Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс)

Гавриловская Маргарита Михайловна

 Участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах,  «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»,  «отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика», «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»,  Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_finansovaya_gramotnost.docx55.16 КБ

Предварительный просмотр:

Коммунаровская средняя общеобразовательная школа филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Шороховской средней общеобразовательной школы Исетского района Тюменской области

РАССМОТРЕНО

на заседании КМО

протокол №1 от

30 августа 2021 г

СОГЛАСОВАНО

заведующий филиала

 _______ Р.Р.Мещеров

30 августа 2021 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы № 208

от 31 августа 2021 г

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Основы финансовой грамотности»

Возраст обучающихся: 13 – 17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Разработала: Гавриловская М. М.

учитель истории и обществознания

п. Коммунар

2021 г.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

- с форсированность у выпускника  гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающие закон и порядок, обладающие чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

- с форсированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;

- готовность и способность к образовании, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию к условию успешной профессиональной общественной деятельности;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

- мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

- осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансо-

вое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Предметные:

При описании в рабочей программе планируемых предметных результатов

необходимо учесть особенности их формирования в зависимости от уровня

образования, на котором реализуется программа данного курса.

на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС планируемые результаты:

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых

целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- формирование навыков принятия решений на основе сравнительного

анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения задач данного курса;

- находить и приводить критские аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрос-лыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-  формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (икт-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финан-совой информацией;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел 1. «Личное финансовое планирование» обществознание, экономика

Тема 1.  Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений  

Тема 2.  Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета  

Тема 3. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения  

Тема 4.  Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет (2 ч.)

Раздел 2 «Депозит»  

Тема 1.  Банк и банковские депозиты. Влияние 1инфляции на стоимость активов (1 час)

Тема 2.  Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах

Тема 3. Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту

 Раздел 3 «Кредит» 

Тема 1.  Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы

кредитования (платность, срочность, возвратность)

Тема 2.  Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать

информацию о кредитных продуктах  (2 часа.)

Тема 3. Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности Тема 4.  Кредит как часть личного финансового плана. типичные ошибки при

использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины»  

Раздел 4 «Расчетно-кассовые операции»

Тема 1. Хранение, обмен и перевод денег— банковские операции для физических лиц

Тема 2.  Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом

Тема 3. Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет- банкингом

Раздел 5. «Страхование»

Тема 1.  Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования

Тема 2.  Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц  

Тема 3. Как использовать страхование в повседневной жизни  

Тема 4.  Практикум. Кейс «Страхование жизни»

Раздел 6. «Инвестиции»

 Тема1.  Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций

Тема 2.  Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками? Диверсификация активов как способ снижения рисков

Тема3. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка  (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане

Тема 4.  Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»

Раздел 7. «Пенсии»        

Тема1.  Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают

Тема2.  Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане

Раздел 8. «Налоги»

Тема1.  Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ.

Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц

Тема2 .  Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты  

Раздел 9. «Защита от мошеннических действий на финансовом рынке»

Тема1 .  основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной

финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами

Тема 2.  Махинации с кредитами  

Тема 3. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды  

Тема 4.  Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»

Итоговое занятие  

Виды  учебной деятельности: Практическая работа

Формы организации занятий:

1.Беседа.

2.Дискуссия.

3. Лекция.

4. Семинар.

 Участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах,  «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»,  «отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика», «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»,  Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займа.

3.Тематическое планирование

№урока

Название разделов, тем.

Количество часов

«Личное финансовое планирование» обществознание, экономика

6

1

Человеческий капитал.

1

2

Способы принятия решения в условиях ограниченности ресурсов

1

3

Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет.

1

4

Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения  

1

5

Деловой практикум.

1

6

Составляем личный финансовый план и бюджет. ПВ Бюджет семьи

1

«Депозит»

3

7

Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов.

1

8

Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах

1

9

Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту

1

«Кредит»

5

10

Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц.

1

11

Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных рисках.

1

12

Из чего складывается плата за кредит.

1

13

Как уменьшить стоимость кредита.

1

14

Кредит как часть личного финансового плана.

1

«Расчетно-кассовые операции»

3

15

«Расчётно-кассовые операции»

1

16

Виды платежных средств.

1

17

Формы дистанционного банковского обслуживания

1

«Страхование»

4

18

Страхование

1

19

Виды страхования в России.

1

20

Как использовать страхование в повседневной жизни  

1

21

Практикум. Кейс «Страхование жизни» ПВ Ценность человеческой жизни

1

«Инвестиции»

4

22

Инвестиции

1

23

Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей.

1

24

Фондовый рынок и его инструменты.

1

25

Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»

1

«Пенсии»

2

26

Пенсии.

1

27

Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал?

1

«Налоги»

2

28

Налоги.

1

29

Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты  ПВ Налоги и льготы в сельском хозяйстве

1

«Защита от мошеннических действий на финансовом рынке»

5

30

Мошенничества с инвестиционными инструментами. ПВ Современный хозяин на земле – это добропорядочный семьянин.

1

31

Махинации с кредитами  

1

32

Мошенничества с инвестиционными инструментами

1

33

Мошенничества с инвестиционными инструментами

1

34

Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса

Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой ...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9  классов...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы черчения"

Программа обеспечивает графическую подготовку учащихся, содержит целостную систему знаний о графических средствах информации. Курс «Основы черчения» обеспечивает формирование у учащихся ра...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Основы конструктивного общения"

Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя и других ...