программа юнкоры
рабочая программа на тему
Для того, чтобы школьные издания выполняли свою воспитательную функцию, необходимо сделать их яркими по форме и интересными по содержанию, привлекательными для всех участников образовательного процесса. Эту задачу можно успешно решить, если в образовательном учреждении будет систематически работать кружок юных корреспондентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunkory_programma.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка юных корреспондентов
Пояснительная записка
Для того, чтобы школьные издания выполняли свою воспитательную функцию, необходимо сделать их яркими по форме и интересными по содержанию, привлекательными для всех участников образовательного процесса. Эту задачу можно успешно решить, если в образовательном учреждении будет систематически работать кружок юных корреспондентов 5-9 классов.
Цель
Создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Задачи
- Воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки.
- Развивать творческие способности школьников – осуществлять выпуск школьной газеты, стенгазет, оформлять стенды, презентации.
Содержание и методы деятельности
При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения.
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, а затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, диктофонов. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в разных жанрах.
В газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях, а затем эти навыки закрепляются при работе в кружке.
Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Программа рассчитана на два учебных года. Общее количество часов – 136, первый год обучения – 68 часов, второй – 68 часов (2 часа в неделю). Возрастной состав обучающихся – 12-15 лет.
Тематическое планирование занятий первого года обучения
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов | |
теор | практ | ||
1 | Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка | 1 | |
2 | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи | 2 | |
3 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | 1 | |
4 | Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи | 1 | |
5 | Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | 1 | 1 |
6 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 1 | |
7 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение | 1 | 1 |
8 | Беседа «Моя любимая газета» | 1 | |
9 | Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника | 1 | 1 |
10 | Организация работы корреспондентов-хроникеров | 2 | |
11 | Расширенная информация | 1 | |
12 | Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ | 2 | |
13 | Заметка. Заметка информационного характера | 1 | |
14 | Заметка типа делового описания | 1 | |
15 | Заметка типа художественного описания с элементами повествования | 1 | |
16 | Информационная заметка с отрицательным содержанием | 1 | |
17 | Заметки на темы, связанные с оценкой поступков | 1 | |
18 | Заметка на дискуссионную тему | 2 | |
19 | Заметка-благодарность | 1 | |
20 | Заметка-вопрос | 1 | |
21 | Заметка-просьба | 1 | |
22 | Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ | 3 | |
23 | Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов | 1 | 2 |
24 | Интервью-монолог | 1 | |
25 | Интервью-диалог | 1 | |
26 | Коллективное интервью | 1 | |
27 | Интервью-зарисовка | 1 | |
28 | Анкетирование | 1 | |
29 | Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ | 3 | |
30 | Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи» | 1 | |
31 | Путевые заметки | 1 | 1 |
32 | Конкурс творческих работ. Путевые заметки | 2 | |
33 | Отчет. Отчет общий (прямой) | 1 | |
34 | Отчет тематический | 1 | |
35 | Отчет с комментариями | 1 | |
36 | Практическая работа. Написание отчета. Анализ работ | 3 | |
37 | Репортаж. Событийный репортаж | 1 | |
38 | Тематический репортаж | 1 | |
39 | Постановочный репортаж | 1 | |
40 | Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ |
| 3 |
41 | Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ | 1 | 1 |
42 | Экскурсия в редакцию газеты. Встреча с сотрудниками редакции | 4 | |
43 | Подготовка и проведение смотра стенгазет | 3 | |
Всего: | 68 |
Тематическое планирование занятий второго года обучения
№ | Тематика занятий | Количество часов | ||
1 | Корреспонденция | 2 | ||
2 | Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ | 3 | ||
3 | Статья. Передовая статья | 1 | ||
4 | Статья, обобщающая опыт работы | 1 | ||
5 | Проблемная статья | 1 | ||
6 | Критическая статья | 1 | ||
7 | Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ | 4 | ||
8 | Обзор печати. Тематический обзор | 2 | ||
9 | Общий обзор | 2 | ||
10 | Информационный обзор | 2 | ||
11 | Практическая работа. Подготовка обзора. Анализ работ | 2 | ||
12 | Рецензия. Рецензия на литературную тему | 2 | ||
13 | Рецензия на искусствоведческую тему | 2 | ||
14 | Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ | 4 | ||
15 | Очерк. Очерк портретного характера | 1 | ||
16 | Проблемный очерк | 1 | ||
17 | Событийный очерк | 1 | ||
18 | Путевой очерк | 1 | ||
19 | Практическая работа. Написание очерка. Анализ работ | 4 | ||
20 | Фельетон. Тематический фельетон | 1 | ||
21 | Проблемный фельетон | 1 | ||
22 | Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ | 3 | ||
23 | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) | 1 | 1 | |
24 | Обучение практике верстки стенных газет | 2 | ||
25 | Литературное редактирование | 3 | ||
26 | Практическая работа. Редактирование текста | 2 | ||
27 | Теория и практика литературной правки | 1 | 2 | |
28 | Экскурсия в типографию | 1 | ||
29 | Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?» | 2 | ||
30 | Практическая работа. Оформление одного и того же материала в различных газетных жанрах | 4 | ||
31 | Подготовка и проведение смотра лингвистических газет | 3 | ||
32 | Час общения «Если бы я был редактором…» | 2 | ||
33 | Итоговое занятие. Смотр достижений | 2 | ||
Итого: | 68 |
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять стиль и тип речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные грамматические и речевые ошибки;
- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
- проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
Литература, использованная при подготовке программы
- Гринина-Земскова А.М.Сочинения в газетных жанрах (4-8 классы). – М., 1977
- Никитина Е.И. Русская речь. – М., 1992
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980
- Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. – М., 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования детей "Юнкор"
Значение этого курса обучения заключается в том, что он повышает читательскую культуру воспитанников, углубляет знания по литературе, учит тщательной работе над языком, обогащает лексикон, разви...
программа работы клуба "Юнкор"
Программа занятий клуба «Юный корреспондент» создана для самореализации, самосовершенствования учащихся, для повышения их уровня готовности к жизни в обществе...
Программа внеурочного курса по русскому языку и литературе "Юнкор"
Программа внеурочного курса «Юнкор» знакомит обучающихся с основами журналистики, корректорской и редакторской работой.Данный курс позволяет ученикам формировать понимание законов создания собственных...
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Юный корреспондент" студии "Юнкор"
Рабочая программа рассчитана на 1 год для учащихся 10-18 лет...
Рабочая программа кружка "Юнкор"
Организация работы кружка юных корреспондентов...
Рабочая программа кружка "Школа юнкоров"
Программа ориентирована на дополнительное образование учащихся 8-10 классов. Программа является краткосрочной. Она рассчитана на один учебный год. Средством достижения цели и задач юнкоровского образо...
Рабочая программа кружка "Юнкор"
Рабочая программа кружка "Юнкор"...