Казачество как ресурс этнокультурного образования с целью профилактики асоциального поведения личности
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Казачество как ресурс этнокультурного образования с целью профилактики асоциального поведения личности»
Офицерова Валентина Александровна,
классный руководитель казачьего 9 класса
МБОУ «Новокурская ООШ»
Важнейшей проблемой в настоящее время является вопрос воспитания личности – образованной нравственно, эстетически, формирование человека нового поколения, ценностные ориентации которого дают возможность решать задачи воспитательного, образовательного и жизненного процессов. Вопросы, связанные с этнокультурным образованием отражены в Федеральном законе об Образовании Российской Федерации и в Федеральных государственных образовательных стандартах.
В нашей школе ведется работа по сохранению, распространению и развитию казачьей культуры. На протяжении пяти лет в школе работает детское казачье объединение «Кадеты-казаки», деятельность которого направлена на возрождение казачества, сохранение и развитие исторических, культурных, духовных и патриотических традиций казачества.
Проанализировав результаты деятельности данного объединения, педагогический коллектив пришёл к выводу о создании новой воспитательной модели в современных условиях.
Использование имеющегося богатейшего опыта казачьего воспитания является одним из основных направлений в духовно-нравственном становлении молодежи, формирования этнокультурного образования с целью профилактики асоциального поведения обучающегося.
Определение казачьей направленности в воспитательной системе предполагает создание благоприятной культурной среды для воспитания подрастающего поколения, а вся система внеклассных мероприятий по формированию ценностей солидарного межнационального и межконфессионального проявления среди обучающихся, развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциальной культуры в массы поведения, профилактику проявлений экстремизма среди обучающихся.
Новокурская школа взаимодействует с Саянским окружным казачьим обществом, входящим в Енисейское войсковое казачье общество, под руководством атамана Марьясова С.В.
Воспитание на основе казачьих традиций успешного, активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного, конкурентоспособного, человека, заботливого семьянина, мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию и решению жизненных проблем.
В планах воспитательной работы кадетского 9 класса большое внимание уделяется вопросам профилактики межнациональных и этнических конфликтов, т.к. в школе обучаются дети разных национальностей, которые также вовлекаются в спортивные соревнования, в казачьи игры, мероприятия военно-патриотической и духовно – нравственной направленности, разные вероисповедания не влияют на взаимоотношения между казаками.
На основе программ дополнительного образования ведутся занятия: «История казачества», «Казачьи игры и забавы», «Основы начальной военной подготовки», «Казачки-мастерицы». Эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения.
Мероприятия, проводимые в классе, направлены на воспитание обучающихся в духе православия и казачьего традиционализма:
кадеты Новокурской школы ежегодно принимают участие в Акции «Бессмертный полк»;
активные участники районного летнего Фестивале ВФСК ГТО, Балдуева Анна, кадет 8 класса, заняла второе место среди учащихся IV ступени;
надолго запомнится ребятам поездка в 5 отдельную железнодорожную бригаду, расположенную в городе Абакан. Они посетили музей данной части, посмотрели фильм о ее создании, прошлись по казармам, где приятно были удивлены бытом военнослужащих;
неизгладимое впечатление осталось у кадет от посещения кафедры уголовного процесса и криминалистики института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Много вопросов задали ребята старшему преподавателю кафедры подполковнику Новгородскому В.С и получали исчерпывающие ответы;
традиционно кадеты участвуют в мероприятии «Хвала тебе, казачка-мать!» Ребята творчески подошли к его проведению: изучили много материала о казачке-матери, участвовали в постановке сценки, пели старинные казачьи песни.
Впервые кадеты Новокурской школы приняли участие в республиканском смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский класс». В общекомандном зачете команда кадетов заняла третье место.
В рамках месячника спортивно-массовых мероприятий, участвовали в конкурсе «А ну-ка, парни», посвященном Дню защитника Отечества. Ребята выполняли различные задания на силу, меткость, ловкость и быстроту. В общекомандном зачете команда кадетов заняла первое место. В личном первенстве победил Панов Андрей, командир кадетского класса.
Активно участвовали во Всероссийской акции «Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!»
Ежегодно кадеты принимают активное участие в уроках Мужества «Живая память» к Дню памяти воинов-интернационалистов, на которых встречаются с воинами-интернационалистами, членами Всероссийской общественной организации «Боевое братство» ветераном боевых действий в Афганистане Щетининым Е.А. и ветераном боевых действий в Чеченской республике Кутявиным Д.Ю., «Героями не рождаются, ими становятся», с участием Героев отечества подполковником Новгородским В.С., старшим преподавателем кафедры уголовного процесса и криминалистики института истории и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова и Синельниковым Г.Г., писателем, председателем Хакасской региональной общественной организации инвалидов войны в Афганистане.
На встрече с прокурором Бейского района, обучающиеся узнали об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних за совершение уголовно-наказуемых деяний и административных правонарушений. В ходе беседы на конкретных примерах учащимся разъяснены основные принципы уголовного закона, в том числе о неотвратимости наказания, а также обсуждались вопросы профилактики пресечения оборота и употребления наркотиков и запрещенных курительных смесей, о последствиях и ответственности за драки в школе, ответственности за оскорбления и другие.
Нельзя назвать воспитанным человека, не знающего своего Отечества. Музеи – островки нашего действующего прошлого. Участвуя во Всероссийской акции «День открытых дверей музеев для российских кадет», казаки-кадеты Новокурской школы посетили музей под открытым небом «Усть-Сос». Величием и красотой порадовала природа Хакасии. Гостеприимством, уникальностью обрядов, героическим прошлым удивил хакасский народ. Возникло желание быть причастным к такой истории.
С целью профориентации организована экскурсия на предприятие СУЭК для кадетских классов. Во время экскурсии ребята познакомились со спецификой и условиями функционирования предприятия по добыче каменного угля открытым способом, получили сведения о ежегодной добыче каменного угля, начиная со времени функционирования предприятия (1993-2017г.г.). Кадетов заинтересовали профессии работников, условия труда и, конечно, размер средней заработной платы.
Кадеты регулярно участвуют в месячниках безопасности «Правила дорожного движения», своими силами изготовили листовки и распространили среди обучающихся школы.
Традиционным стало проведение мероприятия кадетским классом «День солидарности в борьбе с терроризмом».
Таким образом, развитие казачества в школе, формы и средства этнокультурного образования нацелены на профилактику асоциального поведения личности, имеющие особую значимость для духовно-нравственного воспитания и гражданского становления современного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный праздник по профилактике асоциального поведения подростков.
Цель данного мероприятия - профилактика алкоголизма в молодежной среде и пропаганда здорового образа жизни....
Профилактика асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении
Представлена разработка программы по профилактике асоциального поведения детей и подростков в образовательном учреждении...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
ПРОГРАММА профилактики асоциального поведения учащихся
Цель: Возможность решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации....
СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детейДворец детского (юношеского) ТворчестваМосковского района Санкт-Петербурга Тема«Профессиональная ...
Система профилактики асоциального поведения обучающихся профессионального образования на примере Красногвардейского филиала
Вся профилактическая работа нашего филиала направлена на единство педагогических требований в системе целостного педагогического процесса по становлению личности высокой квалификации и больших духовны...
«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Перед нашим центром стоит важная задача в создании условий для приобщения воспитанников к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание нравственных потребностей у детей. Для возникновения нравст...