Методическая разработка Игры-викторины "Знаете ли вы свои права и обязанности?" Для 8 класса Автор Песочина И.А. социальный педагог ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга
план-конспект занятия (8 класс) на тему
Игра-викторина "Знаете ли вы свои права и обязанности?" проходит в форме соревнования между классами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktor_prava_8kl.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка Игры-викторины "Знаете ли вы свои права и обязанности?"
Для 8 класса
Автор Песочина И.А. социальный педагог ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга
формируются 3 команды по 7 человек
Ход занятия
1. Организационный момент.
А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “закон”?
Сегодня мы проверим, знаете ли вы законы? Но сделаем это необычно, а через сказки.
1 конкурс “Разомнись-ка!”
Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство).
2 конкурс “Придумай-ка!”
Пословицы к статьям (командам предлагается 15 пословиц, Надо сформулировать, как можно более точно, о каком праве говориться. Сколько правильных ответов команда даст за 3 минуты, столько баллов она получает).
Пословицы:
- Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
- Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
- Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
- Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
- Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
- При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
- Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
- Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
- Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
- По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
- Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
- Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)
3 конкурс “Разгадай-ка!”
Отгадай, какое слово зашифровано, и что означает этот термин.
Выбери нужную букву. Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове. Сложи слово.
Рабство – 4 | Труд – 2 | Религия – 4 | Имущество – 2 | Арест – 1 |
Образование – 9 | Искусство – 1 | Обязанности – 3 | ||
Свобода – 6 | Брак – 4 | Справедливость – | Убежище – 5 | Декларация – 8 |
Дайте определение слова “дискриминация” (дополнительный балл за правильный ответ).
4 конкурс “Подумай-ка!”
Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:
- жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)
- труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).
- имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)
(какая команда напишет больше героев за 3 минуты, та получает большее количество баллов).
5 конкурс “Определи-ка!”
Закончить фразу: (3 фразы для каждой команды).
Например, Колобок имел право на свободу передвижения, личную неприкосновенность, свободу, жизнь, братское отношение, право на убежище.
Фразы:
- Карабас Барабас нарушал _________________________________
- Лиса не имела права ______________________________________
- Буратино имел право _____________________________________
- Гадкий утёнок имел право _________________________________
- Балда имел право _________________________________________
- Кощей Бессмертный нарушал права__________________________
- Князь Гвидон имел право __________________________________
- Баба Яга нарушала права ___________________________________
- Красная шапочка имела право _______________________________
6 конкурс “Угадай-ка!”
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).
Ставь порядковый номер и пиши ответ – имя героя.
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)
- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).
7. ВИКТОРИНА Вопросы командам по очереди. Если не отвечает команда - может ответить и заработать дополнительные баллы другая команда.
- С какого возраста можно привлечь к административной ответственности?
- Какие наказания применяют к несовершеннолетнему?
- Кому можно присутствовать при допросе подростка?
- Виктор П, (17лет)и Денис0. (15лет) были задержаны в нетрезвом состоянии возле кинотеатра сотрудником милиции. Какое наказание может быть применено к каждому из них?
- Каковы права несовершеннолетнего, задержанного милицией?
- Денис О. (16 лет) и Владимир Г. (15 лет) шли по улице, громко выражаясь нецензурной бранью, и были остановлены милиционером. Какое наказание за этим последует?
- С какого возраста можно пить пиво?
- Согласно статье 27 Уголовного Кодекса уголовная ответственность наступает по общему правилу с 16 лет и только в виде исключения — с 14 лет за некоторые виды преступлений, общественная опасность которых понятна несовершеннолетнему, достигшему этого возраста. Назовите виды преступлений, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет.
Ответы на вопросы
1. Административной ответственности подлежат лица, которым в
момент совершения правонарушения было полных 16 лет.
2. Подросток подвергается административной ответственности, если за его деяние не предусмотрена уголовная ответственность. В случае, когда административное правонарушение совершено подростком в возрасте до 16 лет, то ответственность не наступает, а дело передается на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних, которая применяет к ним меры воспитательного характера.
3.Родители или социальный педагог
4. В отношении несовершеннолетних применяются следующие виды административных взысканий:
предупреждение;
штраф (при отсутствии самостоятельного заработка штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих);
возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
конфискация предмета, явившегося объектом административного правонарушения.
5. Звонок родителям
6.предупреждение; штраф (при отсутствии самостоятельного заработка штраф взыскивается с родителей или лиц, их. Поставят на учет
7. с 21 года
8. убийство, изнасилование, наркоторговля, вандализм, терроризм, захват заложников
Узелки на память. Мудрые мысли:
1. Хочешь, чтобы тебя считали самостоятельным и ответственным человеком? Докажи это.
2. Желание получить признание сверстников может оказаться для тебя ловушкой.
3. Находи в себе мужество говорить сверстникам «нет», что поможет тебе избежать поступков, о которых потом не пришлось бы сожалеть.
4. Научись уважать себя, и избежишь многих бед.
5. Когда ты научишься себя за что-то любить, тогда и окружающие заметят твои привлекательные качества.
6. Родители должны быть твоими друзьями, источником советов и наставлений.
Подведение итогов работы команд, определение победителей, вручение призов.
Дополнительные задания:
ЗАДАНИЕ 1.
Определить, имеет ли место нарушение прав человека и куда необходимо обратиться, чтобы защитить эти права в данной ситуаций:
1 гр. – хулиганы отобрали на улице мобильный телефон ребенка;
2 гр. – два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;
3 гр. – неизвестные ограбили квартиру;
1 гр. – милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;
2 гр. – вас не приняли на работу без объяснения причины;
3 гр. – в поликлинике отказались оказывать необходимую Вам медицинскую помощь;
ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Распределить в два столбика права и обязанности школьника
(пишите только порядковые номера ответов)
- бесплатное образование
- активность в приобретении знаний
- уважать мнение всех учащихся и учителей
- удобное рабочее место
- посещать школу в предназначенное для этого время
- зашита личной собственности
- посещение школьных мероприятий
- не пропускать занятия без уважительных причин
- вести себя корректно на переменах и уроках
- деловое сотрудничество с учителем
- соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
- беречь школьное имущество
ОТВЕТЫ:
ПРАВА: 1,2,4,6,7,10
ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12
ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ»
Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.
- купить мотоцикл
- продать мотоцикл
- прогулять стипендию с друзьями
- заложить в ломбард свои золотые сережки
- продать свой CD-плеер
- открыть счет в банке
- зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
- заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
- быть председателем кооператива
- вступить в брак
- работать по трудовому договору
- обучаться вождению автомобиля на дорогах
ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12
Просмотр видеоролика «Экстремизм»
Жюри
класс | Разомнись-ка | Придумай-ка | Разгадай-ка! | Подумай-ка | Определи-ка | Угадай-ка!” | викторина | итого |
5 баллов. максимум | По 1 б за верный ответ | 5 баллов. максимум | 5 баллов. максимум | По 1 б за верный ответ | По 1 б за верный ответ | По 1 б за верный ответ | ||
8а | ||||||||
8б | ||||||||
8 Сбор ная |
“Бременские музыканты”
“Колобок”
“Золушка”
- Карабас Барабас нарушал _________________________________
- Лиса не имела права ______________________________________
- Буратино имел право _____________________________________
- Гадкий утёнок имел право _________________________________
- Балда имел право _________________________________________
- Кощей Бессмертный нарушал права__________________________
- Князь Гвидон имел право __________________________________
- Баба Яга нарушала права ___________________________________
- Красная шапочка имела право _______________________________
Отгадай, какое слово зашифровано, и что означает этот термин.
Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове.
Рабство – 4 | Труд – 2 | Религия – 4 | Имущество – 2 | Арест – 1 |
Образование – 9 | Искусство – 1 | Обязанности – 3 | ||
Свобода – 6 | Брак – 4 | Справедливость –9 | Убежище – 5 | Декларация – 8 |
- Правда суда не боится.
- (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
- Жить – родине служить.
- (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
- Грамоте учиться – всегда пригодится.
- (статья 26: право на образование)
- Всякому мила своя сторона.
- (статья 13: право на свободу передвижения)
- Делу – время, а потехе – час.
- (статья 24: право на отдых и досуг)
- Дело мастера боится.
- (статья 23: право на труд)
- При солнышке тепло, при матери – добро.
- (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )
- Дружба дружбой, а денежки врозь.
- (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
- Волка ноги кормят.
- (статья 13: право на свободу передвижения.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
- (статья 23: право на труд)
ЗАДАНИЕ 2. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Распределить в два столбика права и обязанности школьника
(пишите только порядковые номера ответов)
- бесплатное образование
- активность в приобретении знаний
- уважать мнение всех учащихся и учителей
- удобное рабочее место
- посещать школу в предназначенное для этого время
- зашита личной собственности
- посещение школьных мероприятий
- не пропускать занятия без уважительных причин
- вести себя корректно на переменах и уроках
- деловое сотрудничество с учителем
- соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности
- беречь школьное имущество
ОТВЕТЫ:
ПРАВА:
ОБЯЗАННОСТИ:
ЗАДАНИЕ 3. «МОЖЕТ — НЕ МОЖЕТ»
Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.
- купить мотоцикл
- продать мотоцикл
- прогулять стипендию с друзьями
- заложить в ломбард свои золотые сережки
- продать свой CD-плеер
- открыть счет в банке
- зарегистрировать авторское право на компьютерную программу
- заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале
- быть председателем кооператива
- вступить в брак
- работать по трудовому договору
- обучаться вождению автомобиля на дорогах
ОТВЕТЫ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Нитраты - соли азотной кислоты" 9 класс ( автор учебника Габриелян О.С.)
Урок имеет ярко выраженную практическую направленность. Учащиеся проводят химический эксперимент, изучают свойства нитратов и раскрывают их практическое значение для расений и человека....
Урок русского языка в 5 классе. «Тире между подлежащим и сказуемым» Автор разработки - учитель ГБОУ школы№459 Санкт-Петербурга Казицкая Ирина Борисовна
Урок с использованием современных образовательных технологий:Информационно – коммуникационная технологияГрупповые технологии.Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Технологии у...
Методическая разработка внеурочного занятия по обществознанию в 5 классе по теме «Турнир знатоков права» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
Сценарий внеурочного занятия по обществознанию в 5 классе по теме «Турнир знатоков права» составлен в виде соревнования трех команд...
Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...
Статья "Анализ работы школьной Службы примирения (медиации) 2017/18 учебный год." Куратор - социальный педагог ГБОУ школы №476 Песочина И.А.
Служба медиации действует на основании действующего законодательства, Положения о школьной службе медиации....
Концепция развития музея Героя Советского Союза М.С.Харченко и Второй Ленинградской Партизанской бригады ГБОУ школы №104 Санкт-Петербурга "Музей - развивающая образовательная среда".
Работа для начинающих заведующих школьными музеями. Учитесь составлять Уставные музейные документы....