Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).
материал (9 класс) по теме

Галантер Любовь Ивановна

 

Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностных способностей и склонностей учащихся. Иногда выбор основывается на советах родителей, знакомых, друзей. Дети не осознают своих индивидуальных способностей, направленности той или иной профессии и требований, предъявляемых к ней. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon galanter_l.i._statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).

Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностных способностей и склонностей учащихся. Иногда выбор основывается на советах родителей, знакомых, друзей. Дети не осознают своих индивидуальных способностей, направленности той или иной профессии и требований, предъявляемых к ней.

Целью системы профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Реализация этих вопросов повлекли за собой творческую переработку программы «Технология» с включением тем по профориентации, в процессе реализации которых решаются следующие группы задач:

- обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности,

профессиях, карьере;

- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ

уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить

их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой

деятельности, самовоспитании, саморазвитии и. самореализации.Можно привести наиболее эффективные методы и приемы для занятий по профессиональному самоопределению школьников.

Применение инструктивных карт с опорными схемами. Инструкционная карта позволяет лучше усвоить учебный материал, легко и быстро построить чертёж. При использовании инструктивных карт осуществляется связь нескольких предметов: математика, геометрия, черчение, рисование. Это способствует знакомству с профессиями: швеи, забойщика, дизайнера, чертёжника, художника- модельера и др.

Большую значимость на уроке имеют наглядные пособия, которые должны быть выполнены красочно и конкретно по теме урока, красочно. Очень удобно применять на уроке пособия пооперационной обработки. Например, при изучении технологии пошива юбки можно показать готовое сшитое изделие и образцы пооперационной обработки: вытачки, пояса, застежки. При изучении темы «Блюда из овощей» желательно показать отдельно виды нарезки овощей, а затем общий рисунок приготовленного салата, а уже потом приступать к практической работе. На этих уроках дети знакомятся с профессиями повара и кухонных рабочих.

Успешно проходит подготовка докладов, сообщений, рефератов, что способствует самостоятельному творческому поиску материала, а так же развивает творческое мышление, умение выделять главное из огромного количества информации. На данном виде работы учащиеся знакомятся с профессиями журналиста, библиотекаря.

Эффективным методом профессионального самоопределения является экскурсии на предприятия и организации города я края, встречи с интересными людьми, а так же беседы специалистов (врачей, психологов, парикмахеров, строителей и др.). Дети знакомятся с профессиями на мебельной фабрике, заводе минеральных вод, специалистами санаториев.

Информационно-справочное описание используется в качестве методического средства дня более углублённого анализа профессии при возникновении у учащегося устойчивого интереса к определённой деятельности. Функциональное описание включает нормативные характеристики профессионально важных качеств и медицинских противопоказаний к профессиональной деятельности.

Психографический материал направлен на более тщательное ознакомление учащихся со специфическими требованиями профессии к индивидуальным особенностям работника и служит целям самостоятельного углубленного изучения профессии. Психографическое описание характеризует психические процессы, функции, способы реализации их профессионалом во время приёма, сохранения и переработки информации, возможности управления вниманием, эмоционально-волевой сферой, психомоторикой, а так же личностные характеристики, имеющие существенное значение в профессиональной деятельности.

Для формирования у школьников способности к анализу профессиональной деятельности используются методические приёмы:

1. обучение умению выявлять классификационные признаки профессиональной деятельности;

2. проводить сравнительный анализ профессий и составлять формулы профессий;

3. сообщение сведений о сходных профессиях;

4. сравнение различных профессий на основе общего критерия при организации профессиональных проб;

5. разработка специальных описаний профессий, раскрывающих специфику типа профессии, краткую характеристику технологических и психологических параметров деятельности профессионала, формулу профессии;

6. включение в практику индивидуальной профконсультации анализа характеристик профессиональной деятельности;

7. использование выделенных классификационных критериев и формул профессии при оценке способности учащихся к анализу профессиональной деятельности благодаря модификации Ф-теста по 53 классификационным признакам.

В процессе активного получения профессиографической информации, глубокого осмысления содержания труда и его требований к личности формируется способность учащихся к анализу профессиональной деятельности. При этом возрастает роль учителя в организации самоподготовки и самовоспитания учащихся, которых необходимо обеспечить различного рода справочниками, самоучителями, литературой и технологиями по самообучению.

Основой оценки способности личности выбирать профессию является классификация и описание профессий с использованием образов-регуляторов профессиональной деятельности, а так же представление о трёх компонентах «Образа - Я»: когнитивном - «я знаю»; эмоционально-оценочном - «я отношусь»; поведенческом - «я действую».

Классификация профессий по признакам профессиональной деятельности включает следующие характеристики: технологические, социально-психологические, эмоционально-волевые. В процедуре оценивания школьник анализирует присутствие тех или иных признаков в конкретной деятельности в профессиональных пробах, а так же определяет степень их преемственности, адекватности своим возможностям и интересам.Когнитивный компонент «Образа-Я» определяется уровнем личностной психологической компетентности, умением использовать психологические знания окружающей действительности и собственного поведения, своих индивидуальных особенностей, важных в избираемой профессиональной деятельности. Полнота и адекватность компонента так же обусловлена знаниями человека о мире труда и профессий, об основах профессионоведения, умением составлять формулу профессии. Показателем развития когнитивного компонента гак же является успешность освоения подготовительного этапа профессиональных проб.

Эмоционально-оценочный компонент «Образа - Я» проявляется в способности школьника оценить присущие ему психологические особенности, связанные с профессиональной деятельностью, проанализировать выбираемую профессию с точки зрения адекватности её для себя. Этот компонент оказывает влияние на выбор содержания и уровня сложности профессиональной сферы, на отношение к различным сторонам профессиональной деятельности в рамках конкретной сферы.

Поведенческий компонент «Образа - Я» проявляется в программе самовоспитания и профессионального саморазвития личности, уровне её сложности, продуманности, соотнесённости с требованиями избираемой профессии. Он обуславливает и соответственно выражается в сформированности профессионального личного, а гак же в способности школьника к самореализации в различных видах профессиональной деятельности.Были опробованы анкетные опросники в 8 - 10 классах. Опыт показал, что работа с ними не вызывает у учащихся затруднений и занимает в среднем примерно 20 мин. В соответствии с теоретическими предположениями обнаружены половозрастные различия профессиональных ожиданий и мотивировок выбора профессии, а так же различия между учащимися уже выбравшими профессию и ещё не сделавшими профессионального выбора. Эти данные позволяют сделать вывод о соответствии опросников задаче получения профессиональной информации об учащихся.При анализе сведений, содержащихся в анкете прежде всего обращаю внимание на согласованность ответов из списка «Моя будущая профессия обязательно должна давать возможность...» и списка «Мне хотелось бы заниматься таким делом, в котором требуется...». При любых обнаруженных противоречиях в ходе индивидуального собеседования выясняю, какой собственный смысл вкладывает учащийся в те или иные ответы; как он представляет себе цели, условия и средства предполагаемой профессиональной деятельности. Во всех случаях целью профориентационного собеседования является объяснение для учащегося его собственных ожиданий и намерений.

В этом же ключе использую для собеседования ответы по анкете «Я выбираю профессию». Здесь необходимо обратить внимание учащихся на относительную бессодержательность таких мотивировок выбора: «Эта профессия интересная», «Так поступили мои друзья», «Работа, не очень трудная» и.т.п.

С учетом возрастных особенностей школьников можно выделить четыре этапа в профессиональной ориентации.I этап. У школьников младших классов (I - IV кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности (деловые игры, группы по интересам, факультативы, общественно полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.

II этап. У подростков (V-VII кл.) важно формировать осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает для подростка как способ создания определённого образа жизни, как путь реализации своих возможностей.III этап. У школьников VIII - IX классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а так же умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Следует оказывать учащимся индивидуальную консультационную помощь в выборе профессии, а в случае необходимости определить стратегию действий по освоении запасного варианта.

IV этап. С учащимися X - XI классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углублённого изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.Постоянно меняющийся мир, синергетика в общественном развитии постоянно ставит новые задачи. Появление новых профессий обязывает педагога обновлять свои знания и технологии для результативной работы в профессиональном самоопределении учащихся, таком важном не только в личностном развитии выпускников школы, но и в успешном развитии города, края, России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)

Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)

Развитие творческих способностей школьников (описание опыта работы на основе модульной технологии)...

Проектная деятельность в формировании и развитии творческих способностей и речевой культуры школьников. ( Из опыта работы Зимфиры Переведенцевой , учителя русского языка и литературы)

Одним из направлений реформы общеобразовательной школы является переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиямОсобую актуальность приобретают методы деятельностной орга...

Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)

Из опыта работы классного руководителя по формированию  социально активной личности...

Доклад "Работа с одарёнными обучающимися при подготовке к муниципальному и региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников: из опыта работы"

В своей работе мы будем говорить о четвертом значении данного слова. Олимпиада, конкурс по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержание...