Казачество как ресурс этнокультурного образования с целью профилактики асоциального поведения личности
статья на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo_kak_resurs_etnokulturnogo_obrazovaniya.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

 «Казачество как ресурс этнокультурного образования с целью профилактики асоциального поведения личности»

Офицерова Валентина Александровна,

классный руководитель казачьего 9 класса

МБОУ «Новокурская ООШ»

Важнейшей проблемой в настоящее время является вопрос воспитания личности – образованной нравственно, эстетически, формирование человека нового поколения, ценностные ориентации которого дают возможность решать задачи воспитательного, образовательного и жизненного процессов. Вопросы, связанные с этнокультурным образованием отражены в Федеральном законе об Образовании Российской Федерации и в Федеральных государственных образовательных стандартах.

В нашей школе ведется работа по сохранению, распространению и развитию казачьей культуры. На протяжении пяти лет в школе работает детское казачье объединение «Кадеты-казаки», деятельность которого направлена на возрождение казачества, сохранение и развитие исторических, культурных, духовных и патриотических традиций казачества.

Проанализировав результаты деятельности данного объединения, педагогический коллектив пришёл к выводу о создании новой воспитательной модели в современных условиях.

Использование имеющегося богатейшего опыта казачьего воспитания является одним из основных направлений в духовно-нравственном становлении молодежи, формирования этнокультурного образования с целью профилактики асоциального поведения обучающегося.

Определение казачьей направленности в воспитательной системе предполагает создание благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения, а вся система внеклассных мероприятий по формированию ценностей солидарного межнационального и межконфессионального проявления среди обучающихся, развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциальной культуры в массы поведения, профилактику проявлений экстремизма среди обучающихся.

Новокурская школа взаимодействует с Саянским окружным казачьим обществом, входящим в Енисейское войсковое казачье общество, под руководством атамана Марьясова С.В.

Воспитание на основе казачьих традиций успешного, активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного, конкурентоспособного, человека, заботливого семьянина, мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию и решению жизненных проблем. 

В планах воспитательной работы кадетского 9 класса большое внимание уделяется вопросам профилактики межнациональных и этнических конфликтов, т.к. в школе обучаются дети разных национальностей, которые также вовлекаются в спортивные соревнования, в казачьи игры, мероприятия военно-патриотической и духовно – нравственной направленности, разные вероисповедания не влияют на взаимоотношения между казаками.

На основе программ дополнительного образования ведутся занятия: «История казачества», «Казачьи игры и забавы», «Основы начальной военной подготовки», «Казачки-мастерицы». Эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. 

Мероприятия, проводимые в классе, направлены на воспитание обучающихся в духе православия и казачьего традиционализма:

кадеты Новокурской школы ежегодно принимают участие в Акции «Бессмертный полк»;

активные участники районного летнего Фестивале ВФСК ГТО, Балдуева Анна, кадет 8 класса, заняла второе место среди учащихся IV ступени;

надолго запомнится ребятам поездка в 5 отдельную железнодорожную бригаду, расположенную в городе Абакан. Они посетили музей данной части, посмотрели фильм о ее создании, прошлись по казармам, где приятно были удивлены бытом военнослужащих;

неизгладимое впечатление осталось у кадет от посещения кафедры уголовного процесса и криминалистики института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Много вопросов задали ребята старшему преподавателю кафедры подполковнику Новгородскому В.С и получали исчерпывающие ответы;

традиционно кадеты участвуют в мероприятии «Хвала тебе, казачка-мать!» Ребята творчески подошли к его проведению: изучили много материала о казачке-матери, участвовали в постановке сценки, пели старинные казачьи песни.

Впервые кадеты Новокурской школы приняли участие в республиканском смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский класс». В общекомандном зачете команда кадетов заняла третье место.

В рамках месячника спортивно-массовых мероприятий, участвовали в конкурсе «А ну-ка, парни», посвященном Дню защитника Отечества. Ребята выполняли различные задания на силу, меткость, ловкость и быстроту. В общекомандном зачете команда кадетов заняла первое место. В личном первенстве победил Панов Андрей, командир кадетского класса.

Активно участвовали во Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!»

Ежегодно кадеты принимают активное участие в уроках Мужества «Живая память» к Дню памяти воинов-интернационалистов, на которых встречаются с воинами-интернационалистами, членами Всероссийской общественной организации «Боевое братство» ветераном боевых действий в Афганистане Щетининым Е.А. и ветераном боевых действий в Чеченской республике Кутявиным Д.Ю., «Героями не рождаются, ими становятся», с участием Героев отечества подполковником Новгородским В.С., старшим преподавателем кафедры уголовного процесса и криминалистики института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова и Синельниковым Г.Г., писателем, председателем Хакасской региональной общественной организации инвалидов войны в Афганистане.

На встрече с прокурором Бейского района, обучающиеся узнали об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних за совершение уголовно-наказуемых деяний и административных правонарушений. В ходе беседы на конкретных примерах учащимся разъяснены основные принципы уголовного закона, в том числе о неотвратимости наказания, а также обсуждались вопросы профилактики пресечения оборота и употребления наркотиков и запрещенных курительных смесей, о последствиях и ответственности за драки в школе, ответственности за оскорбления и другие.

Нельзя назвать воспитанным человека, не знающего своего Отечества. Музеи – островки нашего действующего прошлого. Участвуя во Всероссийской акции «День открытых дверей музеев для российских кадет», казаки-кадеты Новокурской школы посетили музей под открытым небом «Усть-Сос». Величием и красотой порадовала природа Хакасии. Гостеприимством, уникальностью обрядов, героическим прошлым удивил хакасский народ. Возникло желание быть причастным к такой истории.

С целью профориентации организована экскурсия на предприятие СУЭК для кадетских классов. Во время экскурсии ребята познакомились со спецификой и условиями функционирования предприятия по добыче каменного угля открытым способом, получили сведения о ежегодной добыче каменного угля, начиная со времени функционирования предприятия (1993-2017г.г.). Кадетов заинтересовали профессии работников, условия труда и, конечно, размер средней заработной платы.

Кадеты регулярно участвуют в месячниках безопасности «Правила дорожного движения», своими силами изготовили листовки и распространили среди обучающихся школы.

Традиционным стало проведение мероприятия кадетским классом «День солидарности в борьбе с терроризмом».

        Таким образом, развитие казачества в школе, формы и средства этнокультурного образования нацелены на профилактику асоциального поведения личности, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.

Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....

Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении

Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...

Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"

Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...

ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся

Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....

СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга   Тема«Профессиональная ...

Система профилактики асоциального поведения обучающихся профессионального образования на примере Красногвардейского филиала

Вся профилактическая работа нашего филиала направлена на единство педагогических требований в системе целостного педагогического процесса по становлению личности высокой квалификации и больших духовны...

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Перед нашим центром стоит важная задача в создании условий для приобщения воспитанников к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание нравственных потребностей у детей. Для возникновения нравст...