"Ежели вы вежливы"- час общения
материал (9 класс) на тему
Час общения "Ежели вы вежливы" предназначен для детей и подростков 11-16 лет. Его цель: познакомить ребят с общепринятыми нормами нравственности,воспитывать культуру общения, взаимоуважения, правила хорошего тона, показать,что вежливость-это проявление уважения к людями и выражается она в словах, мимике, жестах, поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivost.docx | 43.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения « Ежели вы вежливы».
Эпиграф. «Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость». (Сервантес).
Цель: познакомить детей с общепринятыми нормами нравственности, воспитывать культуру общения, взаимоуважение, правила хорошего тона, обеспечить введение «волшебных слов» в речевой обиход учащихся как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения, способствовать формированию нравственно-этических, гражданско - патриотических чувств, показать, что вежливость- это проявление уважения к людям и выражается она в словах, тоне, жестах, мимике, поведении.
Оборудование:
Ход урока.Орг. момент.
-Кл. час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных.
Добрых, замечательных,
Скромных и влиятельных.
Работаем в группах.
У вас на партах лежит листок со стихотворением. Подчеркните те слова , которые вы считаете важными, дорогими, добрыми, замечательными, скромными, влиятельными.
1группа
Слон муравью уступает дорогу;
- Доброе утро! Спешим понемногу?
А муравей: - Ах, спасибо, спешу.
Как вы любезны! Прощенья прошу.
2 группа
Жаворонок в небе
Так сказал орлу:
- Вы орёл, устали, сядьте на скалу.
А орёл ответил:- Правильно, сынок,
Много лет живу я, вот и занемог.
И тебе желаю долго жить, как я,-
Пусть тебе поможет вежливость твоя.
3группа
В небе красивый закат догорал,
Ласковый ветер с травою играл,
Суслик сказал: - Уважаемый крот,
День угасает и ночь настаёт,
Скоро взойдёт золотая луна…
Доброй вам ночи. Спокойного сна.
4 группа
Театр открывается! К началу всё готово!
Билеты предлагаются за вежливое слово!
До свиданья! Здравствуйте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты – не один, а целых три.
-Перечислите их. Как можно назвать эти слова ? ( вежливыми)
Правильно.
Учитель: И как вы уже догадались тема нашего классного часа «Ежели вы вежливы».
Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, вспомним вежливые слова. Мы попробуем составить правила вежливости.
А эпиграфом нашего мероприятия будут слова Сервантеса ««Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость».
-Добрый день! Здравствуйте! Приветствую вас! Каждый из нас на себе испытал действие этих удивительных слов, сказанных с доброй улыбкой. Как мы обращаемся к человеку? Как мы приветствуем? Очень важно научиться это делать так, чтобы никого не обидеть.
Вы растёте, вас ждёт впереди много интересных дел. Пройдёт время, вы окончите школу, станете строителями, агрономами, врачами, учителями. Но кем бы вы не стали, прежде всего вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми. Добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми, милосердными. Этому надо учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими, а взаимоотношения людей лучше, понятней.
Итак, вас встречает удивительная « Коробка ощущений» ( в ней шишки, мягкая игрушка)
Учитель: Ребята что лежит в этой коробке?( Не видно , она закрыта.)
- А как можно узнать? ( Засунуть руку в окошечко и потрогать Дети на ощупь по одному находят предметы.)
- Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.
(Этот предмет мягкий, тёплый.)
_ Мягкий, как что?( Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)
_ Что ты почувствовал, когда его гладил? ( Мне было тепло, приятно, мне, казалось, что это, что-то доброе, хорошее.)
_ А у кого возникли другие ощущения? ( Не знаю что-то колючее, с иголками.)
_ Что же ты почувствовал? ( Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)
_ Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
Народная мудрость гласит «Слово не воробей, вылетит не поймаешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Она напоминает нам, что не к месту сказанное слово может ранить человека и иметь такие же последствия, как грубый поступок).
- Ребята, по каким качествам можно судить о вежливости человека (вывешиваю на доске таблички со словами).
- Попробуйте дать определение понятию "вежливость".
Вежливость – это доброе поведение, почтительность.
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
-А давайте теперь заглянем в словарь русского языка Ожегова и прочитаем, что означает это слово.
Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.
-Подберите синонимы и антонимы к слову "вежливый".
Вежливый – учтивый, благовоспитанный, деликатный, корректный, любезный, обходительный, галантный, предупредительный, уважительный, воспитанный, тактичный, приличный.
Невежливый – дерзкий, грубый, некультурный, неприветливый, неучтивый, хамоватый, циничный, невоспитанный.
А как же возникло это слово?
До VI века в русском языке широко употреблялось слово "веже" – знаток. "Веже" – от "ведать", "знать". "Веже – это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и "вежество", позднее превратившееся в "вежливость".
"Вежество" – качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили "вежеству" в школах наряду с грамотой и молитвами.
Послушайте, как в древности люди приветствовали друг друга:
-Рабы Древнего Рима при встрече обнажали бритые головы.
-Рыцари снимали шлем и несли его в руке, говоря тем самым «я тебе доверяю». Те времена давно прошли, а обычай остался: мальчики, входя в помещение, снимают головной убор, показывая свое хорошее отношение к хозяевам и уверенность в том, что тебя уважают.
- С тех же времен идет обычай, здороваясь снимать перчатку с правой руки, показывая, что в его ладони не спрятано оружие.
- Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.
- Военные отдают друг другу честь.
- Мы с вами уже изучали некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Давайте вспомним их сейчас.
-Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им «до свидания» при расставании.
-Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
-Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
-Почаще в своей речи нужно использовать «волшебные» слова.
-Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.
Учитель. Значит наше общение и наше поведение невозможно без такого качества как вежливость.
Умение владеть культурой речевого общения - это один из главных секретов доброжелательных отношений между людьми.
-Для чего нужно людям знать вежливые слова? Как они помогают людям в различных ситуациях?( чтобы обратиться к кому либо поблагодарить , извиниться.). Правильно.
В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
Давайте вспомним самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении: (здравствуйте! ,будьте добры, спасибо, будьте любезны, извините, доброе утро! ,благодарю, спокойной ночи!, пожалуйста, добрый день!, до свидания!, добрый вечер!, скажите, который час?, извините за беспокойство).
-Молодцы, вы много знаете вежливых слов, остается надеется, что вы их будете применять в жизни.
-А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я говорю фразу, а вы определяете вежливо это или невежливо. Если вежливо – хлопаете один раз, а если невежливо, то хлопаете два раза.
Поздороваться при встрече –
Толкнуть и не извиниться –
Помочь подняться, поднять вещи –
Не вставать, обращаясь к учителю –
Взять билеты в автобусе –
Не уступать место в транспорте –
Не заметить недовольство мамы –
Помогать старшим –
Не обижать младших –
А теперь работа в группах.
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать в парах.
Задание ( на листочках).
Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.
Как вежливые слова помогают здороваюсь с ними, говорю
найти друзей им «проходите пожалуйста»
Как вежливые слова помогают Здравствуй, давай с тобой
мирить, если я обидел друга и дружить.
хочу помириться, я могу сказать
Как вежливые слова помогают Прости пожалуйста
быть гостеприимными, когда ко
мне приходят гости я всегда
Если вы не знаете имени человека Простите пожалуйста или
к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры, скажите,
начните фразу со слов
-Проверяем . (Зачитывают.)
- Кто не согласен?
-А теперь каждый из Вас запишет на листочках, которые лежат перед вами:
«Слова-приветствия»: Здравствуй. Доброе утро, добрый день, вечер,
привет, приветствую вас, рад приветствовать вас.
«Слова извинения»: Извините; Простите; Я Виноват.
«Слова благодарности»: Спасибо, я очень благодарен Вам.
«Слова-прощания»: До свидания, пока, счастливого пути.
« Слова просьбы»: Будьте добры, пожалуйста.
Игра «Составь пословицу». Задание. Соедините части пословиц:
Учись доброму - на добрые дела.
Ласковое слово так и прослывёшь.
Жизнь дана дурное на ум не пойдет.
Как проживёшь, лучше мягкого пирога.
Про доброе дело говори смело.
Правильные ответы:
Учись доброму - так и прослывёшь.
Ласковое слово - лучше мягкого пирога.
Жизнь дана на добрые дела.
Как проживёшь, так и прослывёшь.
Про доброе дело говори смело.
-Не только слова должны быть у нас вежливы, но и поступки добрыми.
Послушайте стихотворение и скажите как поступили одноклассники Саши в этой ситуации.
Глаза у Саши велики,
Наш Саша близорукий.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: "Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!"
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда,
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Учитель: Как поступили одноклассники Саши в этой ситуации?
Вывод: не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходило краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Предлагаю работу в группах. Решить задачи по культуре поведения.
1 группа.
В школе по коридору идет группа учащихся из различных классов. А навстречу им учительница математики.
Два ученика поздоровались с учительницей. А остальные прошли мимо. Как будто не заметив ее.
- Почему же вы не поздоровались с учительницей7 – спросил один.
- А она нас не учит.
Вопросы.
1. Правы ли эти учащиеся?
2. Как должны вести себя школьники при встрече с учителями и всеми взрослыми. Приходящими в школу?
3. Какое ваше правило на этот счет?
(Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься).
-Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори!
2 группа.
Вы слышите такой разговор по телефону:
– Позовите Мишу.
– Какого Мишу?
– Ну, какого? Мишу.
– У нас нет Миши.
– Как нет? (Собеседник вместо ответа кладет трубку.)
Задание. Рассмотрите ситуацию. Допустимо ли так вести разговор по телефону? Представьте, что вы звоните заболевшему товарищу . Как вы начнете разговор? А если к телефону подошла мама, бабушка или братишка? Как лучше обратиться к ним? Составьте вариант разговора двух собеседников по телефону. Проиграйте свою ситуацию.
3 группа.
Прочтите стихотворение, ответьте на вопросы.
Вежливый ослик.
Был ослик очень вежлив,
Воспитанный он был.
Всем улыбался, кланялся
И "здравствуй" говорил.
Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
Тюлень – тюфяк,
А заяц – трус,
А лев – дурак,
А слон – обжора
И толстяк...
Ни разу доброго
Словца
Он не сказал
Ни про кого, –
А я прошу тебя,
Дружок,
Не будь похожим
На него!
Вопросы:
1. Как ведет себя по-настоящему воспитанный человек?
2. Какие вежливые слова вы знаете? Каким тоном их произносите?
3. Что желают люди, приветствуя друг друга? Можно ли потом, пожелав кому-нибудь здоровья и всего доброго, ругаться, ссориться?
Вывод.
Если мы хотим, чтобы уважали нас, мы сами должны проявлять такое же отношение к окружающим. Помните всегда : поступай с другими так как, хотел бы , чтобы поступали с тобой.
Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать правила вежливости. Давайте мы сейчас с вами попробуем составить правила вежливости (совместно с учащимися составляют правила вежливости).
Работа в группах «Образуй свое правило». Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.
Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.
Правила вежливости . (Вывешиваются на доску).
-Вежливость проявляется в отношении с людьми.
-Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
-Будь вежлив со своими товарищами : не давай им прозвищ и кличек.
-Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
-В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай
-младших.
-Не отвечай на грубость грубостью.
-Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
-Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
-Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова.
Запомните эти правила вежливости на всю жизнь!
-Ребята, чтобы познать, на сколько вы вежливы, нужно понаблюдать за своими поступками, речью, т.е. произвести самонаблюдение. После этого, без всяких скидок дать себе самооценку.
Ребята, давайте проведём игру, которая позволит вам дать самооценку. Игра называется “Исповедальная свеча”. Послушайте внимательно ход и правила игры:
- Вот зажжённая свеча! Каждый из вас, беря в руки свечу должен ответить честно, искренно, откровенно на заданный вопрос. Свеча идет по кругу.
Я озвучиваю вопрос, а вы глядя на свечу, как на исповеди откровенно отвечаете и передаете свечу своему товарищу.
Вопросы:
1. Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты себе изменил (изменил в мире)?
2. Считаешь ли ты себя вежливым и воспитанным человеком?
3. Какие “+” качества присуще тебе?
4. Какие “-” качества присуще тебе?
5. Были ли случаи когда ты вёл себя неуважительно (не вежливо) к окружающим людям?
6. Какие “+” качества ты предпочитаешь видеть в людях?
7. Какие “-” качества ты не хотел бы видеть в людях (одноклассниках)?
8. Что бы ты хотел изменить в отношении со сверстниками, с родителями, с учителями?
9. Как ты считаешь, добрый ты человек ?
10.Приходишь ли ты на помощь людям, которых обидели?
11. Часто ли ты грубишь взрослым?
12. Хочется ли тебе делать добрые дела?
13. Справедливо ли крылатое выражение «Чтобы радость людям дарить. Надо добрым и вежливым быть?
14. Приведи примеры доброты и вежливости из твоего жизненного опыта?
Подведение итогов.
Воспитывать себя очень непросто, люди воспитывают себя всю жизнь. Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, уважительное отношение к взрослым. Давайте радоваться жизни, улыбаться доброте, делать друг другу комплименты. И тогда все будут рады общению друг с другом.
Итак, ребята, большое вам спасибо за участие, за то, что вы не побоялись ответить на неожиданные вопросы. Мне понравилось с вами общаться и думаю наш классный час пойдет вам на пользу.
Используемая литература:
«Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины». Маргарита Давыдова, Ирина Агапова. Для уч-ся 1-5 классов. Москва, 2000.
«В школе и на отдыхе». М.А. Бесова. Ярославль, «Академия развития», 1997.
«Педсовет» №5-2007.
Сценарии школьных праздников. Второклассники любят праздники…/Серия «Школа радости»/ Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.
«Вежливость на каждый день» Ян Камычек. Москва, 1988, Издательство «Знание».
«Поговорим о вежливости» Б. Бушелева. Иркутск, 1988. Восточно-Сибирское книжное издательство.
Задание 1. Найдите ответы на ситуации. Соедините линиями.
Как вежливые слова помогают здороваюсь с ними, говорю
найти друзей им «проходите пожалуйста»
Как вежливые слова помогают Здравствуй, давай с тобой
мирить, если я обидел друга и дружить.
хочу помириться, я могу сказать
Как вежливые слова помогают Прости пожалуйста
быть гостеприимными, когда ко
мне приходят гости я всегда
Если вы не знаете имени человека Простите пожалуйста или
к которому обращаетесь, лучше всего Будьте добры, скажите,
начните фразу со слов
Задание 2. Записать
«Слова-приветствия»:
«Слова извинения»:
«Слова благодарности»:
«Слова-прощания»:
« Слова просьбы»:
Игра «Составь пословицу». Задание. Соедините части пословиц:
Учись доброму - на добрые дела.
Ласковое слово так и прослывёшь.
Жизнь дана дурное на ум не пойдет.
Как проживёшь, лучше мягкого пирога.
Про доброе дело говори смело.
Игра «Составь пословицу». Задание. Соедините части пословиц:
Учись доброму - на добрые дела.
Ласковое слово так и прослывёшь.
Жизнь дана дурное на ум не пойдет.
Как проживёшь, лучше мягкого пирога.
Про доброе дело говори смело.
Игра «Составь пословицу». Задание. Соедините части пословиц:
Учись доброму - на добрые дела.
Ласковое слово так и прослывёшь.
Жизнь дана дурное на ум не пойдет.
Как проживёшь, лучше мягкого пирога.
Про доброе дело говори смело.
«Образуй свое правило».
Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.
Правила вежливости.
-Вежливость проявляется в отношении с людьми.
-Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
-Будь вежлив со своими товарищами : не давай им прозвищ и кличек.
-Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
-В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай
-младших.
-Не отвечай на грубость грубостью.
-Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.
-Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
-Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "А ежели вы вежливы".
Материал содержит информацию об истории слова "вежливость", о лах поведения в обществе, инсценировки на тему вежливости....
Ежели вы вежливы
Разработк классного часа на тему "Ежели вы вежливы" может быть использована как в начальном звене, так и на средней ступени обучения (5-6 классы)....
Классный час "Ежели вы вежливы..."
Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей.Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,- говорил он этим жес...
Ежели вы вежливы...
Цели занятия:создание условий длявоспитания позитивного эмоцонально-ценностного отношения к родному слову, чувства сопричастности, к сохранению его уникальности и чистоты,стремления соверш...
Ежели вы вежливы
Материал о культуре поведения и этикете...
Ежели вы вежливы
Занятие о правилах культуры и вежливости,к друг другу и окружающим....
Беседа о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы"
Классный час о правилах вежливого поведения "Ежели вы вежливы". Материал направлен на то, чтобы помочь учащимся уяснить правила поведения в конкретных жизненных ситуациях....