Программа внеурочной деятельности школы
рабочая программа по теме

Белоконева Любовь Павловна

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_shkoly.doc27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю                                                                                                                Согласовано                                

 Директор МБОУ ООШ № 13 х.Михайлов                                         Зам. директора по  УВР      

                 __________ Н.И.Синякова                                            _____________  Н.Н.Чехлатая

 

  

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 МБОУ ООШ №13 х.Михайлов

Разработали: зам. директора по УВР Чехлатая Н.Н.

учитель математики Белоконева Л.П.

х. Михайлов 2011 г

 

  1. Пояснительная записка.

Программа составлена на основе:

  • учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №13» х. Михайлова на 2011-2012 учебный год;
  • Закона «Об образовании» Российской Федерации;
  • Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование);
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект);
  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Отдельную часть учебного плана основной образовательной программы составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня.

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, она призвана помочь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности – учебной – в других условиях, на другом материале – и вывести на те самые, что и в учебной деятельности, метапредметные результаты, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия, обеспечивающие развитие школьников; происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной) через взаимодействие ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса.

Реализация программы воспитания и социализации  школьников  будет способствовать:

  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  • формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Учебный план для начальной школы включает  5 часов внеурочной деятельности, и составляет до 675 часов. Эти часы распределены по 5-ти направлениям образовательно-воспитательной деятельности:

  • Общеинтеллектуальное
  • Духовно – нравственное
  • Спортивно – оздоровительное
  • Общекультурное
  • Социальное

Реализуя программу развития, наша школа предоставляет возможность обучающимся выбора видов  и  форм творческой  деятельности , дополнительного образования, обеспечивая развитие общекультурных интересов  и  решения  задач  нравственного, гражданского воспитания, социального  и  профессионального самоопределения детей через  внеурочную   деятельность . Школа гарантирует использование воспитательного потенциала основных  и  дополнительных образовательных программ  и  включение обучающихся во  внеурочную  воспитательную  деятельность.   Внеурочная  работа соответствует требованиям к содержанию,  целям   и   задачам  воспитания, установленным в федеральных нормативных документах. Кружки, секции  и  другие формы организации  внеурочной  работы по своему содержанию,  целям   и   задачам  соответствуют социально-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям развития личности.

 Цель   внеурочной   деятельности : создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью  и  правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Данная  цель  достигается решением  задач   внеурочной  работы

Задачи:

  • удовлетворить потребность школьников в содержательном досуге через качественное преобразование системы школьных мероприятий: переход на общешкольные «ключевые дела», реализуемые на основе проектов обучающихся  и  педагогов;
  • эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материальнотехническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал;
  • создать условия для выявления потенциальных возможностей  и  интересов, оказания помощи в самореализации, профессиональном самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей.

Содержание  и  организационные формы воспитания во  внеурочное  время разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание (образование) на развитие социально-активной, образованной, нравственно  и  физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни:

  • свободного выбора ребёнком видов  и  сфер деятельности;
  • ориентации на интересы, потребности, способности обучающегося;
  • возможности свободного самоопределения  и  самореализации ребёнка;
  • единства обучения, воспитания  и  развития;
  • практико-деятельностной основы образовательного процесса;
  • эффективности социального взаимодействия;
  • концентрации воспитания на развитии социальной  и  культурной компетентности личности;
  • природосообразности воспитания;
  • гуманистической направленности воспитания.

Внеурочная деятельность организуется в таких формах, как:

- познавательные и краеведческие экскурсии;

- ролевые и дидактические игры;

- нравственные и этические беседы, викторины;

- олимпиады

- детские исследовательские проекты;

- праздники на уровне класса и школы;

- участие детей в социальной акции, организованной взрослыми;

- трудовой десант;

- занятия в детском спортивном объединении, соревнования, беседы о ЗОЖ.

Работа по привлечению  школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы, факультативов, дополнительного образования, занятий спортивной школы.

Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются: познавательная, досуговая (развлекательная), оздоровительно – спортивная, творческая. Программа организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из 5 подпрограмм, в рамках которых реализуется 5 направлений деятельности: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

1 Общеинтеллектуальное

Общемировые изменения: глобализация, ускорение темпа информационных потоков, вхождение России в европейское образовательное пространство, справедливо потребовали от системы образования смены курса научной парадигмы в сторону формирования мобильной, творческой и самостоятельной личности. Решение проблемы развития творческого потенциала младших школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития современной личности младшего школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка. Наша Программа учитывает возрастные психолого – педагогические особенности мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся.

Цель: формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.

2.Духовно – нравственное

В связи с изменениями социально – экономических условий, в том числе и в процессе дегуманизации общества, наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность гражданско – патриотического воспитания. Современная действительность – это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. На данном этапе развития современной России актуален вопрос о гражданско – патриотическом воспитании. Патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых.

Цель:

-формирование активной жизненной позиции, гражданской ответственности за свой народ, за Родину;

-формирование духовно – нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей.

3.Спортивно – оздоровительное направление

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается. Поэтому проблема здоровья детей – всегда актуальна. Именно внеурочная работа в состоянии сделать для полноценного здоровья современного ученика больше, чем врач.

Цель: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.

4.Общекультурное

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Возникающий дифицит эмоционально – ценностного отношения к миру, образного мышления приводит к грубости, примитивности жизненных ориентаций. Не рекламы и боевики по телевидению, и не компьютерные военные игры должны оказывать воздействие на чувство учащихся, а встречи с прекрасным: картиной, словом, песней, традициями и обычаями своего народа, с природой, способными заворожить их.

Цель:

-развитие эмоционально – образного и художественно – творческого мышления, позволяющего учащемуся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышать чувство личной самодостаточности;

-учить создавать атмосферу творческого сотрудничества, взаимодействия, при выполнении творческих работ в кружках.

  1.        5.Социальное

В процессе обсуждения различных жизненных ситуаций, игр, драматизации литературных произведений этического содержания и др. у младших школьников развиваются умения строить взаимоотношения с другими людьми, проявлять заботу, оказывать помощь, сочувствовать и сопереживать; осознанно подходить к анализу и оценке поступков и поведения.

Цель:  

-воспитание у школьника позитивного мироощущения, преодоление явлений социальной дезадаптации;  

-восприятие мира с оптимистической точки зрения;

-осознание необходимости познания себя и окружающих людей с целью установления толерантных дружеских отношений;  

-понимание человека как индивидуальности.

Принципы реализации Программы:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;

На содержание Программы повлияли следующие факторы: особенности и традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам учащихся и их родителей.

Формы внеурочной воспитательной работы по направлениям:

1. Спортивно-оздоровительное:

  • Работа спортивного кружка.
  • Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках  игровых моментов, физ.минуток.
  • Участие в районных  спортивных соревнованиях.

2. Общекультурное :

  • Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района.
  • Работа кружков.
  • Участие в районных фестивалях.

 3. Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
  • Работа кружков.

4. Духовно-нравственное:

  • Встречи с ветеранами труда, «Уроки мужества»;
  • Выставки рисунков.
  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян;
  • Тематические классные часы.
  • Оказание помощи ветеранам труда.
  • Конкурсы рисунков.
  • Фестивали патриотической песни.
  • Работа кружков.

5. Социальное:

  • Проведение субботников;
  • Работа на пришкольном участке.
  • Разведение комнатных цветов.
  • Акция «Спаси дерево».
  • Работа кружков.

6. Проектная деятельность:

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района.
  • Разработка проектов к урокам.

     В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Планируемые результаты

   

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

 - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

   

Предполагаемые формы работы внеурочной деятельности.

 

 

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Общеинтеллектуальное

« Занимательная математика» 1 класс

 

 

 

«В мире книг» 1 класс

Математические игры, работа с конструкторами, моделирование, занятия с компьютером, беседы.

Посещение библиотек, выставок, занятия в читальных залах, беседы, экскурсии.

Воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умение анализировать.

Расширение читательского пространства и обогащение опыта школьника- читателя, формирование у детей интерес к книге.

Духовно-нравственное

« Этика- азбука добра», (1 класс),

« Все цвета кроме черного» (2 -4 класс)

« Праздники вокруг нас»

 

. Беседы, встречи с людьми труда, участие в школьных трудовых рейдах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты, праздники.

 

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций, интереса к творческим профессиям.

Воспитание позитивного отношения к окружающим школьника людям, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах.

Спортивно-оздоровительное

 

« Путешествие по тропе здоровья» (1-4 класс)

 

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

 

Изостудия «Радуга». (1-4 класс)

Танцевальный «Капельки-росинки» (1 класс)

Кукольный «Петрушка» (1 класс)

 

Занятия в кружке по изодеятельности, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов, посещение выставок, изготовление театральных костюмов.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций, интереса к творческим профессиям

Проектная деятельность

 

Будет реализована через все направления внеурочной деятельности.

 

Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

 

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа народного творчества» 1-4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа телетворчества"

Цель реализации программы: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка через приобщение к миру тележурналистики.В осно...

Программа внеурочной деятельности «Школа навигатора»,

программа  направлена  на  обучение   навыкам  выживания  ребенка,  как   самостоятельной, жизнерадостной  и  здоровой  личности,...

Программа внеурочной деятельности "Школа подготовки вожатых"

В программе представлен методический материал по внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности "Школа важных дел"

Реализация курса внеурочной деятельности направлена на достижение следующих результатов:приобретение школьниками знаний об устройстве общества, о формах поведения, об организации и проведении обществе...

Программа внеурочной деятельности "Школа лидерства"

Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к р...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности»

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  при...