами выбрали роли, которые хотели бы исполнить, и в группе «Актёров» проводились репетиции, сопровождавшиеся обсуждением и рефлексией.

      «Костюмеры-модельеры» подбирали костюмы из имеющегося школьного фонда, реставрировали и приводили в порядок приобретенные платья..

       Подбором музыки и  постановкой музыкальных номеров занимались «Музыкальные редакторы».  «Хореографы» готовили танцевальные номера..

      В группе «Художников-декораторов» были подготовлены декорации, афиша, программки-буклеты, пригласительные билеты.

     

Учитывая специфику проекта, учащиеся могли работать в нескольких группах (например, играли роль и работали над изготовлением декораций).  В процессе работы над проектом учащиеся познакомились с произведениями русских классиков, проанализировали особенности характеров героев, спланировали ход исполнения роли, продумали детали костюмов и поставили литературный спектакль. Реализация проекта завершилась рефлексией, которая была проведена в нескольких формах.

  • Викторина «Мне интересен герой из русской классики…»
  • Анкетирование

Ценностные ориентиры проекта

       Анализ пьесы – процесс живой, творческий, требующий от детей не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой условий.
     На завершающих этапах уточняются
идейно-смысловые акценты в развитии действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейно-смыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции, первые показы зрителям.
       Показ спектакля – необходимый завершающий этап работы. Нужно воспитывать у подростков отношение к публичному выступлению как к событию праздничному и ответственному.

Комментированное чтение

Беседа

Репетиции с импровизацией

Личностные результаты

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур.
  •  Формирование уважительного отношения к иному мнению,
  •  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Методика для изучения социализированности личности учащегося (позволяет оценить уровень сформированности

толерантности, нравственной культуры учащегося)

разработана профессором

М. И. Рожковым

Опрос-впечатление участников проекта.  

Результаты проекта

Выпуск буклета-программы и афиши спектакля (Приложение 1,2)

15 октября 2015 года                        Премьера спектакля « И снова бала звук прелестный…» в школе для учащихся, родителей и педагогов школы.              (Приложение 3)

23 октября 2015 года                              Выступление со спектаклем в ДДЮТе для учащихся и педагогов города            (Приложение 3)

Интервью для корреспондентов местного телевидения «Квадрат» и «Норд» (Приложение 4,5)

Заметка «И снова бала звук прелестный…» в школьную газету и газету «Белоярские вести»                            13 ноября 2015 года                           (Приложение 6)

Спектакль

Интервью

Заметка в газету

Рефлексивные упражнения.

Самооценка участия в проекте.

А.Прихожан «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению», тестирование психолога

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Требующиеся специалисты

Что будет делать специалист?

Требуемые знания и умения

Руководитель театрального кружка или учитель литературы и риторики.

Руководить проектом, контролировать сроки выполнения работ по проекту, организовывать репетиции спектакля

Учитель первой и высшей квалификационной категории, имеющий опыт подготовки  творческих проектов и   преподавания риторики или основ сценической речи.

Учитель технологии

Руководить реставрацией костюмов к спектаклю

Преподаватель технологии первой и высшей квалификационной категории, знакомый с историей костюма.

ОПЫТ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

         Творческий проект, направленный на духовно-нравственное воспитание молодежи, имеет определенные результаты.

        По итогам самооценки учащихся, 100%  опрошенных приобрели азы знаний по театральному мастерству и хотели бы продолжить творческую деятельность.

        65% перечитали или захотели перечитать произведения классической литературы, которые были взяты для инсценирования.

        Учащиеся развили в себе умение видеть красоту в речи и поступках людей, стали более уверенно держаться во время публичных выступлений.

        Изучение роста мотивации учащихся к изучению предмета, проведенное психологом школы по методике А.Прихожан «Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению», свидетельствует об устойчивом росте  доли учащихся, проявляющих интерес к изучению предметов филологического цикла.

        О росте мотивации к изучению предмета свидетельствуют показатели постоянно высокого рейтинга предмета у учащихся, что подтверждается данными психологического мониторинга по методике Д.Ш.Матроса.        

        Технологичность проекта проверена временем: в течение пяти лет реализуются подобные проекты. Силами театральной студии «Маскарад» было поставлено пять спектаклей:

2015 год «И снова бала звук прелестный…»

2014 год «Бал в сочельник, или Часы с боем»

2013 год «Губернские тайны»

2012 год «Этюды под южным солнцем»

2011 год «Знакомцы давние, плоды мечты моей»

        В работе над данными проектами приняло участие  на добровольной основе более 60 человек. Эффективность данной деятельности подтверждается устойчивым интересом к проекту зрительской аудитории разных возрастов.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ИХ СОЦИАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

        Предполагается участие в муниципальном конкурсе «Молодежная весна» с отрывками из спектакля «И снова бала звук прелестный…».  Произойдет самоутверждение подростков, показ своих талантов на муниципальной сцене.

        Открыты «новые имена» талантливой молодежи, которая будет принимать активное участие в  общественной жизни школы. Таким образом, развиваются творческие способности подростка, происходит удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, общекультурном, духовно-нравственном, художественно-эстетическом развитии.

        У подростков продолжается воспитание потребности здорового образа жизни; формирование  умения общаться и учиться в обществе сверстников.

        Разнообразный досуг будет сочетаться с ощущением собственной нужности, избавлением от комплексов, повысится самооценка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  • Программа-буклет спектакля «И снова бала звук прелестный» по произведениям русских классиков.
  • Афиша
  • Фотографии спектакля.
  • Видеозапись интервью, сделанного корреспондентом БИЦ «Квадрат» И.Бугровой
  • Видеозапись интервью, сделанного корреспондентом телевидения «Норд». А.Лебедевой
  • Заметка ученицы 11б класса Яны Майбороды «И снова бала звук прелестный…», опубликованная  в газете «Белоярские вести» от13.11.2015 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Да здравствует свет!"(фрагменты)

Социальный проект "Да здравствует свет!" (фрагменты). Кл. руководитель: Логинова О.Р....

Беседа "Здравствуй театр"

Цель: Прививать любовь к театру; продолжать знакомить ребят с конкретными правилами поведения в театре; обогащать словарный запас, продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами; развивать арти...

Программа "Здравствуй, театр"

Данная программа применялась в рамках  работы летенй профильной смены и нацелена на развитие творческих способностей школьников...

программа "Здравствуй, театр!"

программа по театрализованной деятельности детей...

Литературно- театральный квест "Да здравствует театр!"

Квест посвящён Году Театра в России и проводился в рамках  предметной декады "Волшебный мир театра". В квесте содержатся задания по русскому языку, литературе, истории театра....

Проектная деятельность. Авторская разработка. Проект "Волшебный мир театра". Итог проекта "Театральная шкатулка"

Проектная деятельность носит информационный, практический, творческий характер, способствует развитию индивидуальных способностей обучающихся. Продукт проектной деятельности показан на общешкольном ме...

Да здравствует театр!

Беседа с родителями. Размышления и рекомендации на осонове педагогического опыта. Об ответственности взрослых при выборе театральных постановок для детей. О восприимчивости детской души....