"Как создать Ученическое самоуправление в школе"?
статья
Методическая разработка "Как создать Ученическое самоуправление в школе"?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usu.docx | 58.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Как создать УСУ в школе?
Ученическое самоуправление «ПАРЛАМЕНТ»
(срок реализации 2017-2021гг)
Мы разные – в этом наше богатство,
Мы вместе – в этом наша сила!
Детство – фундамент, на котором стоит «здание» общества. В наше стремительное время политическая и экономическая обстановка в стране создает потребность в новом типе молодого человека – лидера, будущего члена общества, его строителя, организатора, руководителя. Не зря процесс обучения в школе называется учебно-воспитательным. Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. По мере развития демократических процессов в школе появляется необходимость в органах самоуправления, которые руководят отдельными сферами жизни коллектива. Самоуправление помогает ребятам проявить свои лидерские качества в жизнедеятельности школы и класса, приобщает их к решению организационных вопросов общей жизни, расширяет возможности правового школьного пространства.
Стремление улучшать жизнь, забота о ней рождается в сердце; творческая мысль рождается в уме. Надо построить такую детскую жизнь, чтобы ничего дурного с детьми не случалось, не могло случиться, надо заниматься с ребятами до того, как они станут невоспитанными, - забота о здоровье всегда эффективнее лечения.
Современная школа – это непрерывно развивающееся учебное заведение, в котором реализуются многие воспитательные программы и проекты. Воспитательная система школы, в которой особое внимание уделено детям для приобретения ими жизненного опыта, стала определенной точкой роста для школы, платформой, где раскрываются необходимые творческие возможности.
В настоящее время происходит укрепление роли государственно-общественного управления образованием, в том числе, в общеобразовательном учреждении. В значительной мере этому способствует реализация положений Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года.
Кроме того, Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков «организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.
Школьное ученическое самоуправление – непременный признак коллектива, его функция. Если нет коллектива – бесполезно говорить о самоуправлении. Современная школа должна предоставлять своим учащимся возможность попробовать себя в организации творческих объединений, в работе школьных средств массовой информации и, разумеется, создать необходимые условия для реализации их гражданских прав, в том числе права «избрать и быть избранным в руководящие органы», а также получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.
Ученическое самоуправление (УСУ) – высшая форма руководства детским коллективом, направленное на совершенствование жизни коллектива и повышения уровня учебно-воспитательного процесса. УСУ – неполитическое объединение детей и взрослых на основе общих интересов.
Самоуправление в нашей школе не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом, где главное не органы самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива, повышения уровня учебно-воспитательного процесса.
Самоорганизация, являющаяся основой самоуправления, открывает перед учащимися различных возрастов возможность естественного вхождения в систему гражданского общества. Через различные виды совместной деятельности у школьников вырабатываются необходимые навыки, закрепляются умения соотносить личные интересы с групповыми и общественными, а также вырабатывать необходимые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества.
Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа «развития идей коллектива» Ф.Ф. Брюховецкого, воспитательная система П.Г. Родина «Подготовка молодежи к труду», методика коммунарского движения И.П. Иванова, авторская школа самоопределения А.Н. Тубельского.
Наше понимание места ученического самоуправления в структуре школы основано на следующих положениях:
-закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление - даёт право на участие в управлении образовательным учреждением (то есть, право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.
Таким образом, самоуправление является формой управления школой. Наряду с властью директора (единоначалие), в школе должна существовать власть учеников, педагогов и родителей (самоуправление). Границы власти субъектов школьного управления определяются уставом школы и соответствующими ему локальными актами. Формы этой власти – конкретные органы самоуправления – может выбирать само учебное заведение.
Органы самоуправления бывают «совместными», с участием и педагогов, и родителей, и учеников – например, совет школы, либо «раздельными» – например, ученический совет с участием выборных представителей обучающихся. Органы школьного самоуправления, сформированные учениками, принято называть органами ученического самоуправления.
Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников.
Участвуя в работе органов школьного самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются определенные нравственные качества и черты характера.
Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
В последние годы гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования. Школьники, взаимодействуя с разными общественными группами и органами власти, пробуют выделять и решать важные для социума проблемы. Это значит, что во взрослую жизнь смело входит поколение социально-активных молодых людей. Деятельность обучающихся в рамках модели ученического самоуправления является средством самореализации, социализации и инструментом защиты прав и интересов детей.
Большую роль в самоорганизации учащихся играет учитель. В свое время В.А.Сухомлинский говорил, что все беды нашего воспитания происходят из того, что мы призываем детей идти за знаменами, которые никто не несет. Сегодня наши знамена зачехлены и поставлены до лучших времен в музей, в котором почти нет посетителей. Кто может помочь расчехлить его? Учитель! Один он этого сделать, естественно, не может, а вот в содружестве с учащимися – другое дело. Но для этого потребуется все педагогическое мастерство учителя. Для улучшения окружающей жизни необходимо совместное преодоление ученика и учителя обыденных трудностей, единение в творческой деятельности, которое должно исходить от самих детей. Вследствие чего воспитание приобретает другой смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. ученики погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими самими. В процессе этой самодеятельности, как реализации не чужих, а своих интересов, и происходит воспитание, преобразование, становление личности. Эти качества – результат незаметного воспитания посредством создания условий для самовоспитания. Секрет сотрудничества и состоит в том, как эти условия создаются, в чем состоит организаторская деятельность учителя, как старшего товарища, а не как лектора.
Работа органа ученического самоуправления
1. Общие положения.
Ученическое самоуправление –управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое обучающимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях подростков.
-Школьное самоуправление осуществляет свою деятельность на территории школы.
-Место нахождения органа Ученического самоуправления – Санкт-Петербург, Колпино, ул. Тверская д.13
-Мы имеем свои гимн и эмблему
Цели:
- Обеспечение наиболее полной и эффективной реализации прав и интересов школьников, а также их самостоятельности, инициативы и творчества в решении вопросов школьной жизни.
- Усиление роли учащихся в решении вопросов школьной жизни.
- Воспитание школьников в духе демократической культуры, социальной ответственности и гражданской активности.
Задачи:
- Поддерживать инициативы учащихся в школьной и общественной жизни.
- Обеспечить защиту прав учащихся.
- Привлечь учащихся к организации различной деятельности, способствующей развитию их активной гражданской позиции.
Принципы деятельности:
- демократичность отношений
-равноправие всех обучающихся
-приоритетность прав и интересов обучающихся
-коллегиальность принятия решений
-сотрудничество педагогов, родителей и учащихся
Права и обязанности членов УСУ
- обращаться в Совет учащихся и штаб самоуправления по защите своих прав и интересов, а также классного коллектива;
- избирать и быть избранным в органы самоуправления, а также выдвигать другие кандидатуры;
- избирать и быть избранным в лидеры Совета учащихся, но только с 8 по 11 классы;
- высказывать свое мнение, сомнения, предложения по вопросам работы УСУ, получать на них обоснованные ответы;
- ставить перед Советом учащихся и штабом самоуправления вопрос о пребывании в объединении ученика, если тот своими действиями постоянно нарушает правила для учащихся;
Члены УСУ обязаны:
- участвовать в деятельности УСУ согласно плану воспитательной работы школы;
- подчиняться решениям Совета учащихся и штаба самоуправления, если они не выходят за рамки Устава школы, правил поведения учащихся и настоящего положения;
- представлять интересы УСУ в конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях школы и района.
Самоуправление в объединении
Высшим органом УСУ является общий сбор, который созывается 1 раз в год.
Полномочия сбора:
- Вносит изменения в настоящее положение и организационный блок, структуру самоуправления;
-Совет учащихся и общешкольные комиссии собираются по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц.
-Заседания Совета учащихся и штаба самоуправления полномочны, если на них присутствует более половины всех его членов.
-Решение, принимаемое Советом и штабом, действительно только в том случае, если за него проголосовало большинство присутствующих.
-Руководство и контроль за работой Совета учащихся и штаба самоуправления осуществляет заместитель директора по внеклассной работе (ВР).
Роль педагогов и родителей в самоуправлении.
Педагоги и родители поддерживают участников самоуправления учат самоанализу и самокритике. Педагоги и организатор ВР создают атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления раскрывал свои способности, оказывают методическую помощь активу, привлекают к работе актива родителей, общественность, выступают продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов, положений, программ. Педагоги учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их. Это приносит результаты.
Функции деятельности ученического самоуправления.
Штаб самоуправления – высший исполнительный и координирующий орган ученического самоуправления, руководит и направляет работу Совета учащихся.
Имеет право:
- составлять календарные планы работы в течение года;
- вносить коррективы в перспективный план;
- разрабатывать и утверждать положения о смотрах;
- конкурсах и т.д.
- решать важные вопросы внутришкольной жизни.
Совет учащихся – координирует работу Советов:
- Старостат
- Главы секторов
- Совета старшеклассников
В каждом классе есть лидеры, которые активно участвуют в школьной жизни, они объединены в большой ученический Совет старшеклассников.
Функции и полномочия Совета старшеклассников:
1. Представляет школьный коллектив старшеклассников в общественных организациях.
2. Разрабатывает и организует деятельность Совета; планирует и проводит различные коллективно-творческие дела согласно плану воспитательной работы школы.
3. Анализирует, изучает и пропагандирует опыт работы школьных Советов.
4. Принимает решения по вопросам общественной жизни старшеклассников школы, сроков и порядка проведения собраний, отчетов, выборов и других мероприятий.
5. Определяет вопросы повестки дня заседаний Совета старшеклассников.
6. Организует учебу актива учащихся школы
7. Один раз в год согласно положения о выборах выбирает лидера Совета старшеклассников.
Сектора «Парламента» – направляют работу на повышение уровня учебно-воспитательного процесса. Включает в себя следующие:
1.Дисциплинарный – участие в подведении итогов в экране успеваемости классных коллективов; организация оказания помощи в учебе учащимся; профилактическая работа с учащимися, имеющими прогулы, неудовлетворительные оценки и плохую дисциплину.
2. Культурно-досуговый – организует и проводит досуг, отвечает за художественную самодеятельность.
3. Спортивный – организует и проводит спортивные мероприятия в школе: чемпионаты по футболу, пионерболу, волейболу, плаванию, проводит «Веселые старты», спортивные игры и т.д.
4. Информационно-медийный – собирает информацию о школьной жизни, освещает её в выпусках школьной газеты «На Тверской».
5. Оформительский – оформляет стенды, зал школы и т.д
Малые инициативные группы (микрогруппы) – направляет работу в классе по направлениям работы отделов.
Участвуя в работе школьного самоуправления по программе «Парламент», школьники приобретают опыт социальной деятельности. Сложившаяся система направлена на создание в школе демократического стиля управления. Этому способствуют органы ученического самоуправления. В течение учебного года Совет старшеклассников руководил всей системой самоуправления. На его заседаниях вырабатывались предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, заслушивались отчеты комитетов, оценивались результаты деятельности школьного самоуправления.
Модель выпускника в контексте программы построения и развития ученического самоуправления
- Нравственен.
- Способен к личностному самоуправлению.
- Способен самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия.
- Способен пользоваться своими правами, защищать их и выполнять гражданские обязанности.
- Ставит общественно полезные цели.
- Сочетает свои интересы с делами общественно полезной направленности.
- Способен к сотрудничеству.
- Отличается инициативностью, мобильностью, конструктивностью.
- Обладает организаторскими способностями.
- Способен к социализации в условиях гражданского общества.
- Обладает развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.
АНКЕТА АКТИВИСТА
САМОУПРАВЛЕНИЯ ГБОУ школы №455 «ПАРЛАМЕНТ»
ФИО | |
Класс | |
Сведения об успеваемости | |
Номер телефона | |
Ссылка ВКонтакте | |
Сектор | |
Предполагаемая работа в секторе | |
Другие внеурочные занятия, способные повлиять на активность в секторе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация ученического самоуправления в школе
В статье рассматриваются формы организации ученического самоуправления, более подробно я останавливаюсь на организации пресс-службы школы...
«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»
«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...
«Каким я вижу ученическое самоуправление в школе завтрашнего дня»
«Каким я вижу ученическое самоуправлениев школе завтрашнего дня»...
ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната
С целью формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ...
"Организация ученического самоуправления в школе"
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоупр...
программа развития ученического самоуправления "Активная школа"
Материал для лиц, занимающихся вопросами ученического самоуправления...
Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь».
Программа социализации обучающихся через деятельность ученического самоуправления «Из школы в жизнь»....