Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс)
Участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах, «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит», «отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика», «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)», Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_finansovaya_gramotnost.docx | 55.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммунаровская средняя общеобразовательная школа филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Шороховской средней общеобразовательной школы Исетского района Тюменской области
РАССМОТРЕНО на заседании КМО протокол №1 от 30 августа 2021 г | СОГЛАСОВАНО заведующий филиала _______ Р.Р.Мещеров 30 августа 2021 г | УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы № 208 от 31 августа 2021 г |
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Возраст обучающихся: 13 – 17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработала: Гавриловская М. М.
учитель истории и обществознания
п. Коммунар
2021 г.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- с форсированность у выпускника гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающие закон и порядок, обладающие чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- с форсированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность выпускника к саморазвитию и личностному самоопределению; выявление и мотивация к раскрытию лидерских и предпринимательских качеств;
- готовность и способность к образовании, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию к условию успешной профессиональной общественной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- мотивация к труду, умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по финансовым проблемам, стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;
- осознание ответственности за настоящее и будущее собственное финансо-
вое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Предметные:
При описании в рабочей программе планируемых предметных результатов
необходимо учесть особенности их формирования в зависимости от уровня
образования, на котором реализуется программа данного курса.
на уровне основного общего образования в соответствии с ФГОС планируемые результаты:
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансовых
целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование навыков принятия решений на основе сравнительного
анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов данного курса;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения задач данного курса;
- находить и приводить критские аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрос-лыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (икт-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финан-совой информацией;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия.
- Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. «Личное финансовое планирование» обществознание, экономика
Тема 1. Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. SWOT-анализ как один из способов принятия решений
Тема 2. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета
Тема 3. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения
Тема 4. Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет (2 ч.)
Раздел 2 «Депозит»
Тема 1. Банк и банковские депозиты. Влияние 1инфляции на стоимость активов (1 час)
Тема 2. Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах
Тема 3. Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту
Раздел 3 «Кредит»
Тема 1. Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы
кредитования (платность, срочность, возвратность)
Тема 2. Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать
информацию о кредитных продуктах (2 часа.)
Тема 3. Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности Тема 4. Кредит как часть личного финансового плана. типичные ошибки при
использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины»
Раздел 4 «Расчетно-кассовые операции»
Тема 1. Хранение, обмен и перевод денег— банковские операции для физических лиц
Тема 2. Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом
Тема 3. Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет- банкингом
Раздел 5. «Страхование»
Тема 1. Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования
Тема 2. Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц
Тема 3. Как использовать страхование в повседневной жизни
Тема 4. Практикум. Кейс «Страхование жизни»
Раздел 6. «Инвестиции»
Тема1. Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций
Тема 2. Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками? Диверсификация активов как способ снижения рисков
Тема3. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане
Тема 4. Практикум. Кейс «Куда вложить деньги»
Раздел 7. «Пенсии»
Тема1. Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают
Тема2. Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане
Раздел 8. «Налоги»
Тема1. Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ.
Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц
Тема2 . Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты
Раздел 9. «Защита от мошеннических действий на финансовом рынке»
Тема1 . основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной
финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами
Тема 2. Махинации с кредитами
Тема 3. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды
Тема 4. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение»
Итоговое занятие
Виды учебной деятельности: Практическая работа
Формы организации занятий:
1.Беседа.
2.Дискуссия.
3. Лекция.
4. Семинар.
Участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах, «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит», «отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика», «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)», Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займа.
3.Тематическое планирование
№урока | Название разделов, тем. | Количество часов |
«Личное финансовое планирование» обществознание, экономика | 6 | |
1 | Человеческий капитал. | 1 |
2 | Способы принятия решения в условиях ограниченности ресурсов | 1 |
3 | Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. | 1 |
4 | Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения | 1 |
5 | Деловой практикум. | 1 |
6 | Составляем личный финансовый план и бюджет. ПВ Бюджет семьи | 1 |
«Депозит» | 3 | |
7 | Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов. | 1 |
8 | Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах | 1 |
9 | Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту | 1 |
«Кредит» | 5 | |
10 | Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. | 1 |
11 | Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных рисках. | 1 |
12 | Из чего складывается плата за кредит. | 1 |
13 | Как уменьшить стоимость кредита. | 1 |
14 | Кредит как часть личного финансового плана. | 1 |
«Расчетно-кассовые операции» | 3 | |
15 | «Расчётно-кассовые операции» | 1 |
16 | Виды платежных средств. | 1 |
17 | Формы дистанционного банковского обслуживания | 1 |
«Страхование» | 4 | |
18 | Страхование | 1 |
19 | Виды страхования в России. | 1 |
20 | Как использовать страхование в повседневной жизни | 1 |
21 | Практикум. Кейс «Страхование жизни» ПВ Ценность человеческой жизни | 1 |
«Инвестиции» | 4 | |
22 | Инвестиции | 1 |
23 | Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. | 1 |
24 | Фондовый рынок и его инструменты. | 1 |
25 | Практикум. Кейс «Куда вложить деньги» | 1 |
«Пенсии» | 2 | |
26 | Пенсии. | 1 |
27 | Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? | 1 |
«Налоги» | 2 | |
28 | Налоги. | 1 |
29 | Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты ПВ Налоги и льготы в сельском хозяйстве | 1 |
«Защита от мошеннических действий на финансовом рынке» | 5 | |
30 | Мошенничества с инвестиционными инструментами. ПВ Современный хозяин на земле – это добропорядочный семьянин. | 1 |
31 | Махинации с кредитами | 1 |
32 | Мошенничества с инвестиционными инструментами | 1 |
33 | Мошенничества с инвестиционными инструментами | 1 |
34 | Практикум. Кейс «Заманчивое предложение» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса
Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой ...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы работы с графическими возможностями языка программирования QBasic"...
Рабочая программа элективного курса "Практикум по обществознанию (финансовая грамотность)" для 9 класса
Программа рассчитана на 9 часов (0,25 часа в год)...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности«Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы черчения"
Программа обеспечивает графическую подготовку учащихся, содержит целостную систему знаний о графических средствах информации. Курс «Основы черчения» обеспечивает формирование у учащихся ра...
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа разработана для 5-9 классов...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Основы конструктивного общения"
Общение - основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя и других ...