Конспект метапредметного урока английского языка и литературы «Быть или не быть?» (от «Гамлета» к сонетам) Мастерская построения новых знаний.
план-конспект урока (10 класс) на тему
Смысловые вехи проектирования.
Уровень интеграции | Тематические / межпредметные связи. | Метапредметное понятие | Понятие-символ | Личностный уровень. |
Основная идея урока: интеграция разных видов искусств и их стилистики для расширения смыслового, эмоционального и личностного восприятия художественных текстов.
| Изучение историко -культурного контекста; параллели из смежных наук: русского и английского языков, литературы, музыки. | Разные языки, разные контексты изучения явления как путь интеграции. | Ассоциативное, смысловое наполнение, самостоятельные параллели, перевод с научного языка на образный, возможности языков разных видов искусств. | Формирование личностных смыслов. |
Метапредметные результаты. | Объёмное видение одного и того же явления. | Целостность картины мира, несмотря на разные подходы. | Многогранность явлений, мира в целом. | Собственный концепт, позиция, взгляд. |
Универсальные действия. | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные | 1.Показать интегративную функцию языка. 2. Познакомить с разными переводами одного и того же текста. 3. Познакомить с фильмографией «Гамлета» и музыкальными переложениями сонетов.
1.Развитие навыков устной монологической и диалогической речи. 2.Развитие умения вести дискуссию.
Формировать ассоциативное мышление учащихся.
| ||
Компетентности. |
| |||
Технологии, методические приёмы, способы организации деятельности учеников. | · Проблемное обучение. · Групповая работа. · Технология педагогических мастерских. · Исследовательская деятельность. · Проектная деятельность. · Развивающее обучение. · Дискуссия. · Технология развития критического мышления.
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_shekspiru.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект метапредметного урока
английского языка и литературы
«Быть или не быть?»
(от «Гамлета» к сонетам)
Мастерская построения новых знаний.
Ход урока.
Грядущие столетья не сотрут.
В.Шекспир. Сонет№55.
Старик Шекспир не сразу стал Шекспиром,
Не сразу он из ряда вышел вон.
Века прошли, пока он целым миром
Был в звание Шекспира возведён.
С. Я. Маршак.
(Звучит баллада В. С. Высоцкого «Об уходе в рай».)
1. Цель и задачи урока.
2. Тема урока, его форма.
3. Эпиграф к уроку. Слова С. Я. Маршака.
4. Чтение монолога Гамлета
«Быть или не быть?» на английском и русском языках;
комментарий в контексте прозвучавшей в начале урока баллады В. С. Высоцкого «Об уходе в рай».
5. Фильмография «Гамлета».
6. Два монолога в переводе Б. Л. Пастернака
в трактовке И. Смоктуновского и В. Высоцкого.
( просмотр фрагментов из кинофильма Г. Козинцева и спектакля Театра на Таганке;
краткий комментарий игры актёров ).
7. Работа в малых группах. Анализ монолога Гамлета.
- Почему столь различны трактовки образа Гамлета?
- Каким видели Гамлета И. Смоктуновский и В. Высоцкий?
- Почему в фильме Георгия Козинцева актер стоит спиной к зрителю?
- Что было главным для каждого из актёров?
Монолог многослойный. У каждого своё восприятие его тематики и проблематики. Для И. Смоктуновского главной была нравственность выбора Гамлета, для В. Высоцкого главное – трагедия деятельностной личности при невозможности выбора. Поэтому в спектакле звучит и стихотворение «Гамлет» из цикла Б. Пастернака « Стихи Юрия Живаго». Жизнь прожить – не поле перейти…
8. Чтение стихотворения Б. Пастернака « Гамлет».
9. Работа в малых группах. Поисковое задание в тексте.
- Аргументируйте, какая цветовая гамма ассоциируется у вас с монологом Гамлета?
(подбор цитат и комментарий к ним, сообразно с индивидуальным заданием группы.)
I группа: Какие философские проблемы поднимает В. Шекспир?
II группа: В чём причины колебаний героя?
III группа: Иллюстрации к монологу и комментарий к ним.
(Реализация домашнего задания.)
Мир Гамлета – чёрно-белый, контрастный. Герой находиться в вечном противоборстве. Выбор для него – это способ разрешения противоборства. Антитеза, которой пронизан весь монолог – своеобразное универсальное устройство, подчёркивающее невозможность разделения мира на чёрное и белое.
Созвучен монологу Гамлета, тематически с ним перекликается, сонет № 66.
Он необыкновенно интересен в переводе Б. Пастернака тем, что близок оригиналу самими принципами художественной интерпретации. Вбирая в себя многообразные приметы пёстрой, полной противоречий действительности, этот сонет отражает напряжённые размышления Шекспира об окружающей жизни, о сложных философских и нравственных проблемах. Как и монолог « Быть или не быть?», 66 сонет весь соткан из контрастов, в нём с потрясающей силой выражены страдания человека, вынужденного сносить
…плети и глумленье века,
Гнёт сильного, насмешку гордеца,
Боль презренной любви, судей медливость,
Заносчивость властей и оскорбленья,
Чинимые безропотной заслуге.
Строки сонета, как и горестные размышления Гамлета, передают осознанный трагизм положения гуманистов эпохи Возрождения, переживавших крушение высоких идеалов человеческой гармонии, всеобщего братства.
Текст этого сонета положен на музыку Д. Д. Шостаковичем, композитором, наиболее близким Шекспиру и по масштабу творчества, и по глубине проникновения в трагические противоречия эпохи.
10. Чтение сонета № 66
на английском и русском языках в переводе С. Я. Маршака; его анализ.
11. Прослушивание сонета в переводе Б. Л. Пастернака на музыку Д. Д. Шостаковича.
12. Жанровая форма сонета. Особенности сонетов В. Шекспира, адресаты его лирики.
13. Осмысление вопросов бытия в литературных произведениях.
Жанровая форма сонета концентрирует философский смысл. Все поэты, обращавшиеся к этой форме,- философы. Это даёт простор и для восприятия, и для интерпретаций, причём многоплановых. Не каждое литературное произведение вызывает такое обилие художественных прочтений с использованием стилистики и художественно – выразительных средств различных видов искусств.
14. Восприятие сонетов В. Шекспира современным читателем.
15. Чтение сонета № 40
на английском языке; его анализ.
16. Исполнение сонета № 40
на музыку А.Б. Пугачёвой.
.
17. Мини – интервью с исполнителем
- Что добавляет музыка к восприятию художественного слова?
18. Прослушивание фрагмента сонета № 90 на музыку Г. Таривердиева.
19. Чтение сонета № 90
на английском и русском языках. Звучание, образы, смысловое наполнение.
Деятельность потов – переводчиков создала для современного читателя русского Шекспира. Их мастерству и вдохновению мы обязаны тем, что шекспировское слово нам внятно, волнует, обогащает нас, будит мысль.
20. Сопоставление переводов сонета № 74
Б. Пастернака и С. Маршака.
У каждого переводчика свои акценты, своё видение мировоззрения и личности Шекспира. Шекспировские сонеты в переводах Маршака никогда не утратят своего обаяния и привлекательности для русского читателя, потому что это настоящая большая поэзия. Это вдохновенно начертанный портрет великого английского писателя, которого не заменить никакими, даже наиточнейшими копиями.
21. Чтение сонета С. Я. Маршака
« Я перевёл Шекспировы сонеты.»
22. Фрагменты биографии В. Шекспира.
23. Видеоэкскурсия по шекспировским местам.
24. Работа в малых группах. Поисковое задание в тексте.
- Сколько же вопросов поставил Шекспир?
- Чего желал Шекспир?
- К чему стремилась его душа?
25. Эпиграф к уроку. Слова В. Шекспира.
В сонете № 135 Шекспир напишет:
…если есть желаньям отклик нежный,
Ужель мои ответа не найдут?
26. Вечный спутник духовной жизни человечества.
История хранит имена великих поэтов и мыслителей, художников и музыкантов. Свет их мысли, их творческого вдохновения, преодолевая даль веков, доходит до новых поколений, рождает в людях живой отклик, заставляет вновь и вновь задуматься о самом важном, о вечно повторяющихся и не стареющих вопросах бытия. Шекспиру выпала редкая и счастливая судьба стать одним из тех, кого мы называем вечными спутниками духовной жизни человечества. Почти четыре столетия шекспировские герои живут в сознании поколений, захватывая воображение и мысли людей, рождая в их душах гнев и сочувствие. Между тем сам Шекспир считал истинным творчеством, высоким искусством создание поэтических произведений. Они значительно глубже, многообразнее. Поэтому и откликаются на них представители самых разных видов искусства, поэтому и существует такое множество переводов его произведений, поэтому и создаётся столько различных интерпретаций по мотивам его произведений.
27. Чтение стихотворения М. Алигер « Ромео и Джульетта».
28. Домашнее задание.
Выполнить одно из предложенных заданий:
1. Изучить театральную афишу. Каков театр Шекспира сегодня?
2. Образы Шекспира в современной литературе.
3.Эссе «Впечатления от прошедшего урока».
(Звучит фрагмент из балета С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская построения знаний "Детский остров Саши Черного"
Мастерская построения знаний с использованием технологии критического мышления....
Творческая мастерская (построение знаний) « Диалектизмы»
Целью данного урока является создание условий для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс через знакомство учащихся с диалектной лексикой; ра...
Авторская педагогическая мастерская построения знаний и ценностных ориентаций по литературе “ Двух станов не боец…” (по творчеству А. К. Толстого)
«Мастерскую «Двух станов не боец» можно проводить в 10 классе перед изучением творчества Тютчева и Фета для создания целостной картины художественного мира русской поэзии середины 19 века. По пр...
Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»
Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
Внеклассное мероприятие Мастерская построения новых знаний, ценностных ориентаций по литературе Бурятии «Я из песенного края, я сын этих гор и вод» (по творчеству Н.Г. Дамдинова).
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Бурятия предназначена для учителей, которые используют на уроках современные педагогические технологии....
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".
На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....