Занятие кружка "Юный исследователь"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Занятие кружка "Юный исследователь" по теме "Методы исследования" посвящено методу титрования. С помощью этого метода дети в группах делают анализ различных напитков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.doc | 45 КБ |
plan_uchebnogo_zanyatiya_kruzhka.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие кружка по теме: Титрование как метод научного исследования | |||
Дата: 22.04.2016 | |||
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. | Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию. | Приготовиться к занятию. | Познавательные: расширять познавательную сферу, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи, анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять синтез. Уметь правильно выполнять исследование по инструкции и пользоваться лабораторным оборудованием. Личностные: понимание важности социального статуса «исследователь», стремление к повышению культуры исследовательской деятельности, к овладению методами научного исследования, осознание общественной полезности своего труда. Регулятивные: организовывать свое рабочее место, приводить его в порядок по окончании работы, адекватно воспринимать отзывы учителя и одноклассников о выполненной работе. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, делать выводы и грамотно их формулировать. |
II ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ. | |||
1. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. | Для того, чтобы продемонстрировать актуальность и значимость данного метода исследования, организовываю погружение в проблему. Выступление учащихся: Методы исследования в работах Выступление ученицы 4 класса с презентацией своей исследовательской работы – 5 минут - Какой метод исследования использовала юный исследователь в своей работе? | Слушают доклад. Отвечают на вопрос | |
2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ | Титрование как метод исследования в научно-исследовательских работах учащихся, в исследовании различных объектов. (Выступление ученого). Итак, тема нашего занятия …. | Слушают Определяют тему занятия | |
III ЭТАП ОСНОВНОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ. (25 мин.) | |||
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ | Для исследования мы берем различные газированные напитки – Coca-Cola, Fanta, Spritе, лимонад (Аквабур) | Выбирают свои объекты на группу | |
2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ | Исходя из темы нашего занятия, представленной работы, предлагаю обучающимся определить цели лабораторного исследования. Уточняю понимание учащимися поставленных целей урока: - научиться применять кислотно-основный метод титрования для определения кислотности газированных напитков, соблюдая методику выполнения анализа. - понять, запомнить алгоритмы вычисления кислотности напитков. - анализировать значимость точности выполнения данного анализа; - работать в группе, уважая мнение других, оказывая взаимопомощь. - соблюдать правила охраны труда во время выполнения лабораторных опытов. | Определяют цель работы | |
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ | На этом этапе проводится фронтальная проверка ранее усвоенных знаний. Слово предоставляется ученому (предполагается, что дети заранее ознакомились с теорией, рассмотрели метод) 1. В чем суть кислотно-основного метода титрования? 2.Что такое титрант? 3.Какой индикатор целесообразней использовать при этой методике и почему? (в случае хорошей подготовки учащихся). 5 Рассказать технику титрования. | Обучающиеся отвечают устно на поставленные вопросы. | |
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА. | По ходу выполнения исследования, организую самостоятельную работу в группах, обращаю внимание учащихся на временные рамки, акцентирую внимание на правильной форме записи отчета, побуждает к высказыванию своего мнения, провожу индивидуальную коррекцию пробелов по ходу выполнения работы. | Получив образцы газированных напитков для исследования обучающиеся в группах приступают к выполнению лабораторной работы по инструктивной карточке. | |
5. ОБСУЖДЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. | На этом этапе выясняем результаты практической работы каждой группы. Сравнение с результатами на этикетках. | Высказывают результаты своей работы, сравнивают с данными на этикетках, делают выводы. Обобщают результаты работы всех групп. | |
IV.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. | Наше занятие завершается. Слово предлагается ученому: подводит итоги, делает вывод о данном виде химического анализа, определяет ближайшие перспективы. Предлагаю в лабораторных тетрадях закончить оформление отчета, | Определяют для себя темы исследований с использованием этого метода | |
РЕФЛЕКСИЯ. | Организую рефлексию 1.Тема нашего сегодняшнего занятия… 2. Перед нами стояла цель … 3.Наша группа пришла к выводу…. 4. Мне лично было интересно … 5. Было сложно… 6. Теперь я могу … Спасибо Всем за активную работу на занятии!!! | Дают ответы в группах |
Предварительный просмотр:
Гомбоева Л.М. МАОУ "СОШ №26"
г.Улан-Удэ. Республика Бурятия.
План учебного занятия кружка «Юный исследователь»
«Титрование как метод научного исследования»
Цель: создать содержательные и организационные условия, способствующие формированию понятия «методы научного исследования»
Обучающий компонент:
- расширение понятий о методах научного исследования
- создание в учебной деятельности проблемной ситуации и обеспечение её разрешения, через использование метода титрования в исследовании
- усвоение следующих основных химических понятий: титрант, титрование, индикатор; методов научного исследования: титриметрический метод анализа;
Развивающий компонент:
- развитие у обучающихся умения выделять главное в исследуемом материале, определять проблему; сравнивать полученные результаты титрования, составлять уравнения реакций, обобщать, систематизировать, логически последовательно излагать свои мысли;
- развитие способностей и навыков в области проведения анализа, познавательный интерес;
Воспитывающий компонент:
- содействие в ходе занятия формированию следующих мировоззренческих идей: соответствие методов исследования целям и задачам, правильный выбор объектов исследования
- формирование локальной научной картины мира;
Используемые технологии:
- технология исследовательского обучения;
- технология обучения в сотрудничестве;
- информационно-коммуникативная технология.
Задачи:
Предметные:
- систематизация и обобщение новых знаний о кислотности напитков, о методах её определения;
- совершенствование навыков титрования, выполнения расчетов, связанных с этим методом;
- применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
- формирование навыков проведения титриметрического анализа согласно предлагаемой методике;
Метапредметные:
- развитие умения работать в группах;
- воспитание уважения к мнению каждого члена коллектива;
- формирование чувства ответственности за свою работу.
- овладение опытом переноса знаний и умений в нестандартные ситуации при решении возникающих новых необычных задач.
Личностные:
- формирование осознанной потребности в знаниях;
- развитие умения управлять своей учебной деятельностью;
Методы: исследовательский, словесно – наглядно – практический, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная.
Оборудование: компьютерная презентация, для лабораторного исследования – бюретки, колбы, пипетки, штативы, воронки на каждую группу. Растворы: 0,1 молярный NaOH, растворы газированных напитков, фенолфталеин.
Ход занятия
I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
Приветствие обучающихся, проверка готовности к занятию.
Добрый день уважаемые юные исследователи, гости! Рада приветствовать Вас на сегодняшнем занятии! Желаю нам всем плодотворного сотрудничества! На прошлых занятиях мы с вами рассмотрели основные этапы работы над научно - исследовательской работой, теоретические основы методов научного исследования, а сегодня нам предстоит познакомиться с практическим применением наших знаний.
II ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ.
1. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Для того, чтобы продемонстрировать актуальность и значимость данного метода исследования, рассматривая презентацию, организовываю погружение в проблему.
- Выступление Леонтьева Никиты – характеристика основных методов исследования.
- Какие методы Вы использовали в своих исследовательских работах. Выступление Шальковой Дарьи, Геронок Алины, Побежимовой Арины.
- Выступление ученицы 4 класса Виногоровой Анастасии с презентацией своей исследовательской работы: Определение витамина С в овощах и фруктах методом йодометрии.
- Какой метод исследования использовала в своей работе?
Сегодня мы с вами рассмотрим на практике метод титрования.
2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Титрование как метод исследования в научно-исследовательских работах учащихся, в исследовании различных объектов. (Выступление ученого).
III ЭТАП ОСНОВНОЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для исследования мы берем различные газированные напитки –Spritе, Лимонад (Аквабур), Дюшес (Аквабур), Саяны (Напитки из Черноголовки).
2. ПОСТАНОВКА УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ
Исходя из темы нашего занятия, представленной работы, предлагаю обучающимся определить цели лабораторного исследования.
Уточняю понимание обучающимися поставленных целей урока:
- научиться применять кислотно-основный метод титрования для определения кислотности газированных напитков, соблюдая методику выполнения анализа.
- понять, запомнить алгоритмы вычисления кислотности напитков.
- анализировать значимость точности выполнения данного анализа;
- работать в группе, уважая мнение других, оказывая взаимопомощь.
- соблюдать правила охраны труда во время выполнения лабораторных опытов.
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
На этом этапе проводится фронтальную проверку ранее усвоенных знаний. Слово предоставляется ученому
1. В чем суть кислотно-основного метода титрования?
2.Что такое титрант?
3.Какой индикатор целесообразней использовать при этой методике и почему? (в случае хорошей подготовки учащихся).
5 Рассказать технику титрования.
Обучающиеся отвечают устно на поставленные вопросы.
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА Получив образцы газированных напитков для исследования обучающиеся в группах приступают к выполнению лабораторной работы. По ходу выполнения исследования, организую самостоятельную работу в группах, обращаю внимание учащихся на временные рамки, акцентирую внимание на правильной форме записи отчета, побуждает к высказыванию своего мнения, провожу индивидуальную коррекцию пробелов по ходу выполнения работы.
5. ОБСУЖДЕНИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.
На этом этапе выясняем результаты практической работы каждой группы. Сравнение с результатами на этикетках. Делаем выводы по итогам исследования.
IV.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
Наше занятие завершается. Подвожу итоги. Делаю вывод о данном виде химического анализа, определяю ближайшие перспективы. Благодарю Всех обучающихся за урок. Предлагаю в лабораторных тетрадях закончить оформление отчета,
Организую рефлексию
1.Тема нашего сегодняшнего занятия…
2. Перед нами на уроке стояла цель …
3.Наша группа пришла к выводу….
4. Мне лично было интересно …
5. Было сложно…
6. Теперь я могу …
Спасибо Всем за активную работу на занятии!!!
Инструктивная карточка
Практическая работа: Определение кислотности газированных напитков.
Метод основан на титровании раствором щелочи всех веществ кислого характера после полного освобождения напитка, от диоксида углерода. Кислотность выражают в см3 раствора NaOH концентрацией 1 моль/дм3 ,израсходованного на титровании 100 см3 напитка.
Проведение анализа.
- В три конические колбы из термостатного стекла объемом 250 см наливают цилиндром по 100 см3 дистиллированной воды и нагревают ее до кипения. В каждую колбу пипеткой отмеряют 10 см3 напитка, кипятят содержимое 5 минут. Для негазированных напитков кипячение не проводят, а используют холодную дистиллированную воду.
- По окончании кипячения содержимое колб охлаждают в проточной воде до комнатной температуры, прибавляют 4-5 капель спиртового раствора фенолфталеина концентрацией 10 г/дм3 и титруют раствором NaOH концентрацией 0,1 моль/ дм3 до появления розовой окраски, не исчезающей 30 секунд.
- Кислотность вычисляют по формуле: X=V×K×10/A,
где V-объем раствора NaOH, израсходованный на титрование в см3;
К-поправочный коэффициент раствора гидроокиси натрия;
А-объем напитка или сиропа, взятый на определение, см3 .
Вычисления проводят до 0,01 см3 .
Результаты исследования занесите в таблицу
название напитка | № пробы | количество NaOH, израсходованный на титрование | среднее значениеNaOH. | кислотность |
Вывод:
Рефлексия.
1.Тема нашего сегодняшнего занятия ________________________________
2. Перед нами стояла цель __________________________________________
3.Наша группа пришла к выводу ___________________________________
4. Мне лично было интересно ________________________________________
5. Было сложно_____________________________________________________
6. Теперь я могу ___________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект вводного занятия группы "Юные исследователи природы"
Представленный материал "Из опыта работы с учебной группой "Юные исследователи природы" (учебная группа эколого-биологической направленности в учреждении дополнительного образования детей МБОУ Д...
"Как различные материалы пропускают свет" (занятие внеурочной деятельности "Я-исследователь", 2 класс, система Л.В.Занкова)
Данная разработка открытого занятия "Я-исследователь" предназначена для учителя, который работает по ФГОС НОО, ведет внеурочную деятельность и работает по системе Л.В.Занкова....
Программа индивидуально-групповых занятий "Я - исследователь"
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительност...
Рабочая программа индивидуальных занятий "Я-исследователь"
Компетентностный подход в обучении предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ...
Конспект кружкогого занятия "Юные исследователи" в 5 классе
Это занятие - коллективная игра-исследование на тему «Развитие народных промыслов в Горномарийском районе».Оно разработано с целью ознакомления обучающихся с методикой организации учебных и...
Формирование исследовательских компетенции учащихся 5-6 классов по истории на факультативных занятиях «Юные исследователи малой Родины"
на факультативных занятиях по краеведению ставлю задачи по развитию исследовательских компетенций у учащихся, в ходе формирования которой, развиваются такие умения и навы...
Занятие кружка «Исследователь"
29.10.2015 состоялось очередное занятие кружка «Исследователь».Оно проходило в три этапа. Сначала учащиеся выступали с сообщениями на тему охрана окружающей среды, про...