программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
рабочая программа (8 класс)
Актуальность программы заключается в том, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить учащихся с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному краю, к школе, семье. Экскурсии помогают расширить кругозор учащихся, а также прививать музейную культуру. При помощи экскурсии можно научить школьников не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Духовно–нравственное становление подростков, патриотическое воспитание, подготовка их к самостоятельной жизни - есть важнейшая составляющая развития общества, государства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vsyo_znat8.docx | 46.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность программы заключается в том, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить учащихся с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному краю, к школе, семье. Экскурсии помогают расширить кругозор учащихся, а также прививать музейную культуру. При помощи экскурсии можно научить школьников не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Экскурсии имеют большое значение в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Духовно–нравственное становление подростков, патриотическое воспитание, подготовка их к самостоятельной жизни - есть важнейшая составляющая развития общества, государства.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание, развитие гражданско-патриотических качеств, любви к Родине посредством экскурсионных поездок по родному краю.
Задачи программы:
1) активизация познавательного интереса к истории и культуре нашей Родины, родного края;
2) развитие способностей к поисково-исследовательской работе, творческой работе;
3) расширение представления учащихся о труде людей разных профессий и постепенное приобщение к миру искусства.
Практическая значимость.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям. У них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.
Итогом внеурочной деятельности является создание творческих проектов (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьных конференций, выступление на родительских собраниях.
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Предполагаемые результаты.
Обучающиеся должны:
знать:
-историю родного края, его достопримечательности
-географическое положение городов и населенных пунктам по маршрутам программы
-использование литературы в качестве дополнительного образования к учебным дисциплинам
уметь:
-владеть основными навыками освоения значимого компонента программы (вычленения главного из услышанного, ведения конспекта);
- соблюдать правила поведения в общественных местах.
Формы проведения занятий:
-беседы,
-выездные экскурсии;
-создание проектов, их анализ.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
Эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции,
Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей сочувствовать другим людям, сопереживать, умение чувствовать красоту, богатство и выразительность собственной речи; любовь и уважение к Отечеству,его языку и культуре; интерес к чтению, ведению диалога с экскурсоводами и работниками музеев и театров; осознание ответственности за своё поведение в общественных местах.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели экскурсий, составлять план посещения совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения ;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Учебно-тематический план
№п/п | Темы | Вид деятельности | Количество часов | Форма занятия | |||
всего | теория | практика | |||||
1. г.Набережные Челны 6 2 4 | |||||||
Формирование группы | 0,5 | 0,5 | Лекция, презентация, беседа | ||||
Беседа «Достопримечательности города». | 1 | 1 | |||||
Инструктаж по ТБ | 0,5 | 0,5 | |||||
Экскурсия на КамАЗ | 4 | 4 | |||||
2. г.Вятские Поляны. Экскурсии на исторические темы (5ч.) | |||||||
Формирование группы | 0,5 | 0,5 | |||||
Беседа « Люблю тебя, мой край родной» | 1 | 1 | |||||
Инструктаж по ТБ | 0,5 | 0,5 | |||||
Виртуальная экскурсия по городу «Исторические памятники города». | 1 | 1 | |||||
Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | |||||
Интерактивное занятие в Музее шляп. | 1 | 1 | |||||
3. Встреча с интересными людьми пгт Красная Поляна. (6ч.) | |||||||
Встреча с местными художниками . | 1 | 1 | |||||
Литературная композиция «Поэтическая Вятка». | 1 | 1 | |||||
Формирование группы. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | 1 | ||||
Экскурсия на предприятие ИКЕА. | 1 | 1 | |||||
Экскурсия в школьный музей. | 1 | 1 | |||||
Виртуальная экскурсия «Профессии наших родителей». | 1 | 1 | 1 | ||||
4. г.Казань (6ч.) | |||||||
Литературные экскурсии по городу. | 3 | 3 | |||||
Посещение театра им.Качалова.Просмотр и обсуждените спектакля «иван-дурак и чёрт»(По Л.Н.Толстому). | 2 | 2 | |||||
Формирование группы. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | 1 | ||||
5. г.Ижевск(9ч,) | |||||||
Виртуальная обзорная экскурсия по городу. | 0,5 | 0,5 | |||||
Экскурсия в «Музейно выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т.Калашникова». | 6 | 6 | |||||
Беседа «История Государственного зоологического парка Удмуртии». | 1 | 1 | |||||
Формирование группы. Инструктаж по ТБ. | 0,5 | 0,5 | |||||
Экскурсия в зоопарк. | 1 | 1 | |||||
6. Защита проектов. (2ч.) | |||||||
Содержание изучаемого курса.
1. г.Набережные Челны ( 6ч.)
1.1. Беседа «Достопримечательности города».
1.2. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.
Экскурсия на КамАЗ.( 4ч.)
2. г.Вятские Поляны. Экскурсии на исторические темы.(5ч.)
2.1. Беседа « Люблю тебя, мой край родной».
2.2. Виртуальная экскурсия по городу «Исторические памятники города».
2.3. Экскурсия в краеведческий музей.
2.4. Интерактивное занятие в Музее шляп.
2.5. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.
3. Встреча с интересными людьми пгт Красная Поляна. (6ч.)
3.1. Встреча с местными художниками.
3.2. Литературная композиция «Поэтическая Вятка».
3.3. Экскурсия на предприятие ИКЕА.
3.4. Экскурсия в школьный музей.
3.5. Виртуальная экскурсия «Профессии наших родителей».
3.6. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.
4. г.Казань (6ч.)
4.1. Литературные экскурсии по городу.
4.2. Посещение театра им.Качалова. Просмотр и обсуждение спектакля «Иван-дурак и чёрт»(По Л.Н.Толстому).
4.3. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.
5. г. Ижевск(9ч.)
5.1. Виртуальная обзорная экскурсия по городу.
5.2. Экскурсия в «Музейно выставочный комплекс стрелкового оружия имени М.Т.Калашникова».
5.3. Экскурсия в зоопарк.
5.4. Формирование группы. Инструктаж по ТБ.
6. Защита проектов.
(2ч.)
Методическое обеспечение.
№п/п | Название раздела,темы | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1. | Формирование группы | Индивидуальные и практические занятия | Словесный | Фотоматериал | Беседа |
2. | Беседа | Теоретическое занятие | Словесный:беседа,объяснение;наглядный:показ наглядных пособий,просмотр видеофильмов. | Иллюстрации,видеомагнитофон,видеокассеты | Выполнение творческого задания |
3. | Инструктаж по ТБ | Теоретическое занятие | Словесный | Плакаты | Беседа |
4. | Экскурсия | Практическое занятие | Экскурсия | Транспортное средство | Мониторг участия обучающихся в районных конкурсах по краеведению |
Список литературы.
- Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения, Учебное пособие-Мн.: Изд-во «Университетское», 1988 г.
- Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. рекомендации.- М.: ЦРИБ «Турист», 1983 г.
№п/п | Тема занятий | Количество часов | Форма организации | Вид деятельности |
Программа курса внеурочной деятельности «Краеведение».»Хочу всё знать»
Пояснительная записка
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей:
заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии;
формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания географии, истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, географию, историю, культуру своего края.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Предлагаемая программа выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации.
Сюда входят теоретические занятия, подготовка команды к предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам, предметным турнирам, групповая работа, подготовка к научным чтениям, исследовательская работа.
Основные направления курса – краеведение, изучение родного края.
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе ФГОС, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир географии, истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные:
♣ формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
♣ приобретение знаний о природе родного края, об истории, культуре, обычаях и традициях своего народа;
развивающие:
♣ развивать чувство патриотизма и уважения к малой Родине;
♣ сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
♣ развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способность
проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные:
♣ воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
♣ воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
∙ принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
∙ принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
∙ научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
∙ систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
∙ словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
∙ наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций, видеофрагментов. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
∙ практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса
необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка является формирование следующих умений:
∙ оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и
ценностей.
∙ в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
∙ определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно;
∙ высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;
∙ определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные УУД:
∙ ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи;
∙ делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
∙ добывать новые знания: находить необходимую информацию;
∙ добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация, видеофрагмент и др.);
∙ перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод;.
Коммуникативные УУД:
∙ донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
∙ слушать и понимать речь других;.
∙ вступать в беседу на занятии и в жизни
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка является формирование следующих умений:
∙ узнавать о географических особенностях (формы рельефа, водные объекты, растительный и животный мир) Калужской области;
∙ узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
∙ учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
∙ оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание программы
№ п/п | Содержание занятий |
Введение. Краеведение- наука о родном крае | |
Особенности местоположения Кировской области на карте России | |
Символика Кировской области(герб, флаг, гимн)Ксюша,Диана | |
Административно- территориальные единицы Кировской области | |
Особенности рельефа | |
Экскурсия- природа наш общий дом | |
Полезные ископаемые Кировской области | |
Особенности климата Кировской области Булат МаратШ. | |
Реки и озёра Кировской области Инзиля Диана | |
Растительность Кировской области Саша Ксюша | |
Животный мир Кировской области | |
Заповедные места Кировской области. | |
Удивительные места Кировской области - необычные памятники архитектуры. Данила Виталий | |
Красная Поляна - поселок, в котором я живу. Даша Регина | |
История возникновения моего посёлка. | |
Численность населения. Ильнар | |
Национальный и религиозный состав населения. | |
Этнография народов Кировской области | |
Народные костюмы, кухня Артем | |
Моя семья. Я и моё имя | |
Моя родословная. Составление генеалогического древа | |
Традиции моей семьи | |
Наша школа Саша Ксюша | |
Знакомство с историей школы | |
Школьный архив. Судьбы выпускников | |
Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. | |
Традиции моей школы | |
Виртуальная экскурсия по городу "История города в названиях улиц". | |
Архитектурные памятники Кировской области. Посещение значимых архитектурных сооружений Ильяс | |
Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края. Кирилл Дима | |
Люди, прославившие мой край Антон | |
Топонимика моего края Предприятия МаратП. | |
33-34 | Творческий проект «Моё самое любимое место » |
Учебно-тематический план
№п/п | Тема занятий | Количество часов | Форма организации | Вид деятельности |
1 | Введение. Краеведение- наука о родном крае | 1 | Лекция и презентация | познавательный |
2 | Особенности местоположения Кировской области на карте России | 1 | практикум | познавательный |
3 | Символика Кировской области(герб, флаг, гимн) | 1 | познавательный | |
4 | Административно- территориальные единицы Кировской области | 1 | познавательный | |
5 | Особенности рельефа | 1 | познавательный | |
6 | Экскурсия- природа наш общий дом | 1 | познавательный | |
7 | Полезные ископаемые Кировской области | 1 | познавательный | |
8 | Особенности климата Кировской области | 1 | познавательный | |
9 | Реки и озёра Кировской области | 1 | познавательный | |
10 | Растительность Кировской области | 1 | познавательный | |
11 | Животный мир Кировской области | 1 | познавательный | |
12 | Заповедные места Кировской области. | 1 | познавательный | |
13 | Удивительные места Кировской области необычные памятники архитектуры. | 1 | познавательный | |
14 | Красная Поляна - поселок, в котором я живу. | 1 | познавательный | |
15 | История возникновения моего города | 1 | познавательный | |
16 | Численность населения | 1 | познавательный | |
17 | Национальный и религиозный состав населения. | 1 | познавательный | |
18 | Этнография народов Кировской области | 1 | познавательный | |
19 | Народные костюмы, кухня | 1 | познавательный | |
20 | Моя семья. Я и моё имя | 1 | познавательный | |
21 | Моя родословная. Составление генеалогического древа | 1 | познавательный | |
22 | Традиции моей семьи | 1 | познавательный | |
23 | Наша школа | 1 | познавательный | |
24 | Знакомство с историей школы | 1 | познавательный | |
25 | Школьный архив. Судьбы выпускников | 1 | познавательный | |
26 | Ими гордится моя школа. Сбор материала о выпускниках своей школы. | 1 | познавательный | |
27 | Традиции моей школы | 1 | познавательный | |
28 | Виртуальная экскурсия по городу "История города в названиях улиц". | 1 | познавательный | |
29 | Архитектурные памятники Кировской области. Посещение значимых архитектурных сооружений | 1 | познавательный | |
30 | Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного края. | 1 | познавательный | |
31 | Люди, прославившие мой край | 1 | познавательный | |
32 | Топонимика моего края | 1 | познавательный | |
33-34 | Творческий проект «Моё самое любимое место » | 2 | познавательный |
Оценка эффективности реализации Программы по духовно-нравственному воспитанию
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
Эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции,
Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей сочувствовать другим людям, сопереживать, умение чувствовать красоту, богатство и выразительность собственной речи; любовь и уважение к Отечеству,его языку и культуре; интерес к чтению, ведению диалога с экскурсоводами и работниками музеев и театров; осознание ответственности за своё поведение в общественных местах.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели экскурсий, составлять план посещения совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения ;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ"
Срок реализации 3 года(возраст детей-12-15 лет)...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Хочу всё знать»
География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и ...
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать " 5-6 класс
Английский язык...
Программа внеурочной деятельности "Хочу все знать "
Программаи кружка...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хочу все знать"
В ходе освоения программы учащиеся будут уметь планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения...