Занятие «Зажги звезду Добра»
методическая разработка на тему
Цель:
- Формировать нравственные понятия добра и зла.
- Развивать познавательный интерес.
- Побуждение к нравственному самосовершенствованию.
Задачи:
- Формировать потребность совершать добрые дела.
- Учить различать добро и зло, показать необходимость совершать добрые дела.
- Учить групповой форме работы.
- Способствовать формированию нравственных качеств личности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0007b285-d1ff934a.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в разновозрастной группе «Радуга».
«Зажги звезду Добра»
“ Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека”.
М. Пришвин.
Цель:
- Формировать нравственные понятия добра и зла.
- Развивать познавательный интерес.
- Побуждение к нравственному самосовершенствованию.
Задачи:
- Формировать потребность совершать добрые дела.
- Учить различать добро и зло, показать необходимость совершать добрые дела.
- Учить групповой форме работы.
- Способствовать формированию нравственных качеств личности воспитанников.
Оборудование:
Компьютер, доска, листочки разноцветные, парты, расставленные в форме звезды, стенд «Зажги звезду добра», аудиозаписи песен «О доброте», «Дорога добра, Просмотр видеозаписи «Песок».
Ход занятия:
- Организационный момент.
Добрый день дети! А теперь поздоровайтесь с гостями!. Сегодня мы начнем с того, что будем разговаривать о добре и зле.
Посмотрите на наши звездочки, какие они тусклые и не яркие, а в конце нашего занятия, они засияют яркими красками.
- Посмотрите сколько слов можно образовать от слова добро, многие слова для вас новые. Я хотела бы, на некоторые слова услышать определения, или как вы их понимаете своими словами:
Доброта- что это?
Доброта — это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.
Добро- Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Добряк- добрый человек
Вопросы к обсуждению:
- А в чем проявляется доброта?
Ответ: в помощи, заботе, к любви к ближнему, в поступках, отзывчивости.
- Вам какие люди больше нравятся: добрые или злые?
Ответ: Злые люди- это плохое, беда, несчастье, дурное что либо, злость.
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «зло»?
Ответ: (плохое поведение во время урока, злые слова, ссора.
3. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: « Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо». И тогда вам воздастся все по заслугам.
А теперь я предлагаю вам послушать сказку, которая называется «Звездная страна».
Чтение сказки “Звездная страна”.
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные. Они и по размеру были разные. Жили здесь совсем крохотные звездочки, жили и средних размеров, жили и вовсе огромные звезды. Не было среди них ни одной звездочки точь в точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойств. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе и от этого светились удивительным волшебным светом. Звездная страна от этого чудесного сияния была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной самый пакостный из всех пакостей на свете злой волшебник, которого так и звали Пакость Пакостьевич. Увидел Звездную страну Пакость Пакостьевич и закипела в нем зависть. Как же так думает, любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится. И не стало Пакость Пакостьевичу покоя. К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо. И задумал Пакость Пакостьевич свое злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что мол в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше. “А что же нужно для этого сделать?” - поинтересовались звездочки. “Все очень просто, нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены”, - учил со знанием дела Пакость Пакостьевич. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
- Эй, ты, - крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. - Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля, какая... Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи... ха-ха-ха...
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... Но веселее не стало. А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом как раньше. А Пакость Пакостьевич не унимался.
- Эй, громадина, - крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. Вот разъелась... Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха ха...
Никто не заступился. И от грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде зеленая звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич все не унимался. Он подошел к маленькой розовой звездочке по имени Юта и стал смеяться над ней.
- Ой, не могу... Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. И снова весело расхохотался.
От таких грубых и злых слов, странного смеха крохотная розовая звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием выискивать недостатки в каждой звездочке, критиковали друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от грубых, обидных слов, дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. И от этого звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную страну. Первой опомнилась совсем юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во чтобы то ни стало спасти свою любимую родину. “Что же делать?” - думала Люська. “Может быть подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас немедленно иначе может быть поздно. И она на свой страх и риск начала действовать.
Вопрос: От чего звездная страна стала превращаться в унылую, безжизненную страну?
Ответ: (Многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича.)
Вопрос: Докажите, что имя Пакость Пакостьевич говорит само за себя? Ответ: (Тот, кто делает пакости, унижает честь и достоинства других, оскорбляет, выискивает у других недостатки).
Вопрос: Кто первый опомнился?
Ответ: (Люська).
Вопрос: Как бы вы стали действовать?
Ответ: Стали бы находить хорошие слова.- Всех хвалить. - Не выискивать в другом человеке недостатки и промахи. - Подчеркивать достоинства, лучшие стороны.
Вопрос: А вам интересно, что предприняла Люська? (тогда дочитываем сказку).
Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
- Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И свершилось чудо. Поблекшая звездочка Аделаида засияла вдруг снова удивительным волшебным светом.
- Ура! Получилось. Добрые слова помогают - ликовала обрадованная Люська. И начала действовать уже увереннее.
- Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала. И от этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета.
Потом Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
- Хоть, ты, Юта, и очень маленькая, но душа твоя напоминает огромный неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
И Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за одной как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна засияла удивительным волшебным светом, вновь она стала прекрасной и неповторимой, пожалуй, она стала еще краше, чем прежде. А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать и убрался восвояси. Он полетел искать такую страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, где долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Вопрос: Чему учит сказка? Пригодится ли она вам в жизни?
Сказка учит, что
- нельзя безоглядно доверять всем подряд;
- помнить, что в мире есть добро и зло,
- что порой с молчаливого нашего согласия кто-то творит ужасные дела;
- бывают в жизни такие ситуации, когда самый обыкновенный человек должен взять ответственность за изменения ситуации, а порой не торопиться что-то менять,
- учит терпимее относиться друг к другу и еще очень многому другому…
- Теперь хочу вам предложить групповое задание, нужно разделиться на равное количество и попытаться сделать поляну добра. Перед вами фигурки разных предметов.
Воспитатель: А теперь когда картины появились прошу вас зажечь на ними наши звезды!.
Воспитатель: Я бы хотела, чтобы и у нас сегодня здесь зажглись тоже яркие звезды! (Нужно приклеить яркие звезды).
Посмотрите, какие они стали красивые, яркие, волшебные. И каждая наполнена УВАЖЕНИЕМ, ЛЮБОВЬЮ, ТЕПЛОТОЙ, СЧАСТЬЕМ, РАДОСТЬЮ. А вместе все это добро и доброта. И пусть они всегда будут с Вами. Я хочу, чтобы вы в нашей группе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас оставались надолго.
- В заключении, мне хочется пожелать Вам доброты, словами из стихотворения:
Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра,
Пусть для вас источником добра
Не станет то, что для другого зло.
А теперь возьмемся за руки и спаем песню «Дорогою добра». И мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что- то хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.
Большое спасибо за активную работу на занятии!!!!
- Дети перед вами дерево, оно без листочков, прошу вас:
-Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листик.
-Просмотр видеозаписи «Песок».
Список литературы
- Арсенина Е. Н. «Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе» М.: “Глобус”, 2001.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
- Дюкина О. В. Дневник классного руководителя начальной школы. 2009.
- Научно-методический сборник «Растить гражданина» 2010.
- Научно-методический сборник «Учитель, воспитай человека» 2009.
- Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста, – Череповец, 1999.
- Нечаев М. П. Диагностика воспитанности школьников. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2006.
- Павлова М. А. Моделирование воспитательной системы. Волгоград, 2009.
- Перекатьева О. В. Сценарии школьных праздников, театральных постановок, конкурсов и викторин.- Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
- Погодина А.А. Программа по формированию толерантности у подростков в рамках классного коллектива.
- Программа модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Методические разработки занятий, М: Новая школа, 1993.
- Сапегина В. А. Классные часы в начальной школе.- Ростов н/Д6 Феникс, 2010.
- Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе Под ред. В.А. Сластенина, М: Академия, 2000.
- Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. М.: 2004.
- Титова Е. В. «Если знать, как действовать» М., 1993.
- Троицкая Н. Б. Сценарии школьных праздников: метод. Пособие. М.: Дрофа, 2003.
- Щурков ан. Е. Профессиональное мастерство классного руководителя/ н. Е. Щуркова. М.: Айрис-пресс, 2007.
- Яровая Л. Н. «Внеклассные мероприятия» М.: “Вако”, 2005.
Самоанализ занятия
«Зажги звезду добра»
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества…
В.А.Сухомлинский.
Цель:
- Формировать нравственные понятия добра и зла.
- Развивать познавательный интерес.
- Побуждение к нравственному самосовершенствованию.
Задачи:
- Формировать потребность совершать добрые дела.
- Учить различать добро и зло, показать необходимость совершать добрые дела.
- Учить групповой форме работы.
- Способствовать формированию нравственных качеств личности воспитанников.
Данное занятие проводилось в разновозрастной группе «Радуга». Человек начинается с детства. Именно с детства происходит посев добра. Но лишь через года будет ясно, сказались ли семена добра всхожими, или сорняками зла погубили их. Будет видно какой человек вошел в жизнь и стал членом общества.
Методы:
- (Словесно- наглядный- рассказ, объяснение, показ видио-ролика).
- (Практический- составление (аппликации) поляна добра).
Форма работы: индивидуальная, групповая.
При подготовке к занятию ребята были очень активны, с удовольствием учили песню, помогали рисовать.
Все этапы занятия логически связаны между собой, занятие имеет логическую завершенность.
Помещение, где проходило занятие (игровая комната) было чистым и проветренным, единственный минус, не получилось поставить парты в форме звезды, т.к. мало места. Внешний вид соответствовал цели проведения занятия.
Проведенное занятие выбрано в форме рассказа с элементами беседы. Дети отвечали на все вопросы, высказывали свои мнения.
Использование музыкального сопровождения, ИКТ, наглядностей, помогли мне сделать занятие более запоминающимся, увлекательным и красочным, что немаловажно для детей этого возраста.
Считаю, что мне удалось наладить хороший контакт с детьми, общение было свободным и непринужденным. На занятии мы с ребятами раскрыли тему добра, я пробудила у детей стремление быть добрыми по отношению к взрослым и сверстникам.
Надеюсь, что сегодняшнее занятие, мои слова зажгут в сердцах детей огонь доброты и сердечности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час Зажги звезду добра 2012 год
Классный час для учащихся 5-7 классов...
Игра "Зажги звезду" 5 класс
Презентация в форме игры поможет отработать, закрепить построение координат по теме "Метод координат"...
Внеклассное мероприятие "Зажги звезду добра"
Цель мероприятия: Учить детей совершать только хорошие дела и поступки, быть добрыми. Воспитывать уважительное отношение к старшим и друг к другу. ...
Классный час "Зажги звезду добра!"
Классный час "Зажги звезду добра!"...
Внеклассное мероприятие "Зажги звезду" , 5-6 классы
Внеклассное мероприятие по математике, 5-6 классы...
Воспитательское занятие "Зажжем звезду добра"
Данное занятие очень актуально в настоящее время потому что в обычной повседневной жизни мы сталкиваемся с...
Интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога "Зажги звезду желаний"
Опыт работы учителя - логопеда и педагога - психолога по сопровождению детей дошкольного возраста в рамках "предшкольной подготовки"....