Фонетический КВН
методическая разработка (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon foneticheskiy_kvn.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                            ФОНЕТИЧЕСКИЙ КВН.

                                                                                   

                                                                                       5 КЛАСС

       Игра проводится с учащимися 5-6 классов при повторении раздела «Фонетика, графика».В неё также включены задания по орфоэпии .

       Играют две команды (команда Гласных и команда Согласных), ведущие (буквы Ь и Ъ), Ударение.

ЦЕЛИ : в игровой форме проверить теоретические знания и практические навыки по раз- делу «Фонетика» ; вызвать интерес к изучению русского языка .

                                                     СЦЕНАРИЙ ИГРЫ.

Ведущий Ъ.

       Поспорили мы как-то с другом Ь, кто труднее слово придумает, можно и без «смысла», лишь бы трудное. Вот Ь и говорит : «Ауэ!». А я ему : «Прк!» Он в ответ : «Иуэо!» Тогда я ему отвечаю : «Плкх!» Он продолжает : «Ауио!» А я в ответ : «Крпл!» Рассудите нас, чьи слова труднее?

   (Команда Гласных доказывает трудность слов Ъ,а команда Согласных – трудность слов Ь)

Ведущий Ь.

        А сейчас займемся шифровкой. Я устраиваю конкурс «Зашифрованные фамилии».Но сначала каждая команда должна зашифровать по семь фамилий известных вам людей с помощью только гласных (команда Гласных), только согласных (команда Согласных). Об- меняйтесь шифровками – и за дело!

   (Заранее нужно договориться, чьи фамилии будут зашифровывать команды : писателей, поэтов, одноклассников и т.д.)

Ведущий Ъ.

        Молодцы! Защищать свою точку зрения вы умеете. А пока жюри подводит итоги кон-

курса, послушайте, что говорил о важности гласных и согласных звуков С.Я.Маршак.

                                 Дыхание свободно в каждой гласной.

                                 В согласных прерывается на миг…

                                 И только тот гармонии достиг,                

                                 Кому чередованье их подвластно.

                                 Звучат в согласных серебро и медь.

                                 А гласные тебе даны для пенья.

                                 И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

                                 Иль даже продышать стихотворенье.

Ведущий Ь.

         Объявляю конкурс «Лестница». Кто из вас быстрее поднимется по этой лестнице зву- ков? Начали!

                                                           Гласные

                                                  Сонорные согласные

                                           Шумные звонкие согласные

                                            Шумные глухие согласные

(Ведущие начинают спорить – разыгрывают басню П.Матвиенко. Им помогает буква А).

  - Не чересчур ли ты добряк? –

    так знаку Мягкому промолвил Твердый знак. –

    Слова и буквы ты всегда

    смягчить стремишься.

    Нет, в алфавит ты не годишься!

 -  Кто б говорил, но ты бы уж молчал! –

    знак Мягкий Твердому на это отвечал. –

    Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

    Давным-давно пора, как букву Ять,        

    тебя из азбуки изъять…

 -  Друзья, ваш разговор – никчемные слова, -

     услышав этот спор сказала буква А. –

    Вы оба хороши, достойны оба чести,

    Когда стоите в нужном месте.

Команда Гласных и команда Согласных(хором)

     Интересно, а знают ли наши ведущие Ъ и Ь своё место?

(Ведущие рассказывают о том, какова их роль в русском языке).

Ведущий Ъ.

        Сейчас я вам расскажу одну курьезную историю.

        Незнайка писал диктант. «Сел» кашу, «пю» воду ; веду «сёмку»; забить «коля»,- ста- рательно выводил он.

      - Ой, ой, ой! – испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя пока- заться в обществе : нас на смех поднимут!

      - А что с вами случилось?- удивился Незнайка.

      - Ничего- то ты не знаешь!- говорили буквы Е,Ё,Ю,Я.- В этих словах мы обозначаем по два звука (йэ),(йо),(йу),(йа), но делаем это только с помощью твердого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, употребляемого в других случаях.

Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук и читают «сел», «пю», «семку», «коля» вместо съел, пью, съёмку, колья!

Ведущий Ь.

         Если я рядом, значит, кому-то становится мягко. Если б не я, сколько лишних букв пришлось бы придумать, вдвое больше, а так поставил меня сзади буквы – и звук сразу стал мягким.

         Вот попробуйте произнести слова : цел и цель. В первом слове Л – твердый, как камень, а во втором мягкий. И это благодаря мне.

         А ещё с моей помощью дети узнают о том, что существительное ночь третьего скло- нения , а мяч – второго.

Ведущий Ъ.

         Не только по тебе, но и по смыслу, и ещё по роду существительных. Только помень-

ше хвастай. Ведь самое главное в том, что все мы дружно живем и трудимся, и бесконечно любим нашу прекрасную страну Словографию, её чернильные реки, бумажные горы, наши великие справедливые законы.

         Ох, и устал я заниматься русским языком! Может, задачи порешаем?

Ведущий Ь.

         Какие задачки? У нас лингвистический КВН, а не математический!

Ведущий Ъ.

         А у меня и задачи лингвистические. Вот, например, надо решить пропорцию.

                                          Я : А = Ю : ?

Ведущий Ь.

         Решите и мою пропорцию.

         Скажите, какими буквами мы обозначаем гласные звуки.

                                         [ла] : [л’а] = [ло] : ?

Ведущий Ъ.

         А теперь займемся чтением. Читаем слева направо. При чтении надо учитывать ка- чество звуков, составляющих звуковую оболочку слова. Какие слова у нас получились?

                                       Сев, лей, лог, ток, шёлк, рос.

Ведущий Ь.

         Играем в фонетические прятки! Ищем [й] (йот). Мы с Ъ называем слова, а вы опреде- ляете, в каких из них есть [й],а в каких нет.

         Майский день, семья, съёмка, Юра, Сёмка, весёлые люди, люблю ездить, мячик, бельё, яблоко, елка.

Ведущий Ъ.

         Продолжаем игру в прятки! А ну-ка, Гласные,какие звуки прячутся в буквах Е,Ё,Ю,Я?

Согласные, кто прячется в И,Ч,Щ ?

Ведущий Ь.

         Я знаю, что команды приготовили друг другу задания.Посмотрим,что они придумали?

                                                    Команда Гласных.

1).В пустые клетки впишите слова, которые обозначают название дерева , танца, части патрона, рыбы.

(Ответ : пальма, полька, гильза, килька)

  Л

   Ь

  Л

   Ь

  Л

   Ь

  Л

   Ь

2).Отгадайте метаграмму (для этого нужно заменить в слове одну букву другой).

                                       С Л я остров в океане,

                                       С Р растаю вмиг в стакане.

                                                           (Сахалин – сахарин)

                                       С Ч летаю над волною,

                                       С Л не дам волкам покою,

                                       С М рубашка – безрукавка,    

                                       С З скачу в лесу по травке,

                                       С Г меня крепи к детали

                                       Из железа или стали.

                                                            (Чайка - лайка - майка - зайка - гайка)

3).С глухим щипящим я числительное, со звонким – имя существительное .

                                                            (Шесть – жесть)

                                          Команда Согласных .

1).В пустые клетки по горизонтали впишите слова, которые обозначают садовый цветок, домашнее животное, группу животных, хищную рыбу.

           

  А

  А

  А

  А

  А

  А

  А

(Ответ : астра, баран, стадо, акула)

2).Отгадайте метаграмму, замените для этого одну букву в слове на другую .

                                      Со звуком [с] я не вкусна,

                                      но в пище каждому нужна .

                                      С [м] берегись меня, не то

                                      я съем и платье и пальто .

                                                         (Соль – моль)

                                      С [п] – на дереве весною,

                                      С [т] – писать кончаешь мною,

                                      С [б] – я тара в магазине,

                                      С [к] - в болотистой низине .

                                                         (Почка – точка – бочка – кочка)

                                      Со звуком [л’] – найдете под землей

                                      (я, как известно, каменный и бурый).

                                      А с [л] – я в комнате любой,

                                      в геометрической фигуре .

                                                         (Угол – уголь)

Ведущий Ь.

    Все славно потрудились, устали, давайте отдохнем и «скоропоговорим».Дружно, вместе!

                        1.Вез корабль карамель,

                           Наскочил корабль на мель .

                           И матросы две недели

                           Карамель на мели ели .

                                                2.Краб крабу сделал грабли.

                                                   Подал грабли крабу краб.

                                                   Сено граблями, краб, грабь!

                         3.В поле полет Фрося просо,

                            Сорняки выносит Фрося.

                                                4.Встретил в чаще ёж ежа :

                                                   - Как погода, ёж?

                                                   - Свежа. –

                                                  И пошли домой, дрожа,

                                                  Сгорбясь, съёжись, два  ежа.

       А зачем, по вашему мнению, нужны скороговорки?

Ведущий Ъ.

       Перейдем к заданию по орфоэпии. Я дам командам по карточке, на которой написаны слова. Решите сообща, как их надо правильно произносить.

       Конечно, бог, чтобы, гигантский, машинистка, счастливо, модель, ателье, партер, свёкла, шофёр, баловаться, красивее, шимпанзе, яичница, дождь.

Ведущий Ь.

        Когда одна команда будет отвечать, другая может поправлять ошибки, если они счи- тают, что их соперники произносят слово неправильно.

Ведущей Ъ.

       А теперь поговорим об ударении.

Ударение.

       Да-да, обо мне, ведь я очень важное явление. Если я исчезну, могут произойти всякие недоразумения. Вот, например, такое. Однажды проходил КВН. Дошла очередь до конкурса капитанов. Ведущий написал на доске слова , стрелки и гвоздики и предложил нарисовать названные предметы. Когда капитаны показали свои рисунки, все засмеялись, потому что рисунки получились разные. Петя нарисовал солдат с оружием в руках и маленькие гвозди, а Катя – часы с тонкими стрелками и цветы гвоздики. Ведущий спросил у капитанов, почему так получилось. Капитаны не растерялись, объяснили всё, как надо. А вы смогли бы это объяснить?

Ударение.

       Последний конкурс! Соревнуются капитаны команд. Правильно произнесите слова.

       (Капитану Гласных : алфавит, километр, диалог, начать(начал, начала, начали), свёкла, кухонный.)

       (Капитану Согласных : баловать, магазин, музей, понять(понял, поняла, поняли), скучно, сливовый)

Ведущие Ъ и Ь.

       Подведем итоги!

Жюри подводит итоги и объявляет победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетические зарядки.

Фонетические зарядки по китайскому языку для учеников начальной школы. Фонетические зарядки для систематического использования на уроках китайского языка, они способствуют развитию слухопроизносительн...

Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009

В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Фонетическая зарядка на уроках английского языка

Для отработки фонетических звуков и для  закрепления грамматических правил в своей работе я  постоянно использую пословицы,поговорки, загадки и небольшие стихотворения. Дни недели:We d...

Формирование и развитие фонетических навыков: приемы обучения, фонетические упражнения.

Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. В данной статье приведе...

Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.

Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....

Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.

Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....