Правовой урок 2018
план-конспект занятия (10, 11 класс) на тему

Дегтярева (Сергеева) Татьяна Николаевна

Выбор темы связан с пятилетием вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Проведение Урока рекомендовано министерством образования Красноярского края письмом от 29 августа 2018 года № 75-2194мк «О проведении правового урока».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.rar2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Правовой урок 2018 года

«Ступенька вверх»

Выбор темы связан с пятилетием вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Проведение Урока рекомендовано министерством образования Красноярского края письмом от 29 августа 2018 года № 75-2194мк «О проведении правового урока».

Цель Урока – актуализация правовых знаний учащихся, а в некоторой части и знакомство с правовой действительностью сферы образования.

Задачи Урока:

  1. Способствовать формированию осознания обучающимися необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей, взаимообусловленности прав и обязанностей.
  2. Способствовать формированию у обучающихся способности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, самостоятельно принимать решения при получении образования.
  3. Заинтересовать обучающихся темой правового регулирования сферы образования.

Основные вопросы Урока, которые интересны учащимся:

а) как уже сейчас правильно пользоваться своими академическими правами?

б) что нужно знать о процедуре проведения единого государственного экзамена?

в) какие права и обязательства возникнут  при успешном поступлении в вуз или колледж (техникум)?

Оборудование Урока:

1. конспект урока

2. презентация к уроку

3. раздаточный материал

Ход урока

Давным-давно, тысячи лет назад,  на Земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась бы в сплошную неразбериху.

И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.

И правильно сделали!

- Как вы думаете, удалось ли людям в конце концов справиться с решением этой важной задачи? Каким образом? Давайте вспомним.

(В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека).

Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за американской и французской революциями.  Именно в эпоху буржуазных революций появляется и понятие прав человека.

Однако права и основные свободы человека еще долго оставались в рамках национального права. Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии  и отменой рабства.

Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла большая необходимость в международных документах, которые защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года.

Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека.  Декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И государство обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать.

Есть ещё один документ, где можно познакомиться с правами человека: «Конвенция о правах ребёнка»

О правах человека говорит Конституция РФ.

Там, где речь идет о правах человека, Конституция РФ использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

- Если в точности  соблюдать статьи декларации, конвенции и коституции,  то неразбериха и нарушение прав личности не будут иметь место в жизни. Но чтобы соблюдать статьи декларации, надо вспомнить их

- Какие права имеют дети? (Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание, безопасность, свободу вероисповедания и др.,  но, самое главное,  –  право на жизнь.)

Всё начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право на жизнь было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Давайте представим  себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь.

Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовем ее «лестницей желаний».

От чего зависит наш подъем?

Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?

Изобразите свою «лестницу желаний»

Получение образования - право и обязанность граждан. Государство обязано делать все, чтобы каждый человек получим обходимый для жизни минимум знаний. Школьное образование - это как бы стартовая площадки   для каждого гражданина. Посещая школу и получая полное среднее образование, он реализует свое право. Фактически здесь решается дальнейшая судьба человека, поскольку все будет зависеть от того, как он воспользуется этим правом.

Какие документы регулируют деятельность государства в сфере образования?

(Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, ФЗ «Об образовании»)

Давайте решим следующую задачу:

Ученица одиннадцатого класса Варвара Синичкина получила на уроке физики «тройку», не справившись с самостоятельной работой по изученной теме. Не согласившись с оценкой, Варвара Синичкина обратилась с письменной жалобой к директору школы, указав, что в самостоятельной работе, на ее взгляд, была некорректно сформулирована задача, вследствие чего Варвара Синичкина и получила оценку «удовлетворительно». Вправе ли Варвара Синичкина обжаловать оценку в таком порядке?

Таким образом, получается, что у школьников помимо основных прав и обязанностей есть еще и академические, которые зафиксированы в Законе об образовании. Ознакомьтесь с ними (работа с выдержками из закона).

Давайте проверим, как вы внимательно изучили статьи закона.

Правовой диктант

Вопрос № 1. Из какого расчета обучающийся должен обеспечиваться учебниками?

  1. Не менее одного учебника на парту
  2. Не менее одного учебника на одного обучающегося  по каждому учебному предмету, за исключением физической культуры и ОБЖ
  3. Не менее одного учебника на одного обучающегося  по каждому учебному предмету учебного плана
  4. Таких нормативов не существует

Вопрос № 2. Должна ли школа учитывать мнение обучающихся (их родителей, законных представителей) при издании локальных нормативных актов?

  1. Да, должна, если они затрагивают права и обязанности обучающегося
  2. Нет, не должна, это право администрации
  3. Нет, учитывается только мнение родителей (законных представителей)
  4. Должна, только если обучающемуся уже исполнилось 18

Вопрос № 3. Ты не прошел промежуточную аттестацию по физике и литературе за 11 класс, впереди экзамены. Пересдача назначена на 15 октября в школе.  Могут ли тебя допустить до ЕГЭ в этом учебном году?

  1. Да, могут, я ведь не сдаю эти предметы
  2. Нет, не могут,  так как это считается академической задолженностью
  3. Могут, если родители напишут расписку об обязательной ликвидации задолженности
  4. Могут, по просьбе классного руководителя

Вопрос № 4. Обязан ли обучающийся посещать учебные занятия, выполнять задания учителя?

  1. Да, конечно
  2. Нет, не обязан, это его право, главное получить оценку за четверть
  3. Ученик должен посетить минимум 50% занятий
  4. Нет, не обязан, он может заниматься самостоятельно, главное – приходить на контрольные работы.
  • Чем заканчивается обучение в школе?
  • Что такое ЕГЭ?
  • Как давно оно существует?

Единому государственному экзамену в 2019 году исполняется 18 лет. Автором идеи ЕГЭ в России стал Владимир Михайлович Филиппов, возглавлявший Министерство образования Российской Федерации с 1999 по 2004 год (ныне ректор РУДН). Именно под его руководством началась масштабная реформа российского образования. Одним из основных блоков этой реформы стало введение новых способов оценки знаний школьников – ЕГЭ. ЕГЭ на этом историческом этапе был нацелен на уничтожение коррупции в школах и вузах (при проведении процедур выпускных и вступительных испытаний), обеспечение эффективной проверки знаний выпускников, объединение выпускных и вступительных экзаменов, исключение субъективного фактора оценивания, обеспечение доступного высшего образования для детей из регионов.

За почти 18 лет ЕГЭ не раз менялся процедурно и содержательно, но неизменным оставался принцип его проведения – объективность.

  • Как проходит ЕГЭ?
  • Что можно, а чего нельзя делать во время ЕГЭ?

Процедура проведения единого государственного экзамена в пункте проведения экзамена

1. В день проведения экзамена необходимо явиться ко входу в пункт проведения единого государственного экзамена (ППЭ) к 9:00 по местному времени. Можно и позже, но пропущенного времени никто не восполнит. Иметь с собой паспорт,  черную гелевую (или капиллярную) ручку. Также при себе можно иметь лекарства и питание (при необходимости), специальные технические средства, разрешенные к наличию на этом предмете или же необходимые лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. Все прочие вещи, в том числе ТЕЛЕФОНЫ и ИНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА, письменные заметки оставить в специально отведенном для этого месте до входа в ППЭ.

2. После прохождения контроля на входе (проверка паспортных данных, сверка личности) в ППЭ следовать указаниям организаторов и пройти в аудиторию.

3. После 10:00 получить от организатора индивидуальный комплект, проверить качество напечатанного комплекта (отсутствие белых и темных полос, текст хорошо читаем и четко пропечатан, защитные знаки, расположенные по всей поверхности листа КИМ, четко видны), а также проверить правильность кода региона и номера ППЭ в бланке регистрации ответов. При выявлении любого брака необходимо обратиться к организатору для полной замены комплекта экзаменационных материалов.

4. Заполнить регистрационные поля бланков ЕГЭ, следуя указаниям организатора.

5. Приступить к решению заданий после того, как организатор зафиксирует время начала экзамена на доске.

Во время экзамена можно:

а) покидать аудиторию в сопровождении организатора. Единственное возможное ограничение: очередь в санитарные комнаты. В таком случае необходимо подождать своей очереди за ее пределами. При этом организаторы имеют право входить в помещение туалетных комнат, за исключением занятых туалетных кабинок;

б) обращаться за медицинской помощью в случае ухудшения самочувствия. В ППЭ находится компетентный медицинский работник, который может оказать необходимую помощь. В случае невозможности продолжать выполнение работы по состоянию здоровья, которое зафиксирует медицинский работник, работа может быть прекращена досрочно, а участник имеет право прийти на пересдачу в другой день.

Во время экзамена нельзя:

  • общаться друг с другом;
  • свободно перемещаться по аудитории и ППЭ;

В ППЭ до, во время и после экзамена СТРОГО запрещается:

  • иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
  • выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.

Нарушение этих запретов является административным правонарушением и ведет, во-первых, к удалению с экзамена с последующим аннулированием результатов и возможностью пересдать экзамен  только в следующем году, а во-вторых, к административной ответственности в форме штрафа от 3 до 5 тыс. рублей.

После выполнения заданий необходимо внимательно и аккуратно перенести ответы  из черновиков в бланки ЕГЭ и сдать материалы организатору. Уносить с собой черновики, выписки из заданий, листы КИМ –  категорически запрещено.

Сдав работу, но, не покинув ППЭ, участник может написать апелляцию в случае обнаружения нарушений порядка проведения ЕГЭ. Для этого следует обратиться в Штаб ППЭ, к члену ГЭК, который предоставит форму заявления и поможет в ее заполнении. Стоит отметить, что конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам. Поданная апелляция будет рассмотрена специальной конфликтной комиссией в течение 2 недель, и в случае удовлетворения апелляции  результаты ЕГЭ будут аннулированы, а участник будет пересдавать экзамен в другой день.

6. После сдачи экзамена необходимо  получить результаты экзамена. Их можно узнать, в том числе, и на официальном информационном портале ЕГЭ (http://check.ege.edu.ru). При несогласии с результатами можно также подать апелляцию в течение 2 дней со дня официального объявления результатов ЕГЭ. Для этого необходимо обратиться в свою школу. Апелляция будет рассматриваться конфликтной комиссией в течение 4 рабочих дней с момента ее поступления, и, в случае ее удовлетворения, результаты будут либо аннулированы, либо пересчитаны. Необходимо отметить, что не будут рассматриваться апелляции по вопросам:

  • содержания и структуры заданий;
  • неправильного оформления работы;
  • нарушения участником требований Порядка проведения ЕГЭ;
  • оценивания результатов по заданиям с кратким ответом.

Давайте вновь вернемся к Варваре Синичкиной.

После успешного освоения образовательной программы 11 класса Варвара Синичкина была допущена до прохождения единого государственного экзамена. Помимо русского языка и профильной математики Варвара выбрала физику и химию. В ходе экзамена по физике, уже в аудитории, к Синичкиной обратился ее одноклассник, попросив помочь решить ему несколько заданий. Синичкина согласилась, однако при передаче ответов однокласснику факт общения зафиксировал онлайн-наблюдатель, который передал соответствующую информацию в пункт проведения экзамена. Как вы считаете, был ли нарушен порядок проведения Единого государственного экзамена Синичкиной и ее одноклассником?

Решение задачи: Да, порядок был нарушен. В соответствии с пунктом 45 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400, во время экзамена участники не должны общаться друг с другом. Экзамен сдается обучающимися самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Результаты экзамена у обучающихся, воспользовавшихся помощью посторонних лиц при решении заданий, подлежат аннулированию.

Через год после успешного прохождения Варварой Синичкиной единого государственного экзамена и приемной кампании в вуз Варвара была зачислена на первый курс физико-математического факультета. И теперь она стала студенткой.

  • Как вы считаете, статус студента и школьника отличаются друг от друга?
  • Каковы права и обязанности студента?

Давайте проверим, как вы внимательно изучили статьи закона.

Правовой диктант

Вопрос № 1. Может ли студент очно-заочного (вечернего) отделения получить отсрочку от армии?

  1. Да, может
  2. Нет, не может
  3. Может, если не имеет академической задолженности по учебе
  4. Может, но не более чем на полгода

Вопрос № 2. Сколько раз студент может уходить в академический отпуск?

  1. Один раз
  2. Два раза за весь период обучения
  3. Не более трех раз
  4. Неограниченное количество раз

Вопрос № 3. Может ли студент перейти с платного обучения на бесплатное?

  1. Нет, не может
  2. Да, может, если принимает активное участие в жизни университета/колледжа
  3. Может, если за две предыдущие сессии по результатам экзамена имеет «4» и «5»
  4. Может, если ему уже исполнилось 18

Вопрос № 4. Ты учишься на 4 курсе по программе бакалавриата «Математика», можно ли тебе перевестись на первый курс по программе специалитета «Астрономия»?

  1. Нет, нельзя
  2. Да, можно, при наличии вакантных мест
  3. Можно, если сдать экзамены и зачеты по недостающим предметам
  4. Можно, направления ведь смежные

Молодцы, ребята! Я очень надеюсь на то, что, благодаря сегодняшнему уроку вы больше стали знать о своих правах и обязанностях.

Что стало важным в результате Урока?

О чем задумались в результате Урока?

Какую полезную для себя информацию сегодня узнали?

Появилось ли желание самостоятельно более подробно изучить законодательство об образовании?

На этом наш необычный урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого школьного Правового урока для учащихся 8-11 классов: "Труди трудовое законодательство"

Данный сценарий, рссчитан на учащихся 8-11 классов базового уровня подготовки. Данный урок является частью создаваемой мною системы правового воспитани школьников....

Презентация "Гагаринский урок" 2018 г.

В презентации рассмотрены ключевые моменты в развитии космонавтики в России....

Методическая разработка к Парламентского урока 2018

Парламентский урок-2018 "Парламет,общество и я"...

Правовой урок " Агрессия среди подростков и ее последствия"

Правовой урок «Агрессия среди подростков и ее последствия» Цель урока:Профилактика правонарушений, агрессивного поведения учащихся.         Зад...

Правовой урок «Мы выбираем свой завтрашний день»

Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или сел...

Единый правовой урок

Конституция РФ - основной закон государства...

Правовой урок (Своя Игра) 5-7 классы

Правовой урок в формате игры....