"Через прошлое к настоящему"
методическая разработка на тему
Методическая разработка классного часа "Через прошлое к настоящему" по теме: "Моя малая Родина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Через прошлое к настоящему" | 31.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа для 2 класса «Через прошлое к настоящему»
ЦЕЛИ:
- Проверить уровень усвоения программного и дополнительного учебного материала, воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию;
- Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном городе.
Формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.
ЗАДАЧИ:
- Активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного города.
- Обогащать и систематизировать знания детей о городе.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям города.
- Способствовать проявлению творческой активности, формированию патриотизма, любви к Родине, стремлении приумножать природное и культурно-исторического наследия
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Ход занятия:
Слайд 1 (видео)
Звучит песня «С чего начинается Родина»
Учитель: Ребята, мы прослушали с вами замечательную песню «С чего начинается Родина» в исполнении советского киноактера, исполнителя песен, Марка Бернеса. Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Ответы ребят: О Родине.
Учитель: Давайте вспомним, откуда произошло слово Родина?
Ответы учеников
Ученик 1: Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода.
Ученик 2: А само слово РОД обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Учитель: Давайте попробуем подобрать к слову Родина, как можно больше родственных слов.
Ученик 3: РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.
Ученик 4: РОДИЧ – родственник, член рода.
Ученик 5: РОДНЯ – родственники.
Ученик 6: РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
Ученик 7: РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
Учитель - Ребята, мы знаем, что у каждого человека есть Родина - своя Малая Родина, которую он любит. Каждый человек, любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Любит и гордится своим народом. Но малой родиной мы можем называть, не только тот край, в котором мы родились, но и то место, где мы живём, где наши родные и близкие нам люди, наша семья, наш дом, в котором нас ждут и где нам рады. Ребята, а как называется наша Малая Родина?
Ученики: г. Щёлково
Учитель: совершенно верно. Ребята скажите, а кто из вас родился и вырос г. Щелково?
Ученики отвечают.
Учитель: а кто приехал в Щелково, сравнительно недавно?
Ученики отвечают.
Каким мы видим сегодня наш город, что мы можем сказать о нём?
Ответы детей: в настоящее время г. Щёлково — центр одного из крупнейших в Подмосковье промышленных районов. Это - современный благоустроенный город, с оживленными улицами и своей историей.
Учитель: А, всегда ли был таким наш город?
Ответы учащихся.
Слайд 2
Учитель: тема сегодняшнего классного часа: «Через прошлое к настоящему», сегодня мы будем говорить о городе Щёлково. Для того, чтобы лучше узнать историю своего города, мы с вами и родителями, собирали и изучали информацию о нашем городе, ездили в усадьбу Гребнево, ходили в Щелковский историко-краеведческий музей, гуляли по улицам, уже родного для нас города, и даже проводили конкурс рисунков на тему: «Край, в котором я живу», которые вы сегодня еще раз можете наблюдать на нашей классной выставке. Недавно мы провели конкурс чтецов, рассказывая стихотворения о нашем городе, и сегодня ребята нам прочитают эти замечательные строки ещё раз.
Учитель: ребята, как вы думаете, всегда ли наш город был таким красивым и оживлённым?
Ответы учащихся.
Слайд 3
Несколько миллионов лет назад, на территории нашего города было море, а подтверждением тому, могут служить большие залежи песка, глины и известняка в нашем районе.
При добыче, этих полезных ископаемых люди находят множество окаменелых ракушек, моллюсков, - которым по подсчету ученых много миллионов лет.
Но шли столетия и на образовавшейся суши стали селиться люди. Так вот, до прихода славян на наши земли здесь жили древние племена угрофинов, Именно со времен угрофинов, сохранилось название нашего города Щелково и названия рек, которые протекают в нашем районе и городе.
Учитель: ребята, а какая река протекает в Щелково?
Ученики: Клязьма.
Слайд 4
Учитель: Правильно, так вот, о славянских племенах, живших в нашем крае, свидетельствуют курганы на берегах рек Клязьмы и Вори. Раскопки показывают, что по территории района в междуречьи этих рек проходила граница между двумя восточнославянскими племенами. (Слайд 2)
Ребята, а кто такие славяне?
Ответы учеников: славяне были нашими предками. Они представляли большую группу различных народов и племен, которые принадлежали одной языковой семье. Это значит, что все они говорят пусть и на разных, но очень похожих языках.
Учитель – как вы думаете, а всегда ли Щелково был таким большим городом?
Ученики: Нет, наверное, здесь была какая – то деревня.
Слайд 5
Совершенно верно, первому упоминанию деревни Щелково скоро исполнится 500 лет. Cовременный город Щёлково расположен на землях старинных деревень, самое древнее из них – Турабьево, оно упоминается в летописях 1472 года.
Сведения о самой деревни Щёлково, относятся к 1521—22 годам, которая тогда, принадлежала Ивану Федоровичу Хомутову и по его завещанию, передавалось Троице-Сергиевой лавре
Слайд 6 (Когда девочки вышли из класса, включить звук)
Слайд7
Выходят девочки и исполняют хоровод с платками.
Учитель: ребята, в каком жанре, девочки сейчас исполнили танец?
Ученики: Это лирический женский танец – хоровод.
Учитель: А с каким предметом исполнялся этот хоровод?
Ученики: с шелковыми платками.
Учитель: Как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь?
Ученики: О знаменитой в те времена, щелковской шелкоткацкой фабрике.
Учитель: Правильно ребята, обратите внимание на платок, с которым танцевала Соня. В создании этого платка, использован фрагмент эскиза ткани (крока), который сейчас находятся в фонде нашего историко-краеведческого музея г. Щёлково. А начиналось производство таких изделий с самого обычного дела для людей в те времена.
Если сейчас, каждый из нас может сходить в магазин и купить себе одежду, то в прошлом невозможно даже купить было ткань для того, чтобы сшить юбку или шаровары, крестьяне сами производили для себя одежду.
Учитель: как вы думаете, ребята, что нужно было сделать, для того, чтобы сшить одежду?
Ответы учеников.
Учитель: для того, чтобы пошить одежду, нужно было сначала, вырастить лён, это растение, из которого в нашей полосе и производили одежду в те времена. Когда лён вызревал, его собирали, мяли, делали нить с помощью веретена, а затем на ткацком станке ткали ткань.
Так вот наш район ребята, прославился тем, что именно здесь, в Щёлковском районе, крепостные крестьяне первыми получили разрешение от императрицы Екатерины II на производство и продажу «разных шелковых материй и платков» и благодаря этому обогатились и выкупили себе свободу. Жили эти крестьяне в селе Гребнево. Совсем недавно мы с вами посетили Усадьбу в Гребнево, давайте вспомним как это было.
Слайд 8
Слайд 9
Давайте сейчас вернемся к производству шелкоткацкой продукции. Постепенно, уже к 1787 г. в Щёлкове это производство стало сильно разрастаться. О продукции, производимой в Щёлкове, стало известно не только в округе, но и далеко за пределами, даже за границей. Опять же слева от реки Клязьмы, была деревня Щёлково, а справа селились многочисленные работники ткацких фабрик, так образовалось поселение под названием Мещанская слобода.
Слайд 10
Позже, уже в 20 веке, в 1925 году, вся эта территория стала называться Щёлково, по названию этой деревни на левом берегу. И вплоть до сегодняшнего дня Щёлково –это город, районный центр и здесь нужно упомянуть о том, что названий Щёлково у нас в России много, не только у нас в Подмосковье, но и в Твери, в Вологодской области. Все эти Щёлково, в основном деревни, небольшие посёлки и только наш Щёлково – это город, причем не просто город, а районный центр. А почему так получилось, ведь наше Щёлково тоже могло остаться деревней? Все потому, что здесь было огромное количество производств, которые выпускали ткани высочайшего качества, и если бы не было их, может быть наше Щёлково, также осталось бы маленькой деревней.
Ребята, но наш город и район славен не только ткачеством, недалеко от Щёлкова есть аэродром, который назван именем знаменитого лётчика Валерия Чкалова
Слайд 11
и поэтому визитной карточкой нашего города становится ещё и военная авиация. Плюс появляется химическое производство, химический завод, и наконец, уже в 60-е годы, когда в 1961 году 12 апреля произошло какое событие?
Ответы учеников:
Учитель: да действительно, первый полёт человека в космос это событие мирового масштаба, ну и Щёлковский район имеет к этому тоже свое отношение. Дело в том, что у нас, здесь недалеко от Щёлкова появляется такой населенный пункт, под названием Звёздный городок, слышали ребята такое название?
Слайд 12
Ответы учеников:
Учитель: правильно, там находится центр подготовки космонавтов и поэтому, для нас космическая отрасль становится очень близкой. Вот, сейчас, ребята, в звёздном городке, есть всё: и магазины, и школы, и детские сады, и музей, и понятно – жилые дома. А, вот когда он только появился, там ничего не было, кроме этого центра подготовки и поэтому космонавты, которые проходили там службу, как вы думаете, где они жили?
Ответы детей.
Учитель: Они жили в Щёлково, даже сам Юрий Алексеевич Гагарин, приблизительно год - полтора, жил в Щёлково и вот у нас, в микрорайоне Чкаловский есть такой дом, на улице Циолковского, где висит мемориальная табличка, на которой написано, что в этом доме жил Юрий Алексеевич Гагарин. Поэтому мы по праву гордимся не только ткачами, химиками и лётчиками, но ещё и космонавтами. Космонавты приезжали к нам, жили у нас, посещали фабрики, заводы, где выступали перед работниками
Слайд 13
Так, например, в 7 школе космонавт Бударин, многие школы носят имена космонавтов.
Ребята, а сейчас, я предлагаю вам посмотреть, можно сказать на уникальные кадры нашего города прошлого столетия и увидеть, как менялся наш город, рос и превращался в современный, с хорошо развитой инфраструктурой районный центр.
Слайд 14 Несколько слайдов, с кадрами улиц, реки Клязьмы)
Рефлексия.
Слайд 15
Учитель: Ребята, чему был посвящён сегодняшний классный час?
Ответы учеников: малой Родине, нашему городу…
Учитель: когда был основан наш город?
Ответы учеников: в 1925 году
Учитель: чем и кем мы с вами можем гордиться?
Ответы учеников: ткачами, химиками, летчиками и космонавтами.
Учитель: каким мы видим сейчас свой город?
Ученики: Сейчас, город Щёлково, стал большим, красивым районным центром. У нас появились такие большие микрорайоны, как Богородский, Финский. У нас строится красивая набережная…
Учитель: Но на этом наши мероприятия по исследованию города Щёлково и Щёлковского района не заканчиваются. У нас очень много интересных и значимых мест в нашем районе. У вашей одноклассницы, Софьи Пресняковой, за Фрязево в деревне Машино были раскопки, где были обнаружены артифакты, которые сейчас вы можете видеть (это фрагменты глиняной посуды, гвозди, датированные 1858г.) Дело в том, что на месте деревни Машино, раньше было село Сальково, где была усадьба, принадлежавшаяинекому Беккеру, но это уже другая история.
Ребята, мы много говорили сегодня о городе Щёлково, о его прошлом и настоящем, а давайте попробуем представить наш город в далёком будущем, скажем так лет через 300, каким вы его видите? Я просила вас дома подготовить небольшие заготовки, с помощью которых вы сейчас и будете представлять Щёлково в будущем. Разделитесь пожалуйста на две группы и попробуйте представить эскиз Щёлкова 300 лет спустя. (Дети работают в группах, представляют свои работы).
Учитель: «Малая Родина» – словосочетание, близкое сердцу. Место, ставшее родным, теплым, незабываемым…это может быть и край и город и поселок и школа…все что мило человеку…незабываемая природа, особенные люди, знакомые места… Зная историю родных мест, мы навеки оставляем в своей душе душу своего народа, своих предков и любовь ко всей Отчизне, нашей Великой и Любимой России! И хочется закончить наш классный час, отрывком замечательного стихотворения Стаса Бакаева.
Звучит музыка, на фоне которой ученики читают стихотворение
Ученик 1: Мой Щелково! О, дивный град...
Земель Московских Государства.
Рожденный сотни лет назад,
В истоках вотчины боярства.
Ученик 2: Здесь Русью веет, стариной;
Сподвижников царей великих.
Историей Державной, вековой
И памятью событий многоликих.
Ученик 3:Здесь Славой полнится земля,
Трудами многих поколений.
Здесь дух Московского Кремля,
Побед великих и свершений...
Ученик 5: О, Щелково! Ты мой герой.
Блажен твой лик в лучах заката.
Стоишь над Клязьмою - рекой,
Сияешь отблесками злата.
Ученик 6: Уютных улиц благодать,
Садов и парков бесконечных.
Здесь так прекрасно отдыхать...
Здесь время мчится быстротечно.
15 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский.
Конспект урока....
Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский. - презентация
Презентация интегрированного урока музыки и изо в 5 классе....
Тест по музыке для 5 класса по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева
Тест предназначен для учащихся 5 классов по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой по теме "Звать через прошлое к настоящему. Кантата "Александр Невский" С.С. Прокофьева. Кроме теста для проверки зна...
Презентация к уроку музыки в 5 классе "Через прошлое к настоящему"
Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в...
конспект урока музыки в 5 классе "Звать через прошлое к настоящему"
Конспект урока составлен по программе Критской - Сергеевой, 5 класс, 2 полугодие...
«Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» урок 21
Цель: получение развёрнутого представления о вокально-инструментальном жанре кантаты; героико-эпический образ Александра Невского в искусстве....
«Звать через прошлое к настоящему. Ледовое побоище. После побоища» урок 22
Продолжение знакомства с кантатой; укрепление взаимосвязи музыкального искусства, изобразительного и киноискусства; приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; развит...