Рабочая программа кружка "Юнкор"
методическая разработка по русскому языку на тему

Организация работы кружка юных корреспондентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_yunkor.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка          Минераловодского района

Ставропольского края

учитель русского языка и литературы

Ложко Е.А.

Рабочая программа кружка  «Юнкор»

Организация работы кружка юных корреспондентов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Идея создания кружка юных корреспондентов возникла по нескольким причинам. Во-первых, в современной школе все больше внимания уделяется вопросу развития речи учащихся. Во-вторых, роль средств массовой информации велика в формировании общественного мнения. В-третьих, школьники сами постоянно пытаются писать в районную газету о проведенных мероприятиях, акциях, праздниках, конкурсах. Чтобы направить их желание писать в нужное русло, научить ребят правильно, грамотно излагать свои мысли, создана программа работы кружка юнкоров

  

  Цель программы: приобщение подростков к общественной жизни села и школы, формирование мировоззрения посредством СМИ.

   Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях, научить школьников различать газетные жанры, стили написания материалов в средствах массовой информации.
  2. Развивать навык анализа газетных статей, умение самостоятельно писать и составлять интервью, репортажи; различать жанры газетных материалов, уметь выбирать интересные темы, разговорить собеседника.
  3. Воспитывать интерес к СМИ, любовь к родному краю, уважение к окружающим людям.
  4. Развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды и др.

       Содержание и методы деятельности

   При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения.

 

   Особенности методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической части. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров,  затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.

 

   Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мыслиЮ собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.

 

   Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов,  следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтактические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.

 

   Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах.

 

   В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях, а затем эти навыки закрепляются при работе в кружке.

 

    Бодльшое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка  необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

 

Организационные моменты

   Работой кружка юнкоров руководит учитель русского языка и литературы. В ряде случаев для проведения занятий могут приглашаться работники средств массовой информации. Они знакомят школьников с основами редакторского и издательского дела, могут организовывать экскурсии в редакцию местной газеты или в типографию.

 

   Руководителю кружка следует помнить, что на страницах школьной печати должны выступать все юнкоры. 

   Помимо газет общего профиля, члены кружка должны выпускать стенгазеты специального назначения и издания, имеющие сменные полосы. Лингвистические стенные газеты имеют огромное значение в борьбе за точность, простоту, ясность и богатство языка.

 

   Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров.

Программа обучения юных корреспондентов

 

   Программа рассчитана на два учебных года. Общее количество часов - 136, первый год обучения - 68 часов, второй - 68 часов (2 часа в неделю). Возрастной состав обучающихся - 14-16 лет.

 

Тематическое планирование первого года обучения

 

№ п/п

 Тематика занятий

 Количество часов

 1

Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка

 2

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи

 3

Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые ообенности, языковые средства

4

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи

 1

5

Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля

2

6

Сходство и различие художественного и публицистического стилей

1

7

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение

2

8

Беседа "Моя любимая газета"

1

9

Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника

2

10

организация работы корреспондентов-хроникеров

2

11

Расширенная информация

1

12

Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ

2

13

Заметка. Заметка информационного характера

1

14

Заметка типа делового описания

1

15

Заметка типа жудожественного описания с элементами повествования

1

16

Информационная заметка с отрицательным содержанием

1

17

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков

1

18

Заметка на дискуссионную тему

2

19

Заметка-благодарность

1

20

Заметка-вопрос

1

21

Заметка-просьба

1

22

Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ

3

23

Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов

3

24

Интервью-монолог

1

25

Интервью-диалог

1

26

Коллективное интервью

1

27

Интервью-зарисовка

1

28

Анкетирование

1

29

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ

3

30

Беседа "Роль газеты в жизни моей семьи"

1

31

Путевые заметки

2

32

Конкурс творческих работ. Путевые заметки

2

33

Отчет. отчет общий (прямой)

1

34

Отчет тематический

1

35

Отчет с комментариями

1

36

Практическая работа. Написание отчета. Анализ работ

3

37

Репортаж. Событийный репортаж

1

38

Тематический репортаж

1

39

Постановочный репортаж

1

40

Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ

3

41

Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ

2

42

Экскурсия в редакцию районной газеты "Приосколье". Встреча с сотрудниками редакции

4

43

Подготовка и проведение смотр стенгазет

3

Всего

68

Тематическое планирование занятий второго года обучения

 

№ п/п

Тематика занятий

Количество часов

1

Корреспонденция

2

2

Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ

3

Статья. Передовая статья

1

4

Статья, обобщающая опыт работ

1

5

Проблемная статья

1

6

Критическая статья

1

7

Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ

4

8

Обзор печати. Тематический обзор

2

9

Общий обзор

2

10

Информационный обзор

2

11

Практическая работа. Подготовка обзора. Анализ работ

2

12

Рецензия. Рецензия на литературную тему

2

13

Рецензия на искусствоведческую тему

2

14

Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ

4

15

Очерк. Очерк портретного характера

1

16

Проблемный очерк

1

17

Событийный очерк

1

18

Путевой очерк

1

19

Практическая работа. Написание очерка. Анализ работ

4

20

Фельетон. Тематический фельетон

1

21

Проблемный фельетон

1

22

Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ

3

23

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции)

2

24

Обучение практике верстки номеров стенных газет

3

25

Литературное редактирование

3

26

Практическая работа. Редактирование текста

2

27

Теория и практика литературной правки

3

28

Экскурсия в районную типографию

1

29

Беседа "Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?"

1

30

Практическая работа. Оформление одного и того же материала в различных газетных жанрах

4

31

Подготовка и проведение смотра лингвистических газет

3

32

Час общения "Если бы я был редактором..."

2

33

Итоговое знятие. Смотр достижений

2

Всего

68

Итого за два года

136

 

Результаты обучения

 

   Учащиеся должны уметь:

- определять стиль и тип речи;

- давать характеристику текста публицистического стиля;

- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;

- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

- проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

 

Литература, использованная при подготовке программы

 

1. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8-е классы). - М., 1977.

2. Никита Е.И. Русская речь. - М., 1992.

3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1980

4. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. - М., 1977

5. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. - М., 1990

6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. - М., 1967.

7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.

8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1994.

9. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. - М., 1971.

10. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их придупреждение. - М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...