Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность"
рабочая программа (8 класс)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" УМК И. Липсиц
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" УМК И. Липсиц | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа №1»
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования,
реализующей Федеральный компонент ГОС,
утверждённой
приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
№ ____ от _______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Финансовая грамотность (наименование учебной дисциплины) |
основное общее (уровень образования) |
8 классы (классная параллель) |
Финансовая грамотность. Инновационные материалы для проведения апробации учебного курса по финансовой грамотности в образовательных организациях (основное общее образование) | |
(полное наименование программы) | |
Учебник Финансовая грамотность. И. Липсиц, О. Рязанова. Материалы для учащихся. | |
(название, автор, издательство, год издания) | |
Количество часов всего: 35 часов; в неделю: 1 час | |
Крендясова Лариса Анатольевна, учитель математики, первая категория | |
(ФИО, квалификационная категория) |
п. Салым
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон №273-ФЗ от 20.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Основная образовательная программа основного общего образования НРМОБОУ СОШ № 1 п.Салым на 2018 – 2019 учебный год;
- Учебный план НРМОБОУ СОШ № 1 на 2018—2019 учебный год;
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена на основе программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ. Программа разработана РАО, редактор программы – член-корр. РАО И. А. Сасова./ Сборник программно-методических материалов по экономике для общеобразовательных учреждений./Сост.Б.И. Мишин,Л.Н.Поташева.-М.:Вита-Пресс,2008 и Финансовой грамотности: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. —М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c.
В 8–9 классах дети с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся данного возраста способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.
В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.
Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Программа рассчитана на 1 час, составлена на 35 часов, направлена на учащихся 8 классов.
Цель и задачи программы:
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями; регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• составление простых планов с помощью учителя;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам освоения курса:
— владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная
способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,
бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
— владение знанием:
• структуры денежной массы
• структуры доходов населения страны и способов её определения
• зависимости уровня благосостояния от структуры источников до-ходов семьи
• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции
• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц
• возможных норм сбережения
• способов государственной поддержки в случаях попадания в
сложные жизненные ситуации
• видов страхования
• видов финансовых рисков
• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач
• способов определения курса валют и мест обмена
• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Структура курса:
Курс финансовой грамотности в 8 классах состоит из пяти разделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Управление денежными средствами семьи. | 8 |
2 | Способы повышения семейного благосостояния | 7 |
3 | Риски в мире денег | 7 |
4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 8 |
5 | Человек и государство: как они взаимодействуют | 5 |
Итого: | 35 |
Тематический план
В тематическом плане указаны темы каждого занятия, включая занятие контроля по каждому разделу, а также соответствующие формы проведения занятия. Каждой теме посвящено отдельное занятие в материалах для учащихся.
№ темы | Тема | Кол-во часов | Дата | |||
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч) | ||||||
Тема 1. Происхождение денег | 2 | |||||
1.1 | Деньги: что это такое? | 1 | 01.09 | |||
1.2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | 08.09 | |||
Тема 2. Источники денежных средств семьи | 2 | |||||
1.3 | Какие бывают источники доходов | 1 | 15.09 | |||
1.4 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | 22.09 | |||
Тема 3. Контроль семейных расходов | 1 | |||||
1.5 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | 1 | 29.09 | |||
Тема 4. Построение семейного бюджета | 3 | |||||
1.6 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | 06.10 | |||
1.7 | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | 13.10 | |||
1.8 | Проектная работа «Бюджет моей семьи» | 1 | 20.10 | |||
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч) | ||||||
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 3 | |||||
2.9 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | 27.10 | |||
2.10 2.11 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | 2 | 10.11 17.11 | |||
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | 3 | |||||
2.12 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | 24.11 | |||
2.13 2.14 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 2 | 01.12 08.12 | |||
2.15 | Онлайн урок | 1 | 15.12 | |||
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч) | ||||||
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 4 | |||||
3.16 | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца | 1 | 22.12 | |||
3.17 3.18 | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 2 | 29.12 12.01 | |||
3.19 | Чем поможет страхование | 1 | 19.01 | |||
Тема 8. Риски в мире денег | 3 | |||||
3.20 3.21 | Какие бывают финансовые риски | 2 | 26.01 02.02 | |||
3.22 | Что такое финансовые пирамиды | 1 | 09.02 | |||
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч) | ||||||
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи | 2 | |||||
4.23 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 1 | 16.02 | |||
4.24 | Польза и риски банковских карт | 1 | 02.03 | |||
Тема 10. Собственный бизнес | 3 | |||||
4.25 | Что такое бизнес | 1 | 09.03 | |||
4.26 4.27 | Как создать свое дело | 2 | 16.03 23.03 | |||
Тема 11. Валюта в современном мире | 3 | |||||
4.28 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 1 | 06.04 | |||
4.29 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | 13.04 | |||
4.30 | Проект «Валюта: доходы или расходы» | 1 | 20.04 | |||
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч) | ||||||
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи | 3 | |||||
5.31 5.32 | Что такое налоги и зачем их платить | 2 | 27.04 04.05 | |||
5.33 | Какие налоги мы платим | 1 | 11.05 | |||
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 2 | |||||
5.34 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной | 1 | 18.05 | |||
5.35 | Онлайн урок | 1 | 25.05 |
Содержание и примерный перечень формируемых компетенций, получаемых знаний, осваиваемых умений
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег;
из чего состоит денежная масса;
способов влияния государства на инфляцию;
структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.;
факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников;
зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно
на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Умения:
– пользоваться дебетовой картой;
– определять причины роста инфляции;
– рассчитывать личный и семейный доход;
– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
– различать личные расходы и расходы семьи;
– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;
– вести учёт доходов и расходов;
– развивать критическое мышление.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.
Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых
компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
– откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;
страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Умения:
– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
– читать договор страхования;
– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
– соотносить риски и выгоды.
Компетенции:
– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 ч)
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.
Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства;
иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Умения:
– читать договор с банком;
– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;
– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
– переводить одну валюты в другую;
– находить информацию об изменениях курсов валют.
Компетенции:
– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Умения:
– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате налогов;
– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.
Компетенции:
– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Формы и методы организации учебной деятельности учащихся:
- Лекция-беседа
- Практикум;
- Игра;
- Проектно-исследовательская деятельность
- Онлайн-уроки.
Список литературы и интернет-источников
1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
4.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Дополнительная литература
1. Липсиц И.В.Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Экономика: Основы потребительских знаний / под ред. Е. Кузнецовой, Д. Сорк: учебник для 9 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
3. Экономика: моя роль в обществе: учебное пособие для 8 класса. –
М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Интернет-источники
1. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
2. www.gov.ru – сайт Правительства РФ
3. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики
4. www.economy.gov.ru/minec/ma – сайт Министерства экономического развития РФ
5. www.minpromtorg.gov.ru – сайт Министерства торговли и промышленности РФ
6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ
7. www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ
8. www.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы РФ
9. www.rbx.ru – сайт «РосБизнесКонсалтинг»
30
6 РАЗДЕЛ
10. www.ram.ru – сайт Российской ассоциации маркетинга
11. www.cfin.ru – сайт «Корпоративный менеджмент»
12. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника»
13. www.nes.ru – сайт спецпроекта российской экономической шко-лы по личным финансам
14. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по
экономике
15. www.cepa.newschool.edu/het/home.htm – сайт по истории эко-номической мысли (на англ. яз.)
16. ecsocman.edu.ru – сайт федерального образовательного портала «Экономика. Социология. Менеджмент»
17. www.ereport.ru – сайт, где представлена обзорная информация
по мировой экономике
18. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы
экономики
19. www.cefir.ru – сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований
20. www.tpprf. – сайт Торгово-промышленной палаты РФ
21. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – сайт Объединённой биржи
22. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации
23. www.worldbank.org/eca/russian – сайт Всемирного банка
24. www.imf.org – сайт Международного валютного фонда
25. www.7budget.ru – сайт, посвящённый семейному бюджету
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 4 класса
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:Корлюгова Ю. Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразоват. орг. - М.: ВАКО, 2018....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 5-9 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность" для 10-11 классов
Рабочая программа разработана и составлена на основе учебно-методических пособий:1. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся 10–11 кл. – М.:...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
Участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах, «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие функциональной грамотности»
Программа курса «Математический экспериментариум» направлена на развитие у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда, качеств мышления, необходим...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Функциональная грамотность" модуля " Читательская грамотность " , 5-6 класс
quot; Читательская грамотность" - способность человека понимать , использовать и оценивать тексты. Данный материал поможет учителю в планировании работы по курсу " Функциональная грамотност...