Программа социализации учащихся
рабочая программа по теме

Полякова Маргарита Николаевна

Цель данного проекта – социальное становление личности школьника на уроках изобразительного искусства, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы. Объект – управление процессом социализации школьников. Предмет – система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе. Задача проекта – сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественно- значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsializatsii_uchashchihsya.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковская средняя  школа

Ярцевского района Смоленской области

«Рассмотрено»


Руководитель  РМО

_____________/___________

ФИО

Протокол № ___
от «__» __________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

_____________/_________

ФИО

«__»____________20___г.

Утверждена

приказом директора школы

№ _____от «__»_________20___г.

                                 

Программа социализации учащихся

Учитель: Полякова Маргарита Николаевна                                                                         Квалификационная категория: высшая

2016 - 2017  учебный год

Количество часов в неделю -1ч.количество часов в год -34ч.

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте масштабных образовательных тенденций, к числу которых относятся: непрерывность образования, его значимость, как для индивида, так и для общества, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности, ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Поэтому я считаю, что основной задачей педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе.

Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит.

Проблемы взаимодействия образования и социализации являются очень актуальными, они способствуют непрерывному поиску новых технологий социализации, адекватных постоянно изменяющейся социальной среде.

Школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира.

Поэтому процесс социализации школьников очень важен для рассмотрения.

Проект, посвященный социализации детей делает возможным создание

таких условий взаимодействия ребёнка с миром собственного «Я», других людей, предметным и природным миром, при которых он сможет проявлять свою индивидуальность, научится чувствовать себя уверенно, сможет защищать себя и строить безопасные отношения с людьми и миром.

Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его в субъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностно ориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка.

В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. На уроках я использую системно-деятельностный подход, не только предлагая детям знания в готовом виде, но и способствуя превращению ученика в активного субъекта собственного учения.

Обучение способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к реальной действительности.

На своих уроках я способствую формированию метапредметных умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение работать в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.

Большую роль в социализации школьника, на мой взгляд, играет процесс проектной деятельности. Я полагаю, что активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.

А ведь что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие.

Цель данного проекта – социальное становление личности школьника на уроках изобразительного искусства, а также реализация на практике системы управления социализацией личности в условиях общеобразовательной школы.

Объект – управление процессом социализации школьников.

Предмет – система управления социализацией школьников в общеобразовательной школе.

Задача проекта – сформировать личность, которая бы отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо обозначить самые важные общественно- значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.

На уроках я веду работу по формированию следующих социальных качеств:

  • Товарищество, партнерство, умение работать в группе.
  • Уважение к старшим.
  • Доброта.
  • Честность.
  • Трудолюбие.
  • Бережливость.
  • Дисциплинированность, соблюдение порядка.
  • Любознательность.
  • Любовь к прекрасному.
  • Стремление быть здоровым, соблюдать режим дня.

Гипотеза заключается в моем предположении, что если развивать данные социально значимые качества и определять уровень их развития, это поможет определить уровень социального развития школьника и способствовать его успешной социализации.

Предполагаемый результат

Данный проект нацелен на достижение следующих результатов:

  • Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);
  • Воспитание любви к родному краю;
  • Вызвать интерес и толерантное отношение к культуре;
  • Воспитание трудолюбия и творчества

Эти социальные качества я стараюсь, развивались через различные формы работы в учебной деятельности, включая:

интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, ассоциации, работа в группах, проектная деятельность.

Вся работа по социализации поможет ребенку приобрести:

  • Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
  • Опыт в понимании других людей и другой культуры;
  • Приобщиться к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью;
  • Понимание ценности каждого и всего живущего и растущего на Земле.

Образовательный процесс как условие реализации концепции социализации должен отвечать требованиям:

  • вариативность и целесообразность учебных планов и программ, определяемых целями и задачами системы;
  • подвижность форм образовательного процесса и деятельности учащихся.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся

Организация воспитания и социализации учащихся на уроках изобразительного искусства осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание толерантного отношения к другой культуре, языку.

Ценности: любовь к родине, к своему народу, свобода и ответственность, толерантное отношение к языку и культуре.

2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье. Ценности: любовь к семье, забота о старших и младших.

3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь, бережное отношение к природе, к животным, растениям

Этапы работы над проектом

  1. Анализ проблемы и корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
  2. Этап реализации.
  1. Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.

План реализации проекта

Направления  Мероприятия

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к другой иноязычной культуре

Организация работы учащихся индивидуально и в группах для развития коммуникативной компетенции, а также для формирования толерантного отношения к иноязычной культуре.

Использование ИКТ для успешной социализации школьников

Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе

Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»

Организация участия детей в международных, всероссийских, краевых и районных конкурсах, олимпиадах и проектах.

Дифференцированный подход, работа с одаренными детьми, мотивация к изучению предмета. Проведение викторин и конкурсов.

Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье

Направление «Человек и его семья» Моя семья – проект «Расскажи о своей семье» Семейные праздники» (рассказы и рисунки)

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Направление «Ученик и окружающий мир»

Работа в группах и индивидуально «Домашние любимцы» Дискуссия «Любите ли вы цирк?»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Направление «Ученик и его здоровье»

Формирование правильного отношения к здоровью как ценности

Работа над темами «Режим дня» и «День здоровья»

Формы проведения мероприятий

  • урочная деятельность
  • викторины
  • праздники
  • конкурсы стихов
  • исследовательская деятельность
  • диагностические исследования

Этапы педагогического проекта

Проект реализуется в несколько этапов на базе МБОУ Михейковская средняя общеобразовательная школа.

На первом этапе - изучалось состояние проблемы в теории и практики социализации учеников и возможности ее успешной реализации на уроках; была проанализирована литература, выдвинута гипотеза; определены цели и задачи.

На втором этапе был проведен самоанализ, проблемы, определены элементы содержания и направления деятельности по социализации школьников на уроках.

На практическом этапе осуществляется реализация личностно-деятельностного подходов в обучении, мотивации к изучению поликультурного мира и культуры своей страны, активируются виды деятельности направленные на формирование социально значимых качеств, таких как трудолюбие, успех в учебе, отношения в семье, отношение к окружающему миру, своему здоровью и т.д.

На этапе проверки достигнутых результатов, предполагается описание полученных результатов, корректировка образовательного процесса в связи с полученными результатами, определение дальнейших перспектив на дальнейшее изучение предмета.

Выводы

Работая над проектом по социализации школьников и воспитания и развития социально значимых качеств на своих уроках изобразительного искусства, я обратила внимание на то, что учащиеся более мотивированы к изучению, а также заинтересованы в работе над различными проектами (семья, дом, здоровье, трудолюбие, животные), которые способствуют формированию и развитию личности.

Целью образования в соответствии с новыми подходами становится непрерывное развитие личности, что способствует развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации.

Разрабатывая уроки, я учитываю необходимость воспитания толерантного отношения к другой культуре, поэтому стараюсь предлагать детям аутентичные материалы, использую ресурсы Интернета и мультимедийные презентации.

Обучая детей языку, я стараюсь предложить детям не только стандартные задания, но и дополнительную культурологическую информацию, видеоролики, диаграммы, кроссворды, работу с таблицами и схемами.

В ходе своей работы я определила базовые условия социализации школьников.

К базовым условиям успешности социализации ребёнка я отношу следующие:

  • состояние психического здоровья детей;
  • наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
  • создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
  • построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.

Таким образом, социализированность, как результат социализации, представляет собой сформированность универсально-эффективных в непрерывно изменяющихся обстоятельствах личностных и социальных качеств, установок, способов социального взаимодействия и является необходимым условием для активного самосознания, самосовершенствования, достижения желаемого уровня развития и статуса.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия.


Список используемой литературы

  1. Волошина М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений // Начальная школа. — 2000. — № 1.
  2. Дозорова М.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А, Семь Я. Программа социально-личностного развития детей школьного возраста. — Ярославль, «Ремдер», 2005. — 164 с.
  1. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования России, 2002. — № 6.
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках изобразительного искусства/ ИЗО в школе - № 2,3 -2000г.
  3. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Теория и практика. М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М:Творческий центр, 2004
  4. Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. Стратегический план развития школы в условиях изменений: учебное пособие. – М.: НФПК, ООО «Мирал», 2005.
  1. Тотолян А. Практика для жизни: система воспитания социально активной личности . //Управление школой. 2006. №16. с.35-37.
  2. Хуторской А.В. Статья "Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированного образования", Народное образование, 2003. - №2. - С.58-64.
  3. Хуторской А.В. Статья "Технология проектирования ключевых компетентностей и предметных компетентностей". Интернет- журнал "Эйдос".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Воспитательная деятельность и социализация учащихся" ГБОУ средняя школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга "Воспитай личность"

Программа"Воспитательнвя  деятельностт и социализация учащихся  "Воспитай личность" включает 4 подпрограммы: «Гражданско-патриотическое воспитание: «Школьник - гражданин России»; ...

Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"

Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...

Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов»

Паспорт «Программы воспитательной работы и социализации учащихся 5-7 классов» предназначен для классных руководителей, занимающихся разработкой собственной Программы воспитательной работы. В Паспорте ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"

Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации  учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...

Программа воспитания и социализации учащихся ФГОС

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...

Программа социализации учащихся

Социализация учащихся как составная часть программы воспитательной работы....