Программа "В мире прекрасного"
проект
В воспитании подрастающего поколения эстетика и нравственность тесно связаны друг с другом, поэтому воспитатели интерната стараются так организовать учебно-воспитательный процесс в пришкольном интернате, чтобы он был ориентирован на развитие ребёнка, на раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека. Театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифуют исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Воспринимая красоту театрального искусства, дети среднего и старшего школьного возраста облагораживают себя, строят свои взаимоотношения с людьми, учатся чувствовать, понимать, оценивать, любить данный вид искусства, наслаждаться им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "В мире прекрасного" | 151 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
профилактической и коррекционной направленности
по эстетическому воспитанию школьников
(направление «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры»)
«В мире прекрасного»
Автор: Татьяна Васильевна Пакачакова, старший воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» Аскизского района Республики Хакасия
2018г.
ПРОГРАММА
профилактической и коррекционной направленности
по эстетическому воспитанию школьников
(направление «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры»)
Паспорт программы
Наименование | В мире прекрасного |
Концептуальное и методологическое обоснование программы |
|
Цель программы | Гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства, воспитание эстетической культуры, ценностного отношения к искусству, умения видеть и понимать прекрасное; профилактика нарушения дисциплины и Правил проживания в интернате путем привлечения воспитанников в творческую и проектную деятельность. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 2018-2019 уч.г. |
Ожидаемые результаты |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра»
Николай Васильевич Гоголь
Деятельность Аскизского лицея-интерната направлена на максимально полное удовлетворение запроса общества (родителей, государства) на доступное качественное образование. Воспитанники пришкольного интерната, обучающиеся 5-11 классов, в стенах лицея получают основное и общее среднее образование, в образовательных организациях дополнительного образования занимаются в творческих кружках и спортивных секциях. В условиях пришкольного интерната ведется большая воспитательная работа (реализуются направления воспитательной работы – интеллектуально-познавательная деятельность, нравственно-правовое, спортивно-оздоровительное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание), но у детей, ввиду их большой учебной и внеклассной нагрузки, существенно ограничено свободное время для повышения общекультурного уровня (для посещения театров, музеев и других учреждений культуры и искусства), поэтому особую социальную значимость приобретает реализация эстетического направления системы образования (эстетическое воспитание призвано развивать художественный вкус, облагораживать человека, способствовать гармоничному развитию личности, умению правильно оценивать прекрасное).
В Аскизском пришкольном интернате с 2015 года функционирует «Музей искусств», включающий в себя 4 основных раздела – «Художественно-изобразительное искусство», «Музыкальное искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Театральное искусство». Одним из направлений эстетического воспитания является работа по разделу «Театральное искусство»: дети учатся видеть красоту в сфере театрального искусства, занимаются творчеством в этой области культуры и искусства, строят эстетические ситуации – участвуют в театральных действиях, которые вызывают духовную радость, наслаждение образом и являются важным фактором эстетического восприятия мира человеком. В воспитании подрастающего поколения эстетика и нравственность тесно связаны друг с другом, поэтому воспитатели интерната стараются так организовать учебно-воспитательный процесс в пришкольном интернате, чтобы он был ориентирован на развитие ребёнка, на раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что относится к индивидуальности человека. Театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифуют исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Воспринимая красоту театрального искусства, дети среднего и старшего школьного возраста облагораживают себя, строят свои взаимоотношения с людьми, учатся чувствовать, понимать, оценивать, любить данный вид искусства, наслаждаться им.
Задача пришкольного интерната – сохранять, обогащать и развивать творческий потенциал каждого ребенка. Участие в театральной деятельности формирует творческую личность и несет не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы пришкольного интерната по эстетическому воспитанию становится очевидным по тому, как учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность, развивает потребность общения с искусством, и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.
Цель программы: гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами искусства, воспитание эстетической культуры, ценностного отношения к искусству, умения видеть и понимать прекрасное; профилактика нарушения дисциплины и Правил проживания в интернате путем привлечения воспитанников в творческую и проектную деятельность
Задачи:
- приобщать воспитанников пришкольного интерната к ценностям отечественной культуры, лучшим образцам разных видов театрального искусства;
- использовать возможности театрального искусства, эмоционально-изобразительной и творческой деятельности в целях раскрытия потенциала (выявления, развития и самореализации творческих способностей и наклонностей) воспитанников пришкольного интерната;
- привлекать воспитанников к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей
Формы и методы работы с детьми
Поставленные задачи выполняются посредством внеучебной деятельности:
- дополнительное образование (кружки, творческие объединения)
- внеклассные мероприятия (спектакли, конкурсы, концерты, классные часы, выставки, диспуты, викторины)
Тематические общеинтернатные мероприятия:
- Праздники, посвященные «Дню учителя», «Дню матери», «Дню защитника Отечества», «Международному женскому дню», «Дню Победы» и др.
- Массовые вечера «Битва хоров», «Новогодний вечер», «Минута славы», «Театральный фестиваль», «Выпускникам посвящается!..» и др.
- Классные часы «Наш музей», «Бахрушинский музей», «Конкурс музеев», «Театр в нашей жизни» и др.
- Тематические дискотеки (с игровой программой, с презентацией промежуточных результатов реализации проектов и др.)
- Викторины («Классики о добре и зле», «По разделам нашего музея», «Музыкальная викторина», «Новогодняя викторина» и др.
- Выставки поделок (проектных изделий, экспонатов, элементов украшения и оформления комнат, реквизита на общеинтернатные вечера)
- Встречи с интересными людьми в рамках проектной деятельности (по сбору информации о духовом оркестре интерната, по сбору афиш театральных коллективов РХ, участниками семинара в Бахрушинском музее, биографических данных театральных деятелей РХ и др.)
- Творческие конкурсы (новогоднее оформление комнат, конкурс рисунков на заданные темы, конкурс сочинений на театральные темы, инсценировка сказок, театрализованные представления и др.).
Программа «В мире прекрасного» составлена на основе принципов развития, творчества и успеха, поддержки и доверия, системности, научности, доступности и рассчитана на один учебный год. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват эстетическим воспитанием воспитанников пришкольного интерната с 5 по 11 классы.
Программа способствует развитию форм и методов на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса эстетического воспитания. Развитие методических основ эстетического воспитания предусматривает приобщение воспитанников интерната к ценностям культуры, и лучшим образцам искусства и творчества, изучение и обобщение педагогического опыта в области эстетического воспитания для его внедрения в практику.
Каждая классная группа конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни и традиций классной группы, интересов и возможностей воспитанников и их родителей, в каждом классе предусматривается разработка своей собственной системы дел по ее реализации (классного проекта).
Эти дела вносят в жизнь пришкольного интерната определенный ритм и упорядоченность; тематические мероприятия способствуют активизации деятельности интеллектуалов школы, итоговый театральный фестиваль удовлетворит детскую потребность в сценическом самовыражении. От воспитателей интерната во время проведения мероприятий требуется предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, пении, танцах и др.).
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность определяет и развивает индивидуальные особенности воспитанников и сплачивает классные коллективы. Благодаря творчеству каждый ребенок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в разных видах деятельности способствует стимулированию дальнейшей работы по самосовершенствованию.
Основные направления программы (виды деятельности)
Культура
Цель: формирование представлений у учащихся о художественных ценностях культуры мирового сообщества, родного края.
Задачи: развивать эстетическую культуру, воспитывать умение видеть прекрасное, воспитывать ценностное отношение к произведениям искусства.
Формы: тематические классные часы, беседы, викторины, встречи с деятелями искусства и культуры, организация деятельности «Музея искусств».
Досуг
Цель: формирование эмоционально-эстетического вкуса
Задачи: развивать умение организовывать культурное проведения досуга самими воспитанниками, воспитывать правильное поведение во время организации и посещений культурно-массовых мероприятий.
Формы: праздники, кружки и объединений дополнительного образования, экскурсии в музеи, посещение театров, концертов, библиотек.
Творчество
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Задачи: формировать умение выражать себя в доступных видах творчества (художественном, музыкальном, театральном, прикладном).
Формы: работа в кружках, объединениях дополнительного образования, выставки, конкурсы, фестивали, праздники, коллективные творческие дела (КТД).
План мероприятий по реализации программы профилактической и коррекционной направленности
по эстетическому воспитанию школьников (направление «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры») в рамках работы по разделу «Театральное искусство» музейной комнаты «Музей искусств» на базе пришкольного интерната
№ | Содержание, формы деятельности | Сроки | Кл. | Ответственные | Этап реализации |
1 | Реализация проектов классов (по теме «Театральное искусство»): | В течение года | 5-11 | Презентация промежуточных итогов на тематических дискотеках | |
1) Театр «живой руки» | 5 | Воспитатели Аршанова А.С, Шалгинова Л.А. | Выполнено 01.10.2018г. | ||
2) Кукольный театр «Золотой ключик» | 6 | Воспитатели Бурнакова Л.Н., Тиспирекова А.Д. | Выполняется | ||
3) Кукольный театр «Нымах» (на хакасском языке) | 7 | Воспитатели Чертыкова И.М., Шульберекова Е.Д. | Выполняется | ||
4) «Театральная жизнь Хакасии в лицах» | 8 | Воспитатели Годовых И.Г., Канзычакова Р.К. | Выполнено 12.10.2018г. | ||
5) «Мир театра в афишах» | 9 | Воспитатель Субракова Л.А. | Выполнено 19.10.2018г. | ||
6) «Развитие музейного дела в интернате» | 10 | Воспитатель Токоякова А.Г. | Выполняется | ||
7) «Театр и СМИ» | 11 | Воспитатель Албычакова С.В. | Выполняется | ||
8) «Путешествие по радуге» | 5-11 | Ст.воспитатель, воспитатели | Выполняется | ||
2 | Праздник «Посвящение в пятиклассники» | 23.09.18 | 6 | Бурнакова Л.Н., воспитатель 6 кл. | Выполнено 23.09.2018г. |
3 | Праздник, посвященный Дню учителя | 03.10.18 | 9 | Субракова Л.А., воспитатель 9 кл. | Выполнено 04.10.2018г. |
4 | День матери | 23.11.18 | 5 | Шалгинова Л.А., воспитатель 5 кл. | Выполнено 20.11.2018г. |
5 | Минута славы | 17.12.18 | 10 | Токоякова А.Г., воспитатель 10 кл. | Выполнено 17.12.2018г. |
6 | Новогодний праздник | 26.12.18 | 11 | Албычакова С.В., воспитатель 11 кл. | Выполнено 26.12.2018г. |
7 | Битва хоров | 08.02.19 | 8 | Годовых И.Г., воспитатель 8 кл. | |
8 | День защитника Отечества | 21.02.19 | 7 | Чертыкова И.М., воспитатель 7 кл. | |
9 | Вечер, посвященный 8 марта | 06.03.19 | 7 | Шульберекова Е.Д., воспитатель 7 кл. | |
10 | День смеха | 05.04.19 | 5 | Аршанова А.С., воспитатель 5 кл. | |
11 | Театральный фестиваль | 11.04.19 | 6 | Тиспирекова А.Д., воспитатель 6 кл. | |
12 | Вечер, посвященный выпускникам 9 и 11 классов | 19.04.19 | 8 | Канзычакова Р.К., воспитатель 8 кл. | |
13 | Вечер подведения итогов реализации творческих проектов | 17.05.19 | 5-11 | Пакачакова Т.В., ст.воспитатель |
Механизм реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год. Она определяет содержание, основные пути развития системы эстетического воспитания (и ее основных компонентов) детей и подростков, проживающих в пришкольном интернате, и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре и разным видам искусства, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.
Этапы реализации программы
- Диагностико-проектный этап (сентябрь 2018 года):
• обобщение опыта интерната в организации эстетического воспитания;
• определение направления работы и разработка программ (проектов) по развитию отдельных аспектов эстетического воспитания отдельными классами
- Содержательно-деятельностный этап (октябрь 2018 года – март 2019 года):
- реализация комплекса проектов в 5-11 классах;
- презентация промежуточных результатов проектной деятельности в классных группах
- подведение итогов реализации творческих проектов
- Рефлексивный этап (апрель-май 2019 года)
• выявление результативности реализуемых проектов (общеинтернатного плана, плана и проектов классных групп) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
Контроль над реализацией программы осуществляет координационный совет, он создан для координации и реализации деятельности всех структур пришкольного интерната, заинтересованных в реализации системы эстетического воспитания и образования. Координационный совет обсуждает и оценивает промежуточные результаты работы по программе, планам и проектам классных групп, уточняет механизм ее реализации.
Состав координационного совета:
1. Заведующий интернатом
2. Старший воспитатель
3. Руководитель ШМО воспитателей лицея-интерната
4. Председатель Совета интерната (детсовета)
Программа «В мире прекрасного», реализующаяся в «Музее искусств» (музейной комнате на базе пришкольного интерната), является своеобразным центром эстетического развития (культурным центром), содействующим педагогам в решении задач по формированию у воспитанников пришкольного интерната эстетической культуры, воспитанию умения видеть прекрасное, воспитывать ценностное отношение к произведениям искусства.
Критерии оценки эффективности реализации программы:
- совершенствование системы работы пришкольного интерната по эстетическому воспитанию;
- обогащение содержания эстетического воспитания в пришкольном интернате;
- вовлечение в работу эстетического воспитания всех субъектов образовательной деятельности;
- раскрытие творческого потенциала воспитанников интерната; совершенствование их эстетической осведомленности;
- развитие способности к творческой самореализации воспитанников интерната в пространстве интерната, лицея-интерната, района, региона, государства;
- формирование активной жизненной позиции воспитанников интерната;
- повышение уровня эстетической воспитанности учащихся, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения, внешний вид, ценностную ориентацию, практические умения;
- осознание воспитанниками высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Диагностический инструментарий
Развитие творческих способностей учащихся в различных видах искусства имеет своеобразие: изобразительное творчество опирается на способности видения света и тени, многообразие цвета, перспективы; музыкальное творчество связано с развитием музыкального слуха, способности понимать и чувствовать гармонию звуков, с развитием чувства ритма, а театральное творчество имеет в виду развитие способности перевоплощения, глубокого проникновения в создаваемый образ. Но вместе с этим своеобразием творческие способности в различных областях искусства обнаруживают и значительную общность, которая заключается в остроте восприятия и наблюдательности, в эмоциональной отзывчивости, в развитом воображении и способности своеобразного видения. В качестве диагностируемых показателей рассматриваются следующие компоненты эстетического воспитания: эмоциональный, когнитивный, творческий (созидательно-творческий). Данным компонентам соответствуют следующие критерии эстетического воспитания: эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, осведомленность в области искусства, творческая активность в области искусства.
Именно поэтому используются следующие диагностические методики: методика «Выбери музыку» (Л.В.Школяр), модифицированная методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова), методика «Измерение художественно-эстетической потребности» (В.С.Аванесов), а также анкета для педагогов «Значение искусства в эстетическом воспитании».
Результаты первичной и итоговой диагностики, а также анализ результатов реализации программы продемонстрируют конечный результат системного эстетического воспитания подрастающего поколения – формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, так как реализация программы и проектов позволит подросткам быть вовлеченными в активную творческую деятельность, быть гуманными и действовать целенаправленно, изобретательно, плодотворно, а значит, и прямо или косвенно содействовать уменьшению случаев нарушения дисциплины и правил проживания в интернате.
Библиографический список
1. Лихачев Б.Т. Система эстетического воспитания школьников. Б.Т.Лихачев. М.: Просвещение, 2010. 321 с.
2. Проблемы эстетического развития личности школьника. Г.С.Поддубская. М.: УО «МГПИ», 2010 .52 с.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям /В.А.Сухомлинский. Мн.: Асвета, 1981. 285с.
4. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: науч.-метод. пособие /Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. М.: Флинта:Наука, 1998
5. Шмелёва А. Эстетическое воспитание средствами театра/А. Шмелева (http://sntk.vlsu.ru/index.php/sektsii-dokladov/76-institut-iskusstv-i-khudozhestvennogo-obrazovaniya/khoreograficheskoe-i-teatralnoe-iskusstvo/3378-esteticheskoe-vospitanie-sredstvami-teatra)
Приложение 1
Анкета для педагогов «Значение искусства в эстетическом воспитании»
Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на следующие вопросы.
1. С какой целью Вы посещаете выставки, картинные галереи?
- Для повышения эрудиции в области искусства,
- Это доставляет мне удовольствие,
- Интересуюсь жизнью и культурой других народов,
- Не посещаю, считая это пустой тратой времени.
2. Назовите известных Вам русских и зарубежных художников.
3. Назовите известных Вам художников нашего региона.
4. Используете ли Вы на занятиях познавательного цикла произведения живописи? С какой целью?
- Для иллюстрирования литературного произведения,
- Для создания образа той или иной эпохи,
- Для ознакомления с русским бытом,
- не использую.
5. Что Вы понимаете под термином «музыкальный образ»
- отражение в музыке реальных событий,
- отражение в музыке чувств человека,
- передача средствами музыки абстрактных образцов.
- передача впечатлений человека о действительности.
6. Назовите композиторов, чьи произведения Вам больше всего нравятся (в том числе композиторов нашего региона).
7. Посещение театра для Вас:
- средство расширения кругозора,
- развлечение, отдых,
- наслаждение театральным действием, игрой актеров,
- встреча с любимыми актерами,
- случайное событие.
8. Укажите формы театрализованной деятельности, которыми Вы пользуетесь в работе:
- инсценировки по мотивам литературных произведений,
- чтение по ролям,
- выразительное чтение,
- игры-драматизации,
- не использую.
Приложение 2
Методика «Выбери музыку» (Л.В.Школяр)
В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 теста, каждый из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:
1 тест:
- Э.Григ, «Одинокий странник»;
- П.Чайковский, «Утреннее размышление»;
- Э.Григ, «Смерть Озе».
2 тест:
- А.Лядов, Прелюдия d-moll;
- П.Чайковский, «Баркарола»;
- Д.Кабалевский, «Печальная история»;
Задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждом тесте схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?
Критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки:
- высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);
- средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
- низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).
Приложение 3
Модифицированная методика «Направленность на приобретение знаний»
(Е.П.Ильин, Н.А.Курдюкова)
Методика изучает направленность на приобретение знаний в области эстетики и искусства. Направленность на приобретение знаний в области эстетики и искусства представляет собой стремление рассматривать полученные знания в качестве главных результатов обучения и воспитания.
Инструкция: дается ряд утверждений-вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву («а» или «б»), соответствующую выбранному ответу.
Тестовое задание:
1. Получив плохой отзыв на свою творческую работу, ты, придя домой:
а) сразу садишься за выполнение творческого проекта, изучаешь литературу, находишь новый материал от том или ином виде искусства;
б) садишься смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что задание будет еще через день.
2. После получения хороших отзывов о своей творческой работе, ты:
а) продолжаешь добросовестно готовить новый творческий проект, находишь интересный материал по искусству по теме;
б) не готовишься тщательно, так как знаешь, что все равно не оценят твою работу.
3. Бывает ли, что ты остаешься недоволен сам результатом своей творческой работы,
а) да;
б) нет.
4. Что для тебя мир искусства:
а) познание нового;
б) обременительное занятие
5. Зависят ли твои успехи в сфере искусства от тщательности подготовки к занятиям:
а) да;
б) нет.
6. Анализируешь ли ты после получения плохого отзыва, что ты сделал неправильно:
а) да;
б) нет.
7. Зависит ли твое желание готовить новый творческий проект на искусствоведческие темы от того, будет ли за него награда:
а) да;
б) нет.
8. Легко ли ты втягиваешься в работу по разным видам искусства после каникул:
а) да;
б) нет.
9. Жалеешь ли ты, что не бывает занятий из-за болезни педагога:
а) да;
б) нет.
10. Когда ты видишь новый наглядный материал по искусству, тебя интересует, о чем в них идет речь:
а) да;
б) нет.
11. Что, по-твоему, лучше – изучать что-то новое в сфере искусства или болеть:
а) изучать что-то новое в сфере искусства;
б) болеть.
12. Что для тебя важнее – отзыв педагога или знания в сфере искусства:
а) отзыв педагога;
б) знания.
Обработка результатов: за каждый ответ в соответствии с ключом начисляется 1 балл.
Ключ: о мотивации на приобретение знаний в области эстетики и искусства свидетельствуют ответы на вопросы 1-6, 8-11 и ответы б на вопросы 7 и 12.
Интерпретация полученных результатов: сумма баллов (от 0 до 12) свидетельствует о степени выраженности мотивации на приобретение знаний в области эстетики и искусства:
- высокий уровень выраженности мотивации на приобретение знаний в области эстетики и искусства (912 баллов);
- средний уровень выраженности мотивации на приобретение знаний в области эстетики и искусства (5-8 баллов);
- низкий уровень выраженности мотивации на приобретение знаний в области эстетики и искусства (0-4 баллов).
Приложение 4
Методика «Измерение художественно-эстетической потребности»
(В.С.Аванесов)
Вам предлагается ряд утверждений. Если данное утверждение совпадает с вашим личным мнением, то ответьте «да», если не совпадает – то ответьте «нет».
Текст опросника
1. Думаю, что вполне можно обойтись без общения с произведениями искусства.
2. Я не люблю стихов.
3. Я коллекционирую записи классической музыки.
4. Считаю, участие в кружках художественной самодеятельности пустой тратой времени.
5. В театр я не пойду без приятной компании, если даже спектакль меня привлекает.
6. Классической музыке я предпочитаю эстраду.
7. Мне кажется, что люди притворяются, утверждая, что им нравится симфоническая музыка.
8. Высказывание «Архитектура – застывшая музыка» кажется мне надуманным.
9. Немой кинофильм смотреть скучно.
10. Думаю, что хороший инженер гораздо полезнее обществу, чем композитор.
11. Если бы я был журналистом, я предпочел бы писать о происшествиях, чем об искусстве.
12. Выбирая между спортивной и художественной гимнастикой, я предпочел бы первую.
13. Наука учит человека больше, чем искусство.
14. Я больше люблю экранизации литературных произведений, чем сами эти произведения.
15. Прослушивание классической музыки снимает мое плохое настроение.
16. Считаю, что опера изживает себя.
17. Думаю, что эстрада становится самым популярным видом искусства.
18. Я собираю художественные альбомы и репродукции.
19. Находясь в компании, я обычно не участвую в разговорах об искусстве.
20. Любовь ученого к искусству способствует его научной деятельности.
21. Мне нравятся старинные романсы.
22. Мне нравятся больше люди рассудительные, чем эмоциональные.
23. В наше время бальные танцы просто смешны.
24. Я очень люблю смотреть и слушать радио- и телепередачи о композиторах, актерах, режиссерах, художниках.
25. В свободное время я постоянно занимаюсь живописью, лепкой, игрой на музыкальных инструментах, сочинением стихов, художественной вышивкой и т. д.
26. Я бы занялся искусством, если бы у меня было побольше свободного времени.
27. Я постоянно бываю в театрах.
28. Я участвую в кружках художественной самодеятельности.
29. Мне не нравится классический балет.
30. Я читаю книги по искусству.
31. Мне кажется, что нет необходимости смотреть в театре тот спектакль, который уже транслировался по ТВ.
32. Я хотел бы работать в профессиональном искусстве.
Ключ к опроснику, обработка результатов и выводы
О художественно-эстетической потребности говорят ответы «да» по утверждениям 3, 15, 18, 20, 21, 24-28, 30, 32 и ответы «нет» - по утверждениям 1,2,4-14, 16, 17, 19,22,23,29, 82
Каждый ответ оценивается в 1 балл. Уровень художественно-эстетической потребности определяется суммой набранных баллов за ответы «да» и «нет» по указанным утверждениям.
Шкала оценки сформированности созидательно-творческого компонента эстетического воспитания:
- высокий уровень творческой активности в области искусства (22-32 балла);
- средний уровень творческой активности в области искусства (11-21 балл);
- низкий уровень творческой активности в области искусства (0-10 балл)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов КВН по искусству В мире прекрасного
Внеклассное мероприяти по изобразительному искусству и музыке. КВН " В мире прекрасеного", конкурсные задания для учащихс 5-6 классов....
Изостудия `В мире прекрасного`
Основные задачи развития художественного творчества на занятиях в изостудии....
Программа кружка "В мире прекрасного"
Программа кружка "В мире прекрасного"...
Презентация "В мире прекрасного". Заочная экскурсия по музеям мира.
Презентация проводит по залам главной сокровищницы русского изобразительного искусства нашей страны, по залам Государственной Третьяковской галерее, расскажет о шедевре мирового искусства - Эрми...
Индивидуальное обучение музыке по самому существу своему – активнейшее средство приобщить детей к искусству, дать им возможность непосредственно соприкоснуться с миром художественного творчества, миром прекрасного. Игра на музыкальном инструменте – это му
Цель урока: воспитание у ученика способности слышать, охватывать произведения развернутой формы, умение вникнуть в замысел композитора и донести его до слушателя.Задача урока: развит...
Рабочая программа дополнительного образования "В мире прекрасного" для 5-11 классов
Данная программа разработана рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 5-11 классов. Она разработана в соответствии с требованиями Закона об образовании РФ, Федерального государстве...
ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "В мире прекрасного" общекультурное направление 10 класс
ФГОС рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок "В мире прекрасного" общекультурное направление 10 класс...