Программа «Воспитательная деятельность и социализация учащихся" ГБОУ средняя школа №229 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга "Воспитай личность"
методическая разработка по теме
Программа"Воспитательнвя деятельностт и социализация учащихся "Воспитай личность" включает 4 подпрограммы: «Гражданско-патриотическое воспитание: «Школьник - гражданин России»; "Воспитание петербуржца как продолжателя традиций своего города"; проект "Одаренные дети";
подпрограмма « Будь здоров!»
Прошла экспертизу в АППО Санкт-Петербурга.
Содержит разные формы работы со всеми участниками образовательного процесса в школе :родителями, учащимися. общественностью, социальными партнерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа воспитательной деятельности | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Воспитательная деятельность
и социализация учащихся»
ГОУ средняя общеобразовательная
школа №229
Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
«Воспитай личность»
Санкт-Петербург
2011
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы
сделать его способным
развиваться дальше самостоятельно.
Альберт Грин Хаббард
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, — подчеркнул он, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».
Свободной и законопослушной может быть нравственная личность, располагающая ценностями и убеждениями. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье — во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, — подчеркивает Д.А.Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе отечественных духовно-нравственных ценностей и традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Наиболее системно, последовательно и глубоко нравственные ценности могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. Воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Современная российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Необходимо говорить о воспитании личности гражданина России. В этом плане современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, приверженность традиции.
В Федеральных государственных стандартах общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Основные направления развития личности.
Личностная культура
Социальная культура
Семейная культура.
Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Ценности задают общеразделяемые правила поведения и через них — структуру общества, характер отношений внутри него.
Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.
1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.
2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.
Духовно-нравственное развитие представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов воспитания и социализации.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности.
Следующая ступень развития гражданина - осознанное принятие школьником традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение понятия «Родная земля», «Отечество», «Малая Родина».
Более высокая ступень духовно-нравственного развития россиянина — принятие культуры и духовных традиций народа или народов, в среде которых он родился и продолжает жить. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Нельзя стать россиянином, не будучи укоренным в тех этнических традициях, к которым человек может принадлежать как по факту своего происхождения, так и по факту начальной социализации в определенной этнокультурной среде.
Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства российских народов, осознающий их значимость, особенности и единство в судьбе России.
Открытость миру, толерантность к другим культурам — важная ступень и характеристика духовно-нравственного развития гражданина России.
Политический смысл происходящих сегодня в стране изменений заключен в переносе национальных приоритетов с декларации (предоставления) свободы на формирование свободоспособности. Свобода может оборачиваться отрицанием (отторжением) прошлого и настоящего Отечества, традиционных форм национальной жизни, ответственности перед обществом, настоящими и будущими поколениями. Свобода не является самоцелью. Она — необходимое условие полноценной личной и национальной жизни.
Свободоспособность развивается в человеке в процессе духовно-нравственного становления, образования, труда и творчества, формируется в гражданине как умение использовать ту меру свободы, которую общество и власть предоставляют, а также постепенно ее расширять для решения все более сложных социальных задач.
Воспитание свободоспособного человека — ответственной личности — предусматривает развитие у него с малых лет умения пользоваться своими силами: духовными, культурными, общественными, семейными, — а также создание такой социальной среды, в которой возможна полноценная реализация его жизненного потенциала. В воспитании свободоспособности в равной мере, но с разными возможностями участвуют школа, семья, государство, религиозные организации, СМИ и другие социальные институты.
Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Цель программы:
Формирование духовно-нравственной личности и патриота России.
Социальная адаптация школьников в меняющемся обществе.
Воспитание учащихся в духе толерантности и открытости миру.
Основные задачи программы:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров гражданина и патриота на основе традиционных общечеловеческих и моральных ценностей.
- Физическое развитие учащихся, пропаганда здорового образа жизни среди школьников и родительской общественности под лозунгом «Здоровая школа – в здоровье каждого», формирование навыков здорового образа жизни.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей. Развитие форм ученического самоуправления.
- Организация индивидуальной работы с одаренными детьми
В программу воспитательной деятельности школы входят такие подпрограммы.
Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание: «Школьник - гражданин России»
Подпрограмма « Воспитание петербуржца как продолжателя традиций своего города»
Проект «Одаренные дети»
Подпрограмма « Будь здоров!»
Ресурсное обеспечение Программы
- Программа направлена на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов), социальные группы семей без исключения, жителей МО «Сенной округ».
- Предполагаемыми субъектами реализации программы являются общественные и профессиональные группы: классные руководители 1-11 классов, педагоги школы, социальный педагог, психолог, заместители директора по воспитательной работе, учебно-воспитательной работе, опытно-экспериментальной, педагог-организатор, обучающиеся, а также родители, общешкольный родительский комитет, медицинский работник школы.
- Промежуточные и итоговые результаты обсуждаются на заседаниях, совещаниях при директоре.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа имеет комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2011-2016гг.:
I этап (2011г.) – разработка теоретических основ программы; обобщение имеющего опыта работы школы по направлениям подпрограмм; проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности.
II этап (2012-2016гг.) – реализация системы мероприятий данной программы; совершенствование системы контроля за выполнением этих мероприятий; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации программы.
Исполнители основных мероприятий программы - педагогический коллектив, органы ученического самоуправления, родительская общественность, учащиеся.
Ожидаемые результаты:
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Интерес и уважение к культурным ценностям Санкт-Петербурга и бережное отношение к традициям своего города.
- Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры. Повышение гражданской ответственности учащихся.
- Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения, убежденность учащихся в зависимости жизненного успеха от собственных способностей и усилий; высокий уровень коммуникативных компетенций.
- Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
- Активное участие родителей в деятельность школы, повышение авторитета родителей.
- Создание системы диагностики и развития одаренных детей.
- Участие школьников, родителей, учреждений дополнительного образования, общественности в решении образовательных и социальных проблем через реализацию подпрограмм, проектов.
- Повышение эффективности и результативности решения поставленных задач по основным направлениям Программы.
Заказчик программы – субъекты образовательного процесса
Основной разработчик – заместитель директора по ВР, коллектив учителей
Направления и формы реализация программы
Подпрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание:
школьник- гражданин России».
Цель: 1. Формировать личности гражданина и патриота России, истинного петербуржца.
2. Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.
3.Способствовать формированию гордости и самоуважения к своему городу – Санкт-Петербургу.
Задачи подпрограммы:
- Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость.
- Формирование гуманистическое мировоззрение учащихся, способное к осознанию своих прав и прав другого человека, способности к нравственному саморазвитию и активной жизненной позиции.
- Воспитание у учащихся ответственности за судьбу своего города, своей страны.
Ожидаемый результат:
Система патриотического воспитания на основе единства деятельности школы и социальных партнеров и ее реализация.
Образ выпускника школы – социально значимой личности и патриота своей страны.
Творческая активность школьников в познании культурно-исторических ценностей своего народа, своего города.
Исследовательская деятельность учащихся по сохранению культурных и духовных ценностей родного города.
Мероприятия и формы по реализации подпрограммы
№ п/п | Мероприятие | Срок исполнения | Ответственные |
1.Внеурочная деятельность как условие воспитание патриотизма у школьников | |||
1.1.Проведение массовых школьных мероприятий | |||
1. | Праздник Первого звонка «Здравствуй, школа!» | сентябрь | Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов |
2. | Вахта памяти:
- радиолинейка «Память о подвиге Ленинграда» - митинг у Стелы ополченцам Октябрьского района - классные часы и встречи с ветеранами блокадного Ленинграда - поездки к местам «Дороги жизни»
- митинг у Стелы ополченцам Октябрьского района совместно с ветеранами и жителями Адмиралтейского района - выпуск электронных газет «Их имена носят наши улицы» - выставка стенгазет «Подвиг Ленинграда» - тематическая выставка литературы и сочинений учащихся «Блокада в истории моей семьи» - поздравление ветеранов «Открытка ветерану…»
- митинг у Стелы ополченцам Октябрьского района – 1-7 классы; - праздничное шествие совместно с ветеранами и жителями Адмиралтейского района - выпуск стенгазет «Этот день Победы…» -радиолинейка « Салют, Победа!» - встречи с ветеранами и жителями блокадного Ленинграда (МО «Сенной округ»); - концерт для ветеранов силами ОДОд - поздравление ветеранов «Открытка ветерану…» -презентация « Велика Победа» - посадка цветов «Живые цветы – Великой Победе» | сентябрь январь май | Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов, библиотека |
3. | Мероприятия ко Дню народного единства ( см. р. «Гражданственность») | Октябрь-ноябрь | Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
4. | Проведение Дня самоуправления | Октябрь март | Зам.по ВР, педагог-организатор, Совет школьников |
5. | Праздник «День лицея»:
| Ежегодно, ноябрь | Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов |
6. | Участие во Всероссийском конкурсе «Хрустальные звездочки» Управления Федеральной службы судебных приставов
| Ежегодно, ноябрь май | Зам.по ВР, творческие коллективы ОДОда школы, педагог-организатор |
7. | Новогодняя неделя:
| декабрь | Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов, Совет старшеклассников |
8. | Проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества:
1-4 классы «На страже Родины» 5-8 классы «Наша армия – » 9-11 классы «Служить Отечеству – священный долг гражданина»
| Ежегодно, февраль | Зам.по ВР, учитель ОБЖ, классные руководители |
9. | День открытых дверей:
| апрель | Зам.по ВР, творческие коллективы ОДОда школы, педагог-организатор |
10. | Праздник Последнего звонка «В добрый путь. В добрый час!» | май | Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители 1-11 классов, учителя |
11. | Привлечение родительской общественности к проведению общешкольных мероприятий
| Ежегодно | Зам.по ВР, социальный педагог |
1.2. Формирование нравственных основ | |||
1. | Благотворительные концерты для ветеранов войны и жителей блокадного Ленинграда, воспитанников детских садов № 27 и № 50 | Ежегодно | Зам. по ВР, руководитель ОДОД, |
2. | Школьная акция «Зеленая сказка» | октябрь | Учитель биологии |
3. | Беседы, тематические классные часы, дебаты, дискуссии по нравственной тематике: 1-4-е классы :1) Теперь я – школьник, теперь я – ученик. 2) Культура поведения ученика. 3) Мой знак зодиака и что мне с этим делать? 4) Мои знаменитые тёзки. 5) Какой я? 6) Моя дружная семья. 7) Мои одноклассники. 8) Моя комната. 9) Профессии нашей семьи 10) А что могу я? 5-8 классы: 1) Мои духовные ценности. 2) Наш семейный альбом. 3) Наш дружный класс. 4) Я сам по себе или Я в коллективе. 5) Мой вклад в жизнь класса и школы. 6) Дети + родители + учителя = ? 7) Расскажи мне обо мне! 8) Какой я друг? 9) А вы любили? 10) Жить и быть человеком 9-11 классы: Что такое духовность? 1) Что для меня является духовной ценностью? 2) Общечеловеческие духовные ценности. 3) Не позволяй душе лениться! 4) Хочу, могу, надо. Основные принципы выбора профессии. 6) Мои жизненные и профессиональные планы 7) Роль любви в моей жизни. 8) Нагорная проповедь – миф или реальность? 9) Моя формула счастья. | Сентябрь-май | Классные руководители 1-11 классов |
1.3. Основы гражданственности. | |||
1. | Мероприятия ко Дню народного единства:
Тематические классные часы, уроки гражданственности «Моя Россия», «Моя Родина – Россия». | Октябрь-ноябрь | Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители |
2. | Мероприятия, посвященные официальным символам, истории своей страны:
| ежегодно | Зам. по ВР, педагог-организатор |
3. | Тематические классные часы, беседы, праздники, конкурсы 1-4 классы:
5-8 классы:
4) Россия – моя Родина. 5) Добрые руки человеческой помощи 6) Истинная дружба 7) Боевая и трудовая слава моего дома 8) Отрывной календарь войны 9) Письмо ветерану 9-11 классы: 1) Дороги, которые мы выбираем 2) Самореализация, самоутверждение, самодостаточность, самоудовлетворение и другие «само-…» 3)Моя Родина –России 4) Я хочу помочь людям 5) Как научиться жить без конфликтов 6) Я голосую за … 7) Итоги Второй мировой. Страны, люди, герои… | Сентябрь-май | Классные руководители 1-11 классов |
4. | Экскурсии, походы по местам боевой славы «Дорога жизни», знакомство с историческими и памятными местами Санкт-Петербурга и Ленинградской области (см. подпрограмму «Воспитание петербуржца») | ежегодно | Зам. по ВР, классные руководители |
5. | Проведение тематических классных часов по толерантности 1 классы «Я и мы» 2 классы «Мы все разные. Мы все – граждане одной страны» 3 классы «Многоликий Петербург» 4 классы «Как поступать нельзя?» 5 классы «Что такое толерантность?» 6 классы «Национальность и гражданство» 7 классы «Кто такой патриот?» 8 классы «Нацизм и интернационализм» 9 классы «История страны – в судьбах людей» 10 классы «Расизм в современной России: реальность или выдумка?» 11 классы «Террор – чума XXI века» | Ноябрь-апрель | Классные руководители |
6. | Кинопросмотр «Многоликий Петербург» | ноябрь | Классные руководители 6-9 классов |
7. | Месячник толерантности:
| Ежегодно, октябрь | Зам.по ВР, классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор |
8. | Участие в районном туристическом слете | ежегодно | Учитель физкультуры |
9. | Участие в работе «Эко-центра» МО «Сенной округ» проект «Балтийский берег…» | ежегодно | Зам.по ВР, классные руководители 5-6 классов |
10. | Совместная работа с ДДТ «У Вознесенского моста» и ДДТ «Измайловский» по планам совместной деятельности | ежегодно | Зам.по ВР, классные руководители 1-8 классов |
11. | Совместный проект с ГДЮБ им.А.С.Пушкина «Правовая культура» | Сентябрь-апрель | Зам.по ВР, учителя истории, классные руководители 9-11 классов |
12. | Встречи с представителями правоохранительных органов «Изучаем право: практические советы» | Раз в четверть | Зам. по ВР, классные руководители 8-10 классов |
1.4.Общественно-полезная деятельность | |||
1. | Проведение конкурса на самый чистый и уютный класс | апрель | Зам.по ВР, классные руководители |
2. | Социальный проект «Моя школа - мой дом» | ежегодно | Зам.по АХЧ, классные руководители |
3. | Помощь воспитанникам детского сада № 27 в подготовке праздников | ежегодно | Зам.по ВР, классные руководители 1-4 классов |
4. | Проект «Наша помощь – родному городу» | ежегодно | Зам.по ВР, АХЧ |
5. | Проект «Живые цветы – Великой Победы» | ежегодно | Зам.по ВР, АХЧ |
1.5.Мероприятия по профилактике правонарушений несовершеннолетними | |||
1. | Реализация программы «Технология профилактики асоциального поведения детей подросткового возраста в условиях ОУ» (см. программу) | В течение года | Социальный педагог, классные руководители |
1.6. Работа с родителями | |||
1. | Формы работы с родителями:
| Сентябрь-май | Классные руководители 1-11 классов |
2. | Родительские собрания: 1-ые классы 1) Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни. 2) «Учись учиться!» рекомендации по организации учебной деятельности. 3) Организация режима дня ребёнка младшего школьного возраста. 4) ЗОЖ школьника. 2-3-е классы 1) Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания. 2) Формы семейного общения. 3) Трудовое воспитание учащихся младших классов. 4) Семейные традиции. 5) Возрастные особенности учащихся младшего звена. 6) Стимулирование школьников: кнут или пряник? 7) Место ребёнка в детском коллективе. 4-ые классы 1) Как помочь ребёнку учиться? 2) Мир детей и мир взрослых – точки соприкосновения. 3) Как воспитать любовь к родному краю? 4) Как подготовиться к переходу в среднее звено? 5-ые классы 1) Психологические и физиологические проблемы адаптации детей к обучению в 5 классе. 2) Культурные традиции семьи. 3) Семья и школа – грани взаимодействия. 4) Как помочь ребёнку составить свою родословную. 6-ые классы 1) Психологические особенности детей младшего подросткового возраста. 2) Разрешите ребёнку быть ребёнком. 3) Дети + семья + школа = ? 4) Творческий отчёт о жизни класса. 7-ые классы 1) Воспитание гражданина – долг каждого гражданина. 2) Психология межличностных отношений. 3) Национальные традиции в семейном воспитании и толерантность. 4) Каждый человек – кузнец своего счастья 8-ые классы 1) Особенности полового развития подростков. 2) Проблемы полового воспитания в семье и пути их решения. 3) Как воспитать потребность в ЗОЖ ? 4) Воспитание учащихся средствами искусства. 9-ые классы 1) Основные направления учебной и творческой деятельности школьника. 2) Общечеловеческие и семейные духовные ценности. 3) Как воспитать личность? 4) Как организовать подготовку к аттестации выпускника основной школы 10-ые классы 1) Особенности организации образовательного процесса в 10 классе. 2) Проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. 3) Как помочь старшекласснику в выборе своего жизненного пути? 4) Как найти своё призвание? 11-ые классы 1) Организация образовательного процесса в 11 классе. 2) Проблемы самоопределения старшеклассников. 3) Как помочь выпускникам в подготовке к выпускным и вступительным экзаменам. 4) Организация последнего звонка и выпускного вечера. | Раз в четверть | Классные руководители 1-11 классов |
Подпрограмма «Воспитание петербуржца
как продолжателя традиций своего города»
Цель:
- Знакомство с музеями и культурным наследием Санкт-Петербурга
2. Формирование бережного отношения к культурным ценностям и традициям своего города.
Задачи подпрограммы:
- Формирование единого поля культурного взаимодействия между учащимися школы и музеями нашего города.
- Развитие представлений о Санкт-Петербурге как центре мировой культуры
- Формирование толерантного межкультурного взаимодействия различных народов и национальностей Санкт-Петербурга
Ожидаемый результат:
Понимание, уважение и принятие учащимися социокультурного пространства Санкт-Петербурга как мировой культурной столицы.
Благоприятные условия для взаимодействия школы, личности и объектов культуры.
Повышение роли жителей Санкт-Петербурга в рамках ведущейся мировым сообществом борьбы с этнической и конфессиональной интолерантностью.
Мероприятия по реализации подпрограммы
№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1. | Туристический слет «Осень – 200..» для 4-11 классов - соревнования по станциям - туристическая тропа - полоса препятствий | сентябрь | Зам.по ВР, педагог-организатор, учителя физкультуры, классные руководители |
2. | Проведение тематических классных часов «Мой город- Ленинград – Санкт- Петербург» | ежегодно | Классные руководители |
3. | Проведение конкурсов сочинений, рисунков на тему: «Петербург- мой город» | май | Зам.по ВР, ОДОд, классные руководители |
Школьная акция «Родная природа» | Май | Классные руководители 1-4 классов | |
4. | Работа с «Этнокалендарем Санкт-Петербурга»:
| постоянно | Зам.по ВР, библиотекарь |
5. | Проведение тематических экскурсий: (октябрь, ноябрь, февраль-апрель) ОКТЯБРЬ 1-е классы –Памятник Петру Великому 2-е классы – Исаакиевский собор 3-е классы – Домик Петра I 4-е классы - Музеи на Стрелке Васильевского острова. Кунсткамера 5-е классы – Эрмитаж. Древний Восток. 6-е классы – Эрмитаж. Средневековое рыцарство. 7-е классы - Центральный военно-исторический музей. История подводных лодок России. 8-е классы – Музей Арктики и Антарктики. Природа Антарктики и методы исследования Антарктиды. 9-е классы – Музей политической полиции. 10- е классы – Музей-квартира Ф.И. Тютчева 11-е классы – Музей-квартира А.А.Блока НОЯБРЬ 1-е классы - Центральный музей железнодорожного транспорта 2-е классы- Музей гигиены 3-е классы – Площадь декабристов 4-е классы – Русский музей. Обзорная 5-е классы – Эрмитаж. Древняя Греция. 6-е классы – Царскосельсикй Лицей. А.С.Пушкин 7-е классы - Музей религии. Протестантизм. 8-е классы – Музей Г.В.Державина и русской словесности 9-е классы – Русский музей. Живопись нач. 20 вв. ФЕВРАЛЬ 1-е классы – Музей истории религии. «Как тебя зовут? История имен». 2-е классы – Центральный музей связи. «Тайна почтового ящика» 3-е классы – Государственный Эрмитаж. Обзорная. 4-е классы – Петропавловская крепость. 5-е классы – Музей обороны и блокады Ленинграда. 6-е классы – Музей А.В.Суворова. 7-е классы - Этнографический музей. «Быт сословий России 18-19 века». 8-е классы – Монумент героическим защитникам Ленинграда. 9-е классы – Музей-квартира Марины Цветаевой. 10-е классы – Музей обороны и блокады Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда. МАРТ 1-е классы – Музей «Мир воды Санкт-Петербурга» 2-е классы – Этнографический музей. Обзорная. 3-е классы – Центральный музей связи им. А.С.Попова 4-е классы – Мосты через реки и каналы Петербурга 5-е классы – Кунсткамера. 6-е классы – Музей физики и физических явлений. 7-е классы - Русский музей. Искусство 18 века. 8-е классы – Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и связи. Оружие 17-18вв. 9-е классы – Музей-квартира А.С.Пушкина 10-е классы – Литературно-мемориальный музей Ф.Д.Достоевского АПРЕЛЬ 1-е классы – Петербургский музей хлеба. «Сказки домового» 2-е классы – Детский исторический музей «Где учился Филиппок?» 3-е классы – Мосты через Неву. 4-е классы – Монумент героическим защитникам Ленинграда. 5-е классы – Петропавловская крепость в русской истории. 6-е классы – Ансамбли К.И.Росси: висячие сады (Эрмитаж). 7-е классы - Музей гигиены «Физиологические основы труда и отдыха подростка» 8-е классы – Автобусная экскурсия «Памятные места войны 1812 года в Петербурге» 9-е классы – Крейсер «Аврора» 10-е классы – Русский музей. Михайловский замок. | октябрь | Зам. по ВР, классные руководители 1-11 классов Зам. по ВР, классные руководители 1-9 классов Зам. по ВР, классные руководители 1-10 классов Зам. по ВР, классные руководители 1-10 классов Зам. по ВР, классные руководители 1-10 классов |
6. | Проведение Вахты памяти (см. Подпрограмму «Гражданско-патриотическое воспитание: школьник. Гражданин России» р.1.1.) | Зам. по ВР, классные руководители 1-11 классов, педагог-организатор | |
7. | Театральные и кинопросмотры | ежегодно | Классные руководители |
8 | Конкурсы знатоков «Что? Где? Когда?» | ежегодно | Зам. по ВР, учителя истории |
Проект «Одаренные дети»
Цель:
- Раскрыть способности ребенка
- Организовать дополнительную работу с одаренными детьми
Задачи проекта:
- Выявить тип одаренности каждого ребенка
- Организовать индивидуальную работу с учетом типа одаренности детей и их увлечений
- Создать систему диагностического развития одаренности детей в процессе реализации проекта
- Обеспечить поддержку развития одаренных детей.
Ожидаемый результат:
Индивидуальный подход к одаренным детям.
Развитие способностей и талантов одаренных детей.
Система диагностического развития одаренных детей в школе.
Направления и формы реализации проекта
№№ п/п | Мероприятия | Дата | Ответственные |
| |||
1.1 |
| В течение года | Зам.директора по УВР, зам. по ВР, руководитель УНО, учителя-предметники |
2.Спортивный талант | |||
2.1 |
| В течение года | Зам. по ВР, учителя физкультуры, руководитель ОДОДа, классные руководители |
3.Творческий талант | |||
3.1 |
| В течение года | Зам. по ВР, учителя-предметники, руководитель ОДОДа, классные руководители, учителя-предметники |
4.Активность. Инициативность – социальный талант | |||
4.1 |
- мониторинг личного роста - тренинги | В течение года | Зам. по ВР, школьный психолог, социальный педагог |
Подпрограмма «Будь здоров!»
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По официальным данным Минздрава и соц.- эконом развития РФ число здоровых подростков едва достигает 10 %. Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения. Среди старших школьников число курящих достигает 70%, число систематически употребляющих алкоголь – 30%. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза – патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз нарушения осанки.
В ГОУ СОШ № 229 у первоклассников наблюдается около 30% отклонений в здоровье, а по окончанию школы эта цифра возрастает в 3 раза: лишь у 10% выпускников нет отклонений по состоянию здоровья. В нашей школе выявлены заболевания учащихся: пониженное зрение – 7,5%, нарушение осанки- почти 50%; имеют хронические патологии : невротические расстройства – 8%, близорукость – около 20%, болезни органов дыхания – 4%, сколиоз – 2%, болезни кожи – почти 10%, болезни органов пищеварения – 3%. Характер заболеваний учащихся в период учебной деятельности говорит о причинах негативного влияния образовательной среды на здоровье детей, а именно:
- несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
- низкий уровень культуры здоровья учеников и их родителей, недостаточное внимание школы к формированию такой культуры;
- недостаточно физическая активность школьников;
- неправильная организация питания учащихся в школе.
Цель подпрограммы:
Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учеников школы
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как одному из главных путей достижения успеха.
Задачи подпрограммы:
- Проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья учащихся
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни
- Внедрение здоровьезберегающих образовательных технологий
- Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физкультуры и спорта
- Комплекс мероприятий по негативному отношению к вредным привычкам.
Ожидаемые результаты
Потребности и умения учеников самостоятельно заниматься физической культурой и спортом, сознательно применяя их в целях повышения работоспособности и укрепления здоровья.
Сокращение пропусков занятий учениками по болезни.
Повышение общекультурной подготовки родителей.
Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья:
- воздержание от курения – 90% учеников;
- от употребления пива - 98 % учеников.
Мероприятия по реализации подпрограммы:
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
I. | Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся | ||
1.1. | Медицинский осмотр учащихся школы | Конец августа | Медсестра, классные руководители |
1.2. | Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп | сентябрь | Медсестра, классные руководители, учителя физкультуры |
1.3. | Профосмотры старшеклассников | Февраль - март | Медсестра, классные руководители 9, 11-х классов |
1.4. | Профосмотры детей | Декабрь-апрель | Медсестра, классные руководители 7, 8-х классов |
1.5. | Диспансеризация детей в детской поликлинике | Октябрь-февраль | Медсестра, классные руководители |
1.6. | Анализ случаев травматизма в школе | В течение года | Медсестра, зам.по ВР |
1.7. | Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни | В течение года | Медсестра, социальный педагог |
1.8. | Составление социальных паспортов класса, школы | сентябрь | Классные руководители, соц.педагог |
1.9. | Социальное, правовое, медицинское просвещение родителей посредством участия в родительских собраниях специалистов социальных и властных структур ( ЦППРК, Центра помощи семьи Адмиралтейского района, Прокуратуры Адмиралтейского района, инспектора ОДН Адмиралтейского района, инспектора ГИБДД Адмиралтейского района) | постоянно | Зам. по ВР |
1.10. | Индивидуальные консультации родителей у психолога, социального педагога, педагогов школы, специалистов ЦППРК | постоянно | Зам. по ВР |
2. | Мониторинг психофизического здоровья учащихся | ||
2.1. | Психологический мониторинг здоровья учащихся:
| Сентябрь, апрель | Психологи из ЦППРК, школьный психолог |
2.2. | Психологический мониторинг здоровья учащихся:
| январь | школьный психолог |
2.3. | Работа по программам ЦППРК ( см. договор с ЦППРК) | В течение года | Классные руководители, психологи |
3. | Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе | ||
3.1. | Эстетическое оформление класса и школы | В течение года | Зам. по ВР |
3.2. | Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа) | В течение года | Зам. по УВР |
3.3. | Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: - проветривание - освещение - отопление - вентиляция - уборка | 2 раза в год | Зам. по УВР, медсестра |
3.4. | Контроль за качеством питания и питьевым режимом | ежедневно | Отв. За питание, медсестра |
3.5. | Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями | В течение года | Зам. по УВР |
3.6. | Организация активного отдыха на переменах | постоянно | Классные руководители 1-4 классов |
4. | Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний | ||
4.1. | Прививки детей согласно приказам Минздрава | В течение года | медсестра |
4.2. | Профилактическая работа во время эпидемий | В течение года | медсестра |
4.3. | Профилактическая работа через беседы, санбюлетени, уголки здоровья | В течение года | медсестра |
5. | Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность | ||
5.1. | Профилактика нарушения осанки на уроках | В течение года | Учителя |
5.2 | Комплектование кружков и объединений дополнительного образования | сентябрь | Руководитель ОДОда |
5.3. | Подвижные перемены с использований возможностей рекреаций | В течение года | Учителя физкультуры, классные руководители 1-4 классов |
5.4 | Организация школьных соревнований и участие в районных, городских соревнованиях | В течение года | Учителя физкультуры |
5.5 | Проведение Дня защиты детей, дней здоровья, прогулок, экскурсий | В течение года | Классные руководители, учитель ОБЖ, учителя физкультуры |
5.6 | Работа спортивных секций школы | В течение года | учителя физкультуры |
5.7 | Проведение спортивного праздника «А, ну-ка, парни» | В течение года | Классные руководители 10-11 классов, учитель ОБЖ, учителя физкультуры |
5.8 | Проведение школьного туристического слета «Осень- 200…» | В течение года | Зам. по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учителя физкультуры |
5.9 | Соревнования на Кубок МС «Сенной округ» | Ноябрь, апрель | Зам.по ВР, педагог-организатор, классные руководители, учитель ОБЖ |
5.10 | Участие в районной военно-спортивной игре «Зарница» | Ежегодно,май | Учителя физкультуры, ОБЖ |
5.11 | Участие в районном конкурсе «Овеянный славой наш флаг боевой…» | ежегодно | Учителя физкультуры, ОБЖ |
5.12 | Проведение соревнований на первенство школы по:
| Ежегодно Ноябрь Январь март | Учителя физкультуры, ОБЖ |
5.13 | Участие в городском кроссе «День Победы» | ежегодно | Учителя физкультуры |
5.14 | Военно-спортивные мероприятия, посвященные Дню призывника | ежегодно | Учитель ОБЖ |
5.15 | Участие в районных соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки, лазерному пистолету | ежегодно | Учитель ОБЖ |
5.16 | Организация летней занятости учащихся | Апрель-май | Социальный педагог |
5.17 | Проведение тематических классных часов по здоровому образу жизни (см. р. «Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек) | ежегодно | Классные руководители 1-11 классов |
6. | Профилактика травматизма | ||
6.1. | Занятия по правилам дорожного движения | В течение года | Зам. по ВР, классные руководители, учитель ОБЖ |
6.2. | Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ | В течение года | Учитель ОБЖ |
6.3. | Инструктаж сотрудников и учащихся школы по правилам техники безопасности | Сентябрь | Отв. по технике безопасности, классные руководители |
6.4. | Игры по правилам дорожного движения:
| Ноябрь-декабрь | Педагог-организатор, ученики 9-х классов |
6.5. | Выставка рисунков «Дорога и мы» | октябрь | Учитель ИЗО |
6.6. | Радиолинейки:
| Ноябрь Апрель | Зам. по ВР |
6.7. | Встречи и беседы инспектора ГИБДД с учащимися и родителями | Октябрь-март | Зам. по ВР |
6.8. | Игра для первоклассников «Посвящение в пешеходы» | сентябрь | Педагог-организатор |
6.9. | Конкурс творческих работ по ПДД «Дорога и дети» | ноябрь | Классные руководители |
6.10. | Участие в районных соревнованиях:
| В течение года | Зам. по ВР, классные руководители |
7. | Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек | ||
7.1. | Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ | В течение года | Учитель ОБЖ |
7.2. | Тематические родительские собрания (см. тематику родительских собраний) | В течение года | Классные руководители |
7.3. | Реализация Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2011г. № 1474 «О психологическом тестировании обучающихся ОУ, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего(полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других веществ» | В течение года | Классные руководители |
7.4. | Участие в районной программе «Класс, свободный от курения» | В течении года | соцпедагог |
7.5. | Участие в районной акции «О, спорт…» | В течении года | соцпедагог |
7.6. | Конкурсы, викторины | По плану | Зам. по ВР, классные руководители |
7.7 | Тематические классные часы: 1-7 классы:
8-11 классы :
|
Список литературы:
1.Конституция Российской Федерации;
2.Закон Российской Федерации «Об образовании»;
3. Национальный проект «Образование»;
4. Концепция проекта нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы»;
6. Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2010-2014гг.;
7. Программа гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (Программа «Толерантность»);
8.Концепция развития государственно-общественного управления образованием
в Санкт-Петербурге «Петербургская школа 2010»;
9. ФГОС первого и второго поколения
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., «Просвещение», 2009.
10. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М., Глобус,, 2007.
11. Многонациональный Петербург: карта-путеводитель. Выпуск 1. Санкт-Петербург, 2010.
12. Кадашникова Н.Ю. Воспитываем патриота и гражданина. Волгоград. 2009.
13. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. СПб,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие : "Новогодний конкурс на английском языке". Составили учителя английского языка ГБОУ средней школы № 143 Красногвардейского района Санкт-Петербурга А.В. Дьяковская и Е.Ю. Ершова
Цели мероприятия: формировать устойчивую учебно-позновательную мотивацию и интерес к учению,повторить изученный ранее лексический и грамматический материал, развивать коммуникативные универсальн...
Пояснительная записка к творческому проекту по технологии ученицы 7а класса 307 школы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Марии Хазовой, руководитель: Ишимикли Галина Ивановна
В качестве итогового проекта Мария выбрала работу в технике выжигание и роспись по дереву. Работу сделала прекрасную и очень качественно. Пояснительную записку к проекту оформила отличную. Я, как ее п...
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 588 Колпинского района Санкт-Петербурга за 2017/2018 учебный год
Отделение дополнительного образования детей является структурным подразделением школы и осуществляет реализацию программ дополнительного образования по художественному, физкультурно-спортивному, социа...
Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...
Статья: «Анализ практики форм социальной активности в Российском движении школьников на примере ГБОУ средней школы № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга»
Статья знакомит с одним изх вариантов интеграции содержания мероприятий Российского движения школьников в систему воспитания и социализации образовательных организаций, программы работы классных руков...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» для 5-х классов (надомное обучение) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 535 Калининского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа составлена на основании ФГОС, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и учебника "История древнего мира" под редакцией...