Статья на тему: "Спорт и боевые искусства"
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
Самбо как элемент развития психологических и эмоционально-волевых качеств человека
Самбо — советский, а в настоящее время и международный вид спортивного единоборства, разработанный на основе борьбы дзюдо под руководством В. С. Ощепкова, а также боевое искусство (боевое самбо) - комплексная система самозащиты, возникшая при слиянии систем, разработанных под руководством В. С. Ощепкова и В. А. Спиридонова, и её спортивная дисциплина.
Cамбо подразделяется на два главных направления: спортивное и боевое. Если в первом случае основной задачей является демонстрация бросковой техники или техники болевых приёмов, то в боевом самбо первоочередной является способность бойца максимально эффективно и быстро лишить противника возможности к сопротивлению. Частично в связи с этим боевой раздел самбо с 1947 года до 1991 года был доступен лишь для силовых структур. По арсеналу используемых приёмов из всех существующих сегодня спортивных боевых искусств боевое самбо наиболее близко напоминает ММА.
Самбо, как и большинство других видов боевых искусств, направлено на развитие как физической так и психологической составляющей человека. Занятия самбо вырабатывают выносливость, гибкость, координацию , повышают скорость реакции, учат навыкам самозащиты, помогают выплескивать агрессию и эмоции. Учат самоконтролю ,сдержанности и мирному решению конфликтов.
Резервы человеческой психики — это важнейший ресурс, позволяющий экономить время на спортивную или боевую подготовку. Именно поэтому проблема психологической специфики боевых искусств подробно изучалась отечественной спортивной и военной психологией.
Многие спортивно-боевые единоборства имеют свою специфику, например, подготовка может проводиться в максимально сложных условиях: неблагоприятная погода, плохая видимость, значительно превосходящая численность противников и т.д. Важную роль для успеха играют и врожденные задатки, и генетическая предрасположенность, но мастерство определяется сформированными навыками, то есть устойчивыми психофизиологическими связями.
Признаки психологической классификации спортивно-боевых единоборств(САМБО):
контакт с противником или партнером: условный, опосредованный или непосредственный. От вида контакта зависит, реализуется ли естественная координация движений человека или осваиваются сложные движения, приемы и контрприемы.
цели: преодоление опасности, риск, надежность, социальная поддержка, эмоциональная насыщенность, экспрессия и т. д.;
условия: среда, опыт, традиции и правила, задатки и одаренность, статус и престиж, контроль.
Говоря о развитии психики при изучении не только самбо но и других боевых искусств, мы выделяем в первую очередь эмоциональную устойчивость. Существует множество видов развития психологической выносливости и хладнокровия и в различных боевых искусствах они разные.
Приемы, используемые в боевых искусствах, представляют собой особые защитные механизмы, позволяющие выжить как собственно в бою, так и после него. В основном, они направлены на контроль эмоционально-волевой сферы, а именно, на борьбу со стрессом, болью и страхом.
В спортивно-боевых единоборствах есть свое особое понимание стресса: то, что для других видов деятельности невыполнимо и сложно, здесь является нормой, а понятие сложного и опасного, стрессогенного фактора смещается в сторону смертельной опасности. Основной источник стресса — это прямой контакт с противником, то есть бой. В результате тренировок уровень приемлемого для человека стресса повышается, а способности его становятся больше, чем у человека, не занимающегося боевым искусством.
Для борьбы со стрессом используются различные техники и в целом тренируется эмоционально-волевая устойчивость. Вырабатываются такие качества, как настойчивость, выдержка, решительность, ответственность, дисциплинированность, самоорганизованность. Важное место в этой подготовке отводится борьбе со страхом:
создается абсолютная вера в себя, уверенность в своей победе, создание доминанты — для бойца попросту не может существовать негативного исхода боя;
абсолютная концентрация на процессе боя без мыслей о результате, что позволяет вести себя максимально эффективным образом;
контроль усилием воли, который позволяет отдавать самому себе приказы (т. н. «самоприказ»);
невозмутимость духа, достигаемая за счет отстранения от собственных переживаний (больше свойственна для восточных единоборств);
десенситизация — избавление от чувства страха, боли, достижение большей мышечной силы, обострение реакции (путем нейтрализации нежелательных условных рефлексов);
уверенность профессионала: вера в свои силы, основанная на большом опыте и знании пределов своих возможностей.
В древнем Китае существовал такой особый метод подготовки воинов, как военные танцы — это самая древняя из форм обучения по методу динамического стереотипа. Схожие практики существовали у всех первобытных народов. Второй вид подготовки к бою — охота, где не только отрабатывались физические качества и тактика, но и развивались черты характера, нужные для воина — сила воли, выдержка и т. д.
Перед важными делами, и в том числе перед боем, китайцы прибегали к гаданиям — для этого существовала всем известная книга перемен или И-Цзин. Как ни странно, но гадание способствовало созданию нужного психологического настроя: если оно было благоприятным, то поднимало боевой дух, а если нет, то заставляло воина мобилизовать все ресурсы, чтобы приготовиться к худшему. Так или иначе, гадание снимало стресс, вызванный ожиданием и неизвестностью.
Существовали также методы поднятия боевого духа и снятия страха перед смертью у воинов, как, например, ритуальная клятва и написание прощального письма, чтобы «порвать с мыслями о жизни». После этого у воина оставалась только цель — победить врага, не думая о том, удастся ли выжить.
В системе каратэ есть так называемые ката — упражнения или удары, выполняемые в одиночку. Изучение одних лишь ката не дает мастерства в поединке, где используются совсем другие движения и механизмы. Однако, ката очень важны именно для психофизиологической тренировки, обеспечивающей ускорение координации движений, что и соответствует тому самому закону сукцессивности, описанному выше. Также ката имеет отношение к идеомоторной тренировке — отработке боя в воображении, что способствует более успешным действиям в реальном поединке.
Большое внимание в восточных единоборствах уделялось также медитации на какой-либо образ, дыханию, активирующему или расслабляющему различные системы организма, произнесению особых звуковых рядов (мантр и т. д.). Также применялся массаж, в основном, точечный, то есть стимуляция биологически активных точек, расположенных на энергетических меридианах, что влияло на определенные органы и системы.
Подводя итог, что же дают боевые искусства и самбо в частности человеку. Главное и основное — это управление своими эмоциями, способность совладать с собой в экстремальных ситуациях, чтобы выжить, несмотря ни на что. Готовность выдерживать усиленные физические нагрузки, справляться со страхом, стрессом и болью, в том числе преодолевая и страх смерти. Способность поднимать боевой дух и настраивать себя на победу, а также активировать скрытые резервы психики в нужный момент, как и повышать уровень своих физических и психических возможностей в целом. Знание себя и своих пределов, компенсация слабых мест и опора на сильные. Все это в совокупности делает человека гармонично физически и психически развитым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История хапкидо-Корейского боевого искусства
История хапкидо-Корейского боевого искусства...
Урок английского языка по теме "Боевые искусства".Учебник: Тимофеев В.Г. "Uр & Up. Student’s Book: учебник английского языка для 11класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)"
Конспект и презентация к уроку английского языка для 11 класса по теме "Боевые искусства" разработаны к учебнику Тимофеева В.Г. "Uр & Up. Student’s Book: учебник английского языка для 11класса: ср...
Смоленков Д.Ю. - Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практики японских и китайских боевых искусств (доклад по общей педагогике) февраль 2012 г.
Доклад был написан мной во время обучения на первом курсе ЛГУ им. А.С. Пушкина по предмету Общая педагогика.Название доклада - "Гуманистическое воспитание детей и взрослых посредством изучения и практ...
Программа по физкультуре самозащита "Боевое искусство" Бокс/тай-бо
Тай-бо является современным фитнес-направлением, включает в себя всевозможные элементы и движения из бокса, каратэ, тхэквондо, дополненные стандартными аэробными шагами и силовыми упражнениями. Програ...
«Развитие физической активности с элементами боевых искусств и восточных единоборств»
Развитие физической активности с элементами боевых искусств и восточных единоборств – это процесс совершенствования двигательных физических...
Примерная структура теоретической подготовки учителей физкультуры, руководителей физического воспитания, тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования по направлению «Боевые искусства (спортивно-боевые единоборства) и самооборона»
Боевые искусства (БИ) и спортивно-боевые единоборства (СБЕ) - популярные направления в дополнительном образовавнии и внеклассной работе. Помимо практических умений и обще-педагогических представлений ...
Статья на тему "СПОРТ - норма жизни"
Цель: вовлекать детей в систематическое занятие спортом, физической культурой; привлекать детей к здоровому образу жизни; учить работать в группах, развивать коммуникативные способности, фор...