Дополнительная общеразвивающая программа "Мир экономики"
рабочая программа (8 класс)
Программа дополнительного образования «Мир экономики” является общекультурной программой интеллектуально-познавательной направленности. Она позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данной программы.
В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_mir_ekonomiki_14_god_-_kopiya.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Тамбовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и согласована методическим советом Протокол № ___ от «____» ___________2014г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______________С.В.Вязовова Приказ №________ от «___» ___________ 2014 г. | |
Дополнительная общеразвивающая программа
"Мир экономики"
для учащихся 7-8 классов
срок реализации 2 года
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель географии
Патрина Татьяна Борисовна
2014 г.
Краткая информационная справка.
Сведения об авторе: Патрина Татьяна Борисовна, учитель географии
Информация о программе: программа «Мир экономики”
Тип программы: модифицированная
Направление деятельности: интеллектуально-познавательная
Уровень освоения: два года
Возрастной диапазон: средний школьный возраст (7-8 класс)
ПОЯСНИТНЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования «Мир экономики” является общекультурной программой интеллектуально-познавательной направленности. Она позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данной программы.
В процессе перехода к системе рыночных отношений возросла социальная необходимость в формировании слоев населения, способных адаптироваться к изменяющейся социально-экономической среде. Это становится возможным лишь на основе приобретения экономических знаний, экономической грамотности и соответствующей культуры поведения.
Сегодня экономическая подготовка стала необходимым условием любой целесообразной деятельности. До недавнего времени экономические проблемы не затрагивали школьника. Однако, сегодня жизнь настоятельно требует, чтобы ученик уже в начальной школе знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения; умел делать осознанный выбор; представлял назначение денег; понимал, из чего складывается бюджет семьи и школы; что такое цена товара и от чего она зависит; как создается богатство и каковы его источники.
Составным элементом экономического воспитания является формирование в раннем возрасте уважительного отношения к труду окружающих людей и его результатам. Недостаток экономического воспитания нередко проявляется и в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам. Школьники с первых шагов обучения должны осознать, что все окружающие их материальные и духовные ценности созданы трудом многих миллионов людей, затративших на это огромные усилия, и призваны служить на благо людям. Экономические сведения помогут школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
При этом базисный учебный план общеобразовательных учреждений не предусматривает изучения основ экономики. Поэтому возникла необходимость создания в рамках дополнительного образования программы для школьников «Мир экономики». Полученные знания и умения могут стать основой для дальнейшего изучения экономической науки.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.
Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Данный курс призван подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний. Для решения этой задачи курс построен таким образом, что органично сочетает большой материал по экономической истории с описанием современных способов осуществления хозяйственной деятельности. Это позволяет сделать курс «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» связующим звеном между теми знаниями, которые школьники получили при изучении курса истории (а в тех школах, где ведется систематизированное преподавание экономики, и вводного курса экономической грамотности) и систематическим изучением основ экономической теории в старших классах.
Курс призван познакомить учащихся с тем, когда и как возникло разделение труда, как организовано производство благ, как развивалась и какие формы имеет сегодня торговля. Определить зачем нужны и как работают биржи и банки, что такое деньги и кредитные карточки, как люди зарабатывает себе на жизнь и как добиться карьеры, ведущей к росту доходов, а также со многими другими аспектами современной организации хозяйственной деятельности.
Овладение содержанием данной образовательной программы обогатит учеников не только духовно, но и подготовит их к конкуренции на рынке труда и профессий, так как происходит активизация процессов личностного жизненного и профессионального самоопределения, становлением его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности. И это - актуально.
Основой курса является программа для 7-8 классов И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» (М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010).
Цель программы: способствование формированию представления учащихся об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
Программа «Мир экономики» позволит решить следующие задачи:
1 год обучения
Обучающие
- Выработать у детей потребность в приобретении знаний
- Познакомить с понятием «экономика»
- Рассмотреть источники удовлетворения потребностей
- Познакомить с правилами ведения хозяйства
- Актуализировать полученные ранее сведения об экономике
- Изучить многообразие форм организации труда
- Изучить «словарь делового человека»
Развивающие
- Развить интерес к решению проблемных ситуаций
- Обеспечить включение в социальные отношения
- Развить интерес к творческой деятельности
- Вовлечь обучающихся в исследовательскую деятельность
- Развить интерес к изучению профессиональной деятельности
Воспитательные
- Воспитать бережное отношение к природным, трудовым и экономическим ресурсам
- Воспитать трудолюбие
- Воспитать бережное отношение к домашнему хозяйству
Пробудить уважение к чужому труду
2 год обучения
Обучающие
- Систематизировать полученные сведения об экономике
- Обучить правилам ведения хозяйства
- Сформировать простейшие навыки потребителя
- Сформировать базовые знания о личной, семейной экономике
- Научить разрабатывать правила ведения хозяйства
- Сформировать навыки анализа
- Расширить общий кругозор младших школьников
Развивающие
- Развить способность к деловому общению
- Развить интерес к практической деятельности
- Развить самодеятельность и инициативу
- Развить творческое мышление и способности
- Развитие позитивного интереса к образованию
- Развить умение принимать решение и отстаивать свое мнение
Воспитательные
- Воспитать инициативные качества
- Воспитать уважительное отношение к собеседнику
- Воспитать потребность в экономности и бережливости
- Воспитать чувства благотворительности
- Формировать основы грамотного поведения в общественных местах
Ожидаемые результаты реализации программы:
- формирование экономической культуры школьников;
- проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;
- умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;
- включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности школьника.
Отличительные особенности программы: заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности
К концу 1-го года обучения должны знать и уметь:
знать
- основные понятия экономики
- физиологические потребности детского организма
- основы безопасности и сохранения здоровья
- правила общения
- виды ресурсов
- иметь представление о товарах и услугах
- иметь представление о малом «бизнесе»
- страхование и его виды
- основы бережливости
- профессии и сферы деятельности человека
- основные словарные термины
- понятие «ограниченность», «расточительность»
- происхождение, виды, значение денег
- способы хранения денег
- иметь представление о кредите
- виды собственности
- виды и источники доходов
- виды расходов
- обязанности продавца и покупателя
уметь
- выделять экономические проявления в жизни
- отличать нужды от потребностей
- различать понятия «экономность», «скупость» и «бережливость»
- определять источники удовлетворения потребностей
- решать экономические задачи
- читать маршрутные листы
- совершать покупки в магазине и осуществлять расчет
- соотносить желание с возможностью
- определять выгодные варианты
- поиск информации в энциклопедических изданиях
- сравнивать доходы и расходы
- составлять диалог «покупатель»-«продавец»
К концу 2-го года обучения должны знать и уметь:
знать
- виды и способы оценивания туда
- способы обмена товаром
- виды и оценка собственности
- виды богатства
- домашнее хозяйство
- школьное хозяйство
- правила обращения с имуществом
- иметь представление об основных финансовых документах
- разница цен на товары
- купечество на Руси
- особенности местного хозяйства
- местные ресурсы
- развитие местной промышленности
- правила проведения аукциона
- в чем заключается местная система управления
- что такое импорт и экспорт
- основы семейной экономики
- алгоритм составления проекта
- этапы экономического развития Тамбовской области
уметь
- поиск и анализ информации в энциклопедических изданиях
- разрабатывать рекламный девиз
- составлять маршрутные листы
- решать и составлять простейшие экономические задачи
- оценивать бюджет семьи
- составлять школьный бюджет
- рассчитать комплект школьных учебников
- заполнять квитанции об оплате
- составлять продуктовую корзину
- работа с архивными материалами
- поиск и анализ информации в энциклопедических изданиях
- разработать и защитить рекламный проект
- составлять многоуровневые маршрутные листы
- решать и составлять экономические задачи
- рассчитать бюджет семьи
- принять участие в аукционе
- составлять алгоритм действия
- разработать план проекта
Формы организации учебного процесса и контроля:
- рассказ учителя
- беседы;
- уроки — деловые игры,
- практикумы,
- уроки — защиты тематических заданий, творческих работ,
- дискуссии;
- решение задач,
- выполнение проблемных заданий,
- осмысление и анализ статистического материала,
- написание рефератов,
- фронтальный опрос;
- индивидуальные задания (письменно и устно);
- самостоятельные и практические работы;
- тестирование
- постановка контролирующих и итоговых вопросов
Формы подведения итогов:
- игра-путешествие
- викторина
- творческая гостиная
- круглый стол
- буклет, презентация
- открытое занятие
Для реализации программы необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
|
|
Учебно-методический комплект
а) Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
б) Заиченко Н. А. Опорный конспект школьника по экономике. 7-8 кл.: Учебн. пособие - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
в) Заиченко Н. А. Опорный конспект школьника по экономике-7-8 кл.: Метод. пособие - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Программа дополнительного образования «Мир экономики»” адресована учащимся 7-8 классов и рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 часа в неделю. Общее количество учебных часов – 70 ч. в год, 140 ч. за 2 года.
Результативность дополнительной программы «Мир экономики» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.
Начальная диагностика проводится в начале каждого года обучения, ее результаты позволяют определить уровень развития практических навыков.
Итоговая диагностика проводится в конце каждого года обучения и позволяет определить уровень знаний, которых достигли учащиеся за время обучения, путем проведения тестирования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
- В результате изучения программы по дополнительному образованию, обучающиеся должны
знать/понимать
- значение основных терминов и понятий, выделенных в программе;
- как устроена хозяйственная деятельность в экономике;
- основные элементы структуры экономического хозяйства; структуры управления;
- какие факторы влияют на успешную экономическую деятельность;
- сходства и различия в работе различных торговых предприятий;
- сходства и различия различных форм собственности;
- каковы экономические связи одних субъектов экономики с другими и почему они необходимы;
уметь
- объяснять и правильно применять терминологию, изучаемую в процессе курса;
- пользоваться изученными экономическими понятиями, законами, концепциями на примерах и в конкретных жизненных ситуациях;
- понимать функционирование хозяйственного и управленческого механизма;
- представлять принцип работы торговли и сферы услуг;
- проводить и анализировать простейшие виды социологических опросов, обрабатывать полученную, а также любую табличную, графическую и другие виды информации;
- координировать свои действия с учетом действий товарищей, работать в группе;
- учитывать не только экономические, но и моральные (этические) принципы при принятии экономических решений;
- производить простейшие экономические вычисления, подтверждающие и обосновывающие выбранные решения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов | ||
1 | Тема 1. Что такое экономика | 22 | ||
2 | Тема 2. Торговля и ее виды | 28 | ||
3 | Тема 3. Деньги и банки | 20 | ||
ИТОГО | 70 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ урока | Тема урока | Количество часов |
1 | Тема 1. Вводный урок. Повторение и систематизация знаний | 1 |
2 | Тема 2. Безналичные деньги | 17 |
3 | Тема 3. Мир профессий и заработков | 27 |
4 | Тема 4. Собственность: ее виды и их защита | 25 |
ИТОГО | 70 |
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________ / Вязовова С.В./
«___» _______________20__ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИР ЭКОНОМИКИ»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема урока | Коли- чество часов | Виды и формы контроля | Дата проведения | Примеча- ния | ||||
по плану | факти- чески | ||||||||
Тема 1. Что такое экономика | 22 | ||||||||
1-4 | Зачем нужна экономика. | 4 | ФО, конкурс | ||||||
5-8 | Как устроена хозяйственная жизнь человечества | 4 | ФО, выставка работ | ||||||
9-12 | Возникновение экономики | 4 | создание макета школы | ||||||
13-17 | Как организуется производство благ | 5 | контрольное упражнение тестирование | ||||||
18-22 | Повторение темы: «Возникновение экономики» | 5 | ФО, тренировоч-ное упражнение | ||||||
Тема 2. Торговля и ее виды | 28 | ||||||||
23-26 | Торговля - союзник производства | 4 | тематическая программа | ||||||
27-30 | Какая бывает торговля | 4 | ФО, контролирующая игра | ||||||
31-34 | Многоликая розничная торговля | 4 | ФО, тренировоч-ное упражнение | ||||||
35-38 | Зачем нужна оптовая торговля | 4 | ФО, контролирующая игра | ||||||
39-42 | Как оптовая торговля помогает производству | 4 | ИО, контрольная работа | ||||||
43-46 | Зачем нужна биржа | 4 | ФО, тестирование | ||||||
47-50 | Повторение темы «Торговля» | 4 | ФО, мини-соревнование | ||||||
Тема 3. Деньги и банки | 20 | ||||||||
51-53 | Деньги - помощник торговли | 3 | ФО, контролирующая игра | ||||||
54-56 | Краткая история звонкой монеты | 3 | ФО | ||||||
57-60 | Зачем люди придумали банки | 4 | ФО, тестирование | ||||||
61-64 | Банковские деньги | 4 | |||||||
65-67 | Как бумажные деньги стали главными | 3 | ФО, мини-соревнование | ||||||
67-70 | Повторение темы «Деньги и банки» | 3 | тестирование контролирующая игра, контрольная работа |
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
____________ / Вязовова С.В./
«___» _______________20__ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИР ЭКОНОМИКИ» 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема урока | Коли-чество часов | Дата проведения | |||
по плану | факти- чески | |||||
1 | Тема 1. Вводный урок. Повторение и систематизация знаний | 1 | ФО, конкурс | |||
Тема 2. Безналичные деньги | 17 | |||||
2-4 | Как банки сделали деньги невидимыми | 3 | создание макета школы | |||
5-8 | Как работают безналичные деньги | 4 | контрольное упражнение тестирование | |||
9-12 | Электронные деньги | 4 | ФО, тренировоч-ное упражнение | |||
13-16 | Банки и кредитование | 4 | ФО, выставка работ | |||
17-18 | Повторение темы «Безналичные деньги» | 2 | тематическая программа | |||
Тема 3. Мир профессий и заработков | 27 | |||||
19-22 | Заработная плата | 4 | ФО, тренировоч-ное упражнение | |||
23-26 | В мире профессий и заработков | 4 | ФО, контролирующая игра | |||
27-30 | Как найти работу | 4 | ИО, контрольная работа | |||
31-34 | Как увеличить свои заработки | 4 | ФО, тестирование | |||
35-38 | Карьера и доходы. Плата за творчество | 4 | ФО, мини-соревнование | |||
39-42 | Как производство помогает творцам | 4 | ФО, контролирующая игра | |||
43-45 | Повторение темы «В мире профессий и заработков» | 3 | ФО, контролирующая игра | |||
Тема 4. Собственность: ее виды и их защита | 25 | |||||
46-50 | Собственность и ее виды | 5 | ФО, тестирование | |||
51-55 | Как стать собственником и как защитить свою собственность | 5 | ||||
56-59 | За что можно лишиться собственности | 4 | ФО, мини-соревнование | |||
60-63 | Повторение темы «Собственность» | 4 | тестирование | |||
64-67 | Экономика предпринимателя | 4 | ФО,контролирующая игра | |||
68-70 | Итоговое повторение курса | 3 | контролирующая игра, контрольная работа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«МИР ЭКОНОМИКИ»
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Что такое экономика (22 ч)
Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояние граждан страны. Роль технического прогресса в развитии экономики. Понятие об уровне жизни и факторах его роста. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Изменения значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Понятие о технологии как основе организации использования производственных ресурсов.
Тема 2. Торговля и ее виды (28 ч)
История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития торговли. Причины расцвета или замирания торговли на протяжении истории человечества. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности развития форм организации розничной торговли. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения безмагазинной торговли и ее формы. Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода оптового торговца. Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли. Функции оптовых торговцев. Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Принципы биржевой торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых стратегий. История российской биржевой торговли.
Тема 3. Деньги и банки (20 ч)
Понятие о бартере и проблемы, с которыми он сопряжен. Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет. История российской монетной системы. Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времен. Понятие о кредите. Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Понятие о чеках. История возникновения бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«МИР ЭКОНОМИКИ»
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводный урок. Повторение и систематизация знаний (1 ч)
Тема 2. Безналичные деньги (17 ч)
Факторы возникновения безналичных расчетов. Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Достоинства и недостатки чековых расчетов. Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек. Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты. Роль банков в организации использования сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов. Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков.
Тема 3. Мир профессий и заработков (27 ч)
Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Механизмы повременной и сдельной заработной платы. Какие профессии оплачиваются повременно. Государственное регулирование оплаты труда. Факторы, формирующие размер заработной платы. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей разных профессий и с разным стажем работы. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры. Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России.
Тема 4. Собственность: ее виды и их защита (25 ч)
Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников. Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М, 2003. Версия 2 CD.
- Королев В.О. Экономика и рынок для девчонок и мальчишек. СПб.: Корона принт,2007
- Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
- Я познаю мир: детская энциклопедия. Экономика / авт.-сост. Р. С. Белоусов, Д. С. Докучаев; худ. С. В. Тальдяева, А.
Литература для педагога
Основная литература
- Заиченко, Н. А. Букварь Рокфеллеров: учебное пособие для учащихся 6-8 классов. - СПб.: СМИО Пресс, 2000. - 120 с.
- Заиченко, Н. А. Хрестоматия к бизнес-курсу «Букварь для Рокфеллеров» для 6-8 классов. - СПб.: СМИО Пресс, 2000. - 152 с.
- Сборник программно-методических материалов по экономике / Б. И. Мишин; Министерство образования РФ. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 240 с. - ISBN 5-7755-0164-0.
- Скляренко В., Щербак Г., Мирошников В. 50 знаменитых бизнесменов. -Харьков: Фолио, 2003.
- Тесты для всех / сост. Т. М. Орлова. - Киев: Фирма «Довiра», упорядкуваняя, 1993. - 222 с.
- Травин Е.Н. Экономика: ролевые игры и практикумы. – М.: НЦ ЭНАС, 2003
- Экономика. 7-8 классы: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица / авт.-сост. Г.А. Сафронова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 207 с.
Дополнительная литература
- Белова Т. Урок экономики в школе. Порог насыщения // Народное образование. -2003
- Боровков С. Каков работник, такова ему и плата // Открытый урок. - 2000. - № 44.
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.
- Затьяков Михаил. Экоурок: «Ты - мне, я - тебе» // Открытый урок. - 1999. - № 28.
- Корлюгова Ю. Н. Путеводитель по стране Экономика: рабочая тетрадь для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс, 2000. - 80 с.
- Маслакова М. Н. Открой себя в бизнесе; Конева Е. Н. Учиться бизнесу -учиться у бизнеса // Читаем, учимся, играем. 2003. - № 5.
- Райзберг Борис. Экозадачи: «В Денвере решали с удовольствием» // Открытый урок. - 1999. -№ 29.
- Савина, М. С. Обучение технологии поиска работы. - М.: НИИРО, 2004. - 72 с.
- Савченко, М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинги. - М.: Вако, 2005.
- Сергачев В. Сколько сентумов в талере? // Открытые уроки. - 1999. - № 38.
- Шалаева Т. Все обо всем. - М.: Филологическое общество «Слово», компания «Ключ-С», 1996. - 446 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Филиппова Ирина Павловна , педагог дополнительного образования "Методическая разработка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Экономика и финансы"
Филиппова Ирина Павловна, педагог дополнительного образованияМетодическая разработка к дополнительной общеобразовательной программе "Экономика и финансы", по теме "Налоги"...