Правовой урок «Мы выбираем свой завтрашний день»
план-конспект урока по праву (11 класс)
Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к высокому уровню своего развития, к правовому государству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravovoy.docx | 39.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мы выбираем свой завтрашний день»
Правовой урок
Цели:
- Повышение уровня правовой культуры учащихся;
- Формирование мотивации к активному изучению предметного содержания для практического применения знаний;
- Формирование активной гражданской позиции личности, гражданина демократического государства
Участники мероприятия: Черкасова Е.А., учитель истории и обществознания, ученики 11 класса
Оформление: буклеты «Шпаргалка будущего избирателя», проектор, экран, фильм «История избирательного права в России»
Ход мероприятия
Учитель:
Наступит день, когда вы - сегодняшние старшеклассники, достигнув 18-летнего возраста, станете избирателями. Будете ли вы к этому готовы? Пойдете ли голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Это во многом будет зависеть от того, какой правовой, избирательной культурой вы владеете. Поэтому тема сегодняшнего мероприятия «Избирательное право». Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Ведь чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной ее население, тем скорее страна приходит к высокому уровню своего развития, к правовому государству.
Ну, а пока возраст не дает вам права принять участие в таких выборах, будем этому учиться. Мы сегодня приглашаем вас принять участие в правовой викторине «Своё будущее выбираем сами», на которой вам, ребята, предлагается проверить свои знания по вопросам избирательного права, полученные в школе на уроках истории, обществознания, права.
Но, прежде чем приступить к викторине, давайте вспомним историю выборов в России?
(демонстрируется видеофильм «История избирательного права в России», продолжительность 09:22 мин)
А сейчас, ребята, предлагаю вам принять участие в первой викторине, посвящённой Конституции Российской Федерации. Это поможет вам закрепить ваши знания о Конституции.
Итак, мы начинаем
Викторина «Своё будущее выбираем сами»
Вопросы викторины:
1. С чего начинается официальный текст Конституции РФ?
а) с первой главы
б) с указа Президента о введении Конституции в действие
в) с преамбулы
2. Конституция это:
а) свод всех законов государства
б) основной закон государства
в) принципы справедливого общественного устройства
3. По Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является...
а) Президент Российской Федерации
б) Федеральное Собрание
в) Народ
4. Объём прав, свобод и обязанностей гражданина по Конституции определяется:
а) национальностью
б) гражданством
в) проживанием в данном государстве
5. Президент по своему статусу по Конституции владеет властью:
а) не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею.
б) законодательной
в) исполнительной
6. Конституцию в правовом государстве охраняет:
а) парламент
б) правительство
в) Конституционный суд
7. Защиту прав и свобод человека по Конституции осуществляет:
а) Законотворческая деятельность парламента
б) естественное право, т.е. рождение человека
в) Президент как гарант Конституции
Учитель:
Глава 4 Конституции РФ посвящена президенту Российской Федерации. Президент Российской Федерации является главой государства. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
А сейчас ребята мы предлагаем вам поучаствовать в небольшой викторине, где прозвучат вопросы, связанные с институтом президентства в России.
1. Как часто проходят выборы Президента Российской Федерации?
а) 4 года
б) 5 лет
в) 6 лет
2. В каком возрасте можно стать кандидатом на пост Президента Российской Федерации?
а) 30 лет
б) 35 лет
в) 40 лет
3. Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, т.е. быть её гражданином не менее...
а) 5 лет
б) 10 лет
в) 15 лет
4. Первый Президент Российской Федерации
а) В.В. Путин
б) М.С. Горбачёв
в) Б.Н. Ельцин
Учитель:
Глава 5 посвящена представительному и законодательному органу государства – Федеральному Собранию, именуемому еще парламент. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федераций входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.
А сейчас, ребята, предлагаем вам поучаствовать ещё в одной викторине, где прозвучат вопросы о нашем парламенте.
1. Как называется Парламент Российской Федерации?
а) Правительство Российской Федерации
б) Государственная Дума Российской Федерации
в) Федеральное Собрание Российской Федерации
2. В какую палату Парламента избираются депутаты?
а) Совет Федерации
б) Государственную Думу Российской Федерации
в) Государственный Совет
3. Как часто проходят выборы депутатов Государственной Думы РФ?
а) один раз в 4 года
б) один раз в 6 лет
в) один раз в 5 лет
4. Сколько депутатов работает в нижней палате Парламента - Государственной Думе РФ?
а) 450 депутатов
б) 250 депутатов
в) 1000 депутатов
ВИКТОРИНА «В МИРЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА»
посвящается знанию избирательного права Российской Федерации
Что же сказано в Конституции РФ об избирательном праве?
Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти.
- Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти
- ВЫБОРЫ укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения
- ВЫБОРЫ помогают людям выказать поддержку или разочарование существующему правительству
- ВЫБОРЫ - это эффективный способ политического просвещения народа, это есть барометр общественного мнения
ВЕДУЩИЙ 1
А теперь вопросы к командам:
- Что такое активное избирательное право? – право граждан России избирать;
- Что такое пассивное избирательное право? – право граждан России быть избранным;
- Как называется избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат? (мажоритарной система)
- Как называется избирательная система, при которой избиратели голосуют за список кандидатов одной из партий? (пропорциональная система, т.е. сколько % избирателей проголосуют за партию, столько мест в парламенте она займёт)
- Как называется лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган власти на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? (депутат)
- Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом? (избиратель)
- Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов? (избирательный участок)
- Как называется специальный листок бумаги, который выдаётся пришедшему на выборы? В нем указаны имена всех кандидатов. (избирательный бюллетень)
- Как называется специальный ящик, куда избиратель опускает избирательный бюллетень? (Избирательная урна)
- Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны? (Центральная избирательная комиссия)
- Как называется документ, необходимый для получения избирательного бюллетеня? (паспорт)
- Могут ли граждане РФ имеющие право голоса и находящиеся вне пределов своего избирательного участка (в командировке, на отдыхе и т. п.) проголосовать на другом избирательном участке? (да, если они предварительно взяли открепительное удостоверение)
- Могут ли (во время выборов) на избирательном участке находиться наблюдатели от политических партий? (да, политические партии, зарегистрировавшие федеральный список вправе назначать наблюдателей)
- Может ли гражданин РФ находящийся в местах лишения свободы по решению суда голосовать или быть избранным депутатом? (нет)
- Могут ли принимать участие в голосовании - лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления? (да, т.к. вина их в содеянном еще не доказана в суде)
- Возможен ли в России однопартийный парламент? (нет, в случае если только одна партия набирает более 5 % голосов, то в ГД проходит партия, занявшая второе место)
- Как называется лицо, назначенное при проведении выборов вести наблюдение за проведением голосования, подведением его итогов, зарегистрированное кандидатом, избирательным объединением, группой избирателей? (Наблюдатель)
- Можно ли на избирательном участке спрашивать совет у комиссии и избирателей о том, за кого голосовать? (Нельзя)
- Если родственник попросит вас проголосовать за него, что вы сделаете? (откажу)
Учитель:
Конституции РФ, символами государства являются герб, флаг и государственный гимн. Герб, флаг и гимн — самые главные отличительные знаки государства. Они обозначают единство страны, равноправие её народов. В них сохраняется память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Герб, флаг и гимн России — это знаки русской истории. История российского герба — двуглавого орла — насчитывает уже более 500 лет.
Более 300 лет назад появился в России бело-сине-красный флаг.
Государственный гимн России родился в двадцатом столетии.
А сейчас, в заключении нашей встречи ещё одна небольшая викторина, посвящённая символам России.
- Где изображается государственный герб Российской Федерации?
(на паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знамёнах, печатях, денежных знаках).
- В каком веке появился первый герб нашего государства? (в конце 14 века)
- Двуглавый орёл на гербе появился во время царствования какого царя?
(Ивана III)
- Откуда пришёл к нам двуглавый орёл? (Из Византии. Сторонники византийской версии связывают появление орла с женитьбой московского князя Ивана III на византийской княжне Софье Палеолог. Двуглавый орёл использовался как знак императора Византии).
- Что символизируют две головы орла на российском гербе?
(Двуглавый орёл — это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад, говорят о двуединстве Европы и Азии)
- Назовите авторов Гимна России? (С. Михалков; Б. Александров)
- Назовите первую строку припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное)
- Когда на Руси впервые появился бело — сине — красный единый национальный флаг? (при Петре I)
- Что символизируют цвета российского флага? (Самое древнее объяснение цветов флага соответствовало религиозному восприятию мира: красный цвет, расположенный внизу, символизировал всё мирское, земное; синий - небесное; а белый, расположенный вверху, - божественное.)
В 19 веке, полосам придали значение содружества трёх восточнославянских народов: белорусов, украинцев и русских.
В настоящее время объяснение символики цветов таково:
*белый-мир, чистота, непорочность, совершенство, благородство, откровенность;
*синий — вера и верность, постоянство, честность и безупречность;
*красный — энергия, сила, великодушие и любовь, мужество, самопожертвование, кровь, пролитая за Отечество
. На этом наш урок завершается.
Я надеюсь, что полученные сегодня знания и умения пригодятся вам для формирования собственной гражданской позиции, для осознания себя гражданами нашей огромной страны.
Мы сегодня вспомнили, какие у каждого из нас есть избирательные права. Но не следует забывать, что у каждого из нас есть и обязанности перед нашей Родиной: быть добропорядочным гражданином, служить в армии, голосовать на выборах. Давайте не будем забывать о своем гражданском долге.
Интеллектуально -правовая игра: «Мы молодые! Нам выбирать!»
Цель и задачи мероприятия: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека и ребенка; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей.
Этапы:
I. Приветствие участникам
Просмотр социального видеоролика - эвристическая беседа о просмотренном.
II. Тимбилдинг «Избирательное право»
III. Тест «Будущее России — за вами»
IV. Подведение итогов. Рефлексия (диспут). раздача буклетов
Заполнение карточек с качествами настоящего гражданина. Оформление избирательной листовки.
Примерные вопросы для диспута:
1. Пойдете ли Вы голосовать? Если нет, то почему?
2. Как Вы думаете, почему надо идти голосовать?
Приложение №1
Брейн – ринг «Избирательное право» интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов
Станция первая «По лабиринтам права»
Команды отвечают на вопросы в течение 1 минуты.
- Как называется всенародное голосование по вопросам государственного значения? (Референдум)
- Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт)
- Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? ( Да)
- Основные символы государственной власти. (Флаг, герб, гимн)
- Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является (народ)
- На какой срок избирается Государственная Дума (5 лет)
- Назовите численность депутатов Государственной Думы (450 депутатов)
- Назовите главный источник избирательного права (Конституция РФ)
- Кто проводит первое заседание избранной Государственной Думы (старейший по возрасту депутат)
- Какой знак при голосовании избиратель наносит в избирательном бюллетене в квадрате, относящемуся к кандидату, списку кандидатов
- С какого возраста можно избираться депутатом местного совета (18-летнего)
С какого возраста депутатом Государственной Думы (21 год)
С какого возраста– президентом страны (35 летнего)
Станция вторая «А это принципиально….»
Какие принципы избирательного права были нарушены в следующих ситуациях. Каждый правильный ответ. 2 балла. Команды листочки с ответами сдают жюри.
5 основных принципов:
1) Принцип свободных выборов.
2) Принцип всеобщего избирательного права.
3) Принцип равного избирательного права.
4) Принцип прямого избирательного права.
5) Принцип тайного голосования.
Ситуация 1: В избирательном законе 1905 г. Российской империи говорилось: «Один голос помещика приравнивается к четырем голосам буржуазии; 250 голосам крестьян; 543 голосам рабочих». ……………………………………………………………………….
Ситуация 2: Во время голосования рядом с голосующим стоит представитель какой-то политической партии и советует избирателю за кого отдать голос.
………………………………………………………………………………………………….
Ситуация 3: Избирательный закон разрешает одному человеку голосовать за другого, т. е. сосед может проголосовать за соседа, родственник – за родственника.
………………………………………………………………………………………………….
Ситуация 4: В Англии в 1832 г. Была проведена избирательная реформа: в выборах могла участвовать одна шестая часть взрослого мужского населения, для избирателей сохранялся высокий имущественный ценз, лендлорды по-прежнему могли влиять на результат выборов.
………………………………………………………………………………………………….
Станция третья «Думай! Действуй! Выбирай!»
За каждый ответ - 1 балл
1. По-французски «говорильня», в Израиле – Кнессет, в Иране – Меджлис, в Украине – Рада, а в России? (Федеральное собрание)
2. В переводе с латинского – одетый в белое, назначенный к назначению; в переводе с французского – претендент; а по-русски? (кандидат)
3. В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением? Почему? (Да (гл. 10 ст 72 п. 2 ФЗ)
4. Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный бюллетень?
(Нет (гл. 4 ст 30 п. 7 ФЗ)
5. Право избирать называется… (Активное избирательное право)
6. Девушка проживает в г. Острове, но на момент голосования место жительство изменится, так как планирует временно пожить в г. Пскове у своей тёти . Где должна голосовать девушка? (по месту регистрации)
Четвертая станция «Значимые слова».
За каждый правильный ответ по 2 балла
Определите, о каком понятии идет речь:
- вид предвыборной агитации, содержанием которого является публичный обмен мнениями двух и более кандидатов по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых предлагается в программах (дебаты)
- нормативно-правовой акт, принятый органом законодательной власти или на референдуме (Конституция)
- форма государственного устройства, предусматривающая осуществление государственной власти, как на общегосударственном уровне, так и на уровне составных частей государства. (федерация)
- Как называется политический добровольный союз людей, объединѐнных единством целей, выражения и защиты интересов с помощью политической власти? (Партия).
- Назовите коллегиальные органы, формируемые в сроки, которые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. (Избирательные комиссии).
- Как называется гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом? (Избиратель).
- Как называется лицо, выбранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании? (Депутат).
- Как называются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной компании? (Агитационные материалы).
- Кто имеет право принимать участие в избирательной кампании? (Граждане, достигшие возраста 18 лет, если они не признаны судимыми и не содержатся в местах лишения свободы).
- Как называется лицо, назначенное при проведении выборов вести наблюдение за проведением голосования, подведением его итогов, зарегистрированное кандидатом, избирательным объединением, группой избирателей? (Наблюдатель).
Пятая станция «Избирательный процесс»
Расположите этапы избирательного процесса в нужной последовательности. Каждый правильный ответ 1 балл (максимальное количество баллов 9)
- создание избирательных комиссий;
- процесс голосования на избирательных участках;
- назначение даты выборов;
- регистрация избирателей в установленном порядке;
- организация избирательных округов;
- выдвижение кандидатов на выборные должности;
- установление и оглашение результатов выборов;
- подведение итогов голосования;
- предвыборная агитация.
Тест «Будущее России — за вами»
На вопросы необходимо ответить «да», «нет», «не уверен».
1. Хорошо ли вы знаете руководителей государства (их фамилии, занимаемые должности)?
2. Есть ли у вас чѐткая политическая позиция?
3. Сможете ли в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения?
4. Можете ли вы спрогнозировать политическую ситуацию?
5. Часто ли просматриваете в газетах статьи, другие материалы о внутренней и внешней политике государства?
6. Если по телевизору идёт передача на политическую тему, вы обязательно её смотрите?
7. Вы хорошо представляете себе, что такое диктатура, демократия, республика, монархия, тоталитарный режим?
8. Интересует ли вас юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты)?
9. Часто ли вы специально смотрите телепередачи о праве и законе?
10. Есть ли у вас убеждение в необходимости выполнять все правовые нормы?
11.Испытываете ли вы возмущение, когда узнаёте об очередном грубом правонарушении?
12. Хорошо ли вы себе представляете, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты, отрасли права?
13. Знаете ли вы нормы ряда отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного)?
14. Понимаете ли вы необходимость хорошего знания норм избирательного права и избирательного процесса?
15. Когда идёт предвыборная компания или подготовка к референдуму, интересуетесь ли вы её развитием?
16. Считаете ли вы, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме?
17. Будите ли вы активно принимать участие в жизни города, района, области?
Порядок подсчёта баллов: «да» – 3 балла, «не уверен» – 2 балла, «нет» – 1 балл.
Если вы набрали:
26-51 балл: вы имеете чёткую политическую позицию
16-26: вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определённостью
Менее 16 баллов: ваши интересы далеки от политики
Подведение итогов игры.
«
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовая викторина "Мы выбираем жизнь по закону"
Профилактика правонарушений несовершеннолетних подростков...
Методическая разработка "Лестница в завтрашний день"
В условиях информатизации общества и роботизации производства перед школой ставится важная задача по подготовке учащихся к новым условиям постиндустриального общества. Изучение в рамках школьной...
Правовая викторина «Мы выбираем жизнь по закону»
Методическая разработка мероприятия правового воспитания. Викторина «Мы выбираем жизнь по закону». Целью проведения является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних подростков.Основн...
Беседа с учащимися на тему: «Какие шансы нужно иметь сегодня, чтобы увидеть завтрашний день»
Материал представляет разработку беседы с учащимися старших классов, которое направлено на определение главных приоритетов в их будущем. к разработке прилагается презентация, а также видео. Видео роли...
Завтрашний день наступит таким....
Презентация мастер-класса...
Завтрашний день готовим сегодня
Труд является очень важным фактором, с которым тесно связана вся жизнь каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни. Труд в жизни каждого на...
Сценарий "Мы -твой завтрашний день, Россия"
Сценарий патриотического плана о современном поколении....