СТАТЬЯ «Профессиональная готовность современных педагогов дополнительного образования детей к профилактике асоциального поведения в семье»
статья по теме

Ровенских Елена Олеговна

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) Творчества

Московского района Санкт-Петербурга

 

 

 

Тема

«Профессиональная готовность современных  педагогов дополнительного образования детей к профилактике  асоциального  поведения  в семье»

 

Авторы:

Ровенских Елена Олеговна

Заведующая музыкально-театральной секцией

Музыкального отдела ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района С-Пб

Почётный работник общего образования

Рудакова Юлия Владимировна

Методист, педагог дополнительного образования

Музыкального отдела ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района С-Пб

Львова Дарья Александровна

Педагог-организатор, педагог дополнительного образования

Музыкального отдела ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района С-Пб

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014г.

«Профессиональная готовность современных  педагогов дополнительного  образования детей к профилактике  асоциального  поведения  в семье»

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как « система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних». Эти меры осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию такого поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Период социально-экономических реформ в жизни нашей страны способствовал расслоению общества, обнищанию класса интеллигенции, усилению антагонизма между поколениями, кризису образования и культуры, отсутствию единой государственной молодежной политики.

Крушение прежней идеологии, падение духовности, отсутствие нравственной жизненной цели привело к падению в подростковой и молодежной среде авторитета семьи.  Исчезновение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения - препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Пользуясь этими обстоятельствами, подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко- и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических и экстремистско настроенных организаций, и служители религиозных сект. Как следствие этого, происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации подростков и молодежи в обществе.

Именно образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования,   где с детьми и подростками на протяжении многих лет работают специалисты (педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи), должны, совместно с семьей и родителями, взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения. Они должны принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся, воспитанников и реабилитации подростков с асоциальным поведением.

Что же такое асоциальное поведение?

Асоциальное поведение старших подростков представляет собой отклоняющееся от норм общественной морали поведение, которое проявляется в мелких проступках, вредных привычках, сквернословии, нежелание подчиняться требованиям взрослых. Такое поведение не представляет большой социальной опасности и не требует административных воздействий.

В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин асоциальности можно отметить: незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Асоциальное поведение является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых, так как старшие подростки подвержены влиянию «своих» групп.

В системе мероприятий, предпринимаемых для профилактики отклоняющегося поведения подростков, приоритетное место принадлежит педагогическим принципам. Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов (Ш.А Амонашвили,  Я.Корчак,  А.С. Макаренко, В.АСухомлинский,  К.Роджерс,  С.Френе, СТ. Шацкий, Р.Штейнер и др.) и провозглашает ребенка центром всей образовательной системы, личностное равенство ученика с учителем, педагогику любви, радости, успеха, сотрудничества и сотворчества.

      Рассматривая профилактику асоциального поведения как одно из направлений педагогической работы с асоциальными подростками в образовательных  учреждениях, в учреждениях  дополнительного образования и социальной защиты населения, необходимо отметить, что процесс перевоспитания данной категории лиц носит комплексный, всеобъемлющий и постоянный характер. Он включает в себя коррекцию поведения ребенка и его отношений с окружающим миром, развитие его волевой и нравственной сферы, активизацию процессов самопознания и его  самосовершенствования. Необходимо также отметить   изменение ближайшего окружения, устранение отрицательного влияния на него, включение асоциального подростка в социально значимую деятельность, которая позволит ему найти правильные пути самоутверждения и самореализации. Дети и подростки с асоциальной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного, поэтому, совершенствуя  воспитательную профилактическую работу с ними, необходимо обратить особое внимание на организацию их досуга.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественным, музыкальным и техническим творчеством, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Только совместное взаимодействие родителей, школы и учреждений дополнительного образования детей должно помочь ребенку найти дело по душе, заменить бесцельно проводимое время общением с творческими коллективами. Здесь они обретут новых друзей, навыки здорового образа жизни, правильному общению в коллективе.

Как решают эти проблемы педагоги дополнительного образования музыкального отдела?

В музыкальном отделе на родительских собраниях, круглых столах, диспутах, музыкальных гостиных, педагогами поднимаются вопросы о здоровом образе жизни, приглашаются специалисты( методисты, медики, психологи, экологи, , музыканты), знаменитости и просто уважаемые люди), которые отвечают на волнующие  вопросы родителей и подростков, раскрывают  интересующие их темы :

1 Особенности подросткового возраста (выступление на родительских собраниях педагога-психолога)

2 Обучение  умению снятия стрессовой ситуации перед  важным выступлением или экзаменом (выступление педагога-психолога перед детьми и родителями)

3 Индивидуальные беседы с родителями, где существует конфликтная ситуация в семье (педагоги отдела  и педагоги-психологи ДД(Ю)Т)

4 Здоровая  семья, любовь к музыке и успешная карьера ( музыкальная гостиная «В кругу музыкальной семьи»)

5 Музыка и здоровье ( тематические родительские собрания «Влияние  классической музыки на развитие способностей детей»)

6 Семейные взаимоотношения и семейные ценности (воспитание нравственных ценностей на примере изучаемого материала музыкальных  спектаклей «Хитрая сказка», Золушка», »Веселая семейка») 

7 Мода, обычаи, традиции и здоровье (Исторический бал)

Хорошо привлекать к выступлениям самих детей, используя их озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать диспуты и обсуждение волнующих тем:

  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков (диспут старшеклассников «Наркотики губят талант»);
  • милосердие, доброта и самоотверженность ( интерактивное занятие «Воспоминания родственников о Блокадных Днях»).

 

Одной из главных задач воспитания педагоги отдела видят во взаимодействии с семьей.  Этому вопросу уделяется огромное значение.

Часто бывает так, что в семье ребенок не находит понимания своих проблем. Подросток ищет понимания среди сверстников и чужих людей. Здесь важно, чтобы рядом оказался понимающий педагог, а ребенок попал  в  детский  коллектив  ровесников, воспитывающий нравственные  и семейные ценности.

Значительная роль в профилактической работе асоциального поведения принадлежит подростковому коллективу, в котором проходит деятельность несовершеннолетних. Целенаправленная деятельность и коллективные отношения создают единый психологический и социально-педагогический эффект, который помогает  ребенку и подростку не только отойти от асоциальных примеров, но и успешно блокирует их.

Если такой ребенок оказался в коллективе, то педагог должен наладить контакты с родителями, узнать условия проживания воспитанника и постараться найти взаимопонимание между ребенком и семьей.

Обе стороны – и родители, и педагоги глубоко заинтересованы во взаимодействии друг с другом. Позитивная установка на сотрудничество свидетельствует о потенциальной успешности взаимных усилий, о продуктивности воспитательных и образовательных контактов, связанных с личностным развитием ребенка.

Рассмотрим, взаимодействие с семьями воспитанников музыкального театра «Кантабиле» через  формирование  детского коллектива.

Сотрудничество семьи и детского музыкального театра «Кантабиле» начинается с первой встречи ребенка и родителей с педагогами. Все мы знаем, как важно, и зачастую, не обманчиво первое впечатление. Придя впервые в музыкальный театр, ребенок и его родители попадают в атмосферу любви, доброжелательности, реальной заинтересованности их делами. Уже первая личная беседа с родителями помогает педагогу познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями, сверстниками. При этом родителям разъясняется необходимость и преимущества совместного творчества ребенка вместе с семьей как обязательного условия развития творческой личности ребенка.

Одна из наиболее важных задач педагога заключается в приобщении семьи к педагогическим знаниям и умениям, основам педагогической культуры, знакомстве с актуальными вопросами воспитания. Наиболее распространенными формами организации педагогического просвещения являются родительские собрания, круглые столы, которые проходят в форме:

•          лекций, где представляется программа обучения с уклоном на воспитание нравственных качеств личности ребенка, беседы со специалистами по вопросам возрастных  особенностей  и здоровья;

•          родительски-педагогических консилиумов, на которых бурно обсуждаются наболевшие проблемы и находятся верные и нестандартные решения;

•          тренингов по вопросам психологии и педагогики;

•          обсуждения планов мероприятий, перспективы развития коллектива;

•          анкетирования и тестирования выявления запросов и потребностей родителей и детей;

•                совместные просмотры спектаклей с последующим обсуждением проблем , которые в нем затронуты;

На родительских собраниях распространяются абонементы, билеты на спектакли и музыкальные концертные программы в исполнении лучших музыкантов города, лауреатов международных конкурсов, солистов ведущих музыкальных театров, детских коллективов города. Дети знакомятся с лучшими концертными залами, особняками и дворцами Петербурга, что служит обогащению духовной и нравственной культуры воспитанников и их семей.

Еще один важный момент взаимодействия педагогов с семьей – это опора на родительский актив, который осуществляет организацию подготовки родителей к спектаклям, концертам, творческим проектам, разнообразным поездкам, экскурсиям.

Театр - самая простая и самая увлекательная возможность для детей быть вместе, быть в дружбе и сотворчестве с театром. Высшей формой духовно-художественного единения поколений мы считаем совместное творчество - игру детей, подростков и их родителей в театр. Приобщая юного человека к искусству, театр пробуждает в нем талант сотворца театрального действия, без участия которого спектакль как произведение искусства не может состояться. Переживая судьбы героев, анализируя ситуации, события, действия и поступки действующих лиц, постигая язык и законы театра, ребенок от спонтанного соучастия в действии переходит к пониманию и осмыслению нравственных и этических ценностей. Театр - уникальная развивающая среда для юного человека в период становления личности. Дети и подростки, увлекающиеся театром, общительнее других, они способны к более глубокому самоанализу, лучше понимают других людей. У них развита способность к сочувствию и сопереживанию, а кроме того, они чаще всего избавлены от комплекса непонимания, не чувствуют себя покинутыми и одинокими, а значит, в существенной степени защищены от влияния экстремистских группировок и наркотиков.

Рождение спектакля – трудоемкий и, вместе с тем, увлекательный процесс и для детей, и для педагогов, и для родителей. Родители помогают, кто чем может: от рисунков костюмов и декораций к будущему спектаклю до их реального воплощения, от разработки эскизов афиш и программок до их печати. Родители в процессе создания спектакля наравне с детьми помогают создавать иную реальность в рамках сценического пространства так, что зритель всем сердцем будет переживать за взлеты и падения героев, будет плакать и смеяться вместе с ними. Созданный всеми нами спектакль – это еще один шаг по пути к сверхзадаче – счастью человека.

Родители наших воспитанников не ограничиваются ролью зрителя или стороннего наблюдателя за процессом формирования творческой личности своего ребенка, они зачастую являются инициаторами проведения семейных музыкальных гостиных, мини-концертов, домашних спектаклей, где сами выступают в роли артистов и музыкантов. Уже начиная с подготовительных групп нашего театра, родители проявляют свои актерские таланты, разыгрывая маленькие пьески вместе со своими детьми на открытых занятиях, доставляя этим несказанное удовольствие зрителям и своим детям.

Родители воспитанников театра заинтересованы в том, чтобы спектакли стали доступны широкому кругу зрителей, и естественно их желание вывозить спектакли на творческие фестивали и конкурсы, как в России, так и за рубежом. Включаются все механизмы родительской помощи коллективу: организация поездки, финансовая поддержка, создание атмосферы любви и заботы, домашнего тепла и уюта для всех. Для талантливых  детей, не имеющих  финансовой  возможности выезжать на такие фестивали, педагоги ищут спонсоров, сотрудничают с муниципальными  и социальными организациями: дети из многодетных семей неоднократно выезжали на фестивали благодаря помощи депутатов и муниципальных организаций.

За 15лет существование театра «Кантабиле» у нас сложилась  свои добрые  традиции:

1.Отмечать начало и окончание учебного года выездами в живописные места пригородов Санкт-Петербурга с пребыванием на базах отдыха или в детских оздоровительных лагерях. Дети и взрослые тщательно  готовятся к таким мероприятиям. В поездках всегда подготовлено и продумано все до мелочей: питание, дороги, проживание, содержательный досуг, все время расписано по минутам. Родители вместе с ними готовят и представляют творческие проекты, участвуют в конкурсах и играх. Такие моменты совместного творческого времяпрепровождения сплачивают и ребенка, и взрослого, весь коллектив.

2. В музыкальном театре принято  отмечать «Дни рождения воспитанников». Это совместные концертные  выступления с родителями, продуманная сценическая атмосфера с декорациями и костюмами.

3. В сентябре ежегодно у нас проходят «Арбузники», на которых дети делятся своими летними впечатлениями и наблюдениями. Педагоги устраивают конкурсы «на лучшую летнюю  семейную фотографию», видео ролик «мои летние  каникулы». Родителям наших детей не нужно объяснять, чем помочь: они просто берут и помогают.

4. Театральные коллективы из разных городов любят приезжать к нам в гости. Родители воспитанников, как радушные хозяева, встречают гостей и размещают приехавших детей в своих семьях, устанавливая тем самым дружеские отношения на долгие годы. Детские творческие коллективы обмениваются репертуаром, показывают свои лучшие спектакли, проводят творческие встречи с другими творческими коллективами  города.

5. Незабываемыми остаются для ребят встречи с интересными людьми и с выпускниками-артистами петербургских театров, которые впитали всю доброту нашего коллектива и в каждую свободную минуту стремятся прийти на помощь или просто поделиться своими планами.

6. Выезды на фестивали и конкурсы, как в черте города, так и за его пределы. К этим мероприятиям мы готовимся особенно тщательно: сочиняется творческая визитка коллектива, продумываются подарки для  ребят из других коллективов, кроме конкурсного выступления готовятся концертные номера в различных жанрах и направлениях для участия в концертах и «капустниках».

Воспитание детей – безмерно сложное занятие. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, и для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. Далеко не все родители имеют специальные знания в области воспитания и почти все испытывают трудности  в установлении контактов с детьми, затрудняются распознать увлечения и способности ребенка, адекватно оценить и понять его возможности. Вовлекаясь в процесс творческого развития своих детей в музыкальном театре «Кантабиле», родители осознают важность союза « педагог – родитель – ребенок» и способствуют благоприятному развитию этих отношений.

Помощь родителей нашему коллективу неоценима, а создание традиций в коллективе ведет за собой создание традиций в семье, о которых дети с увлечением рассказывают на занятиях.

Подводя итог,  можно сделать следующие выводы, что новые факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки школьников, требуют новых форм работы по её профилактике. А  перед  учреждениями дополнительного образования детей  и педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

1. активно распространять накопленный педагогический опыт  по профилактике асоциального поведения детей.

2. шире пропагандировать возможности дополнительного образования в детских садах, на классных часах и родительских собраниях в школах среди всех возрастных групп учащихся.

3.принимать в коллективы всех желающих независимо от их степени способностей (особенно детей из неблагополучных семей).

4.осущетвлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, способствовать самовыражению и  его значимости в коллективе.

5.создавать для каждого ребёнка все условия для радости, успеха, сотрудничества и сотворчества.

 6.работать в тесной взаимосвязи с родителями.

7.направлять воспитательный процесс в каждом творческом коллективе на формирование у воспитанников здорового образа жизни, семейных ценностей, взаимопонимания и единство интересов в семье.

8.испокльзовать в своей работе новейшие педагогические методы и технологии.

Список литературы:

1. Алексеева JI.C. Девиантное поведение подростков: профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. М., 1999.

2. Алемаскин М.А. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1987.

3. Алемаскин М.А. Проблемы воспитания «трудных» подростков. // Советская педагогика. 1966.

4. Антонов В. Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно образовательных лагерей в современных условиях. Дис.к.п.н. - Екатеринбург, 1997.

5. Андреева Г.М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность // Общение и оптимизация общественной деятельности. М: МГУ, 1987. - 301с.

6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ»)

7.Ахмеев В.Н., Левков Ю.Я. Воспитание сознательной дисциплины  школьников в семье. Вологда. 1989.-174с.

8.Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер. с англ. А.Б. Орлова. М.: Семья и школа, 1995.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец детского (юношеского) Творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Тема

«Профессиональная готовность современных  педагогов дополнительного образования детей к профилактике  асоциального  поведения  в семье»

Авторы:

Ровенских Елена Олеговна

Заведующая музыкально-театральной секцией

Музыкального отдела ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района С-Пб

Почётный работник общего образования

Рудакова Юлия Владимировна

Методист, педагог дополнительного образования

Музыкального отдела ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района С-Пб

Львова Дарья Александровна

Педагог-организатор, педагог дополнительного образования

Музыкального отдела ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района С-Пб

Санкт-Петербург

2014г.

«Профессиональная готовность современных  педагогов дополнительного  образования детей к профилактике  асоциального  поведения  в семье»

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ») понятие «Профилактика» определяется как « система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних». Эти меры осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

Следовательно, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики асоциального поведения, необходимо, прежде всего, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию такого поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия.

Период социально-экономических реформ в жизни нашей страны способствовал расслоению общества, обнищанию класса интеллигенции, усилению антагонизма между поколениями, кризису образования и культуры, отсутствию единой государственной молодежной политики.

Крушение прежней идеологии, падение духовности, отсутствие нравственной жизненной цели привело к падению в подростковой и молодежной среде авторитета семьи.  Исчезновение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения - препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению.

Пользуясь этими обстоятельствами, подростков и молодежь успешно используют в своих целях нарко- и порнодельцы, криминальные структуры, лидеры националистических и экстремистско настроенных организаций, и служители религиозных сект. Как следствие этого, происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации подростков и молодежи в обществе.

Именно образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования,   где с детьми и подростками на протяжении многих лет работают специалисты (педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи), должны, совместно с семьей и родителями, взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения. Они должны принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди учащихся, воспитанников и реабилитации подростков с асоциальным поведением.

Что же такое асоциальное поведение?

Асоциальное поведение старших подростков представляет собой отклоняющееся от норм общественной морали поведение, которое проявляется в мелких проступках, вредных привычках, сквернословии, нежелание подчиняться требованиям взрослых. Такое поведение не представляет большой социальной опасности и не требует административных воздействий.

В подростковом возрасте среди наиболее часто встречающихся причин асоциальности можно отметить: незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения, зависимость подростка от требований, норм и ценностей группы, к которой он принадлежит. Асоциальное поведение является средством самоутверждения, протестом против действительности или требований взрослых, так как старшие подростки подвержены влиянию «своих» групп.

В системе мероприятий, предпринимаемых для профилактики отклоняющегося поведения подростков, приоритетное место принадлежит педагогическим принципам. Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов (Ш.А Амонашвили,  Я.Корчак,  А.С. Макаренко, В.АСухомлинский,  К.Роджерс,  С.Френе, СТ. Шацкий, Р.Штейнер и др.) и провозглашает ребенка центром всей образовательной системы, личностное равенство ученика с учителем, педагогику любви, радости, успеха, сотрудничества и сотворчества.

      Рассматривая профилактику асоциального поведения как одно из направлений педагогической работы с асоциальными подростками в образовательных  учреждениях, в учреждениях  дополнительного образования и социальной защиты населения, необходимо отметить, что процесс перевоспитания данной категории лиц носит комплексный, всеобъемлющий и постоянный характер. Он включает в себя коррекцию поведения ребенка и его отношений с окружающим миром, развитие его волевой и нравственной сферы, активизацию процессов самопознания и его  самосовершенствования. Необходимо также отметить   изменение ближайшего окружения, устранение отрицательного влияния на него, включение асоциального подростка в социально значимую деятельность, которая позволит ему найти правильные пути самоутверждения и самореализации. Дети и подростки с асоциальной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного, поэтому, совершенствуя  воспитательную профилактическую работу с ними, необходимо обратить особое внимание на организацию их досуга.

Организация досуга учащихся, широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественным, музыкальным и техническим творчеством, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Только совместное взаимодействие родителей, школы и учреждений дополнительного образования детей должно помочь ребенку найти дело по душе, заменить бесцельно проводимое время общением с творческими коллективами. Здесь они обретут новых друзей, навыки здорового образа жизни, правильному общению в коллективе.

Как решают эти проблемы педагоги дополнительного образования музыкального отдела?

В музыкальном отделе на родительских собраниях, круглых столах, диспутах, музыкальных гостиных, педагогами поднимаются вопросы о здоровом образе жизни, приглашаются специалисты( методисты, медики, психологи, экологи, , музыканты), знаменитости и просто уважаемые люди), которые отвечают на волнующие  вопросы родителей и подростков, раскрывают  интересующие их темы :

1 Особенности подросткового возраста (выступление на родительских собраниях педагога-психолога)

2 Обучение  умению снятия стрессовой ситуации перед  важным выступлением или экзаменом (выступление педагога-психолога перед детьми и родителями)

3 Индивидуальные беседы с родителями, где существует конфликтная ситуация в семье (педагоги отдела  и педагоги-психологи ДД(Ю)Т)

4 Здоровая  семья, любовь к музыке и успешная карьера ( музыкальная гостиная «В кругу музыкальной семьи»)

5 Музыка и здоровье ( тематические родительские собрания «Влияние  классической музыки на развитие способностей детей»)

6 Семейные взаимоотношения и семейные ценности (воспитание нравственных ценностей на примере изучаемого материала музыкальных  спектаклей «Хитрая сказка», Золушка», »Веселая семейка»)  

7 Мода, обычаи, традиции и здоровье (Исторический бал)

Хорошо привлекать к выступлениям самих детей, используя их озабоченность перспективой своего будущего здоровья и организовать диспуты и обсуждение волнующих тем:

  • преимущество жизни без сигарет, алкоголя и наркотиков (диспут старшеклассников «Наркотики губят талант»);
  • милосердие, доброта и самоотверженность ( интерактивное занятие «Воспоминания родственников о Блокадных Днях»).

Одной из главных задач воспитания педагоги отдела видят во взаимодействии с семьей.  Этому вопросу уделяется огромное значение.

Часто бывает так, что в семье ребенок не находит понимания своих проблем. Подросток ищет понимания среди сверстников и чужих людей. Здесь важно, чтобы рядом оказался понимающий педагог, а ребенок попал  в  детский  коллектив  ровесников, воспитывающий нравственные  и семейные ценности.

Значительная роль в профилактической работе асоциального поведения принадлежит подростковому коллективу, в котором проходит деятельность несовершеннолетних. Целенаправленная деятельность и коллективные отношения создают единый психологический и социально-педагогический эффект, который помогает  ребенку и подростку не только отойти от асоциальных примеров, но и успешно блокирует их.

Если такой ребенок оказался в коллективе, то педагог должен наладить контакты с родителями, узнать условия проживания воспитанника и постараться найти взаимопонимание между ребенком и семьей.

Обе стороны – и родители, и педагоги глубоко заинтересованы во взаимодействии друг с другом. Позитивная установка на сотрудничество свидетельствует о потенциальной успешности взаимных усилий, о продуктивности воспитательных и образовательных контактов, связанных с личностным развитием ребенка.

Рассмотрим, взаимодействие с семьями воспитанников музыкального театра «Кантабиле» через  формирование  детского коллектива.

Сотрудничество семьи и детского музыкального театра «Кантабиле» начинается с первой встречи ребенка и родителей с педагогами. Все мы знаем, как важно, и зачастую, не обманчиво первое впечатление. Придя впервые в музыкальный театр, ребенок и его родители попадают в атмосферу любви, доброжелательности, реальной заинтересованности их делами. Уже первая личная беседа с родителями помогает педагогу познакомиться с индивидуальными особенностями ребенка, понять стиль жизни семьи, ее уклад, ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ребенка с родителями, сверстниками. При этом родителям разъясняется необходимость и преимущества совместного творчества ребенка вместе с семьей как обязательного условия развития творческой личности ребенка.

Одна из наиболее важных задач педагога заключается в приобщении семьи к педагогическим знаниям и умениям, основам педагогической культуры, знакомстве с актуальными вопросами воспитания. Наиболее распространенными формами организации педагогического просвещения являются родительские собрания, круглые столы, которые проходят в форме:

•        лекций, где представляется программа обучения с уклоном на воспитание нравственных качеств личности ребенка, беседы со специалистами по вопросам возрастных  особенностей  и здоровья;

•        родительски-педагогических консилиумов, на которых бурно обсуждаются наболевшие проблемы и находятся верные и нестандартные решения;

•        тренингов по вопросам психологии и педагогики;

•        обсуждения планов мероприятий, перспективы развития коллектива;

•        анкетирования и тестирования выявления запросов и потребностей родителей и детей;

•              совместные просмотры спектаклей с последующим обсуждением проблем , которые в нем затронуты;

На родительских собраниях распространяются абонементы, билеты на спектакли и музыкальные концертные программы в исполнении лучших музыкантов города, лауреатов международных конкурсов, солистов ведущих музыкальных театров, детских коллективов города. Дети знакомятся с лучшими концертными залами, особняками и дворцами Петербурга, что служит обогащению духовной и нравственной культуры воспитанников и их семей.

Еще один важный момент взаимодействия педагогов с семьей – это опора на родительский актив, который осуществляет организацию подготовки родителей к спектаклям, концертам, творческим проектам, разнообразным поездкам, экскурсиям.

Театр - самая простая и самая увлекательная возможность для детей быть вместе, быть в дружбе и сотворчестве с театром. Высшей формой духовно-художественного единения поколений мы считаем совместное творчество - игру детей, подростков и их родителей в театр. Приобщая юного человека к искусству, театр пробуждает в нем талант сотворца театрального действия, без участия которого спектакль как произведение искусства не может состояться. Переживая судьбы героев, анализируя ситуации, события, действия и поступки действующих лиц, постигая язык и законы театра, ребенок от спонтанного соучастия в действии переходит к пониманию и осмыслению нравственных и этических ценностей. Театр - уникальная развивающая среда для юного человека в период становления личности. Дети и подростки, увлекающиеся театром, общительнее других, они способны к более глубокому самоанализу, лучше понимают других людей. У них развита способность к сочувствию и сопереживанию, а кроме того, они чаще всего избавлены от комплекса непонимания, не чувствуют себя покинутыми и одинокими, а значит, в существенной степени защищены от влияния экстремистских группировок и наркотиков.

Рождение спектакля – трудоемкий и, вместе с тем, увлекательный процесс и для детей, и для педагогов, и для родителей. Родители помогают, кто чем может: от рисунков костюмов и декораций к будущему спектаклю до их реального воплощения, от разработки эскизов афиш и программок до их печати. Родители в процессе создания спектакля наравне с детьми помогают создавать иную реальность в рамках сценического пространства так, что зритель всем сердцем будет переживать за взлеты и падения героев, будет плакать и смеяться вместе с ними. Созданный всеми нами спектакль – это еще один шаг по пути к сверхзадаче – счастью человека.

Родители наших воспитанников не ограничиваются ролью зрителя или стороннего наблюдателя за процессом формирования творческой личности своего ребенка, они зачастую являются инициаторами проведения семейных музыкальных гостиных, мини-концертов, домашних спектаклей, где сами выступают в роли артистов и музыкантов. Уже начиная с подготовительных групп нашего театра, родители проявляют свои актерские таланты, разыгрывая маленькие пьески вместе со своими детьми на открытых занятиях, доставляя этим несказанное удовольствие зрителям и своим детям.

Родители воспитанников театра заинтересованы в том, чтобы спектакли стали доступны широкому кругу зрителей, и естественно их желание вывозить спектакли на творческие фестивали и конкурсы, как в России, так и за рубежом. Включаются все механизмы родительской помощи коллективу: организация поездки, финансовая поддержка, создание атмосферы любви и заботы, домашнего тепла и уюта для всех. Для талантливых  детей, не имеющих  финансовой  возможности выезжать на такие фестивали, педагоги ищут спонсоров, сотрудничают с муниципальными  и социальными организациями: дети из многодетных семей неоднократно выезжали на фестивали благодаря помощи депутатов и муниципальных организаций.

За 15лет существование театра «Кантабиле» у нас сложилась  свои добрые  традиции:

1.Отмечать начало и окончание учебного года выездами в живописные места пригородов Санкт-Петербурга с пребыванием на базах отдыха или в детских оздоровительных лагерях. Дети и взрослые тщательно  готовятся к таким мероприятиям. В поездках всегда подготовлено и продумано все до мелочей: питание, дороги, проживание, содержательный досуг, все время расписано по минутам. Родители вместе с ними готовят и представляют творческие проекты, участвуют в конкурсах и играх. Такие моменты совместного творческого времяпрепровождения сплачивают и ребенка, и взрослого, весь коллектив.

2. В музыкальном театре принято  отмечать «Дни рождения воспитанников». Это совместные концертные  выступления с родителями, продуманная сценическая атмосфера с декорациями и костюмами.

3. В сентябре ежегодно у нас проходят «Арбузники», на которых дети делятся своими летними впечатлениями и наблюдениями. Педагоги устраивают конкурсы «на лучшую летнюю  семейную фотографию», видео ролик «мои летние  каникулы». Родителям наших детей не нужно объяснять, чем помочь: они просто берут и помогают.

4. Театральные коллективы из разных городов любят приезжать к нам в гости. Родители воспитанников, как радушные хозяева, встречают гостей и размещают приехавших детей в своих семьях, устанавливая тем самым дружеские отношения на долгие годы. Детские творческие коллективы обмениваются репертуаром, показывают свои лучшие спектакли, проводят творческие встречи с другими творческими коллективами  города.

5. Незабываемыми остаются для ребят встречи с интересными людьми и с выпускниками-артистами петербургских театров, которые впитали всю доброту нашего коллектива и в каждую свободную минуту стремятся прийти на помощь или просто поделиться своими планами.

6. Выезды на фестивали и конкурсы, как в черте города, так и за его пределы. К этим мероприятиям мы готовимся особенно тщательно: сочиняется творческая визитка коллектива, продумываются подарки для  ребят из других коллективов, кроме конкурсного выступления готовятся концертные номера в различных жанрах и направлениях для участия в концертах и «капустниках».

Воспитание детей – безмерно сложное занятие. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, и для такого творчества нужна и глубокая интуиция, и глубокие знания. Далеко не все родители имеют специальные знания в области воспитания и почти все испытывают трудности  в установлении контактов с детьми, затрудняются распознать увлечения и способности ребенка, адекватно оценить и понять его возможности. Вовлекаясь в процесс творческого развития своих детей в музыкальном театре «Кантабиле», родители осознают важность союза « педагог – родитель – ребенок» и способствуют благоприятному развитию этих отношений.

Помощь родителей нашему коллективу неоценима, а создание традиций в коллективе ведет за собой создание традиций в семье, о которых дети с увлечением рассказывают на занятиях.

Подводя итог,  можно сделать следующие выводы, что новые факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки школьников, требуют новых форм работы по её профилактике. А  перед  учреждениями дополнительного образования детей  и педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

1. активно распространять накопленный педагогический опыт  по профилактике асоциального поведения детей.

2. шире пропагандировать возможности дополнительного образования в детских садах, на классных часах и родительских собраниях в школах среди всех возрастных групп учащихся.

3.принимать в коллективы всех желающих независимо от их степени способностей (особенно детей из неблагополучных семей).

4.осущетвлять индивидуальный подход к каждому воспитаннику, способствовать самовыражению и  его значимости в коллективе.

5.создавать для каждого ребёнка все условия для радости, успеха, сотрудничества и сотворчества.

 6.работать в тесной взаимосвязи с родителями.

7.направлять воспитательный процесс в каждом творческом коллективе на формирование у воспитанников здорового образа жизни, семейных ценностей, взаимопонимания и единство интересов в семье.

8.испокльзовать в своей работе новейшие педагогические методы и технологии.

Список литературы:

1. Алексеева JI.C. Девиантное поведение подростков: профилактика и реабилитация, защита прав несовершеннолетних. М., 1999.

2. Алемаскин М.А. Методика предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1987.

3. Алемаскин М.А. Проблемы воспитания «трудных» подростков. // Советская педагогика. 1966.

4. Антонов В. Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно образовательных лагерей в современных условиях. Дис.к.п.н. - Екатеринбург, 1997.

5. Андреева Г.М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность // Общение и оптимизация общественной деятельности. М: МГУ, 1987. - 301с.

6. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее «Закон №120-ФЗ»)

7.Ахмеев В.Н., Левков Ю.Я. Воспитание сознательной дисциплины  школьников в семье. Вологда. 1989.-174с.

8.Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. Пер. с англ. А.Б. Орлова. М.: Семья и школа, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Размышления на тему дополнительного образования детей»

Работаю в дополнительном образовании с 1993 года. За время работы сложилось своё мнение по поводу обучения детей в дополнительном образовании. Свои мысли излагаю в  данной статье....

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Презентация "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых"

В данной презентации представлены основные понятия, цели, задачи, составные части "Профессионального стандарта детей и взрослых"...

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

В целях проводимой модернизации образования в Российской Федерации Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный станда...

Методические рекомендации по введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность

Методические рекомендациипо введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность...