КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Экипаж машины боевой»
классный час (6 класс) на тему

Найденко Антон Александрович

Технологическая карта воспитательного мероприятия

Дата: 18 февраля 2018 года             

Воспитатель: Найденко А.А.

Тема «Экипаж машины боевой»

Время: 45 минут                    

Контингент: воспитанники 6 «Е» класса

Методическая цель: трансляция опыта работы с кадетами по использованию элементов технологий развития критического мышления посредством освоения основ поисковой/исследовательской работы.

Цель: формирование гражданственности, патриотизма, чувства долга, любви и уважения к своему народу, своей стране посредством освоения основ поисковой/исследовательской работы.

Задачи:

Когнитивные: исследовать биографию конструктора Михаила Ильича Кошкина; показать историю создания легендарного танка Т-34; углубить знания о героях танкистах Великой Отечественной Войны; рассмотреть интересные исторические факты, связанные с танкистами времен войны; определить значение подвига конструкторов, танкистов в истории нашего государства, рассмотрев судьбы конкретных героев; формировать умение анализировать и делать выводы.

Операциональные: развивать навык диалогового общения внутри группы, проявляя толерантность к мнению оппонента; формировать эмоционально-волевую сферу воспитанников.

Аксиологические: воспитывать чувство гордости за соотечественников и их подвиги, чувство долга, ответственности перед собой и коллективом за результаты своей деятельности, чувства преданности и любви к Родине.

 

Предварительная работа:

- поиск, сбор, изучение материалов, связанных с созданием танка Т-34, биография конструктора Михаила Ильича Кошкина;

- поиск, сбор, изучение материалов о модификациях танка Т-34;

 - поиск, сбор, изучение материалов о героях танкистах, подбор интересных исторических фактов связанных с танкистами времён ВОВ;

- подготовка музыкального и видео сопровождения;

- создание мультимедийной презентации (слайды презентации идут на протяжении всего мероприятия).

Используемые технологии (отдельные элементы):

  • алгоритм постановки и решения проблем (педагог-консультант);
  • проблемно-диалогическая технология;
  • технологии критического мышления;
  • решение практических задач (проблем);
  • коммуникативно-диалоговые технологии;
  • технологии рефлексивного воспитания.

Ход мероприятия:

Этапы
 

Элементы
технологий

Содержание

Формирование УУД

Вводный

(актуализация, мотивация, целеполагание)

-коммуникативно-диалоговые технологии

-алгоритм постановки и решения задач (проблем);

 

 

- Целеполагание

- Актуализация знаний: знакомство с бронетанковой техникой ВОВ.

Личностные: формирование готовности воспринимать информацию.

Познавательные: целеполагание, мотивация на необходимость стремления к повышению уровня образования.

Регулятивные: воспитание чувства гордости за выдающихся соотечественников и их достижения

Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать собственное мнение

Основной

(организация деятельности по достижению результатов)

-технология критического мышления;

-проблемно-диалогические технологии;

-решение практических задач (проблем);

-коммуникативно

диалоговые технологии.

- Выступление «Биография конструктора»

- Выступление «Основные модификации танка»

- Выступление «Герои танкисты»

- Выступление «Интересные факты»

 

Личностные: формирование потребности в самообразовании, осознанного и ответственного отношения к познавательной деятельности.

Познавательные: формировать умения анализировать и делать выводы.

Регулятивные: развивать навык диалогового общения внутри группы, проявляя толерантность к мнению оппонента Коммуникативные: умение отображать в речи содержание теоретического материала, понятного для окружающих, соблюдать деловой этикет.

Заключительный

(рефлексия)

-коммуникативно-диалоговые технологии

- технологии рефлексивного воспитания

- Подведение итогов мероприятия

 - Рефлексия

 

Личностные: формирование рефлексивно-оценочной деятельности.

Познавательные: умение оценивать новые знания, приобретенные во время участия в играх, творческих заданиях и в познавательном диалоге, делать выводы.

Регулятивные: умение самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.

Коммуникативные: воспитание ответственности перед собой и коллективом за результаты своей деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ekipazh_mashiny_boevoy_1.pdf2.31 МБ
Файл plan_konspekt_ekipazh_mashiny_boevoy.docx48.49 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставропольское президентское кадетское училище»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий отдела воспитательной работы

_______________________________

Савченко Б.Н., к.п.н.

                                  «___» _______ 2018 г.

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: «Экипаж машины боевой»

(с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)

                                                                    Разработал и провел:

                        Найденко А.А.

                                      воспитатель 6 Е класса

                                                             _______________________________

Рассмотрено на заседании учебно-

методического объединения 6 классов

«__» _____ 2018 г.

Протокол №__ от «__» _____ 2018 г.

Начальник курса 6 классов _______

Чивильдеев А.П.

Ставрополь, 2018

Методическая цель: трансляция опыта работы с кадетами по использованию элементов технологий развития критического мышления посредством освоения основ поисковой/исследовательской работы.

Цель: формирование гражданственности, патриотизма, чувства долга, любви и уважения к своему народу, своей стране посредством освоения основ поисковой/исследовательской работы.

Задачи:

Когнитивные: исследовать биографию конструктора Михаила Ильича Кошкина; показать историю создания легендарного танка Т-34; углубить знания о героях танкистах Великой Отечественной Войны; рассмотреть интересные исторические факты, связанные с танкистами времен войны; определить значение подвига конструкторов, танкистов в истории нашего государства, рассмотрев судьбы конкретных героев; формировать умение анализировать и делать выводы.

Операциональные: развивать навык диалогового общения внутри группы, проявляя толерантность к мнению оппонента; формировать эмоционально-волевую сферу воспитанников.

Аксиологические: воспитывать чувство гордости за соотечественников и их подвиги, чувство долга, ответственности перед собой и коллективом за результаты своей деятельности, чувства преданности и любви к Родине.

Формируемые ключевые компетенции и универсальные учебные действия в социализации: развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качеств личности воспитанников; формирование навыков работы в команде, социального взаимодействия в группе.

Используемые технологии (отдельные элементы):

  • алгоритм постановки и решения проблем (педагог-консультант);
  • проблемно-диалогическая технология;
  • технологии критического мышления;
  • решение практических задач (проблем);
  • коммуникативно-диалоговые технологии;
  • технологии рефлексивного воспитания.

Методы и приемы: беседа, объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый, информационно-регулятивный, исследовательские методы, систематизации материала.

Предварительная работа:

- поиск, сбор, изучение материалов, связанных с созданием танка Т-34, биография конструктора Михаила Ильича Кошкина;

- поиск, сбор, изучение материалов о модификациях танка Т-34;

 - поиск, сбор, изучение материалов о героях танкистах, подбор интересных исторических фактов связанных с танкистами времён ВОВ;

- подготовка музыкального и видео сопровождения;

- создание мультимедийной презентации (слайды презентации идут на протяжении всего мероприятия).

Методическое обеспечение мероприятия и средства обучения:

-Конспект мероприятия (технологическая карта)

-Видео презентация, видео материалы исторической хроники, архивные материалы

    -Материальное обеспечение: компьютер, аудиосистема, интерактивная доска; раздаточный материал; фото из архивов, рисунки кадет, фотоколлаж и др.

Дата проведения: года

Время проведения: 45 минут

Место проведения: чайная комната, ГП-4

Форма проведения: классный час.

Актуальность: В настоящее время проблема формирования гражданственности и патриотизма подрастающего поколения является одной из актуальных в современной системе образования.

В соответствии с ФГОС, данное мероприятие способствует формированию ценностно-смысловых, общеинтеллектуальных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенции личностного самосовершенствования, толерантности.


Технологическая карта воспитательного мероприятия

Дата: 18 февраля 2018 года              

Воспитатель: Найденко А.А.

Тема «Экипаж машины боевой»

Время: 45 минут                    

Контингент: воспитанники 6 «Е» класса

Методическая цель: трансляция опыта работы с кадетами по использованию элементов технологий развития критического мышления посредством освоения основ поисковой/исследовательской работы.

Цель: формирование гражданственности, патриотизма, чувства долга, любви и уважения к своему народу, своей стране посредством освоения основ поисковой/исследовательской работы.

Задачи:

Когнитивные: исследовать биографию конструктора Михаила Ильича Кошкина; показать историю создания легендарного танка Т-34; углубить знания о героях танкистах Великой Отечественной Войны; рассмотреть интересные исторические факты, связанные с танкистами времен войны; определить значение подвига конструкторов, танкистов в истории нашего государства, рассмотрев судьбы конкретных героев; формировать умение анализировать и делать выводы.

Операциональные: развивать навык диалогового общения внутри группы, проявляя толерантность к мнению оппонента; формировать эмоционально-волевую сферу воспитанников.

Аксиологические: воспитывать чувство гордости за соотечественников и их подвиги, чувство долга, ответственности перед собой и коллективом за результаты своей деятельности, чувства преданности и любви к Родине.

Предварительная работа:

- поиск, сбор, изучение материалов, связанных с созданием танка Т-34, биография конструктора Михаила Ильича Кошкина;

- поиск, сбор, изучение материалов о модификациях танка Т-34;

 - поиск, сбор, изучение материалов о героях танкистах, подбор интересных исторических фактов связанных с танкистами времён ВОВ;

- подготовка музыкального и видео сопровождения;

- создание мультимедийной презентации (слайды презентации идут на протяжении всего мероприятия).

Используемые технологии (отдельные элементы):

  • алгоритм постановки и решения проблем (педагог-консультант);
  • проблемно-диалогическая технология;
  • технологии критического мышления;
  • решение практических задач (проблем);
  • коммуникативно-диалоговые технологии;
  • технологии рефлексивного воспитания.

Ход мероприятия:

Этапы

Элементы
технологий

Содержание

Формирование УУД

Вводный

(актуализация, мотивация, целеполагание)

-коммуникативно-диалоговые технологии

-алгоритм постановки и решения задач (проблем);

- Целеполагание

- Актуализация знаний: знакомство с бронетанковой техникой ВОВ.

Личностные: формирование готовности воспринимать информацию.

Познавательные: целеполагание, мотивация на необходимость стремления к повышению уровня образования.

Регулятивные: воспитание чувства гордости за выдающихся соотечественников и их достижения

Коммуникативные: умение формулировать и аргументировать собственное мнение

Основной

(организация деятельности по достижению результатов)

-технология критического мышления;

-проблемно-диалогические технологии;

-решение практических задач (проблем);

-коммуникативно

диалоговые технологии.

- Выступление «Биография конструктора»

- Выступление «Основные модификации танка»

- Выступление «Герои танкисты»

- Выступление «Интересные факты»

Личностные: формирование потребности в самообразовании, осознанного и ответственного отношения к познавательной деятельности.

Познавательные: формировать умения анализировать и делать выводы.

Регулятивные: развивать навык диалогового общения внутри группы, проявляя толерантность к мнению оппонента Коммуникативные: умение отображать в речи содержание теоретического материала, понятного для окружающих, соблюдать деловой этикет.

Заключительный

(рефлексия)

-коммуникативно-диалоговые технологии

- технологии рефлексивного воспитания

- Подведение итогов мероприятия

 - Рефлексия

Личностные: формирование рефлексивно-оценочной деятельности.

Познавательные: умение оценивать новые знания, приобретенные во время участия в играх, творческих заданиях и в познавательном диалоге, делать выводы.

Регулятивные: умение самостоятельно анализировать свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.

Коммуникативные: воспитание ответственности перед собой и коллективом за результаты своей деятельности.

Воспитатель                                                                       А.А.Найденко

Заведующий отдела ВР                                                  Б.Н. Савченко

Ход мероприятия

1.Организационный момент.

Здравствуйте, товарищи кадеты!  «Сегодня занятие мы проведем в виде «Устного журнала», наш класс разделится на группы по интересам».

Первая группа- механики водители танков.

Вторая группа- наводчики танков.

Третья группа- командиры танков.

Четвертая группа-заряжающие танков.

Пятая группа- инженеров конструкторов. ( Данная группа проводила работу по подбору материала и готовила материал к докладу).

Кадеты рассаживаются за столы с названием групп.

                                                                                 Только тот народ,

который чтит своих героев,

может считаться великим

                                                                                 (маршал К.К.Рокоссовский).

2.  Определение темы классного часа. Целеполагание.

Вступительное слово:

     Воспитатель.  (Слайд № 2).

Звучит песня «Три танкиста».

Рассказ руководителя занятия: «Рассматривая фотографии участников Великой Отечественной Войны часто встречаешь на груди ордена и медали, они свидетельствуют о великом подвиге, совершенном нашими дедами и прадедами. Медали  «За отвагу» , медали «За оборону Москвы», медали «За оборону Кавказа» медали «За оборону Ленинграда», медали «За оборону Сталинграда» и многие многие другие награды»». Я же хочу поговорит о трех из них: Медаль «За отвагу», медаль «За оборону Москвы», медали «За оборону Кавказа».

Кто вспомнит, что изображено на лицевой стороне этих медалей?

Воспитатель: «Совершенно верно, на лицевой стороне этих наград изображен барельеф танка. На лицевой стороне медали «За отвагу» нарисован барельеф танка Т-35, а на лицевой стороне медали «За оборону Москвы» - танк Т-34 на фоне Кремлевской стены», на лицевой стороне медали «За оборону Кавказа» изображен Эльбрус. В нижней части, у подножья горы, нефтяные вышки и группа движущихся танков. Над вершинами горы виднеются силуэты самолетов.

Воспитатель: «Вы посмотрели медали и сейчас на экране вы видите танк. Подумайте и скажите, о чем пойдет сегодня речь?»

Выслушивает ответы трех кадет. При необходимости дополняет ответы.

Воспитатель: «Совершенно верно, сегодня мы поговорим о танках.  А именно о танке Т-34 и его модификациях. Ответим на вопросы, как и когда, появился этот легендарный танк, какова его роль в сражениях Великой Отечественной войны? Вспомним героев танкистов Великой Отечественной войны. 

    Воспитатель:   Впервые танки использовали на западном фронте в 1916 году в Первой Мировой Войне.

Первым русско-советским лёгким танком стал Русский «Рено», который был почти полной копией французского лёгкого танка «Рено» РТ- 17. Этот танк был принят на вооружение в 1920 году, но в боевых действиях участия не принимал.

К концу 30-х годов основным средним танком у советской армии был Т-28. У танка была слабая броня. Если усилить броню, танк становился тяжёлым, медленным и неповоротливым. Необходим был новый танк. В феврале 1939 года на заседание Комитета Обороны были показаны чертежи и макеты двух новых танков А-20 и А-32. Эти проекты были разработаны Михаилом Кошкиным.

3. Актуализация знаний.

Первая страница журнала.

С докладом выступает конструктор Приходько Никита. (Слайд № 3,4). 

Биография Михаила Ильича Кошкина

    Михаил  Ильич  Кошкин — советский        конструктор, создатель лучшего танка Второй мировой войны – среднего танка Т-34. Посмертно назван Лауреатом Госпремии СССР и Героем Социалистического труда. 

    Михаил Кошкин родился в многодетной крестьянской семье 21 ноября 1898 года. Его отец умер в результате несчастного случая на лесозаготовках, когда мальчику было 7 лет. Поэтому, как только Михаилу исполнилось 14, он отправился искать работу в Москве. Он стал подмастерьем на кондитерской фабрике, и эта профессия пригодилась ему во взрослой жизни. Когда Кошкин достиг призывного возраста, он был призван на службу в царскую армию. Но его служба продлилась недолго, так как в 1917 году началась Октябрьская революция. Она во многом повлияла на жизнь Михаила Кошкина: он вступил в ряды теперь уже Красной армии и сражался с белогвардейцами.

     В 1921 году для Михаила началась студенческая жизнь. Его направили в Коммунистический университет им. Свердлова, где готовили руководство для молодой Советской республики. Учёба в университете дала старт его партийной и руководящей роботе, сначала во Вятской губернии. С 1929 года Михаил Кошкин снова начинает учиться, на этот раз в Ленинградском политехническом институте.

     Вскоре Кошкина пригласили на Кировский завод опытного машиностроения, где инженеры работали над созданием бронетанковой техники. Из-за политической ситуации, которая сложилась на то время в Европе, танкостроение стало важной оборонной отраслью. На Кировском заводе Михаил Ильич занимал должность заместителя главного конструктора, которая стала пиком его карьеры в Ленинграде. 

  Работа на Харьковском заводе. Создание Т-34

    С декабря 1936 года М.Кошкина переводят в Харьковский паровозостроительный завод, где он занимает должность главного конструктора. Именно этот завод выпускал самые массовые танки Красной Армии БТ-5 и

БТ-7.

    Учитывая то, что в 1937 году НКВД начали массовые репрессии против конструкторов, должность М.Кошкина стала опасной. В случае любой ошибки или неудачи ему грозил расстрел. Однако такие условия способствовали проявлению лучших руководящих качеств М.Кошкина. Он смог заработать авторитет в новом коллективе, и не боялся продвигать свои новаторские идеи.

     Именно в 1937 году Михаилу Ильичу поручили разработать танк нового поколения, который бы заменил скоростной БТ-7. Кошкин понимал необходимость придать танку гусеничный ход. В то время все танки были оборудованы колесно-гусеничным движителем. Вместе со своим конструкторским бюро Кошкин спроектировал два танка – А-34, и А-32. Они были первыми прототипами будущего Т-34. В них был использован и первый дизельный двигатель В-2.

     Показ новой техники для руководства Кремля был назначен на март 1940 года. К этому времени завершилось создание двух прототипов Т-34, но они не имели достаточного количества пробега, чтобы быть допущенными к показу. Поэтому Михаил Кошкин принял рискованное решение перегнать танки с Харькова в Москву своим ходом. Это был уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях и проверить, были ли правильными технологические решения. Всю ответственность за пробег Кошкин взял лично на себя.

      Показ новой разработки стал триумфом Кошкина. Новые танки были быстрыми и изящными, имели высокий уровень защиты. Сталин назвал их «первыми ласточками танковых войск». На обратном пути в Харьков конструктор усугубил простуду, на которую заболеем ещё по пути в Москву. В Харькове Михаил Кошкин долгое время провёл в больнице, но его состояние только ухудшалось. В санатории «Липки» под Харьковом Михаил Кошкин умер. Это произошло 26 сентября 1940 года. 

    Воспитатель: «Вы прослушали доклад конструктора Приходько Никиты. Вопрос группе механиков водителей, подумайте и скажите: 1.Какие предпосылки привели к созданию нового танка? 2.Какие новые решения были использованы в конструкции танка Т-34?».

Выслушивает ответы трех кадет. При необходимости дополняет ответы.

     Вторая страница классного журнала.

  С докладом выступает конструктор Чистяков Ростислав. (Слайд № 5,6).

«Первые ласточки танковых войск страны» - основные модификации танка. 

    Танк Т-34 считался лучшей боевой машиной в годы войны. Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой отечественной войны. В нем сочетались огневая мощь, надежность боевой защиты и высокая маневренность. Сами фашисты признавались в том, что они не смогли не только ничего противопоставить этому танку, но не сумели даже скопировать его!

ТТХ- танка Т-34-76

Боевая масса танка была больше тридцати тонн;

Орудие – Л 11 и Ф 34 калибра 76,2 мм;

Мощность двигателя — 500 лошадиных сил;

Максимальная скорость — 55 километров в час;

Экипаж — четыре человека;

Было выпущено около 20 000 штук.

    "Т-34-76". Танк был очень хорошо сбалансирован - он сочетал в себе хорошую подвижность и проходимость по бездорожью, большой запас хода, а также сильное бронирование и достаточно мощную 76-мм пушку, которая пробивала абсолютно любой немецкий танк 1941 - 1942 годов.

     Пушки калибром 37-мм, которыми были оснащены легкие немецкие танки, такие как "Pz.35(t)" и "Pz.38(t)" с трудом "брали" броню "Т-34" даже на близкой дистанции. Более старые образцы бронетехники, вооруженные пулеметами, например легкий танк Panzer II вообще не имели никаких шансов при столкновении с новым советским танком.

    Что же касается основного танка Вермахта 1941 года - "Panzer III", то большая часть этих машин к началу войны с СССР уже была оснащена 50-мм орудием, которое было более эффективным против "тридцатьчетверки", но всё же оно не могло поражать советский танк с дальних дистанций ведения боя. Предельное расстояние, с которого "Pz.III" оснащенный 50-мм орудием мог пробить броню "Т-34-76" - это 600м, при этом немецкие танкисты должны были стрелять подкалиберным снарядом. Что же касается "Т-34-76", то его орудие могло легко пробить броню ранних модификаций немецкой "тройки"(30мм) на расстоянии свыше 2000м. Более поздние модификации "Panzer III", которые были у немцев на восточном фронте уже в 1941 году, такие как например "Pz.III" Ausf.H или Ausf.J, имевшие 60 и 50 миллиметров брони в лобовой проекции, также не вызывали проблем при встрече с ними на поле боя - их броня пробивалась 76-мм орудием с 1000м и 1500м соотвественно.

    Видно, что "Т-34-76" мог вполне успешно бороться с основным немецким танком начала войны, оставаясь вне зоны его эффективного огня и даже варианты самых поздних модификаций "тройки" типа Ausf.M или Ausf.L имевшие уже 70мм бронирование, были вполне уязвимы для пушки "Т-34" с расстояния в 500м. Немецкий танк "Pz.IV", оснащавшийся в начале войны короткоствольной 75-мм пушкой также был малоэффективен против "тридцатьчетверки" - сказывалась малая начальная скорость полета снаряда у немецкого орудия. Бронирование же "четверки" различных модификаций, стоявших на вооружении немцев в 1941-м, не обеспечивало ей защиту от 76-мм орудия "Т-34", поражавшего её практически с любых дистанций ведения боя.          

    Возвращаясь к вопросу о бронировании советского танка можно сказать, что революционное решение советских конструкторов задействовать углы наклона бронелистов дало свои плоды, так как это значительно усиливало вроде бы небольшое 45-мм бронирование, поэтому наклонная броня верхнего лобового листа "Т-34-76" часто провоцировала рикошеты при попадании снарядов с дальних дистанций, что ещё более затрудняло борьбу с тридцатьчетверкой для немецких танкистов, которые и так были поражены наличием у русских танка, серьезно превосходившего все боевые машины Вермахта.

    В целом можно отметить явные преимущества советских танков "Т-34-76" над немецкими в начале войны, однако все же не все так просто - теоретическое преимущество советского танка в 1941-м было несколько невелировано его недостатками: плохим обзором, что не давало быстро обнаружить противника, ненадежной трансмиссией, вызывавшей частые поломки и теснотой боевого отделения танка, затруднявшего работу экипажа. Все эти проблемы были окончательно решены уже в ходе войны на протяжении нескольких лет. Простота конструкции обеспечивала быстрое производство этих танков, а хорошая ремонтопригодность была бесценна в боевых условиях, когда поврежденный танк невозможно было вывезти с поля боя. Лишь примерно с 1943 года стала остро ощущаться нехватка бронирования и огневой мощи "Т-34-76". К этому времени немцы серьезно усилили броню своей техники, а на советско-германском фронте в больших количествах стали появлятся новые германские танки "Тигр"и "Пантера", которые уже превосходили советскую боевую машину в бронировании и мощи орудия. Ответом советской стороны стало создание новой модификации тридцатьчетверки в 1944 году: "Т-34-85". Воспитатель: «Вы прослушали доклад конструктора Чистякова Ростислава. Вопрос группе командиров машин, подумайте и скажите: 1.Какие преимущества были у Т-34-76 перед немецкими машинами на начало войны? 2.Какие недостатки были выявлены у нашего танка и как они устранялись? 3.ТТХ  Т-34-76? Что заставило советских конструкторов модернизировать Т-34-76?».

Выслушивает ответы кадет. При необходимости дополняет ответы.

С докладом выступает конструктор Пархоменко Александр. (Слайд № 7-9).

Модификация Т-34-85

    Советский средний танк Т-34-85 является модернизацией и дальнейшим развитием основного танка советских войск на протяжении всей войны. Тот факт, что советская "тридцатьчетверка" была лучшим танком Второй Мировой Войны, признан абсолютно всеми, в том числе и противником.

    Немецкие генералы Гудериан, Клейст, Шнейдер и другие, неоднократно высказывались о преимуществах советского среднего танка. И новая модернизированная "тридцатьчетверка", получившая индекс "Т-34 -85", стала еще более грозным оружием в руках советских танкистов, накопивших к 1944 году немалый опыт применения боевой техники. 

ТТХ- Т34-85

Боевая масса-32 т.

Орудие (колибр, марка)-85мм Д-5Т или 85мм ЗИС С-53

Мощность двигателя-500 л.с.

Запас хода –до 250 км

Макс. скорость -55 км/ч

Бронирование (лоб-борта-корма)-45мм-40мм-40мм

Экипаж-5 человек

Выпущено-35000шт

    Массовый выпуск новой "тридцатьчетверки" начался весной 1944 года.

"Т-34-85" представлял собой окончательный вариант советского среднего танка. Были устранены многие конструктивные недостатки - модернизированная "тридцатьчетверка" получила новую, более просторную и удобную для работы экипажа башню, проблема с обзором ушла в прошлое благодаря новым вращающимся перископическим приборам наблюдения Mk IV, а также установки командирской башенки с шестью смотровыми приборами со стеклоблоком триплекс. Расширение боевого отделения позволило экипажу эффективнее управлять танком в бою.

    Самым главным новшеством на "Т-34-85 было конечно новое 85мм орудие ЗИС-С-53, позволявшее куда более эффективно бороться со средними немецкими танками "Пантера" и тяжелыми танками "Тигр", против лобовой брони которых 76-мм орудие "тридцатьчетверки" 1942-1943 годов выпуска было уже почти бессильно. Важно было и то, что "Т-34-85" не утратил своих динамических характеристик в ходе модернизации - танк по-прежнему демонстрировал хорошую скорость, маневренность и проходимость.    

    Превосходная маневренность, которой обладала старая "тридцатьчетверка", также продолжала оставаться козырем танка в схватках с тяжелыми боевыми машинами противника. Конечно, "Т-34-85" несколько проигрывал тяжелым немецким танкам, особенно в плане бронирования, но разница была не столь фатальной. Орудие "Т-34-85" вполне способно было поразить немецкий "Тигр" с расстояния около 1300м, тяжелый танк противника разумеется мог уничтожить "тридцатьчетверку" с ещё более внушительной дистанции, но в реальной боевой обстановке танки нередко сталкивались и на небольшом расстоянии, что окончательно уравнивало их шансы.

    В конечном счете всё могло зависить от условий местности на которой шел бой и уровня подготовки экипажей. Что же касается танков "Пантера", то слабое бортовое бронирование этих машин было их уязвимым местом, а возможности "тридцатьчетверки" в плане маневра позволяли ей зайти противнику во фланг или же сблизиться до дистанции, на которой броня "Пантеры" не спасёт её от выстрела 85-мм орудия.

     Как и орудие "Тигра", 75-мм пушка "Пантеры" могла поражать "Т-34-85" за пределами дистанции его эффективного огня. Впрочем, это лишь теория, основанная на тактико-технических характеристиках немецких и советских орудий. В реальности немецкая броня на завершающем этапе войны была отвратительно низкого качества, что сказывалось на защищенности немецких танков не в лучшую сторону. Это было связано с дефицитом в Германии легирующих металлов и означало, что советские орудия различных калибров могли пробивать такую броню с дистанции, которая намного превышала номинальную. Всё это несомненно сказывалось на результатах танковых баталий на заключительном этапе военных действий.

    Сама же "тридцатьчетверка" была уязвима не только для танков противника, но и для большинства немецких орудий противотанковой обороны - к весне 1944 года, когда "Т-34-85" начал массово поступать в войска, немцы уже имели достаточно средств для поражения советских танков и 45мм броня не была для них проблемой. Однако появление перевооруженного "Т-34-85" стало неприятным сюрпризом для противника. Боевая эффективность танка всё же значительно повысилась по сравнению с его предшественником, оснащенным 76-мм орудием. Также "Т-34-85" стал еще более надежен. Преимуществом этой боевой машины продолжала оставаться простота эксплуатации и дешевизна производства, чего нельзя было сказать о новых немецких танках. Отработанность конструкции в условиях производства давало возможность производить "тридцатьчетверки" в больших количествах, хорошо продуманная компоновка обеспечивала хорошую ремонтопригодность, благодаря чему выведенные из строя танки быстро возвращались на фронт.

    И все же к концу войны роль главной танковой ударной силы Красной Армии уже отводилась тяжелому танку "ИС-2", который был намного лучше бронирован и нёс более мощное 122-мм орудие. К 1945 году "Т-34-76" фактически сделал свое дело. Этот танк всю войну был основным средством для нанесения противнику мощных танковых ударов, он надежно и долго служил советским танкистам на протяжении всей войны, а его модернизированный вариант - "Т-34-85" продолжал оставаться на вооружении еще долгие годы после её окончания.

Воспитатель: «Вы прослушали доклад конструктора Пархоменко Александра. Вопрос группе командиров машин, подумайте и скажите: 1.Какие новые конструкторские решения были применены на танке Т34-85? 2.Какие характеристики советского танка позволяли вести успешную борьбу со средними и тяжёлыми танками противника? 3.ТТХ  Т-34-85? Какие преимущества присущи новой модели Т-34-85».

Выслушивает ответы кадет. При необходимости дополняет ответы.

Третья страница классного журнала.

С докладом выступает конструктор Соловов Егор. (Слайд № 10).

Герои танкисты

    Не только техника делает армию сильной, а еще и люди ей управляющие. За всеми победами легендарного танка стояли люди: конструкторы, командиры, ведущие солдат в бой, солдаты, геройски сражавшиеся за свою родину.

    Анатолий Николаевич Балашов – офицер-танкист, Герой Советского Союза, участвовал в финской и Великой Отечественной войнах, награжден медалью «Золотая Звезда» и множеством других наград и орденов. Анатолию Балашову, как и многим другим людям его поколения досталась очень непростая судьба. Ему было суждено родится в очень тяжелое для нашей страны время. Анатолий Николаевич появился на свет в 1921 году – ещё полыхала Гражданская война и Советская Россия только приступала к долгому и сложному процессу восстановления народного хозяйства от разрухи военного лихолетья.

    Получив начальное образование и некоторое время проработав на заводе по производству льноволокна, Балашов уехал в Ленинград, отучился в техникуме, после чего получил работу печатника. Работал он в этой должности до 1939 года. В этом году он принял решение на добровольной основе вступить в советские вооруженные силы. Наступало самое тяжелое для СССР время – скорое приближение войны ощущалось всеми. Фашистская Германия стремительно наращивала военную мощь. Вскоре она продемонстрировала её – менее чем за месяц разгромив польскую армию и выйдя на границу с Советским Союзом.

     В 1939 году Советский Союз предпринимает попытки договориться с Финляндией. В обмен на земли в Карелии, финнам предлагалось передать СССР часть территории, для того чтобы отодвинуть границу, которая находилась в опасной близости от Ленинграда. Финляндия, чувствуя за собой поддержку Западных стран отказалась от сделки. Началась советско-финская война, в ходе которой Красная Армия поначалу с огромными сложностями взламывала финскую оборону, но все же смогла переломить ситуацию в свою пользу и добиться нужных территорий от Финляндии. Финская война была первым военным опытом Анатолия Балашова. Кроме того, в 1940 году он завершил обучение в Орловском танковом училище.

    Таким образом, к началу Великой отечественной войны у Балашова уже имелся некоторый военный опыт. Красной Армии очень не хватало на тот момент обученных офицеров, поэтому знания и опыт А.Балашова были как раз к месту и вовремя. В июне 1941-го германские войска вторглись в СССР. Анатолий Балашов участвовал в войне с самого её начала. Побывал на многих фронтах, командовал сначала танковым взводом, а затем ротой. Неоднократно был ранен. В ходе сражения на Курской дуге принимал активное участие в боевых действиях, сражался под Прохоровкой в составе 5-й гвардейской танковой армии.

     В биографии Балашова можно выделить очень интересный эпизод – осенью 1943 года его рота провела серию атак против противника возле населенного пункта Боровково, (Харьковская область). Против танкистов Балашова действовали тяжелые немецкие танки «Тигр», а также самоходные артиллерийские установки и живая сила врага. Рота грамотно повела боевые действия, окружив немецкую бронетехнику и отрезав её от коммуникаций. Немецкие силы понесли тяжелые потери, оставив на поле боя шесть боевых машин и примерно батальон пехоты убитыми. Была захвачена немецкая артиллерия и снаряжение. Один из подбитых немецких танков записал на свой счет лично Балашов.

     Этот эпизод был естественно далеко не единственным, Анатолий Николаевич Балашов еще неоднократно отличался в ходе войны, просто этот случай наиболее показателен. Звание Героя Советского Союза А.Балашов получил зимой 1944 года. За войну он неоднократно участвовал в опасных прорывах и тыловых рейдах против немецких агрессоров, уничтожил множество солдат и танков противника, множество раз ходил в танковые атаки.

После войны, в 1946 году, Анатолий Николаевич Балашов был уволен в запас. Проживал в Ленинграде. Скончался весной 1993 года.

С докладом выступает конструктор Опанасюк Роман. (Слайд № 11,12).

Владимир Бочковский - известный советский танковый командир и ас, уничтоживший за свою боевую карьеру 36 боевых машин противника. Свой боевой путь Бочковский начал 23 июня 1941 года. Именно тогда, на второй день Великой отечественной войны, он поступил в Харьковское танковое училище. Немецкие части наступали вглубь СССР с огромной скоростью, занимая города и всё ближе подходя к Харькову. Был получен приказ эвакуировать танковое училище из города. Бочковский и другие курсанты отправляются вместе с училищем в Узбекистан, где Владимир будет проходить военную подготовку до июля 1942 года. После окончания обучения Бочковского переведут в знаменитую 1-ю гвардейскую танковую бригаду.

    В её составе Владимир впервые вступит в бой в районе Брянска. На одной из железнодорожных станций Бочковскому и его танковой роте пришлось сражаться едва выгрузившись с платформ - на станцию вышли немецкие танки поддерживаемые с воздуха несколькими немецкими штурмовиками. Самолёты обстреливали железнодорожные платформы и советские танки с воздуха, а немецкие танкисты стреляли по не успевшей выгрузиться технике с земли. Часть танков, успевших сойти с платформ, начала бой с противником, другие открыли огонь прямо с них. Такими непростыми оказались первые бои для новоиспеченного офицера Бочковского.

   Под деревней Скляево летом 1942 года, Владимир Бочковский получит первое серьёзное ранение. С поля боя тяжело раненного Бочковского вынесет один из его подчинённых - сержант Фёдоров. Пребывание в госпитале из-за тяжелого ранения затянется до зимы. После выздоровления Владимир вновь вернётся в свою часть, ведущую бои на Калининском фронте. В конце декабря 1942 года Бочковский выполнит опасное задание по доставке боеприпасов, снаряжения и продовольствия одной из советских танковых частей, оторвавшихся от основных сил. Проехав под огнём противника на лёгком танке "Т-70" до оборонительных позиций советской части и выгрузив боеприпасы, Бочковский благополучно вернулся обратно на командный пункт, за что был отмечен командованиенм и получил медаль "За отвагу".

Летом 1943 года началась грандиозное Курское сражение, которому было суждено изменить весь ход войны на восточном фронте в пользу СССР. И Владимир Бочковский стал непосредственным участником этого знаменитого сражения. В ходе Курской битвы старший лейтенант Бочковский командовал ротой средних танков "Т-34". На одном из участков фронта его часть сдержала мощнейший удар крупной немецкой танковой группировки. Танковые части противника, в составе которых находились и тяжелые танки "Тигр" атаковали позиции роты Бочковского при поддержке авиации. Кроме этого противник вел беспрерывный артиллерийский огонь. В ходе тяжелейших боёв рота старшего лейтенанта Бочковского вывела из строя 16 танков врага, в том числе несколько "Тигров". Сам Бочковский уничтожил 3 вражеских танка.

В конце 1943 года Владимир Бочковский снова получает тяжелое ранение и на длительный срок выбывает из строя. Уже в 1944 году он выйдет из госпиталя и примет участие в боях на Украине. Бочковский отличился при взятии города Чорткова, в ходе расширения плацдарма на реке Теребна, боях за Теребовль и Коломыю. В ходе этих сражений его часть уничтожит большое количество живой силы противника, до десяти единиц танков и САУ, около 250 автомашин. Уже в самом конце войны при штурме Зееловских высот на подступах к Берлину, Бочковский будет снова тяжело ранен и на этом война для него закончиться - из госпиталя он выйдет уже после её окончания.

После победы Владимир продолжал службу в рядах советской армии. В 1980 году вышел в отставку и проживал в Тирасполе, принимая активное участие в деятельности различных ветеранских организаций. Умер знаменитый советский танкист весной 1999 года. Владимир Бочковский - один из многочисленных примеров мужества и героизма советских танкистов Великой отечественной войны. Именно эти мужественные и смелые люди чаще всего оказывались на самом острие атаки, первыми вступая в бой с противником. Несмотря на смертельную опасность, они двигались вперёд, атаковали оборонительные позиции врага, попадали под шквальный огонь с воздуха и земли, но не останавливались на пути к победе. Имена этих смелых людей навсегда остануться в истории нашей страны.

Воспитатель: «Вы прослушали доклады  конструкторов Соловова Егора и Опанасюк Романа. Вопрос группе наводчиков, подумайте и скажите: Какие эпизоды из биографии этих героических людей запомнились Вам?

Четвертая страница классного журнала.

С докладом выступает конструктор Петроченко Илья. (Слайд № 13-15).

Интересные факты

Факт№1

Владимир Хазов и три Т-34

     В июне 1942 года старшему лейтенанту Владимиру Хазову было поручено остановить колонну немецких танков в районе села Ольховатка. Добравшись до указанного района, решили действовать из укрытия. Молодой офицер считал, что главное оружие — внезапность, и не прогадал. Три советских Т-34 сумели разгромить 27 немецких боевых машин. Численное превосходство не позволило врагу выйти победителем из этого боя, а взвод Хазова в полном составе вернулся в расположение батальона.

Факт№2

     1941-й год. Наш танк КВ-1 остановился через неурядицы в двигателе на нейтральной полосе. Немцы долго стучали по броне, предлагали экипажу показаться, но те отказались. Тогда немцы зацепили КВ двумя своими легкими танками, чтобы оттянуть танк в свое расположение, и там без препятствий открыть.
Расчет не сработал - когда они начали буксировку, наш танк завелся с "толкача", и потянул немецкие танки в наше расположение.
Немецкие танкисты вынуждены были оставить свои танки, и КВ притянул их к нашим позициям.
Факт№3

Дерзкий командир танка, по-видимому, под хмельком, решил повоевать самостоятельно. Он ворвался на своем танке в Калинин (в настоящий момент Тверь) и, продвигаясь на танке по улицам, стал обстреливать из пушки и пулемета дома, где располагались немцы. У противника поднялась тревога. Решили, что советские войска ворвались в город. Паника была такая большая, что командующий немецкими войсками спешно вылетел на самолете из города. После этого рейда танку повезло без повреждений вернуться назад. Генерал Конев (тогда еще не маршал) вызывал к себе этого танкиста, выругал его, а затем снял с себя орден Красной Звезды и приколол его на грудь танкиста.

Воспитатель: Товарищи кадеты, сегодня вы более подробно познакомились с историей создания легендарного танка Великой Отечественной Войны. Вы узнали о конструкторе, создавшем этот танк, о танкистах, воевавших на этих замечательных машинах. Уверен, что каждое такое мероприятие расширяет ваш кругозор и знания, позволяет гордиться историей нашего государства.

На этом наше мероприятие подошло к концу. Я надеюсь, что для каждого из вас оно не пройдет даром.

Рефлексия: Ребята, вам сегодня понравился классный час?

Какое настроение осталось после классного часа?

Всем спасибо, до новых встреч!

Звучит песня «Марш танкистов».

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока ТЕХНОЛОГИИ в 5 кл. по теме "Швейная машина"

В методической разработке представлен план - конспект урока технологии в 5 классе раздела: элементы машиноведения, по программе В.Д. Симоненко. Тема урока: "Виды швейных машин. Организация рабоче...

Разработка урока технологии в 5 классе по теме: "Швейная машина"

Материал содержит конспект урока технологии для 5 класса по теме: "Швейная машина"  на котором учащиеся знакомятся с историей возникновения швейной машины, с устройством и видами приводов швейной...

Тест по теме " Электрические машины" по МДК 02.02.05 " Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин"

Тест по теме " Электрические машины" по МДК 02.02.05  " Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин"...

Конспект урока по теме "Классификация машинных швов. Выполнение соединительных машинных швов необходимых при изготовлении фартука."

Конспект  разработан для проведения уроков в 5-ом классе по ФГОС второго поколения.  На данных уроках учащиеся приобретают умения и навыки по выполнению машинных швов необходимых при и...

План-конспект урока. ТЕМА: Швейная машина с электроприводом. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом.

Обучение  учащихся разбираться в швейных бытовых машинах и их приводных устройствах, а также применять правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом....

Технологическая карта внеурочного занятия военно-патриотического клуба по теме "Назначение и боевые свойства АК-74"

Данное занятие подготовлено и проведено в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности "Русичи" (военно-патриотической направленности)....