Рабочая программа кружка "Юнкор"
методическая разработка по русскому языку на тему
Организация работы кружка юных корреспондентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_yunkor.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ №4 с.Нижняя Александровка Минераловодского района
Ставропольского края
учитель русского языка и литературы
Ложко Е.А.
Рабочая программа кружка «Юнкор»
Организация работы кружка юных корреспондентов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Идея создания кружка юных корреспондентов возникла по нескольким причинам. Во-первых, в современной школе все больше внимания уделяется вопросу развития речи учащихся. Во-вторых, роль средств массовой информации велика в формировании общественного мнения. В-третьих, школьники сами постоянно пытаются писать в районную газету о проведенных мероприятиях, акциях, праздниках, конкурсах. Чтобы направить их желание писать в нужное русло, научить ребят правильно, грамотно излагать свои мысли, создана программа работы кружка юнкоров
Цель программы: приобщение подростков к общественной жизни села и школы, формирование мировоззрения посредством СМИ.
Задачи:
- Воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях, научить школьников различать газетные жанры, стили написания материалов в средствах массовой информации.
- Развивать навык анализа газетных статей, умение самостоятельно писать и составлять интервью, репортажи; различать жанры газетных материалов, уметь выбирать интересные темы, разговорить собеседника.
- Воспитывать интерес к СМИ, любовь к родному краю, уважение к окружающим людям.
- Развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды и др.
Содержание и методы деятельности
При организации кружка сначала целесообразно опираться на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на свой жизненный опыт и прочитанные произведения. Задача руководителя кружка заключается в том, чтобы написанные сочинения не оставались забытыми, выполняя роль тренировочных упражнений на определенном этапе обучения.
Особенности методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической части. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров, затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.
Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мыслиЮ собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.
Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов, следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтактические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.
Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах.
В стенных газетах периодически должны помещаться рецензии на художественные произведения, спектакли и телепередачи. Опыт написания рецензий учащиеся приобретают на классных занятиях, а затем эти навыки закрепляются при работе в кружке.
Бодльшое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Руководителю кружка необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.
Организационные моменты
Работой кружка юнкоров руководит учитель русского языка и литературы. В ряде случаев для проведения занятий могут приглашаться работники средств массовой информации. Они знакомят школьников с основами редакторского и издательского дела, могут организовывать экскурсии в редакцию местной газеты или в типографию.
Руководителю кружка следует помнить, что на страницах школьной печати должны выступать все юнкоры.
Помимо газет общего профиля, члены кружка должны выпускать стенгазеты специального назначения и издания, имеющие сменные полосы. Лингвистические стенные газеты имеют огромное значение в борьбе за точность, простоту, ясность и богатство языка.
Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров.
Программа обучения юных корреспондентов
Программа рассчитана на два учебных года. Общее количество часов - 136, первый год обучения - 68 часов, второй - 68 часов (2 часа в неделю). Возрастной состав обучающихся - 14-16 лет.
Тематическое планирование первого года обучения
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка | 1 |
2 | Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи | 2 |
3 | Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые ообенности, языковые средства | 1 |
4 | Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи | 1 |
5 | Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | 2 |
6 | Сходство и различие художественного и публицистического стилей | 1 |
7 | Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение | 2 |
8 | Беседа "Моя любимая газета" | 1 |
9 | Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника | 2 |
10 | организация работы корреспондентов-хроникеров | 2 |
11 | Расширенная информация | 1 |
12 | Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ | 2 |
13 | Заметка. Заметка информационного характера | 1 |
14 | Заметка типа делового описания | 1 |
15 | Заметка типа жудожественного описания с элементами повествования | 1 |
16 | Информационная заметка с отрицательным содержанием | 1 |
17 | Заметки на темы, связанные с оценкой поступков | 1 |
18 | Заметка на дискуссионную тему | 2 |
19 | Заметка-благодарность | 1 |
20 | Заметка-вопрос | 1 |
21 | Заметка-просьба | 1 |
22 | Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ | 3 |
23 | Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов | 3 |
24 | Интервью-монолог | 1 |
25 | Интервью-диалог | 1 |
26 | Коллективное интервью | 1 |
27 | Интервью-зарисовка | 1 |
28 | Анкетирование | 1 |
29 | Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ | 3 |
30 | Беседа "Роль газеты в жизни моей семьи" | 1 |
31 | Путевые заметки | 2 |
32 | Конкурс творческих работ. Путевые заметки | 2 |
33 | Отчет. отчет общий (прямой) | 1 |
34 | Отчет тематический | 1 |
35 | Отчет с комментариями | 1 |
36 | Практическая работа. Написание отчета. Анализ работ | 3 |
37 | Репортаж. Событийный репортаж | 1 |
38 | Тематический репортаж | 1 |
39 | Постановочный репортаж | 1 |
40 | Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ | 3 |
41 | Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ | 2 |
42 | Экскурсия в редакцию районной газеты "Приосколье". Встреча с сотрудниками редакции | 4 |
43 | Подготовка и проведение смотр стенгазет | 3 |
Всего | 68 |
Тематическое планирование занятий второго года обучения
№ п/п | Тематика занятий | Количество часов |
1 | Корреспонденция | 2 |
2 | Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ | 3 |
3 | Статья. Передовая статья | 1 |
4 | Статья, обобщающая опыт работ | 1 |
5 | Проблемная статья | 1 |
6 | Критическая статья | 1 |
7 | Практическая работа. Написание статьи. Анализ работ | 4 |
8 | Обзор печати. Тематический обзор | 2 |
9 | Общий обзор | 2 |
10 | Информационный обзор | 2 |
11 | Практическая работа. Подготовка обзора. Анализ работ | 2 |
12 | Рецензия. Рецензия на литературную тему | 2 |
13 | Рецензия на искусствоведческую тему | 2 |
14 | Практическая работа. Написание рецензии на телепередачу. Анализ работ | 4 |
15 | Очерк. Очерк портретного характера | 1 |
16 | Проблемный очерк | 1 |
17 | Событийный очерк | 1 |
18 | Путевой очерк | 1 |
19 | Практическая работа. Написание очерка. Анализ работ | 4 |
20 | Фельетон. Тематический фельетон | 1 |
21 | Проблемный фельетон | 1 |
22 | Практическая работа. Написание фельетона. Анализ работ | 3 |
23 | Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции) | 2 |
24 | Обучение практике верстки номеров стенных газет | 3 |
25 | Литературное редактирование | 3 |
26 | Практическая работа. Редактирование текста | 2 |
27 | Теория и практика литературной правки | 3 |
28 | Экскурсия в районную типографию | 1 |
29 | Беседа "Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?" | 1 |
30 | Практическая работа. Оформление одного и того же материала в различных газетных жанрах | 4 |
31 | Подготовка и проведение смотра лингвистических газет | 3 |
32 | Час общения "Если бы я был редактором..." | 2 |
33 | Итоговое знятие. Смотр достижений | 2 |
Всего | 68 | |
Итого за два года | 136 |
Результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- определять стиль и тип речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
- проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
Литература, использованная при подготовке программы
1. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8-е классы). - М., 1977.
2. Никита Е.И. Русская речь. - М., 1992.
3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1980
4. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. - М., 1977
5. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. - М., 1990
6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. - М., 1967.
7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1994.
9. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. - М., 1971.
10. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их придупреждение. - М., 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...