Правовой урок 2018
план-конспект занятия (10, 11 класс) на тему
Выбор темы связан с пятилетием вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Проведение Урока рекомендовано министерством образования Красноярского края письмом от 29 августа 2018 года № 75-2194мк «О проведении правового урока».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.rar | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Правовой урок 2018 года
«Ступенька вверх»
Выбор темы связан с пятилетием вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Проведение Урока рекомендовано министерством образования Красноярского края письмом от 29 августа 2018 года № 75-2194мк «О проведении правового урока».
Цель Урока – актуализация правовых знаний учащихся, а в некоторой части и знакомство с правовой действительностью сферы образования.
Задачи Урока:
- Способствовать формированию осознания обучающимися необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей, взаимообусловленности прав и обязанностей.
- Способствовать формированию у обучающихся способности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, самостоятельно принимать решения при получении образования.
- Заинтересовать обучающихся темой правового регулирования сферы образования.
Основные вопросы Урока, которые интересны учащимся:
а) как уже сейчас правильно пользоваться своими академическими правами?
б) что нужно знать о процедуре проведения единого государственного экзамена?
в) какие права и обязательства возникнут при успешном поступлении в вуз или колледж (техникум)?
Оборудование Урока:
1. конспект урока
2. презентация к уроку
3. раздаточный материал
Ход урока
Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась бы в сплошную неразбериху.
И люди взялись за решение этих главных вопросов в беседах между собой, путём международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
И правильно сделали!
- Как вы думаете, удалось ли людям в конце концов справиться с решением этой важной задачи? Каким образом? Давайте вспомним.
(В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека).
Первые разрозненные суждения о правах человека восходят еще к временам античности. Затем пришло время конституционных актов, последовавших в XVIII в. за американской и французской революциями. Именно в эпоху буржуазных революций появляется и понятие прав человека.
Однако права и основные свободы человека еще долго оставались в рамках национального права. Первые международные договоры, касающиеся прав человека, были связаны с признанием свободы религии и отменой рабства.
Во время второй мировой войны мир стал свидетелем массовых нарушений прав человека, игнорирования человеческой жизни и достоинства, попыток уничтожить целые группы населения по признаку их расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений. В результате стало очевидным, что возникла большая необходимость в международных документах, которые защищали бы права человека, поскольку уважение прав человека является одним из основных условий международного мира и прогресса. Это убеждение нашло соответствующее выражение и получило дальнейшее развитие в Уставе ООН, подписанном 26 июня 1945 года.
Всеобщая декларация прав человека – это первый международный документ, в котором изложен широкий, хотя и не полный, перечень основных прав человека. Декларация явилась первым международным актом, который признал, что права человека принадлежат ему от рождения и без них он не может реализовать себя как личность. И государство обязано уважать человеческие права, признавать их и обеспечивать.
Есть ещё один документ, где можно познакомиться с правами человека: «Конвенция о правах ребёнка»
О правах человека говорит Конституция РФ.
Там, где речь идет о правах человека, Конституция РФ использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.
- Если в точности соблюдать статьи декларации, конвенции и коституции, то неразбериха и нарушение прав личности не будут иметь место в жизни. Но чтобы соблюдать статьи декларации, надо вспомнить их
- Какие права имеют дети? (Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание, безопасность, свободу вероисповедания и др., но, самое главное, – право на жизнь.)
Всё начинается с права на жизнь. Это – первый шаг на пути в будущее. Но такое право на жизнь было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущее, во взрослую жизнь.
Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовем ее «лестницей желаний».
От чего зависит наш подъем?
Наш подъем зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом. Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение?
Изобразите свою «лестницу желаний»
Получение образования - право и обязанность граждан. Государство обязано делать все, чтобы каждый человек получим обходимый для жизни минимум знаний. Школьное образование - это как бы стартовая площадки для каждого гражданина. Посещая школу и получая полное среднее образование, он реализует свое право. Фактически здесь решается дальнейшая судьба человека, поскольку все будет зависеть от того, как он воспользуется этим правом.
Какие документы регулируют деятельность государства в сфере образования?
(Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, ФЗ «Об образовании»)
Давайте решим следующую задачу:
Ученица одиннадцатого класса Варвара Синичкина получила на уроке физики «тройку», не справившись с самостоятельной работой по изученной теме. Не согласившись с оценкой, Варвара Синичкина обратилась с письменной жалобой к директору школы, указав, что в самостоятельной работе, на ее взгляд, была некорректно сформулирована задача, вследствие чего Варвара Синичкина и получила оценку «удовлетворительно». Вправе ли Варвара Синичкина обжаловать оценку в таком порядке?
Таким образом, получается, что у школьников помимо основных прав и обязанностей есть еще и академические, которые зафиксированы в Законе об образовании. Ознакомьтесь с ними (работа с выдержками из закона).
Давайте проверим, как вы внимательно изучили статьи закона.
Правовой диктант
Вопрос № 1. Из какого расчета обучающийся должен обеспечиваться учебниками?
- Не менее одного учебника на парту
- Не менее одного учебника на одного обучающегося по каждому учебному предмету, за исключением физической культуры и ОБЖ
- Не менее одного учебника на одного обучающегося по каждому учебному предмету учебного плана
- Таких нормативов не существует
Вопрос № 2. Должна ли школа учитывать мнение обучающихся (их родителей, законных представителей) при издании локальных нормативных актов?
- Да, должна, если они затрагивают права и обязанности обучающегося
- Нет, не должна, это право администрации
- Нет, учитывается только мнение родителей (законных представителей)
- Должна, только если обучающемуся уже исполнилось 18
Вопрос № 3. Ты не прошел промежуточную аттестацию по физике и литературе за 11 класс, впереди экзамены. Пересдача назначена на 15 октября в школе. Могут ли тебя допустить до ЕГЭ в этом учебном году?
- Да, могут, я ведь не сдаю эти предметы
- Нет, не могут, так как это считается академической задолженностью
- Могут, если родители напишут расписку об обязательной ликвидации задолженности
- Могут, по просьбе классного руководителя
Вопрос № 4. Обязан ли обучающийся посещать учебные занятия, выполнять задания учителя?
- Да, конечно
- Нет, не обязан, это его право, главное получить оценку за четверть
- Ученик должен посетить минимум 50% занятий
- Нет, не обязан, он может заниматься самостоятельно, главное – приходить на контрольные работы.
- Чем заканчивается обучение в школе?
- Что такое ЕГЭ?
- Как давно оно существует?
Единому государственному экзамену в 2019 году исполняется 18 лет. Автором идеи ЕГЭ в России стал Владимир Михайлович Филиппов, возглавлявший Министерство образования Российской Федерации с 1999 по 2004 год (ныне ректор РУДН). Именно под его руководством началась масштабная реформа российского образования. Одним из основных блоков этой реформы стало введение новых способов оценки знаний школьников – ЕГЭ. ЕГЭ на этом историческом этапе был нацелен на уничтожение коррупции в школах и вузах (при проведении процедур выпускных и вступительных испытаний), обеспечение эффективной проверки знаний выпускников, объединение выпускных и вступительных экзаменов, исключение субъективного фактора оценивания, обеспечение доступного высшего образования для детей из регионов.
За почти 18 лет ЕГЭ не раз менялся процедурно и содержательно, но неизменным оставался принцип его проведения – объективность.
- Как проходит ЕГЭ?
- Что можно, а чего нельзя делать во время ЕГЭ?
Процедура проведения единого государственного экзамена в пункте проведения экзамена
1. В день проведения экзамена необходимо явиться ко входу в пункт проведения единого государственного экзамена (ППЭ) к 9:00 по местному времени. Можно и позже, но пропущенного времени никто не восполнит. Иметь с собой паспорт, черную гелевую (или капиллярную) ручку. Также при себе можно иметь лекарства и питание (при необходимости), специальные технические средства, разрешенные к наличию на этом предмете или же необходимые лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам. Все прочие вещи, в том числе ТЕЛЕФОНЫ и ИНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА, письменные заметки оставить в специально отведенном для этого месте до входа в ППЭ.
2. После прохождения контроля на входе (проверка паспортных данных, сверка личности) в ППЭ следовать указаниям организаторов и пройти в аудиторию.
3. После 10:00 получить от организатора индивидуальный комплект, проверить качество напечатанного комплекта (отсутствие белых и темных полос, текст хорошо читаем и четко пропечатан, защитные знаки, расположенные по всей поверхности листа КИМ, четко видны), а также проверить правильность кода региона и номера ППЭ в бланке регистрации ответов. При выявлении любого брака необходимо обратиться к организатору для полной замены комплекта экзаменационных материалов.
4. Заполнить регистрационные поля бланков ЕГЭ, следуя указаниям организатора.
5. Приступить к решению заданий после того, как организатор зафиксирует время начала экзамена на доске.
Во время экзамена можно:
а) покидать аудиторию в сопровождении организатора. Единственное возможное ограничение: очередь в санитарные комнаты. В таком случае необходимо подождать своей очереди за ее пределами. При этом организаторы имеют право входить в помещение туалетных комнат, за исключением занятых туалетных кабинок;
б) обращаться за медицинской помощью в случае ухудшения самочувствия. В ППЭ находится компетентный медицинский работник, который может оказать необходимую помощь. В случае невозможности продолжать выполнение работы по состоянию здоровья, которое зафиксирует медицинский работник, работа может быть прекращена досрочно, а участник имеет право прийти на пересдачу в другой день.
Во время экзамена нельзя:
- общаться друг с другом;
- свободно перемещаться по аудитории и ППЭ;
В ППЭ до, во время и после экзамена СТРОГО запрещается:
- иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
- выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы.
Нарушение этих запретов является административным правонарушением и ведет, во-первых, к удалению с экзамена с последующим аннулированием результатов и возможностью пересдать экзамен только в следующем году, а во-вторых, к административной ответственности в форме штрафа от 3 до 5 тыс. рублей.
После выполнения заданий необходимо внимательно и аккуратно перенести ответы из черновиков в бланки ЕГЭ и сдать материалы организатору. Уносить с собой черновики, выписки из заданий, листы КИМ – категорически запрещено.
Сдав работу, но, не покинув ППЭ, участник может написать апелляцию в случае обнаружения нарушений порядка проведения ЕГЭ. Для этого следует обратиться в Штаб ППЭ, к члену ГЭК, который предоставит форму заявления и поможет в ее заполнении. Стоит отметить, что конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам. Поданная апелляция будет рассмотрена специальной конфликтной комиссией в течение 2 недель, и в случае удовлетворения апелляции результаты ЕГЭ будут аннулированы, а участник будет пересдавать экзамен в другой день.
6. После сдачи экзамена необходимо получить результаты экзамена. Их можно узнать, в том числе, и на официальном информационном портале ЕГЭ (http://check.ege.edu.ru). При несогласии с результатами можно также подать апелляцию в течение 2 дней со дня официального объявления результатов ЕГЭ. Для этого необходимо обратиться в свою школу. Апелляция будет рассматриваться конфликтной комиссией в течение 4 рабочих дней с момента ее поступления, и, в случае ее удовлетворения, результаты будут либо аннулированы, либо пересчитаны. Необходимо отметить, что не будут рассматриваться апелляции по вопросам:
- содержания и структуры заданий;
- неправильного оформления работы;
- нарушения участником требований Порядка проведения ЕГЭ;
- оценивания результатов по заданиям с кратким ответом.
Давайте вновь вернемся к Варваре Синичкиной.
После успешного освоения образовательной программы 11 класса Варвара Синичкина была допущена до прохождения единого государственного экзамена. Помимо русского языка и профильной математики Варвара выбрала физику и химию. В ходе экзамена по физике, уже в аудитории, к Синичкиной обратился ее одноклассник, попросив помочь решить ему несколько заданий. Синичкина согласилась, однако при передаче ответов однокласснику факт общения зафиксировал онлайн-наблюдатель, который передал соответствующую информацию в пункт проведения экзамена. Как вы считаете, был ли нарушен порядок проведения Единого государственного экзамена Синичкиной и ее одноклассником?
Решение задачи: Да, порядок был нарушен. В соответствии с пунктом 45 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400, во время экзамена участники не должны общаться друг с другом. Экзамен сдается обучающимися самостоятельно, без помощи посторонних лиц. Результаты экзамена у обучающихся, воспользовавшихся помощью посторонних лиц при решении заданий, подлежат аннулированию.
Через год после успешного прохождения Варварой Синичкиной единого государственного экзамена и приемной кампании в вуз Варвара была зачислена на первый курс физико-математического факультета. И теперь она стала студенткой.
- Как вы считаете, статус студента и школьника отличаются друг от друга?
- Каковы права и обязанности студента?
Давайте проверим, как вы внимательно изучили статьи закона.
Правовой диктант
Вопрос № 1. Может ли студент очно-заочного (вечернего) отделения получить отсрочку от армии?
- Да, может
- Нет, не может
- Может, если не имеет академической задолженности по учебе
- Может, но не более чем на полгода
Вопрос № 2. Сколько раз студент может уходить в академический отпуск?
- Один раз
- Два раза за весь период обучения
- Не более трех раз
- Неограниченное количество раз
Вопрос № 3. Может ли студент перейти с платного обучения на бесплатное?
- Нет, не может
- Да, может, если принимает активное участие в жизни университета/колледжа
- Может, если за две предыдущие сессии по результатам экзамена имеет «4» и «5»
- Может, если ему уже исполнилось 18
Вопрос № 4. Ты учишься на 4 курсе по программе бакалавриата «Математика», можно ли тебе перевестись на первый курс по программе специалитета «Астрономия»?
- Нет, нельзя
- Да, можно, при наличии вакантных мест
- Можно, если сдать экзамены и зачеты по недостающим предметам
- Можно, направления ведь смежные
Молодцы, ребята! Я очень надеюсь на то, что, благодаря сегодняшнему уроку вы больше стали знать о своих правах и обязанностях.
Что стало важным в результате Урока?
О чем задумались в результате Урока?
Какую полезную для себя информацию сегодня узнали?
Появилось ли желание самостоятельно более подробно изучить законодательство об образовании?
На этом наш необычный урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого школьного Правового урока для учащихся 8-11 классов: "Труди трудовое законодательство"
Данный сценарий, рссчитан на учащихся 8-11 классов базового уровня подготовки. Данный урок является частью создаваемой мною системы правового воспитани школьников....
Презентация "Гагаринский урок" 2018 г.
В презентации рассмотрены ключевые моменты в развитии космонавтики в России....
Методическая разработка к Парламентского урока 2018
Парламентский урок-2018 "Парламет,общество и я"...
Правовой урок " Агрессия среди подростков и ее последствия"
Правовой урок «Агрессия среди подростков и ее последствия» Цель урока:Профилактика правонарушений, агрессивного поведения учащихся. Зад...
Правовой урок «Мы выбираем свой завтрашний день»
Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или сел...
Единый правовой урок
Конституция РФ - основной закон государства...
Правовой урок (Своя Игра) 5-7 классы
Правовой урок в формате игры....