рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Хочу всё знать»
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам. Основные цели и задачи обучения и воспитания реализуются в рамках учебного процесса. Но количество часов отведенных на предмет «география» в 5-6 классах, крайне мало. Какая-то часть информации (занимательной), остается нереализованной. Программа географического кружка «
Хочу всё знать» поможет получить более глубокие и прочные знания по географии. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию обучающихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формирует потребность применять знания в повседневной жизни, а также использовать свои знания в конкурсах, интеллектуальных играх различного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hochu_vsyo_znat.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено» на м/о учителей естественных наук МБОУ СОШ №3 протокол №1 от«22»августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СОШ №3 _________ /Широкоштанова Л.Е./ «25»августа 2016г. | «Принято» Педагогическим советом Протокол №1 от « 29 » августа 2016 г. | «Утверждено» Приказ № 157-од От « 30 » августа 2016г. Директор МБОУ СОШ№3 _______/Т.М.Лабуренко |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Хочу всё знать»
5 -6 класс
основное общее образование
на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы « Хочу всё знать»
Автор-составитель учитель географии Хабарова Н.В.
Составитель: Хабарова Надежда Васильевна
учитель географии,
высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Стр.
1. Пояснительная записка …………………………………………………………….. 3-4
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ……………… 5-7
3. Содержание учебного предмета, курса………………………………………………… 8-9
4. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы …………………………………………….. 10-14
5. Лист внесения изменений ………………..………………………………………... 15
Пояснительная записка
Тип программы: программа основного общего образования
Статус программы: рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Хочу всё знать»
Назначение программы:
- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества, получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «СОШ№3» программа определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ «СОШ№3» программа является основанием для определения качества реализации общего базового образования.
Категория обучающихся: учащиеся 5 -6 классов МБОУ «СОШ№3»
Сроки освоения программы:1 год
Форма обучения: очная
Режим занятий:1 час в неделю
Форма контроля: итоговая конференция защита проектов
Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии «Хочу всё знать» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст.7,9,32)
3. Учебного плана МБОУ «СОШ№3» на 2016 – 2017 учебный год
4. Авторской программы учебного курса «Хочу всё знать» Автор-составитель учитель географии Хабарова Н.В.
География — это один из немногих школьных предметов, с помощью которых можно научить учеников думать, размышлять; воспитать патриотизм, любовь к окружающему миру, уважение к ближнему человеку и к другим народам. Основные цели и задачи обучения и воспитания реализуются в рамках учебного процесса. Но количество часов отведенных на предмет «география» в 5-6 классах, крайне мало. Какая-то часть информации (занимательной), остается нереализованной. Программа географического кружка «
Хочу всё знать» поможет получить более глубокие и прочные знания по географии. Внеклассная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию обучающихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда, формирует потребность применять знания в повседневной жизни, а также использовать свои знания в конкурсах, интеллектуальных играх различного уровня.
Рабочая программа по географии «Хочу все знать» составлена в соответствии и с требованием федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 35 часа в 5-6 классах по 1 часу в неделю. Программа курса «Хочу все знать» разработана для учеников 5-6 классов, реализующих ФГОС основного общего образования.
Цель программы:
Воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре
Основные задачи:
Обучающие: - Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности
Воспитательные: - воспитание любви к своему краю и бережного отношения к природе; - формирование общественной активности; - формирование культуры общения и поведения в коллективе.
Развивающие: - развитие познавательного интереса и расширение кругозора обучающихся; - развитие у кружковцев аналитического мышления, навыков работы с литературой и публичных выступлений; - развитие самостоятельности, ответственности, активности; - формирование потребности в самопознании
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых надпредметных компетенций. В этом направлении приоритетами
для программы«удивительный мир камня» являются учебно-познавательные компетенции. Это
совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности: постановка
цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средства, владение навыками контроля и
оценки своей деятельности. Сюда входят умения выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым
явлениям; работать со справочной литературой,; оформить результаты своей деятельности (построение
таблиц, создание презентаций);
- коммуникативные компетенции - это владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; делать выводы по ходу обсуждения и подводить итоги обсуждения;
- информационные компетенции формируют умения подбирать, обрабатывать, обобщать информацию из разных источников и делать выводы; осуществлять классификацию анализируемой информации; представлять информацию в обобщенной форме в виде таблиц в письменных отчетах и электронных презентациях;
- проблемные компетенции формируют умения определять проблемную ситуацию и способы её решения; анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы через наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование.
- компетенции личностного самосовершенствования направлены на соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в
соответствии с ФГОС, в частности:
Личностные результаты:
Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций,идейно-нравственных,культурных,гуманистических и этических принципов и ном поведения.
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,книгами,доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,мировоззрению,культуре,языку,вере,гражданской позиции, к истории,культуре,религии,традициям,языкам,ценностям народов России и мира;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной,общественно-полезной,учебно-исследовательской,творческой и других видах деятельности;
- формирование ценностного здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственности, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием городов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметные результаты:
1.овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2.умение организовывать свою деятельность ,определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
3.формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее,
давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение,
устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы,
делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные:
5. умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и со сверстниками,
определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
6. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области
использования технических
средств и информационных технологий(компьютеров, программного обеспечения)как инструментальной основы
развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование
умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические
средства информационных технологий;
7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации,
ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой. в том числе и на
электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
9. умение работать в группе - эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации
различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать
партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию
и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации
столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
Предметные результаты:
1. формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком,
о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения
современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей
среды и рационального природоиспользование;
3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаниях о целостности и
неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как
одного из «языков» международного общения;
6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению
географических знаний.
Содержание учебного предмета, курса
Введение (0,5ч.).
Введение. Программа кружка.
Тема 1
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.(2,5 часа)
Выдающиеся географические открытия.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы.
Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты. Практическое занятие. Работа по топографической карте. Решение географических задач при помощи карты и глобуса.
Тема2
Земля и земная кора (5 часов)
Внутреннее строение Земли, земная кора, осадочный слой, гранитная и базальтовая оболочки, мантия, ядро, температура и давление, плотность вещества внутри Земли, земной магнетизм. Вещественный состав земной коры. Понятия «минерал», «горная порода», «полезные ископаемые», «руда», их взаимосвязь. Движения земной коры. Основные формы рельефа. Практическое занятие. Знакомство с минералом, горной породой и рудой. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Подготовка докладов о минералах по выбору кружковцев. Выступление с докладами.
Тема 3
Водный мир (5 часов)
Водная оболочка Земли. Состав гидросферы, части гидросферы. Тайны океанов. Тихий океан, Атлантический океан,
Индийский океан. Реки и озера Земли. Болота, ледники, подземные воды. Практическое занятие по книге Михаила Ильина –
Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина
Тема 4
Воздушная оболочка Земли (5 часов)
Состав и строение атмосферы. Тепловая машина. Загадки атмосферы. Рекорды атмосферы. Практическое занятие. Занимательные опыты.
Тема 5
Путешествие по материкам и странам. Рекорды планеты.(10 часов)
Африка - самый жаркий материк. Австралия - самый сухой материк. Южная Америка-самый влажный материк. Антарктида-самый холодный материк. Материка северного полушария - Северная Америка и Евразия. Страны – гиганты, страны- малютки. Практическое занятие. Составление визитной карточки материка, страны.
Тема 6.
Эрудит(4 часа)
Кроссворды,кроссенсы,шарады,ребусы, занимательные задачи и опыты по географии.
Заключение (3 часа)
Подготовка проектов. Защита проектов.
Тематическое планирование
Введение (1 час)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Контроль | Использование ИКТ-ресурсов | Интеграция с программой Здоровье | Дата | |||||
Тема Введение | |||||||||||
1 | Введение. Программа кружка. | 0,5 | Беседа | Раздел 1. Самопознание | |||||||
Тема 1 Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества.(2,5 часа) | |||||||||||
2. | Выдающиеся географические открытия | 0,5 | Индивидуальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
3. | Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. | 1 | Фронтальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
4 | Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты. | 1 | Практическое занятие. Работа по топографической карте. Решение географических задач при помощи карты и глобуса | Раздел 1. Самопознание | |||||||
Тема 2 Земля и земная кора (5 часов) | |||||||||||
5 | Внутреннее строение Земли | 1 | Индивидуальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
6 |
Горная порода, минерал, полезные ископаемые | 1 | Фронтальный опрос | Раздел 1. Самопознание | |||||||
7 | Практическое занятие. Работа с коллекциями минералов и горных пород. | 1 | Отчет о практическом занятии | Раздел 1. Самопознание | |||||||
8 | Движения земной коры | 1 | . Фронтальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
9 | Основные формы рельефа | 1 | Фронтальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
Тема 3
Водный мир (5 часов) | |||||||||||
10 | Состав гидросферы, части гидросферы | 1 | Индивидуальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
11 | Тайны океанов | 1 | Фронтальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
12 | . Реки и озера Земли | 1 | Фронтальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
13 | Болота, ледники, подземные воды | 1 | Фронтальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
14 | Практическое занятие по книге Михаила Ильина – Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина | 1 | Отчет о практическом занятии | Раздел 2. Я и другие | |||||||
Тема 4 Воздушная оболочка Земли (5 часов) | |||||||||||
15 | Состав и строение атмосферы. | 1 | Индивидуальный опрос | /http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm | Раздел 2. Я и другие | ||||||
16 | Тепловая машина. | 1 | Фронтальный опрос | Раздел 2. Я и другие | |||||||
17 | Загадки атмосферы. | 1 | Фронтальный опрос | http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm | Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма | ||||||
18 | Рекорды атмосферы. | 1 | Фронтальный опрос | ttp://main.amu.edu.pl/~zbzw/glob/glob48.htm | Раздел 2. Я и другие | ||||||
19 | Практическое занятие. Занимательные опыты. | 1 | Отчет о практическом занятии | Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма | |||||||
Тема 5 Путешествие по материкам и странам. Рекорды планеты.(10 часов) | |||||||||||
20 | Африка - самый жаркий материк | 1 | Индивидуальный опрос | http://africaners.com/pro-sajt/ | Раздел 2. Я и другие | ||||||
21 | Австралия -самый сухой материк | 1 | Фронтальный опрос | http://smartwebsite.ru/news/interesnoe_pro_avstraliju/ | Раздел 2. Я и другие | ||||||
22 | Южная Америка-самый влажный материк | 1 | Фронтальный опрос | http://vsefacty.com/fact/interesnye-fakty-o-yuzhnoy-amerike-video | Раздел 2. Я и другие | ||||||
23 | Антарктида –самый холодный материк | 1 | Фронтальный опрос | ||||||||
24 | Материки северного полушария | 2 | Фронтальный опрос | http://www.nachalnikov.net/archives/ http://geografya.ru/evraziya.html | |||||||
25 | Страны-гиганты | 1 | Фронтальный опрос | http://geography.su/ | |||||||
26 | Страны-малютки | 1 | Фронтальный опрос | http://geography.su/ | |||||||
27-28 | Практическое занятие. Составление визитной карточки материка, страны. | 2 | Отчет о практическом занятии | ||||||||
Тема 6. Эрудит(4 часа) | |||||||||||
29 | Кроссворды, кроссенсы | 1 | Индивидуальный опрос | http://vse-razgadaem.ru/krossvord-po-geografii/ | |||||||
30 | Шарады, ребусы | 1 | Индивидуальный опрос | http://www.igraza.ru/page-geo.html | |||||||
31-32 | Занимательные задачи и опыты по географии. | 2 | Индивидуальный опрос | ||||||||
Заключение (3 часа) | |||||||||||
33 | Подготовка проекта | 1 | |||||||||
34-35 | Защита проекта | 2 |
Лист внесения изменений
№ | Тема | Причина отмены | Дата проведения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»
Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы
Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы
Позволяет ученикам полюбить предмет...