Формирование исследовательских компетенции учащихся 5-6 классов по истории на факультативных занятиях «Юные исследователи малой Родины"
статья по краеведению (5, 6 класс) на тему

Кондратюк Надежда Борисовна

на факультативных занятиях по краеведению ставлю задачи по   развитию   исследовательских компетенций у учащихся, в ходе формирования которой, развиваются  такие умения и навыки,   как информационные, исследовательские, коммуникативные, общекультурные,    и организационно-деятельностные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное»

Дальнереченского муниципального района Приморского края

Формирование исследовательских компетенции  учащихся 5-6 классов

 по истории на   факультативных занятиях                                                                                                                               «Юные  исследователи малой Родины».

 

                                       Кондратюк Н. Б.

учитель истории и обществознания

2016 г.

Содержание

Введение …………………………………………………………3-4

 Программы факультатива «Юные исследователи  малой Родины» ….......................................................................................................5-18

Методические рекомендации  ……………………………………19-27

Заключение …………………………………………………………28

Литература ……………………………………………………………29

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

          А. Дистервег

Введение.

Концепция модернизации российского образования  поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых —   формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Одной из ключевых компетенций современного школьника должна стать исследовательская подготовленность, связанная со способностью ставить и решать учебно-исследовательские и научно-исследовательские задачи. Поэтому на факультативных занятиях по краеведению ставлю задачи по   развитию   исследовательских компетенций у учащихся, в ходе формирования которой, развиваются  такие умения и навыки,  как информационные, исследовательские, коммуникативные, общекультурные,    и организационно-деятельностные.  Исследовательские компетенции входит в состав учебно-познавательной компетентности, ее становление происходит в исследовательской деятельности.  Опыт показывает, что широким полем  дающим возможность для  формирования исследовательской деятельности в обучении истории является краеведение. Краеведческие объекты или темы мало изучены, особенно история населенного пункта, культурно-просветительских учреждений и различных предприятий, что создает большие возможности для совместной успешной поисково-исследовательской работы учителя и ученика. Исследовательская работа учащихся в области краеведения опирается на личные наблюдения учащимися жизни, труда и быта населения. Она выводит школьников за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относится к явлениям жизни. Юный историк – краевед не имеет готового текста, раскрывающего прошлое и настоящее родного села, школы, предприятия и т.д. Он должен сам принять участие в его составлении. Известный советский дидакт  Б. П. Есипов писал, что «для исследовательских целей особенно благодатны темы краеведческого характера».  По моему мнению, успешнее всего сформировать исследовательские компетенции у детей среднего школьного возраста можно на краеведческом материале, как наиболее доступном.  Краеведение всегда вызывает повышенный интерес у школьников, особенно у учащихся 5-6 классов, так как  в это время ученики отличаются огромной любознательностью, задаются самыми разнообразными вопросами,  осознают историю своего населенного пункта,  историю своей семьи как часть истории страны в целом.                                                                   Данная работа является результатом обобщения опыта по  формированию исследовательских  компетенции учащихся  на занятиях  факультатива  «Юные исследователи малой Родины».  Она содержит ряд методических рекомендаций:  организация исследовательской деятельности во внеурочное время, разработка занятий факультатива «Юные исследователи малой Родины».  

                       

Программа  факультативного курса по краеведению для 5-6 классов

        «Юные исследователи малой родины»        

                                                  Пояснительная записка

  Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важнейших отраслей школьного краеведения. Термин «краеведение» возник в начале ХХ века  и определяется как изучение своего края как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.  Важным условием развития краеведения, в первую очередь исторического, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа. Данная программа по краеведению призвана изложить содержание  учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет изучать и знать одновременно историю, природу, этнографию своего края.  

Благодаря данной программе ученик получит возможность глубже уяснить положения: история — это история людей; корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.

Занятие краеведением поможет учащимся глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).

Данная программа способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:

В общей направленности:

-признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;

 - способствовать духовно – ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.

В содержании:

-изложение содержания с территориально – хронологических позиций;

-понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся  увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, этнографические, лингвистические,   исторические компоненты.  Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов,  программа факультатива не являться повтором сведений из этих предметов;

 -пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;

-опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;

-обращение к реалиям повседневной жизни жителям Приморья, Дальнереченского района, родного села.

В организации:

-реализация важнейшей особенности краеведения как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения – сопок, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

-придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов,  ИКТ.  

-вовлечение в поисково-исследовательскую  деятельность по изучению края через обучение учащихся  работе с источниками справочной литературой, историческими источниками, устным народным творчеством организации   экскурсий  в краеведческие музеи сел Соловьевка, Боголюбовка и города Дальнереченска, в Русскую комнату ДДТ.

    Цели:  

  • Изучение исторического и культурного наследия своего села, района, семьи.
  • Вовлечение учащихся в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность.
  • Углубление и расширение знаний о своей малой Родине.

Задачи:

Образовательные:

  • Формирование знаний  о родном крае, его истории, традициях и культуре, знаний об истории своей семьи.
  • Обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования.
  • Научить пользоваться информационными ресурсами, программами PowerPoint,  Internet Explorer, Pablisher.

       Развивающие:

  • Развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний.
  • Развитие  творческих способностей, инициативы, самостоятельности, нравственной культуры.
  • Формирование исследовательских компетенций.

Воспитательные:  

  • Воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному,  историческому наследию родного края, сохранению исторической памяти;
  • Воспитание гордости за свою малую родину, уважения к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордости за успехи и достижения земляков.

  Факультативные занятия по краеведению рассчитаны на 2 года и 68 часов, проходят 1раз в неделю, 34 часа за год.

 Предполагаемые результаты обучения.

Овладение учащимися  5-6- классов способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности (поисковой), ключевыми  компетенциями , востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

 Это предполагает:

  • Освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения,  культурной жизни своего края, об истории освоения своего села. Стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
  • Историю становления  и развития района, своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, его традициях и культуре;
  • Историю своей семьи;
  • Замечательных людей своего населенного пункта, района;
  • Природу родного края, животный, растительный мир;
  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Учащиеся должны уметь:

  • Описывать основные этапы развития населенного пункта.
  • Систематизировать знания о своей семье.
  • Систематизировать информацию о родном крае.
  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.
  • Подбирать литературу по заданной теме и пользоваться  для выполнения творческих заданий.
  • Оформлять памятки, коллажи, листовки, газеты, буклеты,                              презентации и т. д.

 Эффективность  обучения  по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться  в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.

Учебно-тематический план и содержание деятельности (34часа)

Наименование темы

Количество часов

 

т

п

 

Исследовательские работы

1

Введение

2

2

 

2

«Откуда я родом?»

10

5

5

1.  Родословная моей семьи

2. Мои первые воспоминая

3.Составление истории о семейной реликвии.

 

 

3

 

Эти загадочные названия

 

13

5

7

  1. Почему наше село называется Ракитное?
  2. Название одной улицы.
  3. Как появляются названия?

4

Исторические источники как свидетели прошлого

4

4

5

История малой родины -  история страны: 1908 – 1922 гг.

15

7

8

  1. История села Ракитное в воспоминаниях, документах.
  2. Первые поселенцы.
  3. Партизанское движение в года гражданской войны.

6

Родное село в годы Великой Отечественной войны.

14

6

8

  1. Мои земляки на фронтах Великой Отечественной войны.
  2. Награды моих односельчан.
  3. Учителя – ветераны войны.

 7

 

 

 Культурное наследие малой                Родины

 

6

3

3

  1.    Умельцы декоративно-прикладного творчества.
  2. Песенные коллективы.
  3. Поэты села.

8

Итоговое занятие

1

1

Содержание программы

 

1.      Введение (2)  

  Цели, задачи и содержание работы краеведческого  факультатива «Юные исследователи малой родины» на год. Особенности работы. Организация занятий. Значение работы.  

 

2.  «Откуда я родом?» (10)

Определение понятий «род», «семья», родословная,   родословное древо семьи. Семейный архив как исторический источник для составления родословной семьи (рода).  Биографические справки. От истории своей семьи к истории страны. Семейная реликвия.

Исследовательские работы в форме  

 1.  Моя родословная.

 2. Мое первое воспоминание.

3.Составление истории о семейной реликвии.

 3.  Эти загадочные названия (13)

Топонимика как исторический источник. Методика изучения местных географических названий. Использование топонимики для изучения своей местности. Памятные и приметные места малой родины. Ономастика – наука о собственных именах. Помни имя свое.

                    Исследовательские  работы

  1. Почему наше село называется Ракитное?
  2. Название одной улицы.
  3. Как выбирают  названия?
  4. Малиновка – Ваку.

4. Исторические источники как свидетели прошлого(4)

Фотография как средство изучения истории села. Газета как исторический источник. Мемуары  - произведения, составленные по воспоминаниям авторов о событиях личной и современной им общественной жизни.

  1. История малой родины -  история страны: 1908 – 1922 гг. (15)

 История села в исторических источниках. История образования села Ракитное, происхождение названия. Первые жители и строители  села. Хозяйственная жизнь сельчан в 1908 – 1913гг. Ракитное в годы революции и гражданской войны.

 Исследовательские работы:

1.История села Ракитное в воспоминаниях, документах.

2.Первые поселенцы.

3.Партизанское движение в года гражданской войны.

  1. Родное село в годы Великой Отечественной войны.(14)

Отечество в опасности. Земляки – ветераны Великой Отечественной. Все для фронта, все для победы! Труженики тыла. Война в моей семье.

  Исследовательские работы:

1.Мои земляки на фронтах Великой Отечественной войны.

2.Награды моих односельчан.

3.Учителя – ветераны войны.

7. Культурное наследие малой   родины (6)

Литературное, художественное, музыкальное творчество. Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.  Писатели, художники, архитекторы, деятели науки и просвещения,  жизнь и творчество которых, связана   селом.

Исследовательские работы:

1.Умельцы декоративно-прикладного творчества.

2.Песенные коллективы.

3.Поэты села.

  8.      Итоговое занятие (1)

  Подведение итогов.  Оформление материала для школьного музея.

Календарно-тематическое планирование занятий по факультативу

«Юные исследователи малой родины» 5 класс

1 раз в неделю, 34 часа за год.

Название темы

 Домашнее задание

  1. Введение (2)

1

Введение.

2

Задачи краеведческого факультатива

  1. «Откуда я родом?» (10)

3

Вещь, передающаяся в семье по наследству

4

Мое первое воспоминание

5

Понятия «род», «семья»

6-7

Семейный архив как исторический источник

8-9

 Биографические справки

10-12

  Родословное  древо семьи

 13

 Представление исследовательских работ

3.  Эти загадочные названия (13)

14-15

Загадки топонимики. Методика изучения местных географических названий

16 -17

Использование топонимики для изучения своей местности

18-20

Памятные и приметные места  села.  

21-22

Ономастика – наука о собственных именах.

23

24- 27

Помни имя свое

История село в  названиях

28 -29

Как возникают названия

30

Представление исследовательских работ

4. Исторические источники как свидетели прошлого(4)

31.

Фотография как средство изучения истории села.

32.

Газета как исторический источник.

33-34

Мемуары  

Календарно-тематическое планирование занятий по факультативу  

«Юные исследователи малой родины» 6 класс

1 раз в неделю, 34 часа за год.

Название темы

Домашнее задание

5.История малой родины история страны: 1908 – 1922 гг. (15)

1 -2

История села в исторических источниках

3-4

История образования села Ракитное, происхождение названия.

5-8

Первые жители и строители  села

9

  Описание хозяйственной жизни села в рапорте Надворного советника Казаринова от 1908 года

 10

 Революция и гражданская война

11-12

   Вакские партизаны

13 -14

 Воспоминая  И. Я. Мелехина – история партизанского отряда

15

Представление исследовательских работ

 

6.Родное село в годы Великой Отечественной войны (14)

16.

Отечество в опасности  

17 -18

Земляки – ветераны Великой Отечественной войны

 19

 Все для фронта, все для победы!

 20-21

 Труженики тыла

22-26

Работа по созданию презентаций         

27

 Представление исследовательских работ

 

7. Культурное наследие малой   родины (6)

28

 Умельцы декоративно-прикладного творчества.

29

Музыкальная культура села

30

Литературное наследие

31-32

 Работа по сбору материала о творческих людях села

33

 Оформление материала о творческих людях села

34

Итоговое занятие

                                               

                                 

Методические рекомендации.

  Занятия  по темам « От куда я родом?» посвящены началу складывания исследовательских компетенций учащихся. Работая над этой темой, учащиеся на основе теоретического материала и методическим рекомендациям предложенных учителем самостоятельно изучают свою историю, историю своей семьи. Начинают ощущать себя в роли исследователя работая над темами: «Мое генеалогическое древо», «Мое первое воспоминание», «Вещь, передающаяся в семье по наследству». На уроке истории учащиеся знакомы с такой вспомогательной исторической дисциплиной как археология. Выступая в роли археологов,  учащиеся исследуют самую старую вещь в своем доме. Для проведения этого исследования учащиеся использую следующие подсказки:

  1. Опросите родителей на предмет самой старой вещи в вашем доме
  2. Как  этот предмет оказался в семье?
  3. Передавался ли он по наследству или приобретен вашими родителями?
  4. Если бы этот предмет мог говорить, о чем он мог поведать?
  5. Что ты хотел бы сохранить в своем доме, чтобы передать по наследству?

Используя план исследования, учащиеся составляют не только рассказ по теме «Вещь, передающаяся в семье по наследству», но предоставляют рисунки, так  Демочко Ксения рассказа  и нарисовала  утюг начала ХХ века, составила инструкцию по его использованию. Дмитриева Регина нарисовала и рассказа историю золотых сережек, которые в ее семье передаются из поколения в поколение.                                                                                                                Отношение к истории того места где проживает человек  часто зависит от отношения к самому себе. Чем раньше человек осознает себя с раннего детства, тем больше он сопричастен  к истории страны.  Поэтому следующее задание «Мое первое воспоминание» не только учить проводить исследование, но  систематизировать  и сравнивать полученную информацию, носителями которой являются сами ученики. Так они учатся проверять источники информации, проводит опрос по проверки полученной информации.

  1. Какой случай из своего детства вы помните?
  2. Самое раннее воспоминание из вашего детства?
  3. К какому возрасту оно относится?
  4. Почему запомнился этот случай? С какими эмоциями связан?

Рекомендации для опроса родителей:

  1. Спросите родителей, помнят ли они ваш случай, сколько вам было тогда лет;
  2. Сравните, соответствует ли ваше представление о возрасте словам родителей;
  3. Пусть родители расскажут еще более раннее воспоминание  о вас;
  4. Соедините полученные результаты и оформите письменно.

 После проведенных исследований учащиеся могут приступить уже к более трудоемкой работе по составлению генеалогического древа семьи. Прошлое есть у каждой семьи. Каждый член семьи имеет свою историю, но все вместе они представляют историю семьи и историю страны, частью которой являются. Поэтому каждому человеку нужно знать и чтить своих предков.   Учащиеся собирают информацию в семье, работают с устным источником – воспоминаниями (хорошо, если в этом деле им помогаю их родители и другие родственники). Самым важным и ценным является участие всей семьи учащегося в создании и сохранении фамильной истории. Изучая свою родословную, учащиеся больше общаются со своими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Совместными усилиями осуществляют поиск источников по изучению семейной истории. Получив первые результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся могут составить своё родословное древо (пока первоначальный вариант).  

Рекомендации по составлению родословной:

  1. Расспросите своих родственников о членах своей семьи, ваших предков;
  2. Составьте план опроса или перечень вопросов;
  3.  Поработайте с домашним архивом: дневники, записанные воспоминания, фотодокументы, личные письма, старые документы, воспоминания, награды, сохранившиеся в семье;  
  4. На вашем родословном древе обозначьте несколько поколений: дети – родители – деды – прадеды; напишите имена, фамилии, годы жизни ваших родственников.

Ученица 5 класса Кондратюк Юлия составила первоначальный вариант родословной (приложение №1), но так же выяснила некоторые интересные факты из истории своей семьи. Так по матери она уже четвертое поколение, которое живет в Ракитном. Так же ее предки  основатели села, переехавшие из Могилевской губернии в 1908 году. Прапрадед Киселев Игнат Астапович (по метрике именно Астапович) участвовал в Первой мировой войне, был ранен и за заслуги перед Отечеством награжден медалями, а также золотой челюстью (именно она и пострадала во время ранения). Занимался разведением пчел и  это занятие до сих пор главное в ее семье.  Ну а его жена Киселева Анастасия Астаповна славилась как народная целительница, могла заговаривать укусы змей т.д. Память о ней жива не только в семье, но и среди односельчан.

Занятия по топонимическим исследованиям продолжают развивать исследовательские компетенции, но и развивают умения пользоваться информационными ресурсами, программами PowerPoint,  Internet Explorer, Publisher. Топонимика – важнейший  исторический источник. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего края путем поиска связей между  историческими и географическими  условиями местности и отражением их в географических названиях. Материал по топонимики дает широкие возможности для развития  исследовательской деятельности учащихся, а, следовательно, и  ключевых компетенций. Кроме положительного влияния на развитие познавательного интереса использование топонимики способствует повышению уровня общей грамотности и культуры речи учащихся, так как правила написания и произношения географических названий также входят в ведение топонимики.

 Практические занятия посвящены  изучению топонимики как исторического источника. В рамках  факультатива учащиеся работают над вопросами  о  происхождении названии на примере села Ракитное, выясняют, как выбирают названия.  Ученики выясняют происхождение  топонима Ракитное, языковую принадлежность, значение, историческую судьбу географического названия. Для этого они самостоятельно знакомятся со значением топонима «Ракитное» в словарях, определяют различные способы образования топонимов,  ищут информацию для подтверждения и опровержения своих гипотез, посещают краеведческий музей, библиотеку, ведут опрос среди местных жителей и жителей соседних населенных пунктов, анализируют  краеведческие  публикации,  учебную литературу. На примере исследования названия своего села, учащиеся формируют общие знания о происхождении географических названий, рассматривают топоним как один из способов изучения истории страны, малой родины. (Приложение № 2) При провидении исследований географических названий у учащихся могут возникать трудности, поэтому им предлагаются рекомендации по проведению топонимических исследований.

Рекомендации по проведению топонимических исследований:

  1. План  анализа слова – названия
  2. Подберите справочную литературу:
  • Толковый словарь русского языка
  •  Этимологический словарь русского языка
  • Краеведческие справочники
  • Краеведческие публикации (местные газеты, брошюры по истории края, района, села и т. д.);
  1. Определите, откуда пришло слово – название;
  2. Выясните первоначальное значение слова – название;
  3. Узнайте, какой признак в называемом объекте выделяет;
  4. Объясните, почему слово стало названием.

 2.План исследования географического названия (топонима)

  1. Подумайте, много ли и какие конкретно названия своего села, города, поселка вам известны?
  2. Попытайтесь разобраться в этих названиях. Уточните  то в чем не уверенны у старожилах, учителей, родителей.
  3. Запишите каждое название на отдельных карточках или на отдельную страницу в тетради (где вы будите записывать все, что узнаете о топониме).
  4. Сопоставьте топоним с известными вам нарицательными словами, личными именами или фамилиями.
  5. Узнайте, нет ли таких названий в других местах.

6.Обратитесь для сбора информации в архивы, краеведческие музей, библиотеки.

  1. Выясните,  значение этих слов.

3.Оформление результатов топонимических исследований в таблицу

Топоним

Перевод

Краткая справка

4.Алгоритм проведения опроса по топонимическим исследованиям:

  1.  Составить вопросы по теме исследования;
  2. Опросить не менее пяти информаторов в разных местах населенного пункта (чтобы сведения о топониме были более точными);
  3. Опросите о данном топониме жителей соседнего населенного пункта;
  4. Сведения, полеченные от информаторов, зафиксируйте в опросном листе (по возможности используйте диктофон);
  5. Проанализируйте полученные ответы и обобщите их.

5. Карточка опроса

Ф.И.О. информатора

Возраст информатора

Вопросы:

Ответы:

 

Кроме происхождения топонима нашего села, ребята выяснили значение, происхождение и несколько других интересных фактов, которые касаются топонима нашей реки Малиновки (Вака). ( Приложение №3).    Так же учащиеся составляли буклет на тему: «Как выбирают названия?», в котором представили различные способы образования топонимов в нашем районе. Другие дети рассматривали название улицы как свидетельницу прошлого. Так они выяснили, что  среди бойцов  партизанского отряда И.Я. Мелехина  был Сашка Бушига. Бесстрашный юноша, лихой, вездесущий разведчик, будущий писатель   Александр Фадеев, который рассказал  в своем романе «Разгром» о нашем  селе. Ребята выяснили, где именно происходили события, описанные в романе, встречались со старожилами села, попытались даже найти потомков тех героев, с которых был списан роман. (Приложение №5).

Осуществление одного из важнейших методических требований в формировании исследовательских компетенций подразумевает  постепенный переход от простых и общедоступных источников к более сложным. Поэтому занятия по темам «Исторические источники как свидетели прошлого»  предлагается начинать  с анализа  периодической печати,  материалы которой доступно раскрывают некоторые вопросы истории. Данный источник доступен, так как не только в архивах, но и в библиотеках имеются комплекты местных а и журналов за различные годы. Для анализа статей периодической печати учащимся предлагаются рекомендации.

Рекомендации по анализу газетной публикации:

Ознакомьтесь с содержание статьи   и ответьте на вопросы:

  1. Название газеты, характеристика газетного материала.
  2. Тема и содержание рассматриваемого материала.
  3. Что вам известно об упоминаемых фактах и явлениях, понятны ли термины, известны ли упоминаемые в газетной статье деятели?
  4. В какой обстановке (экономической, политической, социальной) происходит данное событие? Есть ли связь с предыдущей историей края, сегодняшним днем?
  5. Какие существенные черты современного развития края проявились в описываемом событии?
  6. Известны ли вам подобные события, факты, явления в истории края и страны? Какая связь между ними?
  7. Сформулируйте вывод о значении событии  рассказанных  в статье.

Особое место в формировании исследовательских компетенций занимают фотодокументы. В каждой семье есть фотографии, которые отражают различные события и явления истории, как малой родины, так и страны в целом, поэтому важно сформировать умения у учащихся по изучению фотодокументов.

Памятка по изучение фотографии:

А) С изображением человека:

  1. Кто изображен на фотографии?
  2. Роль человека в изображенном событии?
  3. Когда и кем сделан снимок?
  4. От кого получили фотографию?
  5. Как фотография попала к этому человеку?
  6. Кто,  когда и как приобрел фотодокумент?

Б) Анализ политических процессов:

1. Какие характерные черты быта населения края отражает фотодокумент?

2. Как менялся характер труда и быта населения?

3. Какие новые процессы в жизни населения края отражает фотодокумент?

4. Как помогает этот фотодокумент осмыслить определенный период в истории родного края?

При изучении тем «Родное село в годы Великой Отечественной войны» у детей развиваются такие умения как информационные, коммуникативные, общекультурные. Юные краеведы проводят поисковую работу по сбору материала о ветеранах Великой Отечественной войны, заполняют специальные анкеты следующего содержания:

  1. Ф. И. О.
  2. Год рождения
  3. Состав семьи
  4. Когда и в каком возрасте был призван в действующую армию?
  5. На каких фронтах воевал, в какой армии, в каких войсках, в каком звании?
  6. Имеются ли награды? Какие и за что?
  7. Жизнь после войны.

Очевидцев тех событий остается все меньше, поэтому учащиеся опрашивают родственников ветеранов войны. Затем краеведы заполняют специальные карточки, куда переносятся все данные о ветеране войны.

Заключение

Результатом работы по формированию исследовательских компетенций является то, что мои учащиеся самостоятельно осуществляют все этапы поисково-исследовательской деятельности. Обдумав поставленную проблему, учащиеся сами намечают план поиска, строят гипотезы, определяют способы ее проверки, проводят наблюдения, фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют, доказывают, формулируют выводы, готовы к созданию своего собственного продукта. При работе над данной темой пришла в выводу, что необходимо участвовать  в исследованиях вместе с учениками,  сотрудничать  с ними в этом интересном деле, постоянно поддерживать атмосферу поиска  и тогда  результат превзойдет все ожидания. Можно получить массу удовольствий от совместной деятельности с ребятами, но при условии, дети должны видеть и знать, что к их исследованиям проявляют глубокий интерес учителя, родители, что их работы бережно хранятся, широко используются в учебно-воспитательном процессе. Собранный материал будет представлен в школьном музее, открытие которого планируется летом 2010 года.  Работы учащихся представлялись на школьных, муниципальных, краевых и всероссийских конкурса исследовательских работ учащихся.

 

Литература.

  1. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя/ под редакцией Н. С. Борисова. – М.: Просвещение, 1982 год.
  2. Губарева Л. А.  Моя родословная. Программа элективного курса по истории, 9 класс. – В., 2009 год.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Моя малая родина -Тыва"

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой Родине, в ГБОУ РТ СКОШИ I вида для неслышащих детей уделяется особое внимание военно – пат...

Задачи с параметрами как средство формирования исследовательской компетенции учащихся в классах физико-математического профиля

Разработка методики формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в курсе алгебры и начал анализа на примере кла...

Работа с учащимися 5 «Б» класса по созданию проекта «Поэтический голос моей малой родины» в рамках реализации национально-регионального компонента

  Материалы представлены учителем МБОУ СОШ № 1 станицы Ленинградской Краснодарского края Мироновой Валентиной Геннадиевной.       Сначала несколько слов о том...

Конспект занятия «Моя малая Родина»

Конспект занятия«Моя малая Родина»...

Конспект внеурочного занятия «Моя малая Родина».

Конспект внеурочного занятия «Моя малая Родина».Автор: Монгуш Валентина Базыр-ооловна, учитель первой квалификационной категорииМБОУ  Ийменская СОШДата:  март 2018 годаНаправлени...

Воспитательное занятие «Моя малая Родина».

Воспитательное занятие «Моя малая Родина».Цель: воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, посёлок....

Конспект занятия "Моя малая Родина"

Конспект занятия предназначен для ознакомления воспитанников с поэтами города Прокопьевска и их творчеством,  для воспитания чувства любви  к Родине, уважения к историческому прошлому своего...