Химическая школа. Тема "Способы получения веществ"
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 10, 11 класс) на тему

Шаронова Светлана Владимировна

Матерал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sposoby_polucheniya_veshchestv.pptx361.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вещества простые сложные Ме неМе оксиды основания соли кислоты

Слайд 2

Способы получения металлов, неметаллов, оксидов, оснований, кислот и солей Учитель химии и биологии МОУ Нерльская СОШ Шаронова Светлана Владимировна

Слайд 5

Е сли неметалл находится в соединении в отрицательной степени окисления, то для получения простого вещества необходимо использовать окислители H 2 S + O 2 → S + H 2 O 2KBr + Cl 2 → Br 2 + 2KCl HCl + KMnO 4 → Cl 2 + KCl + MnCl 2 + H 2 O Е сли неметалл находится в соединении в положительной степени окисления, то для получения простого вещества необходимо использовать восстановители SiO 2 + Mg → Si + MgO Ca 3 (PO 4 ) 2 + 5C + 3 SiO 2 → 2P + 3CaSiO 3 + 5CO TeO 2 + SO 2 + H 2 O → Te + H 2 SO 4

Слайд 6

ОКСИДЫ – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, со степенью окисления -2 Общая формула оксидов Э m О n Составьте формулы оксидов в тетради: оксида натрия, оксида алюминия ( III ), оксида фосфора ( V ), оксид углерода ( IV ) Na 2 O , AI 2 O 3 , Р 2 O 5 , С O 2 Классификация оксидов Распределите формулы оксидов в соответствии с классификацией Основной оксид – Na 2 O Кислотный оксид – Р 2 O 5 , С O 2 Амфотерный – AI 2 O 3

Слайд 7

Способы получения оксидов Окисление простых и сложных веществ кислородом: 1.Ме + О 2 → оксид металла 2 Zn + О 2 → 2 ZnO 2.неМе + О 2 → оксид неметалла С+О 2 = СО 2 3. СН 4 + 2О 2 = СО 2 + 2Н 2 О

Слайд 8

Взаимодействие металла с водой: 4.Ме + Н 2 О → оксид Ме + Н 2 ↑ Так взаимодействуют менее активные металлы в ряду активности до (Н 2 ) при нагревании Li K Ba Sr Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Co Ni Sn Pb ( H 2) Cu Hg Ag Pt Au Zn + Н 2 О → ZnO + Н 2 ↑

Слайд 9

Разложением: 5. Нерастворимых оснований 2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O 6 . Некоторых кислот: Н 2 СО 3 = СО 2 + Н 2 О 7. Некоторых солей: СаСО 3 = СаО + СО 2

Слайд 10

Основания – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп –ОН Общая формула оснований Me (ОН) y Классификация оснований Из предложенных вам оксидов составьте формулы их гидроксидов, классифицируйте их по растворимости и кислотности: С aO , Na 2 O , Fe 2 O 3 , CuO , PbO С a ( OH ) 2 – двухкислотное, малорастворимое NaOH – однокислотное, растворимое Fe ( OH ) 3 – трехкислотное, нерастворимое Cu ( OH ) 2 – двухкислотное, нерастворимое Pb ( OH ) 2 – двухкислотное, нерастворимое

Слайд 11

Способы получения оснований Щелочи получают: 1.Ме + Н 2 О → щелочь + Н 2 ↑ Обратите внимание! Так взаимодействуют только щелочные ( IA ) и щелочноземельные металлы ( IIA ), кроме Be и Mg 2 Na + 2 H 2 O → 2 NaOH + H 2 ↑ 2.Оксид Ме + Н 2 О → щелочь Обратите внимание! Так взаимодействуют только оксиды щелочных ( IA ) и щелочноземельных металлов ( IIA ), кроме Be и Mg Na 2 О + H 2 O → 2 NaOH CaO + H 2 O → Ca ( OH ) 2

Слайд 12

3. При реакциях обмена соль + щелочь → щелочь + соль Na 2 SO 4 + Ва(ОН) 2 = BaSO 4 ↓+ 2NaOH 4. Электролизом водных растворов хлоридов калия и натрия 2NaCl + 2H 2 O = 2NaOH + Cl 2 + H 2

Слайд 13

Нерастворимые основания получают: 1. Щелочь + соль → основание + соль 3NaOH + FeCl 3 = Fe(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Слайд 14

Кислоты - сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода, способных заместиться на атом металла, и кислотного остатка Повторим классификацию кислот Вспомним основные кислоты

Слайд 15

Получение кислородсодержащих кислот : 1. Оксид неМе + Н 2 О → кислота * Исключение оксид кремния ( IV ) SiO 2 , который с водой не реагирует SO 3 + Н 2 О → H 2 SO 4 SO 2 + Н 2 О → H 2 SO 3 2. Кислота + соль → кислота + соль 2HCl + Na 2 SiO 3 = H 2 SiO 3 ↓ + 2NaCl

Слайд 16

Получение бескислородных кислот: 1. неМе + Н 2 → кислота Cl 2 + H 2 = 2HCl 2. соль + кислота → кислота + соль NaCl + H 2 SO 4 = HCl + NaHSO 4

Слайд 17

Соли - сложные вещества, состоящие из атома металла и кислотного остатка Вспомним классификацию солей Составим формулы солей: сульфат бария, карбонат калия, нитрат алюминия ( III ), хлорид железа ( II ), сульфид натрия, гидроксохлорид меди ( II ), гидросульфид натрия.

Слайд 18

BaSO 4 Na 2 S K 2 CO 3 Cu(OH)Cl Al(NO 3 ) 3 NaHS FeCl 2

Слайд 19

Получение солей 1. Me + неМе → соль 2 Al + 3Cl 2 → 3AlCl 3 2. Ме + кислота → соль + Н 2 ↑ Обратите внимание! Для реакции не брать азотную кислоту HNO 3 и конц. серную кислоту H 2 SO 4 , а также металлы, стоящие в ряду активности после Н 2 . Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑ 3. Ме + соль → соль + Ме Zn + CuCl 2 = ZnCl 2 + Cu

Слайд 20

4. Кислота + оксид Ме → соль + Н 2 О 2 HCl + CaO → CaCl 2 + H 2 O 5. Оксид Ме + оксид неМе → соль Na 2 O + SO 3 = Na 2 SO 4 6. Щелочь + оксид неМе → соль + Н 2 О 2 Na ОН + СО 2 = Na 2 СО 3 + Н 2 О 7. Основание + кислота → соль + Н 2 О (реакция нейтрализации) NaOH + HCl → NaCl + Н 2 О 8 . C оль + соль → соль + соль BaCl 2 + Na 2 SO 4 = BaSO 4 ↓ + 2NaCl

Слайд 21

Закрепление: Выберите один правильный вариант ответа 1.Образует щелочь при взаимодействии с водой а) С uO б) K 2 O в) Fe 2 O 3 г) ZnO 2.При взаимодействии натрия с водой образуется: а) водород и оксид натрия б) кислород и оксид натрия в) гидроксид натрия и водород г) гидроксид натрия и кислород

Слайд 22

3. Каким веществом надо подействовать на хлорид цинка ZnCl 2 , чтобы получить гидроксид цинка Zn ( OH )2: а) H 2 O б) HCl в) Fe ( OH ) 2 г) КОН 4. Реакция нейтрализации протекает при взаимодействии: а ) NaCl + AgNO 3 б ) NaOH + HNO 3 в) K 2 O + H 2 O г) CO 2 + H 2 O

Слайд 23

Ответы: 1б 2в 3г 4б

Слайд 24

Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты а) Р + … → Р 2 О 5 б) S + O 2 → … в) … + O 2 → CO 2 г) Na + … → Na 2 O а ) Na + … → NaOH + … б ) CaO + … → Ca(OH) 2 в ) CuCl 2 + … → Cu(OH) 2 + … г ) … + NaOH → Al(OH) 3 + NaCl

Слайд 25

а) Р 2 О 5 + Н 2 О → … б) NaCl + … → HCl + Na 2 SO 4 в ) SO 2 + … ↔ H 2 SO 3 г ) … + Н 2 О → H 2 SO 4 а ) NaOH + H 3 PO 4 → … + … б ) Zn + HCl → … + H 2 в ) PbO + H 2 SO 4 → … + … г ) Fe + CuCl 2 → … + Cu

Слайд 26

а) 4Р +5О 2 → 4Р 2 О 5 б) S + O 2 → SO 2 в ) С + O 2 → CO 2 ↑ г )4Na + O 2 → 2Na 2 O а) 2 Na + 2Н 2 О → 2 NaOH + Н 2 ↑ б) CaO + Н 2 О → Ca ( OH ) 2 в ) CuCl 2 + 2NaOH → Cu(OH) 2 ↓ +2NaCl г ) AlCl 3 + 3NaOH→ Al(OH) 3 ↓ + 3NaCl

Слайд 27

а) Р 2 О 5 + 3Н 2 О → 2 H 3 PO 4 б) 2 NaCl + H 2 SO 4 → 2 HCl + Na 2 SO 4 в) SO 2 + Н 2 О ↔ H 2 SO 3 г) SO 3 + Н 2 О → H 2 SO 4 а)3 NaOH + H 3 PO 4 → Na 3 PO 4 + 3Н 2 О б) Zn + 2 HCl → ZnCl 2 + H 2 ↑ в) PbO + H 2 SO 4 → PbSO 4 + Н 2 О г) Fe + CuCl 2 → FeCl 2 + Cu

Слайд 28

Составьте генетическую цепочку MgCl 2 , MgO, Mg(OH), 2 Mg, Mg(NO 3 ) 2 . Р 2 О 5 , Na 3 PO 4 , Р, H 3 PO 4 , Са 3 (РО 4 ) 2

Слайд 29

Mg → MgO → MgCl 2 → Mg ( OH ) 2 → Mg(NO 3 ) 2 2 Mg + О 2 = 2 Mg О Mg О + 2Н Cl = MgCl 2 + Н 2 О MgCl 2 + 2 Na ОН = Mg ( OH ) 2 ↓ + 2 NaCl Mg ( OH ) 2 + 2Н NO 3 = Mg(NO 3 ) 2 + 2Н 2 О Р → Р 2 О 5 → H 3 PO 4 → Са 3 (РО 4 ) 2 → Na 3 PO 4 4Р + 5О2 = 2Р 2 О 5 Р 2 О 5 + 3Н 2 О = 2 H 3 PO 4 2 H 3 PO 4 + 3Са Cl 2 = Са 3 (РО 4 ) 2 ↓ + 6Н Cl Са 3 (РО 4 ) 2 + 6 Na ОН = 2 Na 3 PO 4 + 3Са(ОН) 2

Слайд 30

Fe → FeCl 3 → Fe (ОН) 3 → Fe 2 О 3 → ?→ → FeSO 4 → Fe (ОН) 2 → ? → Fe Si → ? → Na 2 Si О 3 → Н 2 Si О 3 → Si О 2 → → ? → Mg 2 Si → Si Н 4 → Si О 2

Слайд 31

2 Fe + 3 Cl 2 = 2 FeCl 3 FeCl 3 + 3 Na ОН = Fe (ОН) 3 ↓ + 3 NaCl 2 Fe (ОН) 3 = Fe 2 О 3 + 3Н 2 О 2 Fe 2 О 3 = 4 Fe + 3О 2 Fe + H 2 SO 4 = FeSO 4 + Н 2 ↑ FeSO 4 + 2 Na ОН = Fe (ОН) 2 ↓ + Na 2 SO 4 Fe (ОН) 2 = Fe О + Н 2 О 2 Fe О = 2 Fe + О 2 ↑

Слайд 32

Si + О 2 = Si О 2 Si О 2 + Na 2 О = Na 2 Si О 3 Na 2 Si О 3 + Н 2 S О 4 = Н 2 Si О 3 ↓ + Na 2 SO 4 Н 2 Si О 3 = Si О 2 + Н 2 О Si О 2 = Si + О 2 ↑ Si + 2 Mg = Mg 2 Si Mg 2 Si + 2Н 2 S О 4 = Si Н 4 + MgSO 4 Si Н 4 + 2О 2 = Si О 2 + 2Н 2 О

Слайд 33

за урок! Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

Модульные уроки по биологии в 5 классе «Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества."

Модульные  уроки  по  биологии  в  5  классе  «Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества. Органические  вещества."     ...

«Водород - химический элемент и простое веществ, его получение в лаборатории и применение»

Развитие универсальных учебных действий обучающихся  на уроке  химии в  восьмом классе при изучении  темы «Водород - химический элемент и простое веществ, его получение в лаб...

Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»

Технологическая карта урока по химии « Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.»...

Классификация химических реакций (по числу и составу исходных и полученных веществ) (урок изучения и первичного закрепления новых знаний и умений)

Создание условий для репродуктивного усвоения материала, умения сравнивать и   анализировать.Организовать деятельность учащихся по изучению классификации химических реакций по количеству исх...

Урок "Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ"

План урока "Классификация химических реакций" содержит цели и задачи изучаемого материала. Описаны основные этапы и методы учебного процесса....