рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Хочу всё знать»
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам. Основные цели и задачи обучения и воспитания реализуются в рамках учебного процесса. Но  количество часов отведенных на предмет  «география» в 5-6 классах, крайне мало. Какая-то часть информации (занимательной), остается нереализованной. Программа географического кружка «
Хочу всё знать» поможет   получить более глубокие и прочные знания по географии. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию обучающихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формирует потребность применять знания в повседневной жизни, а также  использовать  свои знания в конкурсах, интеллектуальных играх  различного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_vsyo_znat.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя  общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрено»  на м/о учителей

естественных наук         МБОУ СОШ №3         протокол №1                        

от«22»августа              2016г.

«Согласовано» Заместитель директора  МБОУ СОШ №3

_________                /Широкоштанова Л.Е./

«25»августа              2016г.                                                      

«Принято»                                          Педагогическим советом     Протокол №1

от « 29 »  августа               2016 г.

«Утверждено»  

Приказ № 157-од

От « 30 »  августа                   2016г. 

 Директор МБОУ СОШ№3

_______/Т.М.Лабуренко                                         

                                                                            РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                                         «Хочу всё знать»

                                                                 

                                                                            5 -6  класс

                                                         основное общее образование

                                                            на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа составлена  на основе   авторской программы   « Хочу всё знать»  

Автор-составитель учитель географии Хабарова Н.В.                                                                            

                                                                                                                                                                      Составитель: Хабарова Надежда Васильевна

                                                                                                                                                                                   учитель географии,

                                                                                                                                                                 высшая  квалификационная категория  

           

                                                 

                                                         СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                                                              Стр.

1. Пояснительная записка  ……………………………………………………………..                                  3-4                                  

2. Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса      ………………                                  5-7

3. Содержание учебного предмета, курса…………………………………………………                             8-9    

4. Тематическое планирование с  указанием количества часов,

    отводимых на освоение каждой темы  ……………………………………………..                                   10-14

5. Лист внесения изменений ………………..………………………………………...                                     15                    

                                                                   Пояснительная записка

Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Хочу всё  знать»

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества, получаемых услуг;

- для педагогических работников МБОУ «СОШ№3» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МБОУ «СОШ№3» программа является основанием для определения качества реализации общего базового образования.

Категория обучающихся: учащиеся 5 -6 классов МБОУ «СОШ№3»

Сроки освоения программы:1 год

Форма обучения: очная

Режим занятий:1 час в неделю

Форма контроля: итоговая конференция защита проектов

                                 

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии «Хочу всё знать» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.7,9,32)

3. Учебного плана МБОУ «СОШ№3» на 2016 – 2017 учебный год

4. Авторской программы учебного курса «Хочу всё знать» Автор-составитель учитель географии Хабарова Н.В.

География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам. Основные цели и задачи обучения и воспитания реализуются в рамках учебного процесса. Но  количество часов отведенных на предмет  «география» в 5-6 классах, крайне мало. Какая-то часть информации (занимательной), остается нереализованной. Программа географического кружка «
Хочу всё знать» поможет   получить более глубокие и прочные знания по географии.
Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию обучающихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формирует потребность применять знания в повседневной жизни, а также  использовать  свои знания в конкурсах, интеллектуальных играх  различного уровня.

Рабочая программа по географии «Хочу все знать» составлена в соответствии и с требованием федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 35 часа в 5-6  классах по 1 часу в неделю. Программа курса «Хочу все знать» разработана для учеников 5-6 классов, реализующих ФГОС основного общего образования.

Цель программы:

Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре

Основные задачи:

Обучающие: - Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности

Воспитательные: - воспитание любви к своему краю и бережного отношения к природе; - формирование общественной активности; - формирование культуры общения и поведения в коллективе.

Развивающие: - развитие познавательного интереса и расширение кругозора обучающихся; - развитие у кружковцев аналитического мышления, навыков работы с литературой и публичных выступлений; - развитие самостоятельности, ответственности, активности; - формирование потребности в самопознании

Планируемые результаты  освоения учебного предмета, курса                                      

  Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных

  способов     деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами

  для программы«удивительный мир камня» являются учебно-познавательные компетенции. Это

  совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка

  цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и

  оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым

  явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение

  таблиц, создание презентаций);

  • коммуникативные компетенции  - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника  и признавать право на иное мнение;  делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
  • информационные компетенции формируют  умения  подбирать, обрабатывать, обобщать  информацию  из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять  информацию в обобщенной форме в  виде таблиц  в письменных отчетах и  электронных  презентациях;
  • проблемные компетенции  формируют  умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать  и делать выводы  через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
  • компетенции личностного самосовершенствования  направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

          Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в

          соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные результаты:

Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,идейно-нравственных,культурных,гуманистических и этических принципов и ном поведения.

  1. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,книгами,доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  2. формирование толерантности как  нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,мировоззрению,культуре,языку,вере,гражданской позиции, к истории,культуре,религии,традициям,языкам,ценностям народов России и мира;
  3. формирование коммуникативной компетентности в образовательной,общественно-полезной,учебно-исследовательской,творческой и других видах деятельности;
  4. формирование ценностного здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  5. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственности, бережного отношения к окружающей среде;
  6. развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием городов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметные результаты:

            1.овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,

               поиска средств ее осуществления;

            2.умение организовывать свою деятельность ,определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и

               применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

            3.формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее,

               давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение,

              устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы,

              делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе  проектные:

         5.  умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

              и со сверстниками,

              определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

         6. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области

             использования технических

             средств и информационных технологий(компьютеров, программного обеспечения)как инструментальной основы

             развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование

             умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические

            средства информационных технологий;

         7. умение  извлекать информацию из различных источников  (включая средства  массовой информации,

             ресурсы               Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой. в том числе и на

             электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

         9. умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации

            различных позиций  при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать

            партнера, формулировать и  аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию

            и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации

            столкновения  интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций

            всех их участников, поиска и   оценки  альтернативных способов разрешения конфликтов;

Предметные результаты:

 1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком,

     о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения

     современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей

     среды и рационального природоиспользование;

3. формирование представлений и основополагающих  теоретических знаниях  о целостности и

    неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,

5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как

     одного из «языков» международного общения;

6. овладение основными навыками нахождения, использования  и презентации  географической

    информации;

8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению

    географических знаний.

  Содержание учебного предмета, курса

Введение (0,5ч.).

Введение. Программа кружка.

Тема 1

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.(2,5 часа)

Выдающиеся географические открытия.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы.

Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты. Практическое занятие. Работа по топографической карте. Решение географических задач при помощи карты и глобуса.

 Тема2

 Земля и земная кора (5 часов)

Внутреннее строение Земли, земная кора, осадочный слой, гранитная и базальтовая оболочки, мантия, ядро, температура и давление, плотность вещества внутри Земли, земной магнетизм. Вещественный состав земной коры. Понятия «минерал», «горная порода», «полезные ископаемые», «руда», их взаимосвязь. Движения земной коры. Основные формы рельефа. Практическое занятие. Знакомство с минералом, горной породой и рудой. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Подготовка докладов о минералах по выбору кружковцев. Выступление с докладами.

Тема 3

 

 Водный мир  (5 часов)

Водная оболочка Земли. Состав гидросферы, части гидросферы. Тайны океанов. Тихий океан, Атлантический океан,

Индийский океан. Реки и озера Земли. Болота, ледники, подземные воды. Практическое занятие по книге Михаила Ильина –

Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина

Тема 4  

Воздушная оболочка Земли (5 часов)

Состав и строение атмосферы. Тепловая машина. Загадки атмосферы. Рекорды атмосферы. Практическое занятие. Занимательные опыты.

Тема 5  

Путешествие по материкам и  странам. Рекорды планеты.(10 часов)

Африка - самый жаркий материк. Австралия -   самый сухой материк. Южная Америка-самый влажный материк. Антарктида-самый холодный материк. Материка северного полушария - Северная  Америка и Евразия. Страны – гиганты, страны- малютки. Практическое занятие. Составление  визитной карточки материка, страны.

Тема 6.

Эрудит(4 часа)

Кроссворды,кроссенсы,шарады,ребусы, занимательные задачи и опыты по географии.

   Заключение  (3 часа)

   Подготовка проектов. Защита проектов.

               

                                                                       

 Тематическое планирование

Введение (1 час)

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Контроль

Использование ИКТ-ресурсов

Интеграция с программой Здоровье

Дата

                                                                                                            Тема Введение

1

Введение. Программа кружка.

0,5

Беседа

http://www.pppa.ru/

Раздел 1. Самопознание

                                                                                               Тема 1

                                     Источники географической информации.

                       Карта – величайшее творение человечества.(2,5 часа)

2.

Выдающиеся географические открытия

0,5

Индивидуальный опрос

http://geografya.ru/

Раздел 2. Я и другие

3.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы.

1

Фронтальный опрос

http://geografya.ru/

Раздел 2. Я и другие

4

 Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты.

1

Практическое занятие. Работа по топографической карте. Решение географических задач при помощи карты и глобуса

http://geografya.ru/

Раздел 1. Самопознание

                                                                                                                                            Тема 2

                                                                                                                   Земля и земная кора (5 часов)

5

Внутреннее строение Земли

1

Индивидуальный опрос

http://www.mineral.nsu.ru/

Раздел 2. Я и другие

6

 

Горная порода, минерал, полезные ископаемые

1

Фронтальный опрос

http://www.mineral.nsu.ru/

Раздел 1. Самопознание

7

Практическое занятие. Работа с коллекциями минералов и горных пород.

1

Отчет о практическом занятии

http://www.mineral.nsu.ru

Раздел 1. Самопознание

 8

Движения земной коры

1

.

Фронтальный опрос

http://www.mining-enc.ru/

Раздел 2. Я и другие

9

Основные формы рельефа

1

 Фронтальный опрос

http://www.mining-enc.ru/

Раздел 2. Я и другие

                                                                                                                Тема 3

 

                                                                                                Водный мир  (5 часов)

10

Состав гидросферы, части гидросферы

1

Индивидуальный опрос

http://geoman.ru/

Раздел 2. Я и другие

11

 Тайны океанов

1

Фронтальный опрос

http://geoman.ru/

Раздел 2. Я и другие

12

 . Реки и озера Земли

1

Фронтальный опрос

http://geoman.ru/

Раздел 2. Я и другие

13

Болота, ледники, подземные воды

1

Фронтальный опрос

http://geoman.ru/

Раздел 2. Я и другие

14

Практическое занятие по книге Михаила Ильина –

Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина

1

Отчет о практическом занятии

Раздел 2. Я и другие

                                                                                                             Тема 4  

                                                                             Воздушная оболочка Земли (5 часов)

15

Состав и строение атмосферы.

1

Индивидуальный опрос

/http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

Раздел 2. Я и другие

16

Тепловая машина.

1

Фронтальный опрос

http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm

Раздел 2. Я и другие

17

Загадки атмосферы.

1

Фронтальный опрос

http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

18

Рекорды атмосферы.

1

Фронтальный опрос

ttp://main.amu.edu.pl/~zbzw/glob/glob48.htm

Раздел 2. Я и другие

19

Практическое занятие. Занимательные опыты.

1

Отчет о практическом занятии

http://www.mining-enc.ru/

Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма

                                                        Тема 5   Путешествие по материкам и  странам. Рекорды планеты.(10 часов)

20

Африка - самый жаркий материк

1

Индивидуальный опрос

http://africaners.com/pro-sajt/

Раздел 2. Я и другие

21

Австралия -самый сухой материк

1

Фронтальный опрос

http://smartwebsite.ru/news/interesnoe_pro_avstraliju/

Раздел 2. Я и другие

22

Южная Америка-самый влажный материк

1

Фронтальный опрос

http://vsefacty.com/fact/interesnye-fakty-o-yuzhnoy-amerike-video

Раздел 2. Я и другие

23

Антарктида –самый холодный материк

1

Фронтальный опрос

http://www.antarktis.ru/

24

Материки северного полушария

2

Фронтальный опрос

http://www.nachalnikov.net/archives/

http://geografya.ru/evraziya.html

25

Страны-гиганты

1

Фронтальный опрос

http://geography.su/

26

Страны-малютки

1

Фронтальный опрос

http://geography.su/

27-28

Практическое занятие. Составление  визитной карточки материка, страны.

2

Отчет о практическом занятии

                                                                                                                Тема 6.

                                                                                                         Эрудит(4 часа)

29

Кроссворды, кроссенсы

1

Индивидуальный опрос

http://vse-razgadaem.ru/krossvord-po-geografii/

30

Шарады, ребусы

1

Индивидуальный опрос

http://www.igraza.ru/page-geo.html

31-32

Занимательные задачи и опыты по географии.

2

Индивидуальный опрос

http://zanimatika.narod.ru/

                                                                                              Заключение  (3 часа)

33

Подготовка проекта

1

34-35

Защита проекта

2

        

 

            Лист внесения изменений

Тема

Причина отмены

Дата проведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы

Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...