Программа внеурочной деятельности "Школа актива"
рабочая программа на тему
Программа внеурочной деятельности "Школа актива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_aktiva_2017-2018_novaya.docx | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Богородицкая средняя школа
Смоленского района Смоленской области
|
ДОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Школа актива»
для 7-11 классов
на 2017-2018 учебный год
Срок реализации программы 1 года
Календарно-тематическое планирование рассчитано 2017-2018 уч. год
Составил педагог-организатор Федорова Евгения Юрьевна
д. Богородицкое
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативная основа:
- Законом " Об Образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г №273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" со всеми изменениями и дополнениями;
- Образовательной программой основного общего образования МБОУ Богородицкой СШ.
Актуальность: Данная программа направлена на развитие актива ученического самоуправления как одной из составляющих частей государственно-общественного управления образованием. Она является примером обобщения и систематизации различных программ по обучению школьников-активистов образовательных организаций.
Согласно ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются академические права на участие в управлении образовательной организацией, а основным принципом государственной политики и правового регулирования является демократический характер управления образованием, обеспечение прав, в том числе и несовершеннолетних обучающихся, на участие в управлении образовательными организациями. В целях учёта мнения участников образовательного процесса создаются советы обучающихся.
Участие обучающихся в ученическом самоуправлении (советах обучающихся) способствует формированию у них осознанной активной гражданской позиции, развитию критического мышления, социальной компетентности.
Программа обучения ученического актива призвана способствовать развитию лидерских качеств, навыков осознанного принятия решений, основных управленческих функций, технологиям эффективной работы в группе, которые будут полезны школьникам при работе в ученическом самоуправлении образовательной организации. Большое внимание уделяется обучению технологиям социального проектирования, как реализации системно-деятельностного подхода, предполагаемого в качестве основы системы организации образования согласно ФГОС. Кроме того, ребята ознакомятся с нормативно-правовой базой, регламентирующей работу ученического самоуправления в школе. Программа направлена на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Программа соответствует современным образовательным стандартам и принципам обучения – индивидуальности, преемственности, доступности и результативности.
Цель программы: подготовка актива школы к успешной работе в ученическом самоуправлении образовательной организации.
Задачи программы:
- воспитание активной гражданской позиции и развитие критического мышления школьников;
- формирование лидерских качеств и личной эффективности;
- командообразование актива школы, сплочение коллектива;
- формирование основных навыков управления информацией;
- обучение навыкам социального проектирования в работе ученического актива;
- формирование базы знаний по нормативно-правовой базе государственно-общественного управления образовательной организацией.
Критерии оценки эффективности реализации программы:
- сформирована основная база знаний по нормативно-правовой документации; окончившие курс активисты ориентируются в основной законодательной базе РФ, регламентирующей деятельность ученического самоуправления как части государственно-общественного управления и могут использовать нормативные знания в своей работе;
- получены и закреплены базовые навыки принятия управленческих решений, при помощи кейсов отработана система шагов по решению проблемных ситуаций;
- сформированы основные принципы социального проектирования, разработан реализуемый на базе школы социальный проект, описаны этапы его реализации, риски, ресурсная база;
- создано и поддерживается виртуальное пространство, полно и разносторонне отражающее деятельность ученического самоуправления школы;
- организованы и проведены выборы председателя Ученического совета образовательной организации;
- разработаны и реализованы сценарии как минимум двух публичных мероприятий, направленных на популяризацию ученического самоуправления в школе; активом разработана и проведена как минимум одна сюжетно-ролевая или деловая игра для учеников образовательной организации;
- создана слаженно работающая команда активистов ученического самоуправления.
По итогам реализации программы в образовательной организации сформирована команда активистов-единомышленников, готовых к продуктивной деятельности в ученическом самоуправлении школой. Они обладают всеми необходимыми базовыми навыками, необходимыми для работы в команде.
Программа обучения рассчитана на 1 год, обучаться могут дети с 12 до 17лет.
Занятия проводятся в форме тренингов, на которых теоретические знания перемежаются с практическими упражнениями, подкрепляющими усвоение материала и формирующими практические навыки. Программа предполагает две формы реализации –два часа в неделю в течение всего учебного года (72 часа соответственно). Занятия проводятся после уроков в удобное время. Итоговым мероприятием может стать экзамен (с билетами или вопросами), выставка достижений ученического актива, обучающая игра, которую активисты подготовят для остальных школьников на основе полученных ими на занятии знаний или же конференции актива. Формат подведения итогов курса остаётся свободным и может быть выбран самими педагогом сообразно с поставленными целями и задачами.
Методическое обеспечение программы
Основными методами организации обучения являются информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический и исследовательский методы. В программе обучения актива ученического самоуправления используются в основном методы проблемного изложения, эвристический и исследовательский, который предполагает осмысленное решение обучающимся поставленной задачи, самостоятельный контроль этапов решения, мотивировка результата исследования. В полной мере исследовательский метод обучения используется при организации занятий по социальному проектированию. Весь лекционный материал подается педагогом с помощью метода проблемного изложения или эвристически. Выбор методов обучения обусловлен целью и задачами программы, направленными на формирование личности активного и самостоятельного участника системы государственно-общественного управления образовательной организацией.
Методы организации учебно-познавательной работы, используемые для реализации программы:
- словесные (лекционный материал);
- наглядные (иллюстративный и демонстрационный материал, презентации, таблицы);
- практические (работа над кейсовыми, проблемными заданиями);
- проблемно-поисковый метод.
На занятиях создается ситуация успешности, атмосфера радости от преодоления трудностей.
Программа обеспечена методическими разработками кейсовых и тренинговых заданий, деловых игр, семинаров, лекционным материалом, презентациями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные
-формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию;
-формирование положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
-формирование дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении
поставленных целей;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-формирование базиса знаний у учащихся в сфере оргуправленческих умений и навыков;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Метапредметные
1.Познавательные УУД:
- умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
-соотносит свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований;
-корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-обобщает значение занятий;
-сравнивает представленную информацию, опираясь на личный опыт;
-анализирует и объективно оценивает правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- находит ошибки при реализации социальных проектов и проведении КТД, отбирает способы их исправления;
2.Коммуникативные УУД:
- включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения
и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
-договаривается и приходит к общему решению в работе по группам, микро-группам, парам;
-проявляет инициативу в творческом сотрудничестве;
- расширяет сферы общения, приобретает опыт взаимодействия с окружающим миром..
3.Регулятивные УУД:
-осуществляет целеполагание своей деятельности;
-оказывает бескорыстную помощь своим сверстникам;
-соблюдает правила поведения и предупреждения травматизма во время практических занятий;
-воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время защиты социальных проектов, индивидуальных и групповых заданий;
-осуществляет взаимный контроль и оказывает помощь при проведении диагностики.
Предметные
-приобретает социальные знания, понимает социальную реальность и повседневную жизнь;
-формирует позитивные отношения обучающихся к базовым ценностям общества и к социальной реальности в целом.
-осваивает основы коллективно-творческой деятельности (сокращенно – КТД);
-осваивает основы социально-образовательного проекта (как образовательной формы), которая учит находить достойное место инициативам молодежи в сложно-организованном, динамично изменяющемся социуме;
-включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-развивает индивидуальные лидерские способности;
-формирует устойчивый интерес к социально преобразующей деятельности
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятия в рамках “Школы актива” дает возможность саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого учащиеся приобретают способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, 3 последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
В ходе занятий по программе “Школа актива” дети смогут выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут им стать грамотными специалистами достойными членами общества, определить природу лидерства, изучить стратегии и методы управления.
Каждый раздел состоит из теоретической и практической части, что позволяет развить в обучающихся:
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результат, целеустремленности и настойчивость в достижении результата;
• формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни.
Тематическое планирование
№ | Вид программного материала | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 2 |
2. | Ученическое самоуправление | 6 |
3. | Лидер | 8 |
4. | Самопрезентация | 6 |
5. | Общение | 8 |
6. | Команда лидера | 4 |
7. | Коммуникативные качества, самооценка | 8 |
8. | Конфликт | 4 |
9. | Виды и формы КДТ | 8 |
10. | Разработка КДТ | 4 |
11. | Самоуправление в России и за рубежом | 6 |
12. | Практикум «Оценим себя реально» | 4 |
13. | Итоговая игровая диагностика | 4 |
Итого | 72 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Содержание занятия | Дата | Примечание |
Вводное занятие – 2 час | ||||
1. | Вводное занятие. Игры на сплочение | Анкетирование «Я – ученик», «Каков я в школе?» Знакомство с членами группы. Психологические игры и тренинги. Игры «Волшебный магазин», «Шарж», «Символика». | ||
Ученическое самоуправление – 6 часа | ||||
2. | Основы самоуправления | Понятие о сущности и механизмах развития различных самодеятельных добровольных объединений. Самоуправление – управление собой. Трудно ли управлять школой? Кто и чем управляет в школе? Смогу ли я управлять школой? Игра «Снежный ком» | ||
3. | 7 ключей самоуправления | Программа «7 ключей самоуправления», практическая работа по семи ключам | ||
4. | Модель органов ученического самоуправления в ГБОУ СОШ п. Масленниково | Понятие о функциях органов самоуправления. Изучение существующей моделей ученического самоуправления. | ||
Лидер – 8 часа | ||||
5. | Психология лидера | Понятие «лидер». Черты характера лидера. Как развить в себе стрессоустойчивость, силу воли и решительность | ||
6. | Многоликий лидер | Основные качества и способности лидера. Какими качествами должен обладать лидер? Лидер - созидатель, лидер – разрушитель. Лидер – организатор, лидер – генератор Лидер – инициатор, лидер – эрудит | ||
7. | Разбуди в себе лидера! | Тест «Лидер ли я?» Мои лидерские качества. Проработка лидерских качеств. | ||
8. | Практикум “Чемодан лидера”. | Комплекс ролевых упражнений по развитию мимики, жестов, речи, памяти | ||
Самопрезентация – 6 часа | ||||
9. | Самопрезентация. | Основы самопрезентации. | ||
10. | «Школа ведущих» | Основные навыки выступления. Работа над дикцией, разучивание скороговорок. Тренинг «Как вести себя на сцене». | ||
11. | Тренинг «Успешная самопрезентация» | Тренинг | ||
Общение – 8 часа | ||||
12. | Общение. Деловое общение. | Понятие «деловое общение». Навыки делового общения. Отличия делового общения. Барьеры в общении. | ||
13. | Деловой стиль | Отличия делового стиля и его значение. Правила и принцыпи ведения деловых переговоров | ||
14. | Уверенный ли вы человек? | Тест «Уверенный ли вы человек?» Методы развития уверенности в себе. Приемы расположения к себе. Способы уверенного отказа. | ||
15. | Я - самоуверенный человек! | Как преодолеть свою застенчивость? Ролевые игры, тренинги: «Прием на работу», «Мои сильные и слабые стороны», «Комплимент» | ||
Команда лидера – 4 часа | ||||
16. | Лидерство – я управляю собой и будущим! | Беседа на тему что значит работать в команде. Алгоритм создания команды. Связь лидера и команды. | ||
17. | Коллектив - основа организаторской деятельности | Игры на выявление лидерской позиции, формирование команды. Тренинг «Создай команду» | ||
Коммуникативные качества, самооценка – 8 часа | ||||
18. | Коммуникативные качества. | Понятие «коммуникабельность» Навыки успешной коммуникации. | ||
19. | Разные пути общения | Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. | ||
20. | Разные пути общения | Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения. | ||
21. | Самооценка. Мой уровень самооценки | Тест на самооценку. Как повысить самооценку. Упражнения на повышение самооценки. | ||
Конфликт – 4 часа | ||||
22. | Конфликт. Управление конфликтом. | Спор – его цели и стратегии. Игра «Научись говорить СТОП», «Борьба с конфликтами». | ||
23. | Тренинг «Конфликт и пути его разрешения» | Тренинг. | ||
Виды и формы КДТ – 8 часа | ||||
24. | Коллективно – творческая деятельность. | Основные идеи методики коллективно – творческой деятельности. Этапы КТД. Знакомство с авторами методики КТД – И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро. Что значит Коллективное, Творческое, Дело. Этапы подготовки и проведения КТД. | ||
25. | Виды и формы КДТ | Классические КТД и личностно – ориентированные КТД. Трудовые, познавательные, спортивные, художественные, досуговые. КТД в работе лидера. | ||
26. | Шесть этапов организации КТД | КТД-тренинги «Геометрическая фигура», «Номера» и др (по С. А. Шмакову). | ||
27. | Практикум “В копилку лидера”. | Игры коллективного знакомства и общения –“Верёвочка”, “Заводила”, “Весёлые футболисты”, “ Кто ты будешь такой?”. Игры – поединки. Игры на сплочение команды. | ||
Разработка КДТ – 4 часа | ||||
28. | КТД для младших школьников «Мы – лидеры!» | Разработка КТД для младших школьников | ||
29. | КТД для младших школьников «Мы – лидеры!» | Проведение КТД для младших школьников | ||
Самоуправление в России и за рубежом – 6 часа | ||||
30. | Ученическое самоуправление в России и за рубежом. | История развития добровольных объединений в странах Европы и США. Сущность и механизм самоуправления.. | ||
31. | Общественные детско-юношеские организации | Общественные детско-юношеские организации. Сущность и механизм самоуправления. | ||
32. | Подготовка проектов, презентаций. | Защита проектов, презентаций | ||
Практикум «Оценим себя реально» - 4 час | ||||
33. | Практикум «Оценим себя реально». | Анализ и самоанализ результатов. | ||
34. | Практикум «Оценим друзей реально». | Анализ и самоанализ результатов. | ||
Итоговая игровая диагностика – 4 часа | ||||
35. | Игра «Самоуправление - ключ к успеху» | Интеллектуальная игра | ||
36. | Презентация “Я – лидер” | Подведение итогов работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности школы
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа телетворчества"
Цель реализации программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.В осно...
Программа внеурочной деятельности «Школа навигатора»,
программа направлена на обучение навыкам выживания ребенка, как самостоятельной, жизнерадостной и здоровой личности,...
Программа внеурочной деятельности "Школа подготовки вожатых"
В программе представлен методический материал по внеурочной деятельности....
Программа внеурочной деятельности "Школа важных дел"
Реализация курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих результатов:приобретение школьниками знаний об устройстве общества, о формах поведения, об организации и проведении обществе...
Программа внеурочной деятельности "Школа лидерства"
Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к р...