Я - исследователь. Рабочая программа курса внеурочной деятельности
рабочая программа (9 класс)
Внеурочная деятельность «Я – исследователь» состоит из отдельных разделов (модулей). Практическая направленность курса обуславливает успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_issledovatel_trifonova_a.n._9_kl.docx | 207.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»,
г. Малоярославец Малоярославецкого района Калужской области
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей естествознания Руководитель ШМО
| «Согласовано»: Заместитель директора | «Утверждаю» Директор школы |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ!»
(9 класс)
составитель:
Трифонова А.Н.
2018
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством развития активности личности, способной к саморазвитию и самообразованию. В данном процессе учащиеся овладевают навыками исследовательской работы, принципами научного познания окружающей среды. Одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности является выполнение учебно-исследовательских проектов, в рамках которых учащиеся занимают активную субъективную позицию. Суть выполнения учебно-исследовательских проектов заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем работают над исследованием, решая какую-либо задачу, овладевают новыми знаниями, что повышает их мотивацию к учению, саморазвитию.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1».
Цель программы внеурочной деятельности:
Обучение основам учебно-исследовательской деятельности.
Задачи программы внеурочной деятельности:
- расширить представления учащихся об алгоритме выполнения исследовательской деятельности;
- научить правильно оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности;
- познакомить с видами учебно-исследовательских проектов;
- научить способам формулировки проблемы, проблемных вопросов, определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план действий;
- формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
- научить грамотно оформлять письменную часть проекта, публично представлять результаты работы;
- познакомить с критериями оценивания учебно-исследовательского проекта, объективно оценивать свои и чужие результаты, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении.
- формировать универсальные учебные действия.
Общая характеристика
Внеурочная деятельность «Я – исследователь» состоит из отдельных разделов (модулей). Практическая направленность курса обуславливает успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.
Содержание курса составляют сведения о различных видах учебно-исследовательских проектов, что позволяет учащимся уже на начальном этапе осуществить их выбор и попробовать себя в их создании. В содержании программы внеурочной деятельности подробно рассматривается алгоритм проведения исследовательской деятельности, ее основополагающие моменты. Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Основными методами обучения являются: проблемный, исследовательский, словесно-иллюстративные методы, наблюдение, сравнение, анализ и др.
Форма деятельности: кружок.
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное – проектная деятельность, участие в научно-исследовательских конференциях.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.
Место данного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в учебно-исследовательской деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения содержания программы внеурочной деятельности «Я – исследователь!»:
- сформированность умения к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированность познавательных учебных действий.
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Тематическое планирование кружка
«Я – исследователь»
№ | Название раздела | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
1. | Что такое исследование? | 1 | 1 | - |
2. | Раздел 1. Проектируем исследовательскую деятельность. | 11 | 8 | 3 |
3. | Раздел 2. Работаем над учебно - исследовательским проектом. | 12 | 4 | 8 |
4. | Раздел 4. Подготовка мультимедийного сопровождения проекта. | 6 | 2 | 4 |
5. | Раздел 3. Рефлексия учебно-исследовательской деятельности. | 3 | 2 | 1 |
Резервное время | 1 | |||
Итого: | 34 | 23 | 11 |
Содержание программы внеурочной деятельности
«Я – исследователь»
Введение (1 час)
Беседа. Что такое исследовательская деятельность? История исследовательской деятельности. Учебно-исследовательские проекты в современном мире. Понятие об исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Раздел 1. Проектируем исследовательскую деятельность (11 часов).
Тема 1. Беседа с элементами лекции. Способы мыслительной деятельности. Как мы думаем. Логика мысли. Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Тема 2. Беседа с игровыми элементами. Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами»
Тема 3. Беседа. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Гипотеза и доказательства. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта.
Тема 4. Беседа. Целеполагание. Планирование исследовательской деятельности. Лист планирования и продвижения по заданию.
Тема 5. Беседа с элементами проблемного обучения. Методы исследования. Мыслительные операции. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Тема 6. Беседа с элементами лекции. Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Наблюдение и эксперимент – способы исследования. Опыты. Игры на внимание. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Тема 7. Беседа с элементами лекции, с элементами проблемного обучения. Источники информации. Способы первичной обработки информации. Ориентиры в информационном поле. Параметры поиска информации в каталоге. Поиск информации по самостоятельно заданному параметру.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная или групповая работы по установлению параметра поиска информации в каталоге; работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Работа с карточным (желательно и электронным) каталогом; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге.
Тема 8. Индивидуальная работа с каталогами. Поиск информации в каталоге по заданному параметру. Виды каталогов.
Практическая деятельность учащихся: индивидуальная работа с каталогом по поиску информации; работа в группе по анализу успешности поиска информации в каталоге. Правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Раздел 2. Работаем над учебно-исследовательским проектом (12 часов).
Тема 1. Беседа с элементами проблемного обучения. Организация учебно-исследовательской деятельности. Противоречия и проблема. Анализ способов разрешения проблемы. Свидетельства достижения цели. Способ убедиться в достижении цели. Риски.
Тема 2. Беседа. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Тема 3. Беседа. Сотрудничество. Работаем в команде.
Тема 4. Беседа. Основные правила делового общения и ведения дискуссий. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения.
Практическая работа учащихся: индивидуальная исследовательская деятельность учащихся.
Раздел 3. Подготовка мультимедийного сопровождения проекта (6 часов).
Тема 1. Обзорная лекция. Понятие презентации. Отбор содержания презентации. Жанр презентации. Создание мультимедийной презентации в программе Microsoft Power Point. Макет слайда. Создание слайда. Вставка в слайд текста и рисунков. Создание фона слайда.
Тема 2. Лекция. Настройка анимации текста, рисунков. Применение эффекта анимации. Выбор типа «эффекта анимации» и «звука анимации» из набора заданных. Просмотр эффекта анимации.
Практическая работа учащихся: индивидуальная самостоятельная работа учащихся, защита исследовательских работ.
Раздел 4. Рефлексия учебно-исследовательской деятельности (4 часа).
Тема 1. Беседа. Оценка выполненного исследования.
Тема 2. Беседа. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Подведение итогов работы кружка.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Я – исследователь»
№ | Тема | Дата | |
по плану | коррек-тировка | ||
Что такое исследование? | |||
1 | Что такое «исследование»? | ||
Раздел 1. Проектируем исследовательскую деятельность. | |||
2 | Как мы думаем? | ||
3 | Что такое «проблема»? | ||
4 | Учимся выдвигать гипотезы | ||
5 | Планирование исследовательской деятельности | ||
6 | Методы исследования | ||
7 | Сбор материала | ||
8 | Источники информации | ||
9 | Поиск информации в каталоге по заданному параметру | ||
10 – 12 | Работа над проектом | ||
Раздел 2. Работаем над учебно-исследовательским проектом. | |||
13 | Организация учебно-исследовательской деятельности | ||
14 | Анкетирование, опрос, интервьюирование | ||
15 | Работа в команде | ||
16 | Правила делового общения и ведения дискуссий | ||
17 – 24 | Работа над проектом | ||
Раздел 4. Подготовка мультимедийного сопровождения проекта. | |||
25 | Понятие презентации | ||
26 | Как создать качественную презентацию? | ||
27 – 30 | создание презентации для защиты проекта | ||
Раздел 4. Рефлексия учебно-исследовательской деятельности. | |||
31 | Оценка выполненного исследования | ||
32 | Оценка и самооценка | ||
33 | Коллективное обсуждение итогов работа кружка | ||
34 | Резервное время |
Список литературы.
- Власова Е. Библиотечные каталоги: библиотечный урок для старших классов // Школьная библиотека. - 2001. - № 7. - С. 33-39.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 80 с.
- Краткий справочник школьного библиотекаря / под ред. Г.И. Поздняковой. - СПб: Профессия, 2001. - 352 с. - («Библиотека»).
- Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
- Плюснина С. Подготовка ученика к самостоятельной работе после окончания школы: библиотечный урок для старшеклассников // Школьная библиотека. - 2001. - № 7. -С. 40-43.
- Рудакова Н. Путешествие в страну каталогов: библиотечный урок для 6 кл. // Школьная библиотека. - 2000. -№ 4. -С. 31-33.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2009.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
- Стародумова Г., Савкина Л. Библиотечное занятие: операционное описание технологического процесса, его подготовки и проведения // Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 28-29.
- Ступицкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. -М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
- Ступицкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. - Ярославль: Академия развития, 2008.
- Чулкина Г. «Библиотечно-библиографические и информационные знания Школьникам»: библиотечные уроки с 1-8 кл. // Школьная библиотека. - 2001.-№ 1.-С. 8-13.
- Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»
Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследов...
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физик-исследователь"
Рабочие программы курса внеурочной деятельности "Физик-исследователь", "Физика вокруг нас"...