Внеклассное мероприятие Мастерская построения новых знаний, ценностных ориентаций по литературе Бурятии «Я из песенного края, я сын этих гор и вод» (по творчеству Н.Г. Дамдинова).
методическая разработка (8 класс) на тему
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Бурятия предназначена для учителей, которые используют на уроках современные педагогические технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Мастерская построения новых знаний, ценностных ориентаций
по литературе Бурятии «Я из песенного края,
я сын этих гор и вод» (по творчеству Н.Г. Дамдинова).
Цели:
- Образовательная: познакомить с жизнью и творчеством Н.Г. Дамдинова.
- Развивающая: развитие грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
- Воспитательная: воспитание культуры личности и ценностного отношения к литературному достоянию родного края.
Оборудование: распечатанные тексты биографии, тексты стихотворений Н.Г. Дпмдинова различной тематики, таблица, цветные карандаши.
Правила работы в мастерской:
-внимательно слушаем и слышим мастера и друг друга;
-выполняем задание так, как поняли, и это будет правильно;
-оказываем помощь товарищам;
-уважительно относимся к любому мнению, избегаем критики;
-обязательно ведем записи в тетради;
-обращаем внимание на время выполнения задания. (Слайд 2).
- Индуктор (неожиданное задание – «ввожу», «навожу», «побуждаю»).
Задание 1: На экране портрет Н.Г. Дамдинова (какие ассоциации, мысли возникают при рассмотрении портрета? Личные качества этого человека, время, в котором жил, жизненные интересы?). (Слайд 3).
- Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы): участники мастерской индивидуально рассуждают о человеке (Н.Г. Дамдинове), которого видят на портрете.
- Афиширование (представление созданного продукта): рассматриваются все предположения. Составление кластера («кармашки», «гроздья» в переводе с англ.; список идей) на доске (ассоциативный ряд, связанный с портретом).
Задание 2: Познакомьтесь с биографией поэта в группе, поработайте с текстом по таблице. (Слайд 4). (Приложение 1).
Что совпало с моими представлениями | Что расходится с моими представлениями | Узнал новое, неожиданное |
- Разрыв (внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому).
- Афиширование: возвращение к кластеру, убираем «лишнее», добавляем.
Задание 3: Перед вами лежит стихотворение, прочитайте внимательно и проанализируйте его: выделите главную мысль автора, передайте свои чувства в рисунке. Ученикам предлагаются тексты стихотворений Н.Г. Дамдинова разные по тематике: 1 группа – стихотворение о родном крае; 2 группа – о природе; 3 группа – о любви (Приложение 2).
- Социоконструкция (индивидуальное создание рисунка).
- Афиширование вывесить работы на доску, прокомментировать по желанию.
Задание 4: предположите, что сейчас вы находитесь на встрече с поэтом. Какие бы вопросы хотели задать Николаю Дамдинову? На какие темы поговорить с поэтом?
- Самоконструкция (каждый участник формулирует свои вопросы).
- Социализация (обсуждение в группах, выбор наиболее интересных, значимых вопросов).
- Афиширование (2-3 вопроса от группы).
- Рефлексия
Мне это было неинтересно.
Мне было очень интересно.
На мероприятии мне было сложно.
Мероприятие помогло задуматься.
Я понял(а):
Литература:
- Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. – СПб.: 1994 г.
- Дамдинов Н.Г. «Вид на Байкал с горы вблизи Листвянки»/ Н. Дамдинов// Байкал. – 1989 г.
- Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или… СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2001 г.
- Тоонто нютаг: книга для учащихся 5-8-х классов русских школ/сост. Г.С. Санжадаева, О.П. Кушеева. – 2-е изд., перераб. – Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 2012 г.
- infourok.ru›prezentaciya…tvorchestvu-ngdamdinova…
- pandia.ru›text/77/274/323.php
- soyol.ru›Персоналии›Поэты и писатели›Дамдинов Николай
- uliger.ru›nikolaj-damdinov/
Приложение 1.
Николай Гармаевич Дамдинов родился в 1932 году в улусе Угнасай Курумканского района.
С первых лет учёбы в школе обнаружилась любовь к литературе. С восьмого класса начал писать стихи. В 1951 г. окончив с золотой медалью Республиканскую среднюю школу № 18 (ныне Республиканский национальный бурятский лицей-интернат № 1), поступил в Литературный институт им. М. Горького. Окончил институт в 1956 году. После окончания института учился на Высших сценарных курсах.
Здесь, в стенах высшей школы, раскрылся яркий талант поэта. Первая книга стихов «Баргузин», изданная им в 1955 году, была встречена как явление в бурятской поэзии, и ее автор сразу же твердо встал в шеренгу ведущих стихотворцев республики.
Вехами в поэтическом творчестве Н. Дамдинова явились лирико-философские поэмы «Песнь степей», одобренная А.Твардовским и напечатанная по его рекомендации в «Новом мире» (№ 1, 1957 г.), и «Гудящие сосны», вдохновившая композитора Бау Ямпилова на создание замечательной оратории под тем же названием. На стихи поэта написано свыше десяти песен.
Поэзия Н. Дамдинова — огромный вклад в бурятскую литературу. Его лирика щедро дарит современнику духовное богатство. Поэт открывает красоту в окружающем нас мире, зовет к состраданию, учит благородству и нежности в любви.
Николай Гармаевич Дамдинов – автор сценария кинофильма «Пора таёжного подснежника», посвященного борьбе за Советскую власть в Забайкалье.
В течение многих лет был председателем правления Союза писателей Бурятии. Избирался депутатом Верховного Совета Бурятии и СССР.
Приложение 2.Бурятия
Родник таит на самом донце
Свет дальний трепетной звезды…
Во мгле времён вставало солнце,
Когда с Москвой сроднилась ты.
В единстве с нею видеть силу,
В делах и помыслах не лгать –
Ты с детских лет меня учила,
Бурятия, родная мать.
Мальцу внушала ты когда-то:
«Запомни крепко наперёд:
Не обижай меньшого брата,
А старшему в семье – почёт».
Я рос не баловнем капризным.
Тобой, степей и гор страна,
Вся необъятность этой жизни
Мне, как подарок, вручена.
В дорогу ты дала на счастье
Свод улигеров, а потом
(Чтоб с ним уж мне не расставаться)
И Пушкина заветный том.
Свой труд сравню с трудом шахтёрским,
Привержен к слову и письму,
Входил в высокий зал Кремлёвский
Я по мандату твоему.
Как две струи в реке равнинной,
Два языка во мне поют, -
То мощью стелются былинной,
То улигера вязь плетут.
Бурятия, меня на деле
Ты учишь, любящая мать,
Как в праздник ли большой, в беде ли
Соседу руку подавать.
И без обид глухих, без спеси
Вести с другими разговор…
Об этом ты в негромких песнях
Мотив выводишь с давних пор.
Тебе – да так, чтобы не криво, -
Навек – не на какой-то год! –
Пришлось когда-то сделать выбор,
И был удачен выбор тот.
Твой кровный сын, под небом синим
Я не устану петь, любя:
- Тебя не мыслю без России,
Как и Россию - без тебя!
Вид на Байкал с горы вблизи Листвянки
Байкал многоводный… С вершины
Я взглядом пытаюсь обнять
Сверкающей шири былинной
Задумчиво-светлую гладь.
Я вижу отсюда, с обрыва,
Где Черский когда-то стоял:
Вон там, в незаметном порыве,
Неспешно рождается вал.
Наверно, напор баргузина
Его пошевеливать стал,
И волны гурьбой лебединой
Несутся к подножию скал.
Бесчисленным, нету конца им…
Средь горной немой тишины
Мильоны годов не смолкает
Беспечная песня волны.
А песня не кажется длинной,
Век слушать – не надо другой.
…К тебе я сегодня, былинный,
С повинной пришёл головой.
К родителю сын за прощеньем
Явился сегодня, Байкал.
Ты помнишь моё угощенье?
Отраву я налил в бокал!
Мол, выдержит старец бывалый,
Мол, знаю, что делаю я…
Гордыня меня обуяла,
И спесь одолела меня!
Забыл вдруг о завтрашнем дне я:
О правнуках, мол, не тужи.
Священный, от гнева темнея,
Мальчишку – меня – накажи!
Пусть молнии в тучах косматых
Покажут свой сабельный блеск.
И – взрывами – грома раскаты
В шатнувшихся сводах небес!
И в грозную музыку эту,
Как мести богиня сама,
Как будто пред гибелью света,
Ворвётся с наскоку сарма.
С Байкалом нешуточны игры!
И в этот грохочущий ад
Из сердца исторгнется выкрик:
- Прости, мой отец! Виноват!
…Байкал многоводный… С вершины
Я взглядом пытаюсь обнять
Сверкающей шири былинной
Задумчиво-светлую гладь.
Вдали эта гладь переходит
В небесную синь высоты,
Там облако нежное бродит –
Само сотворенье мечты.
И кажется мне: на экране
Волшебном, поднявшись стеной,
Расцвеченный тысячью граней,
Сверкает Байкал – надо мной…
Прощание в 1941 году
«С везучим Туянто друзьями мы были,
Мы оба всем сердцем одну полюбили,
Мы оба одну полюбили навек –
Везучий Туято, Бедовый Пубек.
Дружок мой Туято в соседстве с ней жил,
С ней видится чаще Везучий Туято!
- Скажи нам, степнячка, кого избрала ты?
Скажи нам, гордячка, кого избрала ты?
- Отвечу: Бедовый мне более мил…
О небо! Ужели такое бывает:
Бедовому счастье да вдруг выпадает?
Ужели моей теперь станет она?
… Но грянула в день тот июньский война.
Уходим на фронт мы, уходим мы оба,
Одну полюбившие сердцем до гроба.
Уходим туда мы, где пули свистят,
Где головы с плеч удалые летят.
Бумод, ненаглядная, плакать не нужно,
Поверь, мы тебя не оставим безмужней.
Из двух сквозь пожарища должен один
Пройти до победного дня невредим.
- Прощай, украшенье улуса – Бумод!
Пропитаны слёзы отравой печали.
Прощайте, родимые синие дали,
Прощайте, родимые синие дали!
Везучий вернётся, Бедовый умрёт!»
Что нам остаётся добавить в конце?
С войны беспощадной вернулись не все.
Пубек и Туято – два храбрых солдата,
Обоим не будет из боя возврата…
Что совпало с моими представлениями | Что расходится с моими представлениями | Узнал новое, неожиданное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)
«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...
Внеклассное мероприятие по физике "Смотр знаний"
Закрепление изученного мотериала в игровой форме...
Методическая разработка внеклассного мероприятия к неделе правовых знаний "Сказочно- правовая викторина" для учащихся 5-6 классов.
Игра "ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ"...
Внеклассная работа в условиях внедрения ФГОС в средней школе. Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну знаний"
Это мероприятие относится к интеллектуальному направлению и подойдет для учащихся 5-6 классов...
Информационный проспект внеклассного мероприятия «Путешествие по стране знаний»
Урок обобщения и систематизации полученных знаний ...
Конспект метапредметного урока английского языка и литературы «Быть или не быть?» (от «Гамлета» к сонетам) Мастерская построения новых знаний.
Смысловые вехи проектирования.Уровень интеграцииТематические / межпредметные связи.Метапредметное понятиеПонятие-символЛичностный уровень.Основная идея урока:интеграция разных видов искусств и их стил...
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".
На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....