Внеклассная работа по русскому языку "Путешествие по Лингвинии". 6 -7 класс.
план-конспект урока по русскому языку по теме
Данный материал предназначен для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку для 6 - 7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лингвистическая игра для 6 -7 классов | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. «Путешествие по Лингвинии»
Сегодня мы отправляемся в путешествие по Лингвинии. Но путешествие: необычное: в пути нужно будет выполнять задания, чтобы иметь возможность двигаться дальше.
В каждой команде по шесть пассажиров-путешественников, один из них – капитан. Станций-этапов пять: Фонетика, Морфемика, Фразеология, Морфология и Пунктуация. На каждой станции необходимо выполнить три задания. Итоги подводятся после каждого этапа. Команда, набравшая наименьшее количество очков, оставляет одного пассажира на станции. Если команда выигрывает следующий этап, то она получает право вернуть своего товарища или получить дополнительные десять очков. Побеждает команда, набравшая в сумме наибольшее количество очков за выполненные задания, к которым добавляется по три очка за каждого пассажира, прибывшего на последнюю станцию.
Отправляемся в путь. Звучит сигнал отправления.
Станция 1. Фонетика, орфоэпия.
1. Блиц-опрос. Первая команда: 1) Сколько гласных звуков в русском языке?
2) Где «прячется» звук [й]?
3) Сколько раз повторяется звук [о] в предложении:
Жёлтый кошелёк положили в портфель?
Вторая команда:
- Сколько шипящих в русском языке?
- Чего нет у звука [л]?
3) Что общего у слов отстал, учится и курица?
Третья команда.
1) Назовите свистящие звуки русского языка.
2) Какой процесс происходит в слове отдать?
3) Можно ли считать Ь и Ъ совершенно безголосыми?
3. Конкурс дикторов. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
Текст 1. Варвара Никитична была сосредоточенна: она вытирала кухонным полотенцем бокалы и клала их в коробку из-под туфель. В это время её внук уплетал большой кусок торта и запивал его сливовым соком. А за окном из скворечника, висевшего на дереве, выглядывал кошачий хвост, красивее которого не было во всём мире.
Текст 2. Столяр Иван Кузьмич занят: он примеряет подростковый костюм, взятый в кредит. Его веснушчатое лицо бледно от волнения, а мускулистое тело напряжено. Сегодня у него свидание, и мужчина должен выглядеть красивее, чем в обычные дни. Бармен приходит на помощь: подает стакан грушевого компота.
Текст 3. Всё шло как обычно: бабушка закупоривала огурцы мизерными кусочками и относила банки в кладовую; я учила алфавит; мама готовила обед – суп со свеклой и щавелем. Пришла соседка в красной гофрированной юбке и принесла свежезапеченную камбалу, на запах которой походкой танцовщика явился наш кот…
Подведение итогов.
2 этап. Морфемика. Задание одно для трех команд.
Чернильные пятна, разлившиеся в тетради, не дают нам прочитать запись. И всё-таки некоторые предположения о том, какая фраза скрывается, мы можем высказать. Попробуйте восстановить запись.
чонки на вали в ечки оватый ечек, овали яное еньице и на анный на енькие очки еный ик.
3 этап. Фразеология.
Найдите в тексте все фразеологизмы. Попытайтесь объяснить значение каждого фразеологизма.
1 команда. Чтобы вырасти в глазах (приобрести уважение) другого человека, вовсе не нужно строить глазки (кокетничать), лезть в глаза (стараться обращать на себя внимание) и есть его глазами (подобострастно смотреть). Иначе вы можете намозолить ему глаза (надоесть). И человек, у которого глаз набит или намётан (опытный), смерит вас глазами (посмотрит, оценивая), сверкнет глазами (рассердится) и скажет: «С глаз долой!» (прогонит).
2 команда. Если вашему знакомому медведь на ухо наступил (нет музыкального слуха), а он увяз по уши (очень увлечен) в музыке и своими песнями уши прожужжал (надоел), его голос вам уши режет (неприятен) не стоит навострять уши (прислушиваться). Иначе можно растерять уши (заслушаться). Просто эти песни пропустите мимо ушей (не обращайте внимания). Он подумает, что вы туговаты на ухо (плохо слышите) и отстанет.
3 команда. Хотя у этого человека язык подвешен (хорошо говорит), он не будет языком молоть (болтать), потому что умеет держать язык за зубами (молчать). Острый на язык (резкий, меткий), он не любит людей со злым языком (отзывающихся плохо о других), просит их прикусить язык (замолчать). Со всеми он старается найти общий язык (договориться). Если вы не нашли фразеологизмы, то мы говорим на разных языках (не понимаем друг друга или не хотим понимать).
По одному баллу за каждое толкование.
На следующих двух этапах задание одно для всех команд. Большее количество баллов получает команда, нашедшая решение первой. Допустим: 6, 4, 3
4 этап. Морфология. Каждой команде предлагается одна задача.
Решите задачу.
В городе Числительное, почти в центре Лингвинии, из пункта А в пункт Б вышел шестиклассник – большой любитель сложных числительных. Расстояние между пунктами А и Б – 1 км. Через каждые 10 метров школьник видел дорожные столбики, на которых цифрами было указано, сколько метров осталось до пункта Б. Шестиклассник от нечего делать читал надписи вслух. Добравшись до пункта Б и сделав свои дела, мальчик пошел обратно.
Спрашивается: сколько сложных числительных он назвал? Какое слово в условии задачи – «родственник» числительного? (5 сложных числительных, шестиклассник)
5 этап. Пунктуация.
Этот рассказ написан без знаков препинания и заглавных букв. Автор разрешает вам поставить знаки препинания по-разному. Поставьте их так, как вы поняли рассказ при первом чтении. Для чего нам нужны знаки препинания?
Осенью в городе.
Часто шли трамваи по городу кроме трамваев ходили троллейбусы и автобусы идущие из города на дачи люди могли остановить их подняв руку в специально отведенных местах собирались дачники группами их видно было издалека и автобус останавливался сам осенью автобусы везли картошку огурцы помидоры виноград всё дышало ароматом осени падающими золотыми листьями была засыпана земля а позднее потянуло дымом костров жгли засохшие листья и сучья высохшие за лето трещали и рассыпались в воздухе мелкие дружные искры.
6. Подведение итогов.
Литература
- Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова, О. Л. Соболева, Л. И. Шуляк «На берегах Лингвинии». Книга для учащихся. Москва. Издательство «Просвещение», 1996.
- С. И. Львова «Русский язык» (5 – 11 классы). Лингвистические игры. Москва, Эксмо, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по русскому языку в школе. Презентация ppt.
Тема: «Организация внеклассной деятельности учащихся» Подготовила: Бурцева Маргарита Николаевна...
Внеклассная работа по русскому языку "Школа озорных уроков"
Цель: Проверить ребятами родителям себя на смекалку и сообразительность, а также знание школьных предметов...
«Формирование творческой личности учащихся через внеклассную работу по русскому языку»
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики...
внеклассное мероприятие по русскому языку СТРАНА ЛИНГВИНИЯ
Внеклассное мероприятие направлено на развитие логичесих и творческих навыков учащихся....
Внеклассная работа по русскому языку 7 класс
Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тайны и тонкости,- знают имя Владимира Ивановича Даля. В рамках проведения Недели русского языка мы проводим "Далевски...
Внеклассная работа по русскому языку. Брейн-ринг ( игра для учащихся 7-8 классов)
Занимательный материал по русскому языку...
Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...