Методическая разработка Игры-викторины "Знаете ли вы свои права и обязанности?" Для 8 класса Автор Песочина И.А. социальный педагог ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Песочина Инна Анатольевна

Игра-викторина "Знаете ли вы свои права и обязанности?" проходит в форме соревнования между классами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktor_prava_8kl.docx27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка Игры-викторины "Знаете ли вы свои права и обязанности?"

Для 8 класса

Автор Песочина И.А. социальный педагог ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга

формируются 3 команды по 7 человек

Ход занятия

1. Организационный момент.

А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “закон”?

Сегодня мы проверим, знаете ли вы законы? Но сделаем это необычно, а через сказки.

1 конкурс “Разомнись-ка!”

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство).

2 конкурс “Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (командам предлагается 15 пословиц, Надо сформулировать, как можно более точно, о каком праве говориться.  Сколько правильных ответов команда даст за 3 минуты, столько баллов она получает).

Пословицы:

  • Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  • Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  • Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  • Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  • Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  • Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  • При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
  • Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  • Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  • Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  • По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  • Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  • Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  • Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

3 конкурс “Разгадай-ка!”

Отгадай, какое слово зашифровано, и что означает этот термин.

Выбери нужную букву. Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове. Сложи слово.

Рабство – 4         

Труд – 2         

Религия – 4

Имущество – 2

Арест – 1         

Образование – 9

Искусство – 1         

Обязанности – 3

Свобода – 6

Брак – 4        

Справедливость –

Убежище – 5

Декларация – 8

Дайте определение слова “дискриминация” (дополнительный балл за правильный ответ).

4 конкурс “Подумай-ка!”

Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:

- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)

- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).

- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)

(какая команда напишет больше героев за 3 минуты, та получает большее количество баллов).

5 конкурс “Определи-ка!”

Закончить фразу: (3 фразы для каждой команды).

Например, Колобок имел право на свободу передвижения, личную неприкосновенность, свободу, жизнь, братское отношение, право на убежище.

Фразы:

- Карабас Барабас нарушал _________________________________

- Лиса не имела права ______________________________________

- Буратино имел право _____________________________________

- Гадкий утёнок имел право _________________________________

- Балда имел право _________________________________________

- Кощей Бессмертный нарушал права__________________________

- Князь Гвидон имел право __________________________________

- Баба Яга нарушала права ___________________________________

- Красная шапочка имела право _______________________________

6 конкурс “Угадай-ка!”

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

Ставь порядковый номер и пиши ответ – имя героя.

  • В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

  • Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

  • Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
  • Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
  • Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
  • Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
  • Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
  • Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
  • Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
  • Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
  • Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

7.  ВИКТОРИНА Вопросы командам по очереди. Если не отвечает команда -  может ответить и заработать дополнительные баллы другая команда.

  1. С какого возраста можно привлечь к административной ответственности?
  2. Какие наказания применяют к  несовершеннолетнему?         
  3. Кому можно присутствовать при допросе подростка?
  4. Виктор П, (17лет)и Денис0. (15лет) были задержаны в нетрезвом состоянии возле кинотеатра сотрудником милиции. Какое наказание может быть применено к каждому из них?
  5. Каковы права несовершеннолетнего, задержанного милицией?
  6. Денис О. (16 лет) и Владимир Г. (15 лет) шли по улице, громко выражаясь нецензурной бранью, и были остановлены милиционером. Какое наказание за этим последует?
  7. С какого возраста можно пить пиво?
  8. Согласно статье 27 Уголовного Кодекса  уголовная ответственность наступает по общему правилу с 16 лет и только в виде исключения — с 14 лет за некоторые виды преступлений, общественная опасность которых понятна несовершеннолетнему, достигшему этого возраста. Назовите виды преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет.

Ответы на вопросы

 1. Административной ответственности подлежат лица, которым в

        момент совершения правонарушения было полных 16 лет.

2. Подросток подвергается административной ответственности, если за его деяние не предусмотрена уголовная ответственность. В случае, когда административное правонарушение совершено подростком в возрасте до 16 лет, то ответственность не наступает, а дело передается на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, которая применяет к ним меры воспитательного характера.

3.Родители или социальный педагог

4. В отношении несовершеннолетних применяются следующие виды административных взысканий:

предупреждение;

штраф (при отсутствии самостоятельного заработка штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих);

возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося объектом административного правонарушения.

5. Звонок родителям

6.предупреждение; штраф (при отсутствии самостоятельного заработка штраф взыскивается с родителей или лиц, их. Поставят на учет

7. с 21 года

8. убийство, изнасилование, наркоторговля, вандализм, терроризм, захват заложников

Узелки на память. Мудрые мысли:

1.        Хочешь, чтобы тебя считали самостоятельным и ответственным человеком? Докажи это.

2.        Желание получить признание сверстников может оказаться для тебя ловушкой.

3. Находи в себе мужество говорить сверстникам «нет», что поможет тебе избежать поступков, о которых потом не пришлось бы сожалеть.

 4. Научись уважать себя, и избежишь многих бед.

5. Когда ты научишься себя за что-то любить, тогда и окружающие  заметят твои привлекательные качества.

6. Родители должны быть твоими друзьями, источником советов и наставлений.

Подведение итогов работы команд, определение победителей, вручение призов.

Дополнительные задания:

ЗАДАНИЕ 1.

Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:

1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;
1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;
3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;

ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника

 (пишите только порядковые номера ответов)

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,6,7,10
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ»

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

  1. купить мотоцикл
  2. продать мотоцикл
  3. прогулять стипендию с друзьями
  4. заложить в ломбард свои золотые сережки
  5. продать свой CD-плеер
  6. открыть счет в банке
  7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
  8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
  9. быть председателем кооператива
  10. вступить в брак
  11. работать по трудовому договору
  12. обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12

Просмотр видеоролика «Экстремизм»

Жюри

класс

Разомнись-ка

Придумай-ка

Разгадай-ка!

Подумай-ка

Определи-ка

Угадай-ка!”

викторина

итого

5 баллов. максимум

По 1 б за верный ответ

5 баллов. максимум

5 баллов. максимум

По 1 б за верный ответ

По 1 б за верный ответ

По 1 б за верный ответ

8

Сбор

ная

“Бременские музыканты”

“Колобок”

“Золушка”

- Карабас Барабас нарушал _________________________________

- Лиса не имела права ______________________________________

- Буратино имел право _____________________________________

- Гадкий утёнок имел право _________________________________

- Балда имел право _________________________________________

- Кощей Бессмертный нарушал права__________________________

- Князь Гвидон имел право __________________________________

- Баба Яга нарушала права ___________________________________

- Красная шапочка имела право _______________________________

Отгадай, какое слово зашифровано, и что означает этот термин.

Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове.

Рабство – 4         

Труд – 2         

Религия – 4

Имущество – 2

Арест – 1         

Образование – 9

Искусство – 1         

Обязанности – 3

Свобода – 6

Брак – 4        

Справедливость –9

Убежище – 5

Декларация – 8

  • Правда суда не боится.
  • (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  • Жить – родине служить.
  • (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • (статья 26: право на образование)
  • Всякому мила своя сторона.
  • (статья 13: право на свободу передвижения)
  • Делу – время, а потехе – час.
  • (статья 24: право на отдых и досуг)
  • Дело мастера боится.
  • (статья 23: право на труд)
  • При солнышке тепло, при матери – добро.
  • (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
  • Дружба дружбой, а денежки врозь.
  • (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  • Волка ноги кормят.
  • (статья 13: право на свободу передвижения.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  • (статья 23: право на труд)

ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника

 (пишите только порядковые номера ответов)

  1. бесплатное образование
  2. активность в приобретении знаний
  3. уважать мнение всех учащихся и учителей
  4. удобное рабочее место
  5. посещать школу в предназначенное для этого время
  6. зашита личной собственности
  7. посещение школьных мероприятий
  8. не пропускать занятия без уважительных причин
  9. вести себя корректно на переменах и уроках
  10. деловое сотрудничество с учителем
  11. соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
  12. беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ:
ПРАВА:

ОБЯЗАННОСТИ:

ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ»

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

  1. купить мотоцикл
  2. продать мотоцикл
  3. прогулять стипендию с друзьями
  4. заложить в ломбард свои золотые сережки
  5. продать свой CD-плеер
  6. открыть счет в банке
  7. зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
  8. заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
  9. быть председателем кооператива
  10. вступить в брак
  11. работать по трудовому договору
  12. обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Нитраты - соли азотной кислоты" 9 класс ( автор учебника Габриелян О.С.)

Урок имеет ярко выраженную практическую направленность. Учащиеся проводят химический эксперимент, изучают свойства нитратов и раскрывают их практическое значение для расений и человека....

Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна

Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.

Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....