Внеклассная работа по русскому языку
рабочая программа

Иринцеева Сэсэгма Федоровна

Кружок "Школьная газета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_rabota_po_russkomu.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хужирская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» на заседании МО учителей ____________________

Руководитель МО:

______________ /Р.Д.Убушеева/

Протокол № ___ от

«____»_______________201__ г.

Согласовано

Зам. дир. по УВР:

__________ /Ж.М.Убушеева/

Протокол № ___ от

«____»______________201__ г.

«Утверждаю»

Приказ № ___

от «___» _____________ 201__ г.

Директор:

____________ /О.Д.Таряшинова/

.

Программа

кружка

«Школьная газета»

5-8 классы

2018 - 2019 учебный год.

Количество часов по программе:

в год – __34_ часа

 в неделю – __1_ час

Иринцеева С.Ф

 учитель русского языка и литературы

                                                    Пояснительная записка

               Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации.  

Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей. Школьная газета выявляет и объединяет творческих учащихся, способствует развитию их способностей, создаёт единое информационное пространство, поддерживает интерес к школьной жизни, даёт возможность учащимся и учителям открыто высказывать своё мнение. Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное.  Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир.

Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.

 

Цель:

создание коммуникативного пространства для реализации и развития творческих способностей учащихся. 

Задачи:

Информационная - оперативно и достоверно освещать события и факты школьной жизни.  

Образовательная  - обучение детей современным технологиям издательской деятельности.  

Воспитательная – совершенствование умений отстаивать свои права, развитие способности к созидательной деятельности,  творческой свободы, инициативы,  самостоятельности.

Коммуникативная – развитие  у учащихся  коммуникативных качеств,   готовности к сотрудничеству,  стремления сообща решать возникающие проблемы и вопросы.

Управленческая – газета, как печатный орган школы, позволяет оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям школы и осуществляет обратную связь.  

Координирующая – различные подразделения школы через газету согласуют свои действия, пропагандируют свои успехи и достижения, обсуждают свои трудности и проблемы.  

          Программа рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю). Ориентирована на учащихся 5-9 классов. Программа включает в себя теоретические и практические занятия, изучение стилистики, основ журналистики, художественное оформление  и знакомство с особенностями верстки газеты.

          Программа предполагает систематическое знакомство с трудами известных журналистов и журналистов районной газеты «Саяны», экскурсия в редакцию газеты, встречи и беседы с журналистами.

           Данная программа рассчитана на вовлечение детей в различные формы деятельности: теоретические занятия, рукописная подготовка заметок, компьютерный набор статей, создание компьютерного варианта газеты в программе Microsoft Office Publisher, макетирование и верстка газеты.

 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

1 этап - Создание команды единомышленников. 

 

        Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. В редакционную коллегию входят учащиеся 5-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.

        Учредителем газеты является администрация школы.

Распределение редакционных обязанностей:

  1. Куратор  школьной газеты.
  2. Главный редактор.
  3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
  4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).
  5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
  6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).
  7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).  

 

2 этап - Разработка плана работы редколлегии. 

 

1. Организационно-подготовительный.

  • Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции школьного СМИ; - Составление плана работы (составление тематики газет на год).
  • Формулирование вопросов для исследований.
  • Подбор информационных  ресурсов.
  • Создание учителем вводной презентации для учащихся.
  • Создание дидактических материалов (словарь понятий, игры по журналистике, таблицы

(классификация жанров журналистики, информационные жанры), критерии оценивания

(презентации), список рекомендуемых ресурсов)  

-Организация мозгового штурма, в результате которого определяются направления поисковой деятельности учащихся.

 

2. Обучающий

-Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.  

-Краткое  изложение   сведений о газетах, видах,  их назначении.

  • Демонстрация  прошлых номеров школьной газеты.
  • Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
  • Изучение методов сбора и обработки информации.
  • Определение групп по интересам.
  • Определение этапов работы над номером газеты.
  • Знакомство с критериями оценки работ.
  • Разработать положение о школьной газете; выбрать название газеты.
  • Организовать обучающие занятия:

а) информационные технологии, работа с  компьютерными  программами:  

б) работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, принтером, сканером, компьютером;

 в) русский язык и литература, культура речи;

г) основы журналистики.

-Предоставить возможность начинающим журналистам пользоваться по мере необходимости компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты.

 

3 . Исследовательский.

Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:

  1. Самостоятельный поиск информации.
  2. Работа с печатными материалами.
  3. Сохранение результатов в формате Word .
  4. Выводы по работе.
  5. Взаимооценка работ друг у друга.
  6. Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.
  7. Оформление номера газеты.  

 

4. Итоговый.

  1. Презентация результатов: издание ученических газет, участие в конкурсах и фестивалях.
  2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора разместить фото-материалы работы учеников над выпуском газеты.

 

3 этап - организация выпуска школьной газеты. 

 

Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.

 

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

 

  • Создание единого открытого информационного пространства в школе.
  • Повышение социальной активности учащихся.
  • Сформированная образовательная  среда для развития и демонстрации творческого потенциала учащихся.  
  • Предоставление возможности первой публикации начинающим поэтам и писателям.  Увеличение количества учащихся участников и победителей литературных  и творческих конкурсов.  
  • Развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – родители.
  • Привлечение внимания широкой общественности (СМИ района, культурных учреждений села и района) к жизни школы.

 

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 

 Компьютеры

 Принтер

 Сканер

Цифровой фотоаппарат

Интернет

Школьный сайт

 

Тематический план

 

Тема занятия

Содержание занятия

Цели

Форма проведения

Часы

1

Введение. Возникновение и развитие журналистики.

Знакомство с возникновением журналистики. Первое информационное бюро. О чем писали в древности.

Первые печатные газеты.

Расцвет журналистики. Знакомство с журналистикой: как профессией; профессиональные качества журналиста.

Познакомить с историей возникновения газеты.

 

Лекция с элементами практики.

1

2

Детская пресса

Понятие «детская пресса». Особенности периодических изданий для детей. Краткая характеристика.

Современные детские

СМИ. Школьные издания.

Познакомить с историей возникновения детской прессы; Проанализировать

детские журналы

и

Работа со справочника ми, энциклопед иями. Работа с изданиями.

1

газеты, которые издаются в нашей республике.

3-4

Периодически е

издания нашего района

Знакомство с историей районной газеты.

Познакомиться с изданиями газет нашего района.

Экскурсия в редакцию районной газеты

2

5

Знакомство с разнообразием  жанров

Жанровое разнообразие.  Газетно-журнальные жанры.

Познакомить детей с жанрами газетной журналистики

Эвристичес кая беседа

1

6-7

Мастерская жанров

Принципы деления на жанры.

Информационные:

новость, заметка, отчет, репортаж, опрос.

Аналитические:

комментарий, обозрение, рецензия.Публицистически е жанры.

Познакомить детей с жанрами газетной журналистики: информационные, аналитические, сатирические, художественно- публицистические

.

Обзор газет и журналов, практикум. Творческая работа

2

8-10

Информация

1.Что такое информация и ее основные черты.

2.Типы информации. 3.Формы подачи информации.

4.Правила построения информации

5.Собирание школьной информации

7. использование интернетресурсов.

Дать понятие основным чертам информации. Познакомить с типами и правилами построения информации. Раскрыть формы подачи информации: метод «маски», полный рассказ и

т.д.

Работа с

карточками и методическо

й литературой

.

написание новостей, её анализ.

3

11-13

Заметка

Что такое заметка и её основные черты.

Типы заметок: краткая и расширенная

Познакомить с одним из основных жанров газетной журналистики - заметкой.

Развивать умение делить заметки на виды.

Творческая работа

 

3

14-16

Интервью

Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. Этапы работы над интервью.

Классификация вопросов.

Дать понятие газетному жанру- интервью. Познакомить с типами интервью. Разработать план работы с интервью:

Эвристичес кая лекция, проведение учебных интервью,

практическо

е занятие.

3

выбор темы, выбор собеседника, сбор информации, беседа, написание материала.

17-18

Пресс-релиз. Опрос

Что такое опрос, прессрелиз.

Функции опроса, структура.

Познакомить с термином опрос, пресс-релиз. Выявить основные их функции. Разработать памятку оформления  пресс-релиза.

Практикум,

2

19-20

Статья

Что такое статья. Виды статей. Приемы написания статей. Описание как элемент любой статьи.

Познакомить с термином статья. выявить основные виды статьи. Учить как правильно писать статью.

Работа с изданиями, тесты, творческая работа

2

21-22

Культура речи  

Знакомство с термином «газетный язык».

Требования к языку СМИ.

Газетные штампы. Выразительные средства газетного языка:

фразеологизмы, тропы, и

т.д.

Ошибки в тексте. Формы устной и письменной речи: повествование,

рассуждение, описание, размышление.

Формировать и развивать умение и

навыки работы с терминами газетного оформления

анализ художеств. текстов и

газетно- журнальных публикаций

2

23-26

Делаем газету

Знакомство с понятием «макет» и «верстка». Верстка, основные правила. Виды верстки. Форма текста, размер материала. Первая страница, её типы

Познакомить с понятием

«верстка». Дать основные технические правила верстки. Определить макет школьной газеты, выбрать название, заголовки и т.д. Определить основные виды верстки.

Работа со справочной

литературой

,

мастеркласс.

Практикум

4

27-30

Заголовки и иллюстрация

Роль и функция фотоиллюстраций. Заголовок и его основные функции. Работа цветом.

Формирование и закрепление умений

Работа с цифровым фотоаппара

4

и навыков работы

с

газетной иллюстрацией.

том, фотография ми, сканером.

31-34

Делаем газету

Знакомство с понятием «фотография» и основные правила ее размещения.

Виды фотографий. Шрифт и его значение.

Познакомить детей на практике, какую роль несут фотографии в

газете, и как правильно их оформлять. Познакомить с понятием шрифт и объяснить какую функцию он выполняет.

Мастеркласс, экскурсия в типографию

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.

  Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...

Внеклассная работа по русскому языку "Школа озорных уроков"

Цель: Проверить ребятами родителям себя на смекалку и сообразительность, а также  знание школьных предметов...

«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»

На протяжении многих лет проблема развития творческих  способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...

Внеклассная работа по русскому языку и литературе .

 Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....

«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)

Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...

Внеклассная работа по русскому языку "Путешествие по Лингвинии". 6 -7 класс.

Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 - 7 классов....

Внеклассная работа по русскому языку. Размышления на тему.

Данная статья рассказывает о необходимости прорведения внеклассной работы по русскому языку как средство укрепления знаний обучающихся по предмету и развития их интереса к родному языку....