курс внеурочной деятельности «Я исследователь»
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
муниципальное образование Кореновский район г. Кореновск
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя (полная) общеобразовательная школа №2
Муниципального образования Кореновский район
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МОБУ СОШ № 2 г. Кореновска
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
« _29_» августа__2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По курсу внеурочной деятельности «Я исследователь»
Класс 5 __________________________________________________________________
Учитель Беклемешева Светлана Сергеевна ______________________________________
Количество часов: всего ______34_____ часа; в неделю ____1_______ час;
Планирование составлено на основе рабочей программы _ программы Беклемешевой С.С., утвержденной протоколом №1 от 29.08.2016 г.
Данная программа составлена на основе авторской программы А. И. Савенкова «Я - исследователь». Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана для организации занятий с обучающимися 5 - х классов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Преимущество программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
2016-2017
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока | Кол-во часов | Понятия | Цели | Основные виды деятельности учащихся | Техническое оснащение | Дата | |||
Плановые сроки | Скорректированные сроки | |||||||||
Введение (1 ч.) | ||||||||||
1 | Что такое проект | 1 | проект, проблема, информация | Цель: знакомство с понятием «проект», развитие интереса к исследовательской деятельности через знакомство с работами учащихся. | Беседа Презентация исследовательских работ учащихся. | Слайдовая презентация | 07.09 | 07.09 | ||
I. Теоретический блок (11 ч.) Способы мыслительной деятельности (5 ч.) | ||||||||||
2 | Что такое проблема | 1 | проблема, объект исследования. | Цель: ознакомить с понятием проблема, формировать умение видеть проблему, развивать умение изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. | Беседа Игра «Посмотри на мир чужими глазами». | 14.09 | 14.09 | |||
3 | Как мы познаём мир | 1 | наблюдение, эксперимент, опыт. | Цель: знакомство со способами познания окружающего мира, с наблюдениями и экспериментами | Игры на внимание. | Слайдовая презентация | 21.09 | 21.09 | ||
4 | Удивительный вопрос | 1 | вопрос, ответ. | Цель: развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. | Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». | 28.09 | 28.09 | |||
5 | Школа «почемучек». Учимся выдвигать гипотезы. | 2 | гипотеза, вопрос, ответ. | Цель: знакомство с понятием «гипотеза», развитие исследовательского и творческого мышления, развитие умения прогнозировать. | Беседа, работа в парах. Игра «Найди причину». | 05.10 | 05.10 | |||
6 | Источники информации | 2 | источник информации. | Цель: знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета). | Практика: работа с источником информации, с книгой, с электронным пособием. | ПК, проектор, экран, презентация | 12.10 | 12.10 | ||
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 6 ч.) | ||||||||||
7 | Выбор темы исследования | 1 | Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. | 19.10 | 19.10 | |||||
8 | Цели и задачи исследования | 1 | Цель: уметь ставить цели и определять задачи исследования. | Практика | 26.10 | 26.10 | ||||
9 | Методы исследования. Мыслительные операции. | 2 | Эксперимент, анкетирование анализ, синтез. | Цель: знать о методах исследования, уметь проводить исследования с использованием различных методов. | Практика Анкетирование Эксперимент | 02.11 | 02.11 | |||
10 | Сбор материала для исследования. | 2 | Цели: Знать правила и способы сбора материала. Уметь находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. | Практика | 09.11 | 09.11 | ||||
11 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы | 1 | Анализ, синтез, вывод | Цель: развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. | Практика, работа в группах | Компьютер | 16. 11 | 16. 11 | ||
12 | Обобщение полученных данных. | 2 | Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. | Цели: Знать способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное. | Практические задания: «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное» | Компьютер | 23.11 | 23.11 | ||
II. Практический блок ( 19 ч.) | ||||||||||
13 | Россия – Родина моя. | 1 | Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов. | Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; | Беседа | презентация | 30.11 | 30.11 | ||
14 | Город мой родной | 1 | достопримечательность | Цель: познакомить с историей основания города, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стихами местных поэтов. | Беседа, сообщения учащихся | презентация | 07.12 | 07.12 | ||
15 | Родной дом и семья | 1 | семья, родословная, труд, отдых. | Цель: формирование понятия : я – сын (дочь); учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи. | Оформление Книги Памяти, содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей – участниках войны, их героических судьбах. | 14.12 | 14.12 | |||
16 | Проект «Военная летопись нашей семьи». | 1 | Летопись. | Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений. | 21.12 | 21.12 | ||||
17 | 1 | 28.12 | 28.12 | |||||||
18 | Что такое Героизм | 1 | героизм | Цель: Формировать представление о героизме. Воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение к воинам. Уточнять и расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. | Беседа | 18.01 | 18.01 | |||
19 | Экскурсия в музей боевой славы | 1 | война, подвиг, награда. | Цель: расширить знания учащихся об истории родного города в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза. | Посещение краеведческого музея. | 25.01 | 25.01 | |||
20 | Экскурсия к мемориалу Воинской славы | 1 | Мемориал Воинской славы. Вечный огонь. | Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан. | Сообщения об участниках боевых действий. | 01.02 | 01.02 | |||
21 | Экскурсия в поселковую детскую библиотеку | 1 | каталог | Цели: уметь работать в библиотеке с каталогами, отбирать необходимую литературу по теме проекта. и составлять список литературы по теме исследования. | Экскурсия в библиотеку. Выбор литературы по теме проекта | Библиотечный каталог, интернет-ресурсы | 08.02 | 08.02 | ||
22 | Проект «Города – герои». | город – герой, защитник. | Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; | Беседа, исследовательская работа в группах | выставка книг, интернет-ресурсы | 15.02 | 15.02 | |||
23 | 22.02 | 22.02 | ||||||||
24 | 01.03 | 01.03 | ||||||||
25 | 08.03 | 08.03 | ||||||||
26 | Проект: « Дети войны». | дети войны. | Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации | Беседа, исследовательская работа в группах | выставка книг, интернет-ресурсы | 15.04 | 15.04 | |||
27 | 22.03 | 22.03 | ||||||||
28 | 05.04 | 05.04 | ||||||||
29 | Награды Великой Отечественной войны - ордена и медали | 1 | ордена и медали | Показ и рассматривание фотоматериалов с изображением орденов и медалей. «За отвагу», «За боевые заслуги», орден Красного Знамени, орден Красной звезды, орден Славы трех степеней, специальные медали: «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда». | Показ и рассматривание фотоматериалов с изображением орденов и медалей | Слайдовая презентация | 12.04 | 12.04 | ||
30 | 19.04 | 19.04 | ||||||||
31 | День Победы | ветеран, поклонение | Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся. | Выступление | ПК, проектор, экран, презентация | 26.04 | 26.04 | |||
III . Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 часа) | ||||||||||
32 | Подготовка к защите. | 1 | Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. | Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. | Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. | 03.05 | 03.05 | |||
33 | Защита проектов. | 3 | Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. | Конференция | ПК, проектор, экран, презентация | 10.05 | 10.05 | |||
34 | 17.05 | 17.05 | ||||||||
35 | 24.05 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как различные материалы пропускают свет" (занятие внеурочной деятельности "Я-исследователь", 2 класс, система Л.В.Занкова)
Данная разработка открытого занятия "Я-исследователь" предназначена для учителя, который работает по ФГОС НОО, ведет внеурочную деятельность и работает по системе Л.В.Занкова....
Курс внеурочной деятельности "Я - исследователь"
Возраст - 10-11 летСрок реализации - 1 год35 часов в году...
Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...
Я - исследователь. Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность «Я – исследователь» состоит из отдельных разделов (модулей). Практическая направленность курса обуславливает успешное применение метода проектов в системе обр...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физик-исследователь"
Рабочие программы курса внеурочной деятельности "Физик-исследователь", "Физика вокруг нас"...
Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"
Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"...