Проект "Мой выбор" в профессиональном самоопределении школьников
элективный курс (8 класс) по теме

Паначёва Ирина Евгеньевна

Программа элективного курса "Мой выбор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_vybor.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Паначёва И.Е.

                          Проект "Мой выбор"                                                                              в профессиональном  самоопределении школьников

     Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Адекватное профессиональное самоопределение является непременным условием достижения успеха в трудовой деятельности, удовлетворения от ее выполнения и продвижения по работе, подготовки функционально грамотных, профессионально мобильных специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро изменяющейся социально-экономической и профессионально-производственной среде.

   Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенции выпускника современной общеобразовательной школы. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.", одобренной Правительством РФ, предусмотрено, в частности, улучшение профессиональной ориентации молодежи. Эффективной формой систематизации и углубления профориентационных знаний и умений учащихся, психологическим сопровождением профессионального самоопределения  является  элективный курс     "Мой выбор".

Пояснительная записка к элективному курсу «Мой выбор»      

Цель    курса    «Мой    выбор»    -    формирование    культуры    выбора    у обучающихся  в различных социальных ситуациях.                                

Реализация данной цели предусматривает решение ряда задач, предполагающих:                                                                                                  

  1. Моделирование ситуаций, позволяющих научится делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм.
  2. Создание условий для отработки умений устраивать свое поведение в ситуации выбора в соответствии с принятой шкалой ценностей, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права, осознания целесообразности и позитивности того или иного выбора.
  3. Приобретение опыта проигрывания различных социальных ролей в типичных ситуациях выбора товарища, гражданина, члена семьи и др.
  4.  Развитие способностей к самоопределению и самореализации.
  5. Знакомство с основами технологии выбора.
  6. Анализ  наиболее типичных  социальных  ситуаций,  представляющих

возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свой выбор (свое решение).

В основе содержания лежит следующий алгоритм:

1. «Я - свободный человек»

2. «У меня как у свободного человека есть право выбора»

3.  «Я имею право знать все имеющие варианты выбора»

     4.  «Я могу сделать верный выбор, опираясь на детальное знание

         каждого выбора»

5. «Я самостоятельно делаю свой выбор»

6. «Я несу личную ответственность за свой выбор»

В результате изучения данного курса у учащихся закрепляются умения анализировать информацию, необходимую для принятия ответственных решений, а так же потребность принимать решения, связанные с важными личными проблемами, и готовность нести персональную ответственность за последствие принимаемых решений.

В основе данного курса лежит ценностно- ориентированная деятельность. В процессе нравственного развития проходит усвоение и освоение нравственных знаний, развитие нравственных чувств (чувства собственного достоинства, самоуважения, сострадания, сопереживания, чувства любви и заботы) и нравственного поведения.

Суть программы заключается в том, что по завершению изучения курса у учащихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентности личности:

•   получение социально значимой информации из различных источников, ее осмысление и интерпретация:

•   использование    полученной    информации    в   типичных   жизненных ситуациях, предполагающих выбор;

•   оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора;

•   взаимодействие с окружающими;

•   конструирование различных конфликтных ситуаций.

Диагностический   инструментарий   оценивания   уровня   подготовленности учащихся.

•        Подборки афоризмов, цитат;

•        Сочинения-эссе по темам курса;

•        Кроссворды, ребусы

•        Рисунки, схемы;

•        «корзина» понятий.

Формы проведения занятий:

•   беседа

•   лекция

•   дискуссия

•   самотестирование

•   урок-практикум

курс рассчитан на 17 часов и ориентирован на учащихся 9-10 классов.

  Тематическое планирование курса «Мой выбор»

Тема занятия

Содержание занятия

Форма работы

Примечание

1. Человек свободного общества.

Основные ценности свободного общества:

- понятие свободы,

- свобода выбора,

-ответственность и гражданская позиция.

Групповые обсуждения.

Анализ проблем.

[1] стр. 27 репродукции

2. Я выбираю

-опыт  выбора  в  конкретных жизненных ситуациях

- предмет выбора,

- факторы выбора,

- выбор и поступок.

Фронтальное обсуждение Работа с документами

[1] стр. 36

3. Я среди людей

-карманные деньги,

- не в деньгах счастья,

- бизнес и мораль,

- межличностные отношения

- договор как результат переговоров,

- значение общепринятых моральных норм и правил.

Практическая работа.

Учебный диалог. Беседа Диагностика Тестирование Самотестирование

(2] стр. 96

[1]стр. 46

[1] стр.59,22,28

[4] стр. 129,43

[3] занятие 11.12

[2] стр. 111, 118

3.1 На пути к счастью

3.2 Основы общения

3.3 Конфликты      

3.4. Как избежать конфликтов

4. Моя семья.

- семья как малая социальная группа,

- семейные роли и взаимодействие в семье,

- соотношение прав и обязанностей в семье.

Работа с понятиями

Моделирование ситуаций

[1] стр. 57

5. Мой выбор - моя малая родина.

- любовь к Родине и малой родине,

- историческая память,

- патриот малой родины,

- гражданская   ответст-венность   по отношению к малой родине.

Практическая деятельность

 Работа с документами Групповые обсуждения

Устав поселения

[1] стр. 64

5.1.   Любовь    к    Родине малой родине.

5.2. Мой выбор  -остаться на малой родине.

6. Мое здоровье

- комплексный   характер   понятие «здоровье»,

-позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека,

- формирование  ЗОЖ,

- пути сохранения здоровья.

Индивидуально исследовательская деятельность Самотестирование

[1] стр. 78

[3] занятие 6,7

6.1    Здоровье    человека - здоровье нации.

6.2.   ЗОЖ и привычки человека.

7. Я и политика

- политическая сфера жизни,

- роль политики в жизни  каждого человека.

Самотестирование Работа с документами

[1]стр. 109

8. Я и СМИ

- понятие информации и СМИ,

- информация и ответственность.

Групповые обсуждения

Игра «Испорченный телефон»

(1]стр.  116

[1] стр. 150

9. Я и закон

-понятие право,

- право и закон,

- правовая ответственность.    

Работа с понятиями Решение кроссворда

[4] стр. 92-96

[1] стр. 128. кроссворд

10. Мой выбор

- самоопределение,

- самооценка,

- взаимосвязь    основных    понятий курса.

Организованная дискуссия Сочинение-рассуждение тестирование

(1]стр. 134

[1] стр. 87

10.1. Свобод а и ответственность

10.2. На пороге моего выбора.

Литература

1.  Комплекс пособий для курса «Мой выбор»

•   Учебно - методическое пособие для учителей средней школы. И.Ахметова, Т. Иванова и др. Москва. 2003г

•    Программа курса «Мой выбор»

•   Рабочая тетрадь для учеников средней школы И.Ахметова, Т. Иванова и др. Москва. 2003г

2. 50 сценариев классных часов. Е.М. Аджиева, Л.А Байкова и др.

     Центр педагогический поиск. М.

3. Я и окружающий мир. И.С. Лаптева. Журнал «Биология в школе»

4.  Развитие навыков делового общения. В.А Родионов, Е.А Лангуева.

     Академия развития Ярославль 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в

Выступление  на  методическом  объеденении  учителей  профессионально - трудового  обучения .  Для  специальной (коррекционной)  школы - интерната  VI...

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...