Проект «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников»
проект (9 класс) на тему
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Только при правильно организованной системе профессиональной ориентации старшеклассников не будут создаваться ситуации дисбаланса на рынке труда, что поможет молодому поколению сделать верный выбор. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг мы видим в профориентации на рабочие профессии, а также на сферу обслуживания, информатики и вычислительной техники, естественных наук, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников» | 40.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание инновационного образовательного проекта
- Наименование образовательной организации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская гимназия № 5
- Направление реализации проекта: реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных на раннее прфориентирование подростков, в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
- Название проекта: «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников»
- Ключевые слова: кадровый потенциал, профессиональная ориентация, социальная адаптация, предпрофильная подготовка, профильная подготовка, профессиональный колледж, рабочие и инженерные профессии.
Срок реализации проекта: 2018-2020 гг.
Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования.
Профориентация – важный момент, как в развитии каждого человека, так и общества в целом. Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей.
Выбор подходящей профессии для старших школьников – это гарантия высокого качества дальнейшей жизни.
Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Только при правильно организованной системе профессиональной ориентации старшеклассников не будут создаваться ситуации дисбаланса на рынке труда, что поможет молодому поколению сделать верный выбор. Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг мы видим в профориентации на рабочие профессии, а также на сферу обслуживания, информатики и вычислительной техники, естественных наук, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
Цель проекта:
модернизация профориентационной работы в гимназии, способствующая определению оптимальных профессий по способностям среди старших школьников, привлечение широкого круга социальных партнёров - представителей профессиональных колледжей и предприятий, создание интересной и разнообразной среды для получения профессионального образования и специальности.
Задачи проекта:
- Повышение уровня информированности старших школьников в мире профессий с целью дальнейшей профессиональной ориентации и социальной адаптации.
- Проведение цикла анкетирований и тестирований с целью определения круга профессиональных интересов и предпочтений, с учетом психологического аспекта и возрастных особенностей.
- Формирование групп учащихся приоритетных профессиональных предпочтений.
- Привлечение широкого круга социальных партнёров - представителей профессиональных колледжей и предприятий, создание интересной и разнообразной среды для получения профессионального образования и специальности.
- Проведение теоретических и практических занятий на базе предприятий-партнеров с целью получения специальности.
- Создание условий в гимназии, способствующих формированию личности выпускника, конкурентноспособного на рынке труда.
Ожидаемые результаты проекта:
- Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора среднего и высшего учебного заведения.
- Повышение учебной мотивации и компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.
- Преодоление деформаций рынка труда и образовательных услуг через профориентацию на рабочие профессии, а также на сферу обслуживания, информатики и вычислительной техники, естественных наук, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.
- Привлечение предприятий-партнеров в учебно-воспитательный процесс гимназии с целью раннего профориентирования старших школьников.
- Создание на базе гимназии учебно–производственного направления для старшеклассников с целью получения ими специальности.
Ожидаемые эффекты проекта:
- Оптимизация взаимодействия участников образовательных отношений, переход на новый уровень профессиональных компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.
- Получение новых результатов от профориентационной работы гимназии.
- Расширение профессиональных и социальных контактов через привлечение предприятий-партнеров.
- Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
- Профильное обучение и приобретение специальности выпускниками гимназии.
- Повышение конкурентоспособности и сохранение положительного имиджа гимназии.
Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта
Критерии | Показатели |
Повышение учебной мотивации и компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост. |
|
Повышение профессиональных компетенций учащихся. |
|
Скоординированность деятельности организаций-партнёров со школой. |
|
Трансляция опыта по созданию учебно–производственного направления для старшеклассников в гимназии. |
|
Степень вовлеченности родительской общественности и участие в проекте. |
|
Повышение интереса к образовательному учреждению со стороны общественности, повышение социального статуса гимназии. |
|
Описание основных мероприятий проекта
Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
На современном этапе развития система профориентации призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально- технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение организационно- управленческих вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально- экономического прогноза.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она явля- ется неотъемлемой частью разностороннего развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно- воспитательного процесса. Таким образом, профориентация является важным компонентом как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
В рамках данного проекта для общей координации, технической и методической поддержки реализации проекта необходимы структурные изменения. На базе гимназии необходимо сформировать Методический информационный центр, основной задачей которого будет являться эффективная профориентационная работа со старшеклассниками гимназии, а так же привлечение предприятий-партнеров и эффективное взаимодействие с ними.
Для решения основных задач проекта предполагается системная работа по внедрению и интеграции в образовательный процесс наряду с традиционными формами и методами работы следующих инноваций:
- Оптимизировать взаимодействие участников образовательных отношений для перехода на новый уровень профессиональных компетенций учащихся через самоопределение и личностный рост.
- Расширить профессиональные и социальные контакты через привлечение предприятий-партнеров.
- Организовать профильное обучение и приобретение специальности выпускниками гимназии.
- Создать Методический информационный центр, основной задачей которого будет являться эффективная профориентационная работа со старшеклассниками гимназии.
- Организовать методическую и техническую поддержку и проведение консультаций для всех участников образовательных отношений по вопросам профильного обучения и приобретения специальности выпускниками гимназии.
Опыт реализации данного проекта, безусловно, представляет большой интерес для всех участников образовательного процесса. Для трансляции результатов работы предполагаются проведение семинаров и вебинаров различного уровня.
Таким образом, внедрение проекта «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников» позволит более качественно реализовать ФГОС и сформировать личность учащихся старших классов, конкурентоспособность и успешность на рынке труда.
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам.
Таблица 1.
№ | Этап проекта | Мероприятие проекта | Сроки или период (в мес.) | Ожидаемые результаты |
1. | Целевой | 1. Анализ документов, положений, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам трудового обучения и ранней профессиональной ориентации учащихся. 2.Проведение заседания научно-методического совета по вопросу внедрения проекта «От профориентации – к профессиональному самоопределению школьников» 3. Открытое обсуждение проекта участниками образовательного процесса. 4.Подготовка материально-технической и нормативно- правовой базы. 5.Оценка рисков и пути их возможной минимизации. | сентябрь- ноябрь 2018г. | формулирование целей, задач, ожидаемых результатов, ожидаемого эффекта от проекта |
2. | Аналитический | 1. Создание рабочей группы (Методический информационный центр) с целью анализа профессиональной информированности учащихся старших классов, учета их интересов и направленности. 2.Заседание рабочей группы гимназии с целью анализа существующих в Домодедовском городском округе образовательных ресурсов по профессиональной подготовке учащихся. 3.Заключение договоров для с предприятиями и учебными заведениями для профессиональной подготовки учащихся старших классов. | декабрь 2018г. | Определение уровня информированности учащихся по профессиональном направлениям. Анализ профессиональной направленности колледжей на территории Домодедовского городского округа. Определение уровня заинтересованности колледжей и предприятий в профориентационной работе с подростками. |
3. | Проектировочный | 1.Проведение родительских собраний для информирования и привлечения родителей к участию в данном проекте. 2. Заседание рабочей группы с целью формирования групп учащихся по разным профессиональным направлениям. | январь 2019г. | Повышение родительского и детского интереса к профориентационной работе школы, приобретении профессиональных навыков. |
4. | Практический | 1.Организация занятий на территории профессиональных колледжей. 2.Организация мероприятий по профориентации: лекции, тренинги, деловые игры, квесты, экскурсии. 3.Активное сотрудничество с педагогическими коллективами и студентами образовательных учреждений в сфере осуществления задач данного проекта. 4. Активное сотрудничество с предприятием «ДМЕ трейнинг» с целью привлечения учащихся к программе «Приток». | Январь 2019г.-май 2020г. | Повышение качества профориентационной работы в школе, раннее приобретение профессиональных навыков учащимися, трудовое воспитание, воспитание ответственности за свое будущее. |
5. | Презентационный | Открытые уроки Мастер-классы Семинары Конференции День открытых дверей. | 2 раза в год | Распространение педагогического опыта, расширение социальных и профессиональных контактов, профориентационная поддержка старших школьников, повышение социального статуса гимназии. |
6. | Рефлексивный | Изучение отзывов участников проекта путем анкетирования, опросов. | 2 раза в год | Оптимизация форм организации личностно-профессиональногосамоопределения старшеклассников. |
7. | Коррекционный | Заседание рабочей группы по утверждению корректировок с учетом мнения участников проекта. | 1 раз в год | Корректировка на диагностической основе с учетом интересов и пофнаправленности детей, изменения парадигмы профориентационного образования, требований к современной школе, нормативных актов. |
Ресурсное и кадровое обеспечение проекта
№ п/п | ФИО сотрудника | Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) | Наименование проектов (международных, федеральных, региональных, муниципальных, школьных), выполненных при участии специалистов в течение последних 3х лет | Функционал специалиста в проекте организации-заявителя (руководитель, разработчик, эксперт и т.д.) |
1 | Рыженко Наталия Валериевна | директор гимназии, высшее | «Школа цифрового века» (всероссийский) «Дорога в будущее» - модель организации работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС | общее руководство, разработка проекта |
2 | Шубенкова Юлия Михайловна | зам. директора по УМР | «Школа цифрового века» (всероссийский) | разработка проекта, организация и проведение основных мероприятий, подготовка методических материалов |
3 | Притуленко Лариса Владимировна | педагог-психолог | «Школа цифрового века» (всероссийский) | разработка проекта, организация и проведение основных мероприятий, подготовка методических материалов, техническое и информационное сопровождение проекта |
4 | Филимонова Любовь Валериевна | педагог-психолог | «Школа цифрового века» (всероссийский) | тьютор |
5 | Андриевская Ирина Викторовна | педагог-психолог | «Школа цифрового века» (всероссийский) | техническая поддержка |
Информационно-рекламное обеспечение предполагает размещение материалов проекта на школьном сайте.
Финансовое обеспечение предполагает использование средств, предусмотренных сметой расходов МАОУ Домодедовская гимназия № 5 и активное привлечение спонсорских средств организаций-партнёров.
Материально-техническое оснащение предполагает использование имеющего оборудования гимназии и организаций-партнеров.
Основные риски проекта
№ п/п | Основные риски проекта | Пути их минимизации |
1 | Недостаточная компетентность исполнителей проекта в решении некоторых вопросов | самообразование, привлечение научных руководителей, внешних консультантов |
2 | Недостаточная мотивация предприятий-партнеров для осуществления программы проекта | активность руководителей проекта, разработка системы стимулирования, минимизация конфликтов |
3 | Зависимость от ресурсного материально-технического оснащения | поиск новых возможностей материально-технического обеспечения реализации проекта, привлечение внебюджетных источников |
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику
№ п/п | Предложения | Механизмы реализации |
1 | Проведение семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов с целью трансляции инновационного опыта | создание региональной инновационной площадки |
2 | Распространение информации об инновационном проекте и результатах его работы | публикации в журнале «Гимназист», на школьном портале, выступления на конференциях, размещение информации в СМИ |
Основные реализованные проекты за последние 3 года
№ п/п | Период реализации проекта | Название проекта | Источники и объем финансирования | Основные результаты |
1 | 2013 - 2015 | «Вектор развития»: создание инновационной модели организации повышения квалификации на базе гимназии | бюджетные и привлеченные средства | открытие нового опорного кабинета начальной школы как базового звена единого ресурсного центра; создание действующей активной образовательной среды; повышение профессионализма педагогов |
2 | 2014 - 2015 | Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у обучающихся младшего школьного возраста и обучающихся основной школы: рискологический аспект | бюджетные и привлеченные средства | проведен сравнительный анализ сформированности УУД в классах, обучающихся по системе ФГОС и традиционной системе; выявлен высокий уровень сформированности УУД в классах, обучающихся по системе ФГОС чем по традиционной системе; организовано психолого-педагогическое сопровождение |
3 | 2015 | «МИКС-2015» - методическое консультирование и консультативное сопровождение педагогов образовательных организаций Московской области по вопросам использования различных средств информационных, коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов | привлеченные средства | получение опыта проведения вебинаров, мастер-классов, трансляция опыта работы гимназии, участие в педагогическом марафоне «Инновации в образовании» |
4 | 2015 - 2018 | Проект «Школа цифрового века» | привлеченные средства | повышение уровня владения информационными технологиями педагогами гимназии |
5 | 2015 - 2017 | «Дорога в будущее» - модель организации работы с одаренными детьми | бюджетные и привлеченные средства | увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах; повышение квалификации педагогов школы, работающих с одаренными детьми; внедрение новых образовательных технологий, в том числе дистанционных |
6. | 2017-2018 | Модернизация информационно-образовательной среды гимназии – услолвие достижения нового качества образования | бюджетные и привлеченные средства | Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности всех участников образовательных отношений; внедрение в образовательное пространство элементов дистанционного обучения, новых форм внеурочной деятельности; модернизация ресурсного и материально-технического оснащения образовательной деятельности. |
ЗАЯВКА
на участие в муниципальном этапе областного конкурса общеобразовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области
городской округ Домодедово
__________________________________________________________________
(наименование муниципального образования)
- Сведения об образовательной организации – участнике Конкурса:
1.1 Полное наименование организации в соответствии с уставом | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская гимназия № 5 |
1.2 Контактные данные образовательной организации | |
адрес | 142004 Московская область, г. Домодедово, мкр. Центральный, ул. Корнеева, д. 39 |
телефон | 8(496)794-01-33 |
Е-mail | domodgimn5@gmail.com |
официальный сайт | http// domodgimn5.edumsko.ru |
1.3 ФИО руководителя образовательной организации | Рыженко Наталия Валериевна |
1.4 Направление реализации проекта в рамках Конкурса | Реализация инновационных образовательных проектов муниципальных общеобразовательных организаций в Московской области, направленных на повышение профориентационной работы в школе. |
1.5 Название проекта | « От профориентации – к профессиональному самоопределении школьников» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы профессионального самоопределения школьников
Презентация авторской программы на педагогическом совете....
Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...
Проект "Мой выбор" в профессиональном самоопределении школьников
Программа элективного курса "Мой выбор"...
Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).
Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...
Применение эвристических методов в поддержке образовательно – профессионального самоопределения школьника
Профессиональное самоопределение школьников...
Методические рекомендации для преподавания модуля «Профориентация и профессиональное самоопределению учащихся 5-8 классов» для учителей технологии
В данном пособии представлена базисная программа по технологии, которая включает модуль «Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов. Профориентация в предлагаемой про...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОБИЛЬНОГО КАБИНЕТА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Выбор профессии обучающимися является одним из судьбоносных решений в жизни, т.к. выбирая профессию, человек часто выбирает вместе с ней свое будущее. В данной статье рассматривается возможность реали...